VR за пределами PC. Потерянное поколение.
Рассвет мертвецов во время заката...
Disclaimer: Будет много “воды” и историй моего опыта и знакомства с миром VR и личные размышления автора “на тему”. Надеюсь, вам понравится!
Луч надежды
Как же я был удивлён, заходя в очередной раз на YouTube под покушать, видя, как в рекомендованных роликах красуется обзор на Boneworks от “стопгейма”. Первый (на Farpoint было что угодно, но не обзор) полноценный обзор на VR-проект от такого крупного канала. Наконец-то! Потом The Walking Dead: Saints and Sinners… Ролики по теме… Half-Life: Alyx… Понеслась!!!
Осиное гнездо
Алекс, безусловно, взорвала заваленный вход в пещеру vr-рынка, в которой до сих пор в основном обитали лишь совсем заядлые аборигены. Не сказать, что рынок был мёртвый. Нет, совсем наоборот! Но он очень, очень, ооооочень медленно подползал к основной индустрии развлечений. Не хочу лишний раз обмусоливать причины (дорогое оборудование, проблемы с вестибулярным аппаратом, отсутствие ААА тайтлов — вот и обмусолил), но высокими продажами из-за отсутствия большого кол-ва пользователей vr-игры похвастаться не могли.
Балом правят недорогие полу-инди проекты, такие как Beat Saber, Superhot, Job Simulator и так далее. Виртуальная реальность идеальная платформа для подобных игр — минимум денег в разработку -> нишевый рынок -> больше шансов быть замеченными и окупить разработку (талант авторов не отрицаю). Разумеется, никто из крупных издателей не захочет вкладывать какие-то бешенные миллионы в разработку контента под столь мелкий рынок. Есть, конечно, Facebook* со своим Oculus и эксклюзивами. Эти проекты очень высокого качества, но их нельзя назвать “трипл-эй” по разным причинам (уровень проработки, да и продолжительность, явно не те).
И вот 21 ноября 2019 года. Valve делает что-то легендарное. Дебютный трейлер Half-Life: Alyx — в сети!
“Да я с детства за ВИАР!”
Это краткое введение в рынок vr-гейминга необходимо для общего понимания ситуации. Игроков мало, шлемы дорогие, компьютеры к ним еще дороже. Везде крики что он не “НУЖОН”, аттракцион на раз. Все мы это помним. И вдруг одним роликом всё становится с ног на голову. О виаре говорят, о нём все мечтают, хайп наращивается и, как следствие, интерес простых людей “не в теме” (сам лично знаю таких).
Boneworks — становится одной из самых обсуждаемых игр той зимы не только для виртуальной реальности, но и игр вообще. Все восхищаются физикой, сходством с “Халвой”, уровнем погружения. На горизонте маячит новый виар-проект по Ходячим мертвецам, о котором ещё пару месяцев назад никто и знать не знал. Всем было просто наплевать — игрокам, прессе, блоггерам, крупным каналам. Виар, наконец-то, приняли в “семью”.
В это время я гуглю мануалы — “Как подключить PSvr к компьютеру”
“Хочу спасать Астроботиков!”
Отойдем немного от глобальной темы. Я — консольщик поневоле! Да, так тоже бывает! И это не отрицает того факта, что я всегда был их поклонником, и мечтал о консоли еще с предыдущего поколения. Просто взвесив все за и против, я пришел к выводу — топовый PC и его апгрейд я вряд ли потяну, а консоль со мной надолго (человек семейный — деньги есть куда потратить). К тому же эксклюзивы! в 2017 году я купил свою PS4Pro, зимой следующего года — приобрёл PSVR. Самый слабый технически, но самый доступный шлем виртуальной реальности.
Это было прекрасно! Я давно наблюдаю за развитием виртуальной реальности. Влюблён в нее с первых показов технологии Околусом, но наша реальность не давала мне возможность такой покупки. Быстро купив пару б/у PlayStation Move — я погрузился в vr…
Resident Evil 7, Arizona Sunshine, DOOM VFR, Superhot, Job Simulator, Until Dawn: Rush of Blood, AstroBot Rescue Mission, Skyrim VR,VR Worlds — во что я играл в первые полгода/год.
Казалось что игр много, много полноценных проектов, взрослых, интересных (хоть и в основной массе — коротких). Но, как выразился бы Танос: “Реальность полна разочарований”.
В недрах PS store, в поросшей мхом и паутиной вкладке PlayStationVR оказалось столько непонятного, странного, да и откровенно слабого проходного контента, что даже не верится! Эй, Сони! У тебя же лучшая библиотека игр в этой части вселенной! Это же не Steam помойка с инди-шлаком сделанными на коленке одним школьником, во время того, как папа пошел за ремнем из за очередной двойки.
И вот спустя малое кол-во времени для меня на psvr стало не во что играть. Совсем! Если я находил на PC интересную мне vr-игру, я надеялся увидеть ее в магазине Sony. Таким образом я купил, поиграл и остался доволен игрой Raw Data, например.
Видимо, успех AstroBot Rescue Mission настолько вскружил японцам голову хорошими продажами, что они пришли к выводу — PlayStationVR платформа для семейных игр, казуалов и детской аудитории. Очень часто игры вроде Ghost Giant стали появляться в магазине. Милые и красивые, но бесконечно простые однообразные и бестолковые игры для “широких масс”. Не этого ждал от виртуальной реальности.
Особым исключением является игра Кровь и Истина. Но о ней в немного позже!
“Хочу съесть всех Астроботиков!”
В итоге консольный виар никем не воспринимается всерьёз. Казуальная аудитория, слабое железо и прочие радости жизни. И это про аудиторию в 5 миллионов проданных шлемов!
Качество портов на PSvr неоднократно критиковалось. Закрепился стойкий стереотип — невозможно перенести полноценный vr проект на консоль, на мувах невозможно организовать нормальное управление, и Sony, по моему мнению, не особо способствовала обратному.
И наконец-то весной 2020 года, выходит консольный порт The Walking Dead: Saints and Sinners, расправляет плечи, прищуривает взгляд и втыкает осколок стекла прямо в паутину многострадальной вкладки в сторе. Полноценная (!), проработанная(!!), многочасовая (!!!) игра с PC, слегка урезанная визуально, отлично оптимизирована как под железо, так и под управление Мувами. Восторги от игроков, от западных блогеров (в снг ни одного обзора на psvr версию я не нашёл).
Дак значит было можно? Можно! И даже нужно! Уверен — если Sony выставит Ходячих на “вкусное” место в магазине — игра станет супер хитом! Таких игр еще не было на платформе!
Прости нас vr, мы всё потеряли...
Данная игра побудила меня на эту статью.
Проблемы портов на psvr всегда стояли очень остро:
— DOOM VFR хорош технически, но угробили управление;
— Arizona Sunshine управление удачное, любой вид перемещений, но видно что один из первых портов на консоль, слабая графика. (что не помешало мне пройти ее несколько раз со всеми дополнениями);
— Skyrim VR я промолчу, можно?;
— Resident Evil 7 графически очень так себе, хоть и быстро привыкаешь и т.д.;
Можно долго приводить примеры, но я думаю мысль ясна.
“Ходячие” показали, что можно сделать приличный графически, стабильный технически и идеальный по управлению порт! То, что большие vr игры прекрасно себя чувствуют на консоли и не вызывают дискомфорта. Очень жаль что это случилось под закат эпохи PS4.
Скоро выходят Gorn и Budget Cuts — заслуженные компьютерные виар хиты, но рангом поменьше. Pistol Whip и Vader Immortal также заглянут на psvr. Как жаль, что так поздно.
И теперь давайте представим — Что игры вроде The Walking Dead, Boneworks, Half-Life: Alyx и игры схожие по масштабу, проработке и бюджету выходили также на консоли Sony? Пусть чуть урезаны визуально, но не концептуально и контентно. Если бы Сони помогала с портами и заинтересованно предлагала это издателям и разработчикам?
Если бы вся аудитория psvr была бы доступна для разработчиков? Огромная платежеспособная аудитория!
И Sony сама же предоставила такой пример выпустив летом 2019 года боевик Blood & Truth (Кровь и Истина). Пользователи, дождавшись серьёзного виар-проекта раскупили его как горячие пирожки, и вывели на первое место в чартах продаж в Великобритании (впервые для vr игры). Значит спрос есть! Как и грамотный маркетинг, разумеется.
И что в итоге?
Разработчики могли бы позволить потратить больше денег на разработку, надеясь на окупаемость. Качество игр выросло бы на всех платформах! Появилась конкуренция. Всё так просто.
Конечно, это только мои рассуждения, и достаточно скомканные. Моя задача была накинуть пищу для ума и порассуждать, а не быть истиной в последней инстанции. Также не лишним будет пояснить — речь шла о мультиплатформе. Эксклюзивы на то и эксклюзивы.
Но моё мнение — Sony очень плохо развивала PSvr в этом поколении… Иначе у меня бы не было мысли о костыльном подключении своего шлема к компьютеру ради хоть какого то контента.
Не все мозги съедены
Как уже многие выразились, VR- индустрию сейчас можно сравнить с игровой 80х-90х годов. И мы прошли целое поколение. Я надеюсь, что с новыми консолями, Sony будет более активна на рынке виртуальной реальности, и все PC-хиты, о которых сегодня шла речь, обязательно заглянут и туда. Как и новые проекты. Очень жаль что Microsoft не поддерживают эту идею — здоровая конкуренция никогда не помешает. VR уже зародился, научился ходить и более менее связно разговаривать! Теперь ему надо окрепнуть, повзрослеть и возмужать. Нас ждет интересное время, друзья!
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии