11 апреля 2020 11.04.20 0 4162

L.A. Noire Remastered: Страх и отвращение в Лос-Анджелесе

+2

загрузочный экран специально сделан как обложка бульварного романа

Изначально я опубликовал эту заметку в своем блоге на драйв2, но решил попробовать и тут.

Go tell that long tongue liar Go and tell that midnight rider Tell the rambler, The gambler, The back biter Tell 'em that God's gonna cut 'em down
(Johnny Cash)

L.A. Noire. И как долго я могу восхищаться этой игрой, хотя в ней есть и явные изъяны, порой сильно бьющие по глазам. Но начнем, как всегда, с прелюдии. Моей самой любимой игрой детства и юности была и остается Mafia: The city of Lost Heaven, или, как ее называют в народе, “перваямафия”. Это была первая игра, которую я прошел на ПК, но никаких “синдромов утенка” — до этого у меня была PSOne и с видео-играми, где есть интересная на то время графика, чудесный геймплей и шикарно поставленный сюжет я уже был знаком (Silent Hill, Metal Gear Solid, Gran Turismo, Soviet Strike, Crash Bandicoot). Но классический сюжет о хороших людях, совершающих чудовищные поступки, детальное воплощение открытого мира, дух той мрачной эпохи, чудесный саундтрек, разнообразие игровых миссий, прекрасные почти реалистичные машины тех лет и адекватное оружие — лишь одни и многих особенностей, которые поразили меня в этой игре до глубины души. После этого я прошёл всеми любимую на то время GTA III, но мне она показалась такой убогой, бессмысленной и глупой, как любая часть франшизы про супергероев по сравнению с “Андреем Рублевым” Тарковского. Конечно, потом было много восхитительных произведений в игровом жанре, но по скурпулезности дизайна, продуманного сюжета и восхитительных декораций L.A. Noire приближается именно к той самой Первой Мафии, хотя отображает обратную сторону жизни, а именно — будни полицейского детектива в неспокойное послевоенное время.

Но что же такое сам жанр “Нуар”? Будучи большим фанатом, но отнюдь не знатоком кинематографа, лично для себя я это понимаю, как детективная историю, где какая-то невинная мелочь вроде пропажи человека или котенка раскручивается в сюжет о чем-то громадном, невообразимом и страшном, куда по своей глупости или отваге ввязался главный герой. Что же до главного героя, то он должен быть одиноким меланхоликом с какими-то проблемами. Что в сюжете должна быть трагичная героиня в виде роковой красотки, чья история будет проходить нитью через основное повествование (или ее просто убьют в начале и больше мы о ней не вспомним). Что злодей должен быть могущественным, жестоким и почти инфернальным (или он лишь пешка в руках настоящего негодяя, который всю историю прикидывался смешным компаньоном главного героя) и вообще что при определенных почти неотъемлимых канонах этого жанра, играть с этими канонами, выворачивать их или представлять с совсем неожиданной стороны — и есть главный канон жанра Нуар. Причем, не стоит думать, что Нуар — это лишь период с 20ых по 60ые годы нашего века. Действия прекрасного фильма “Frantic” Поланского разворачиваются в Париже 90ых годов, но сама атмосфера тайны и закулисной жизни “самого романтичного места на земле” передана восхитительна, как и столкновение американской и европейской культуры в лице героев Харрисона Форда и Эмануэль Сенье. “Темный город” Алекса Прояса — это вообще фильм перевертыш, начинающийся как самый обыкновенный детектив, а заканчивающийся … посмотрите сами, но именно оттуда взята основа истории всем известной “Матрицы”, потому “Матрицу” я воспринимаю как не оригинальный и скучный вторяк, без всяких откровений. “Одинокие сердца” — тоже Нуар, но неповторимый в своем жестоком реализме, как переиначенная история о Бонни и Клайде, показывающая другую влюбленную пару не отчаянными бунтарями, а жесткими убийцами, чьи комплексы компенсируются их жаждой к насилию. Даже произведение Пушкина “Пиковая Дама” вполне похоже на нуарную историю с привкусом мистики.
Да что там, само слово “Noir” (можно с Е и без Е на конце) переводится с французского не только как черный цвет, но и как грязный, темный, незаконный, беспросветный и еще много какие там есть значения, как в английском у слова “Stuff”. В общем, тут нет ничего однозначного, тем жанр и любим.

Возвращаясь же к сюжету игры L.A. Noire, которая не стесняется заимствовать, а то и цитировать идеи из кучи фильмов о той же эпохе, начиная с “Касабланки” или “На Север через Северо-восток” и так всю дорогу до “Секретов Лос-Анджелеса” и уже упомянутых тут “Одиноких сердец”. История и раздробленная и цельная в своей раздробленности. Вообще весь этот проект — сплошной оксюморон и игра со зрителем, потому что как видео-игра Л.А. Нуар не воспринимается в принципе, это больше что-то кинематографическое, а местами — литературное, как и “Амнезия: Машина для Свиней”, где после прохождения ощущение, будто отличный чудовищный триллер прочел.
Вместе с главным героем, детективом Коулом Фелпсом мы пройдем путь от патрульного до детектива в разных отделах. Кроме совсем уж вводного патруля, где нас знакомят с основными механиками игры (к которым мы вернемся позже), будет отдел местного ГАИ, где нужно будет расследовать преступления, так или иначе связанные с авто-транспортом. Эта лишь вводная часть, где есть 5 ничем не связанных между собой расследований, в одном из которых будет фигурировать брошенный Паккард посла какой-то южной страны, в другом таинственное исчезновение любящего мужа, и даже про кинозвезд, их продюсеров и их грязные нравы будет упомянуто, ведь дело все в Лос-Анджелесе происходит. И уже тут игра начинает раскрываться как действительно стоящее произведение, ведь мы вместе с главным героем избавляемся от надоевшей нас униформы патрульного и еще более надоевших его, патрульного, обязанностей. Теперь у нас выглаженный костюм, служебный Бъюик и молодой, но уже достаточно опытный напарник Стефан. Большую часть игры мы проводим за рулем машин, но вовсе не в погонях, а в поездках с места на места и, не смотря на простейшую модель поведения транспорта (не сравнить с той же GTA IV), мне эта рутина вождения никогда не надоедает. Да, так пожалуй можно сказать и о всей игре, это не угарный экшн, и даже не умеренный экшн, а именно спокойное повествование, где погони, драки и перестрелки подчеркивают то или иное событие, а не служат для тупого развлечения, как в других массовых продуктах хоть игровой, а хоть и кинематографической культуры.

Именно в первом отделении мы и разбираемся в главной идее, что эту игру нужно проходить неспешно, внимательно и почти медитативно. У нас в каждом из четырех отделов (автоинспекция, убийства, наркоконтроль, поджоги) есть по 5 дел и почти каждое дело начинается так:
В участке главный инспектор назначает нас расследовать дело, мы садимся в машину и едем до места преступления, по дороге разговаривая с напарником и обсуждая личную жизнь, взгляды на жизнь или исход предыдущего расследования. Когда мы приезжаем на место где, скажем, был найден брошенный голубой Линкольн Континенталь с окровавленным интерьером, мы неспешно ходим по локации и собираем улики. Уликами может быть все что угодно, от содержимого багажника машины до незначительных предметов, незаметно лежащих на земле. Чтобы успешнее пройти дело, желательно собрать ВСЕ улики на месте. Из этих улик мы узнаем пару тройку адресов/свидетелей/подозреваемых и, вооружившись уверенностью в собственной правоте едем к ним. Пока едем — снова разговариваем или слушаем радио, где играют старенькие джазовые мотивы вперемешку с простой как палка рекламой или новостями о том, что Китай, возможно, станет союзником СССР в предстоящей холодной войне идеологий.
Приезжаем на место, где нужно тоже все осмотреть, найти еще улики и связать их с уже найденным материалом, может решить пару совсем легких загадок по составлению труб в сан-узле, а потом — допрос.
Допрос — это самое интересное в этой игре, это основная ее механика и главная статья в бюджете на разработку. Дело в том, что при имеющихся или не имеющихся уликах, нам нужно выудить у свидетеля или подозреваемого ту информацию, которая поможет нашему расследованию. Team Bondi — создатели игры, потратили огромную кучу средств и времени, чтобы с помощью, если не ошибусь, 32 камер с разных сторон записать мимику живых актеров в виде реакции на вопросы Коула, а потом, при недостаточном количестве доказательств, чтобы мы от лица детектива догадались врет нам опрашиваемый или нет, смотря на ужимки и лицевые его жесты. Трудно это описать в словах, но на деле все становится ясно и увлекает это получше любых погонь и перестрелок! Так у нас есть три варианта постановки вопроса:
— Вежливый вариант (Good Cop), то есть поинтересоваться в вежливой форме о причасности имярека к преступлению.
— Не вежливый вариант (Bad Cop), значит оказать на допрашиваемого психологическое давление, делая акцент на повышении голоса, громких заявлениях и прямом подозрении в совершении преступления или сговоре с преступниками.
— Обвинение (Accuse). Тупо уличить или обвинить человека, но тогда он скажет что-то вроде “Какие Ваши Доказательства?!”, за которыми нам нужно обратиться к записной книжке, в которой они все приводятся. Если доказательства совпадают в обвинением, то допрашиваемому уже некуда деваться, если же нет — он обвинит вас. Хотя последнее ни на что не влияет.
Тут надо коротко отвлечься и заметить, что я пишу про Remaster версию игры для PS4 и XBone, которая вышла в ноябре 2017ого года. Сама же игра вышла в Мае 2011 года и там эти варианты назывались Truth, Doubt и Lie, но я рад что тут их переименовали, внеся чуть больше ясности в курс беседы.
Но, думаете, на этом все кончилось? Как бы не так, допросы лишь ведут нас к другим локациям, другим уликам и другим допросам, время от времени разбавляемыми сценами драки, стрельбы и погонь, которые… можно перемотать! Да, в этой игре нельзя скипнуть заставочный ролик, но зато можно перемотать весь экшен, вернувшись к, собственно, неторопливому, но интересному расследованию. Именно эта составляющая настолько полюбилась мне и это такая редкость в современном (даже на время 2011 года) игростроении, что игра воспринимается чуть ли не как тот же арт-хаус, где балом правит не столько коммерция, сколько самовыражение творца.

Так вот, сначала, в отделе автотранспорта мы можем расследовать кражи, обманы страховки (вроде этого), исчезновения людей и даже некий заговор против кинозвезды. Коул Фелпс по началу кажется настоящим идеалистом, который может и улики найти, и на преступника надавить, и Шекспира процитировать. Но, по скольку всё действие происходит в 1947 году и мир только отходит от шока Второй Мировой, то и у нашего героя есть неприятный багаж воспоминаний, связанный с прохождением службы в Тихоокеанской кампании США, на острове Окинава. Эта параллельная история, развивается во флешбеках между основными делами и проливает свет на совсем другую личность главного героя и его поступки. Тут то и становится понятно, что вся напускная правильность и морализм героя — лишь повод для того, чтобы казаться другим, а не тем негодяем, которым он себя совершенно заслуженно считает, после того что он сделал на войне. Интересная линия, которая не только раскрывает нам главного героя, но, ближе к середине игры, вплетается в повествование игры. А ведь ещё есть третья сюжетная линия, подающаясь нам из найденных газетных статей, про психиатра и студента мед.училища, которая тоже полностью раскроется к финалу игры, где все линии переплетутся и мы сможем увдеть картину в целом.
Особенно, когда пройдя службу в отделе убийств и даже найдя таинственного убийцу «Чёрного Георгина», мы попадает в отдел по борьбе с наркотиками и нам предстоит расследовать дела, связанные с бывшими однополчанами и хищением морфия в особо крупных размерах. В этом нам будет «помогать» циничный коррупционер — детектив Рой Эрл, который берет взятки, ворует улики, ненавидит работать, обожает дорогие костюмы, дружит с Мейером Коэном и ездит на темно-бордовом Кадиллаке.
Именно тут главному герою и нам вместе с ним придётся понять, что коррупция есть везде, и особенно в полиции, что некоторых преступников просто отпускают, до этого буквально поймав за руку и что мир — не совсем справедливое место.
А уж что будет в отделе поджогов — увидите сами, когда пройдете до этого места. Мой любимый, но самый мрачный, даже по сравнению с отделом убийств, сюжетный интервал. Я бы и больше написал о сюжете, но это нужно пройти и прочувствовать самому, насколько просто, но здорово там все реализовано.
Просто игра не обходит острые углы и показывает, что порой полицейским легче обвинить ни в чем неповинного человека, чем признать свою ошибку, что шутки могут быть крайне циничными, когда каждый день видишь трупы, а что все окружающие люди рано или поздно становятся подозреваемыми, а окружающие предметы — истинными или ложными уликами.

Другой момент, от которого я в восторге, это воссозданный по фотографиям и документам Лос Анджелес 1947 года. Не весь, а всего три района: Голливуд, Уилшир и Центр Города. Но, поверьте, там есть на что посмотреть. Многие в прессе ругали игру, что, мол, тут открытый мир — лишь декорация и сам по себе пуст и скучен, но я вижу в этом достоинство, а не недостаток, потому что эта игра — скорее интерактивный фильм и город тут правда для фона, но для какого фона и как он воссоздан! И я не только про улицы и дворы, но в каждом деле нам предстоит провести время в разных помещениях и вы бы видели с какой любовью и фанатизмом авторы воссоздали сам ритм и вид жизни того времени, в котором телефоны — это роскошь, а телевидение — роскошь непозволительная! Где нет карты GPS и направление нужно искать самому или следовать указаниям напарника, где негров открыто называют ниггерами даже в полицейских протоколах, где к женщинам относятся как аксессуару для мужчин, где все еще по старому, «как раньше». За поиском доказательств в квартире, в проулке или на складе ловлю себя на мысли, что на оформление интерьеров и их наполнение не особо нужными по сюжету, но очень точно подчеркивающими образ жизни их обитателей деталями, работа проделана фантастическая. За все 25 часов игры не было ни одного типового помещения, все, даже три полицейских участки, очень отличаются друг от друга и просто гулять там — уже удовольствие. Правда, это как будто попасть в другое время. Само собой, не представляю, на что была похожа жизнь в это время, но если всё было хоть как-то так, то сейчас — намного лучше и легче в любом плане, хотя машины, тогда, конечно были красивее.

О да, машины. На них авторы заморочились, лицензировав 95 машин для игры. Там нет левых марок вроде Ульвера или Болта, как в той же Мафии, это вполне реальные автомобили, и с каждым отделом меняется не только напарник и костюм главного героя, но и машина на которой он ездит. Да, можно теоретически угнать или даже отобрать любую машину в городе, но мы играем за образцового полицейского, который так не сделает, потому ездим лишь на чем нам дадут, а это будет сначала Форд, потом Бьюик, затем и Нэш, и даже Кадиллак с Хадсоном. Но как бы хорошо внешне машины не были прорисованы, видимо силы и бюджеты ушли на создание движка к игре и оцифровыванию анимации лиц, так что ведут себя транспортные средства по аркадному не правдоподобно. Но во всем великолепии залитых солнцем улиц, скрывающих мерзкое нутро жителей Города Ангелов, на управление машин и физику их поведения на дороге я как-то перестал обращать внимания и просто ехал до очередного места преступления, поддерживая разговор с напарником.

Само собой, и в этой игре есть недостатки, но мне не хочется думать о них, и тем более — перечислять, я ведь не журналист и не рецензию пишу, а лишь заметку о собственных впечатлениях. И впечатления такие:
Когда я прошел эту игру впервые, в 2011 году, я был в приятном шоке от увиденного. Когда я вернулся к ней сейчас, мне она понравилась даже больше, чем раньше. И я очень завидую тем вам, кто впервые в это сыграет, ведь первого впечатления уже не вернешь.
Настоящий шедевр в своем жанре и если эта моя заметка хотя бы одного человека побудит сыграть в L.A. Noire, то писал я ее весь вечер не зря и совесть моя чиста. Побольше бы качественных продуктов в любой сфере жизни, и жизнь была бы ещё лучше.

главный герой Коул Фелпс, крайне неоднозначный протагонист

иногда игра подбрасывает простые, но оригинальные загадки, ведущие к уликам, зацепкам и доказательствам

Жаль, нет вида из салона

в игре можно встретить вполне реальные достопримечательности города

Режим допроса, где, за недостатком улик, выражение лица допрашиваемого может его выдать. Но не в этом случае.

всегда очень интересно следить за мимикой разных персонажей

водительские права 47ого года. Вместо фотографии — отпечаток пальца, а ведь так реально документы выдавались!

декорации здесь умеют удивлять своей сменой и разнообразием

газетные статьи помогают раскрыть сюжет во всех его аспектах

игра задаёт актуальные вопросы

игра продолжает задавать актуальные вопросы

хороший, наверное, фильм был…

по окончанию каждого дела мы получаем вот такую таблицу, где нам говорят, насколько хорошо мы подошли к раскрытию преступления

рассматривать предметы быта — одно удовольствие, пусть они даже к делу не относятся

В игре есть энциклопедия автомобилей, как в первых двух Мафиях, но машины тут реальны и лицензированы. Поэтому большинство, как этот Корд, тех марок, которых уже давно нет с нами.

почему-то очень многие отрицательные персонажи тут ездят на Ликнольн Континенталь, я шестерых насчитал

тоже вещ-док

прекрасная игра и до сих пор — образец для всей игровой индустрии!


L.A. Noire

Платформы
Жанры
Дата выхода
17 мая 2011
2.9K
4.3
1 735 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также