Кино – это аудиовизуальное искусство. В этом определении 50% термина занимает слово аудио. Звук с головой погружает зрителя в происходящее на экране. Он стал для нас обыденностью, но какую роль он может выполнять? Какую художественную ценность он представляет? (текстовая версия ниже)
История
В 1927 году на экранах появился «Певец джаза». Это первый звуковой фильм. Хоть это и звучало революционно, но на деле звуковым сопровождением в фильме выступали разве что песни, исполняемые героем. Сам же тип повествования не изменился: диалоги между персонажами все также сопровождались титрами, это была революция ради революции. Я предлагаю взглянуть на ряд оригинальных решений, которые не вошли в повседневность, но все также способны удивлять.
Страшный саспенс
Одним из новаторов здесь выступил снова всем известный Альфред Хичкок. Достаточно вспомнить одну знаменитую сцену из «Психо». Героиня принимает душ и все, что мы слышим это лишь журчание воды. Даже, когда убийца незаметно подходит к шторе, мы все еще слышим только воду, а затем громкий неожиданный звук. Таким образом режиссер нагнетает саспенс, то, что заставляет нас сидеть перед экранами, вцепившись в ручки кресел.
Самое интересное заключается в том, что если мы будем разбирать современные хорроры, то увидим одинаковое построение напряженных сцен, которыми вас хотят напугать. Например, в том же «Оно» практически все скримеры построены по принципу саспенса от Хичкока: напряженная музыка, затем тишина и «скример».
Неудивительно, что в жанре хоррора постоянно появлялись энтузиасты, старающиеся преобразить существующую модель. За примером далеко ходить не надо, это «Тихое место» Джона Красински. Данная картина возводит в абсолют молчание и тишину, ведь монстры, охотящиеся за героями чувствительны к любому звуку. На самом деле, здесь работает та же система саспенса, о которой я упоминал выше, однако в фильме Красински постоянное условие тишины усиливает напряжение, добавляет адреналина и заставляет зрителя переживать все 90 с лишним минут.
Это оригинально!
Давайте обратимся к более изобретательным решениям. Например, один из представителей Французской новой волны Жан-Люк Годар создает самую знаменитую неловкую паузу в кино в фильме «Банда Аутсайдеров». Сидя за одним столиком и исчерпав все темы для разговора, герои замолкают ровно на 36 секунд, причем отключается совершенно весь звук в фильме.
Совершенно противоположный прием использует Роберт Олтмен в картине «Нэшвилл» 1975 года. В одной из сцен сразу несколько персонажей разговаривают одновременно, образуя абсолютную какафонию звуков. Зритель, чтобы хоть что-то уловить, должен сосредотачиваться только на одном герое. Опыты с акустическим пространством стали возможны в семидесятые годы ХХ века благодаря технологии Dolby Stereo. Это были огромные бюджетные затраты, однако продюсеры пошли на это, ведь в ту эпоху надо было соперничать за зрителя с телевидением.
Не менее интересный, и, на мой взгляд, самый смелый эксперимент со звуком сотворили создатели фильма «Артист». Фильм увидел свет в 2011 году и, несмотря на то, что он был черно-белый, вдобавок к этому еще и немым. Картина рассказывала о неудачной карьере актера, который оказался не готов к приходу звукового кинематографа. Отсутствие звука играет здесь очень важную художественно-композиционную роль. Только в финале, в последние несколько секунд мы слышим дыхание и голос героя (и вообще первый звук в фильме). Это дает нам надежду, что персонаж смог преодолеть препятствия и реабилитирует свою карьеру.
Какие итоги мы можем подвести?
Звук – это неотъемлемая часть киноискусства. С помощью него зрители полностью погружаются в атмосферу происходящего. Однако в умелых руках, звук становится художественным инструментом, превращая фильм в полотно для творчества.
Лучшие комментарии