Эта статья является своеобразным продолжением моего поста о творчестве Йео, опубликованного в 2018 году. Потому здесь я обойдусь без углублённых экскурсов по творческому пути Вадима Гилязетдинова — в том тексте моменты биографические освещены вполне себе. Данный материал я пишу в качестве своеобразного камбэка, ибо университетские выпуски, повторные поступления, «интересные» работы и военная служба отнимали у меня неприлично много времени. За год топтания кризы много чего в мире поменялось, а мой писательский скилл нехило застагнировал. Так что прошу вас, дорогие друже, автора покритиковать и, если оно потребуется, наставить на путь истинный.
Сиддхарта Гаутама, Будда, нарисовал круг куском красного мела и сказал: «Если людям, даже незнакомым, однажды суждено встретиться, что бы им ни выпало, как бы ни расходились их пути, в назначенный день они неизбежно сойдутся в красном круге».
Жан-Пьер Мельвиль Французский кинорежиссёр и сценарист Эпиграф фильма «Красный круг» («Le cercle rouge»), 1970
Через два года после релиза своего дебютного проекта «The Friends of Ringo Ishikawa» Вадим Гилязетдинов, ранее скрывавшийся под псевдонимом yeo, вновь ворвался на цифровые полки сервиса Steam. Много воды с тех пор утекло: у игры о похождениях выпускника-рецедуя и его озорной шайки появилась скромная, но преданная фанбаза, а дистрибутив «Ринго Ишикавы» наконец-то был отшлифован до зеркального блеска. Более того, пиксельный симулятор японского школьника обрёл нехилую популярность на территории Азии. Оно и неудивительно, ибо многие восточные геймеры до сих пор отказываются верить, что русскому человеку удалось настолько аутентично воссоздать типичный хапонский ПГТ. Один китайский издатель даже помог yeo с выходом игры на Nintendo Switch и согласился поддержать Вадима с новой разработкой. Меланхоличный боевик «Arrest of a stone Buddha» стал доступен для покупки 27 февраля этого года. Со дня премьеры прошло всего-то чуть больше месяца, однако yeo не совсем доволен результатами продаж и отзывами покупателей. Произведение не так богато на разнообразие игровых механик, как его предшественник, ведь во главе угла ныне стоят созерцание и рефлексия. «Арест каменного Будды» — проект крайне самобытный и минималистичный, а на полноценное прохождение уйдёт от силы три-четыре часа. Тем не менее, поведать о нём хочется, да и отыскать корень народного недовольства не будет лишним. Не так уж часто наши соотечественники преуспевают в «авторском» геймдеве, потому за yeo, как я считаю, надобно стоять горой.
Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях.
Отрывок из Бусидо
Начнём, пожалуй, совсем издалека, а именно – с финальных титров. Там, помимо перечисления всех причастных к созданию «Каменного Будды», присутствует раздел «Особые благодарности», в котором затесались имена режиссёров Жан-Пьера Мельвиля, Луи Маля и Джона Ву. Творчество первых двух повлияло на сеттинг; последнего – на геймплей. Французский неонуар сталкивается с гонконгским боевиком – смесь получается адовая, не иначе. Действие игры разворачивается в Париже образца 1976 года. Главный герой — безымянный наёмный убийца, во внешности и повадках которого безошибочно угадываются черты персонажа Алена Делона из фильма «Самурай» по имени Жеф Костелло (посему предлагаю называть протагониста «Каменного Будды» также). Жизнь нашего подопечного – страшнейшая рутина, состоящая из бесбашенных перестрелок на пару с бесцельными мытарствами по серым улочкам туристической столицы Европы. Он страдает от бессонницы, из-за чего вынужден сидеть на снотворных. Ни женщины, ни деньги, ни выпивка не способны выдавить из него даже самой скудной эмоции. Круг общения ограничивается лишь пожилым работодателем, безмолвной «подругой на одну ночь» да персоналом близлежащих увеселительных и не очень заведений.
Серые будни нехотя сменяют друг друга, а число выкуренных сигарет растёт прямо пропорционально количеству бандитов, умерщвлённых руками нашего Жефа. Без единого намёка на комплексное развитие сюжета или любые другие сценарные изыски. История «Arrest of a stone Buddha» буквально движется в никуда. В стиле всё тех же Мельвиля и Маля – разреженно и отстраненно, будто бы действующие лица заключены в вакуум. И лишь обведённая красным маркером дата в настенном календаре главного героя, выбор которой ложится на плечи геймера в начале прохождения, ведёт осязаемый отсчёт игровых дней до развязки. Развязки, разумеется, депрессивной и холодной, на что повсеместно намекают и редкие реплики протагониста, и его аскетичное окружение, и фоновая музыка, вдохновлённая тоскливым пианино Франсуа де Рубэ.
Игра про наемного убийцу. По традиции уже есть город, в этот раз совсем крошечный, и есть экшен. Во время экшена надо убивать, а в городе надо жить. Убивать не так чтобы совсем легко, но весело, а жить не так чтобы совсем тяжело, но тоскливо.
Вадим «yeo» Гилязетдинов Создатель игры Выдержка из описания «Arrest of a stone Buddha» в магазине Steam
Ещё со времён «The Friends of Ringo Ishikawa» yeo предупреждал потенциальную аудиторию о том, что в его работах главенствующую роль играет эстетика. Приключения Ринго Ишикавы представляли собой знакомый по серии «River City Ransom» бесхитростный битеэмап с элементами тайм-менеджмента, присущими франшизам «Persona» и «Shenmue». Тем не менее, стрелки с бандами из конкурирующих школ и прокачка в виде походов в спортзал разбавлялась возможностью облокотиться на балкон и выкурить цибарку иль позалипать в бедноватый на контент телеэкран в компании одноклассников. Не из геймплейной необходимости и не для убиения внутриигрового времени, а исключительно в целях более эффективного погружения в шкуру подконтрольного персонажа. Ощущение ради ощущения – не более, не менее. Для полного осознания данного тезиса приведу цитату yeo из моей прошлой статьи:
Я дизайнил игру так, чтобы вы могли там жить, чтобы если ночью приспичило и вам захотелось бы вдруг покурить, облокотившись на балконные перила, вы могли это сделать.
«Arrest of a stone Buddha» возводит концепцию подобного рода иммерсивности в абсолют. Open-world здесь присутствует номинально, вследствие чего свободное от «заказов» время занять особо-то и нечем. Это значит, что, в отличии от того же «Ринго Ишикавы», новый проект Вадима Гилязетдинова не совсем про «погулять-пострелять-поугарать с реплик NPC». Оно, в первую очередь, про эстетическое смакование и редко где встречаемую тактильность происходящего по ту сторону экрана. Глобально времяпрепровождение в «Каменном Будде» можно разделить на две составляющие: боевые вылазки и мирные бытовые эпизоды. Разнообразием аль механической глубиной не блещут ни первые, ни вторые, однако Дьявол таки существует, и кроется он в деталях.
Динамика здешних боёв напоминает криминальные разборки в стиле «Круто сваренных» Джона Ву, в которых решил поучаствовать клирик Грамматона Джон Престон из «Эквилибриума» Курта Уиммера. Супостаты прут со всех сторон и прут толпами. Наш Жеф учиняет на просторах Парижа форменный геноцид, ибо количество вражин сопоставимо разве что с числом зомби, истребляемых во время среднестатистического забега в «Left 4 Dead». Задача игрока – банально прошагать из пункта «А» в пункт «Б» и скрыться с места преступления аки Джекет из «Hotline Miami». Точку совершения контрольного выстрела в голову «цели» и локацию с эвакуационным транспортом, как правило, разделяет два-три «экрана». Подлянка заключается в том, что респаун противников не прекращается ни на секунду, поэтому, обсуждая боёвку «Каменного Будды», мы говорим не столько о зачистке карты, сколько о судорожном побеге за её пределы.
Хоть по умолчанию игра выбрасывает геймера на поле брани, зафиксировав сложность на уровне «Normal», умирать придётся часто. Страшно представить, что ожидает самоуверенных ганслингеров, пожелающих осилить «Arrest of a stone Buddha» на открываемых после первого прохождения «Hard» и «Insane». Главный герой придерживается принципа «кто понял жизнь, тот не торопиться» и крайне лениво передвигается по локации. При том ни хэлсбара, ни счётчика амуниции нет и в помине, а отморозки с дальнобойными винтовками, ведущие по нам шквальный огонь откуда-то из «заэкранья» сокращают и без того сомнительную выживаемость любого новичка до считанных секунд.
Дабы противостоять ордам озлобленных французских мафиози, нам доступен скромный, но достаточно эффектный набор приёмов классической киношной «ганкаты». Стрельба по-македонски в оба направления движения, резкие перемены углов ведения огня на манер Джона Уика и парочка рукопашных атак помогают отсрочить неумолимо приближающийся рестарт. Без слоу-мо и всего с тремя вариантами вооружения помимо кулаков (один/два пистолета да дрободан), зато с интуитивно понятным и крайне отзывчивым управлением, завязанном на сочетании жалкой пары клавиш, если не считать «стрелочек» для передвижения. Геймдизайнерская формула «easy to learn, hard to master» во всей своей красе.
Бои напоминают ритм-гейм, где аналогом попадания в бит выступает документально зафиксированный хэдшот. Победа в «Каменном Будде» улыбается только тем, кто наловчился не глядя давить на кнопки в такт появления недругов, а не подключать тактическую жилку. Зажал «C» — Жеф вскидывает ствол, начал лупить по «Z» — нещадно разбрасывает маслины аки Макс Пэйн. Геймеру только и остаётся, что корректировать направление огня да раздавать оплеухи излишне смелым гангстерам, подобравшимся слишком близко к герою. Ближний бой также помогает позаимствовать у них пушку (патроны то не бесконечные) и продолжить свинцовый карнавал, масштабам которого позавидует даже «Crimsonland». Действия механически элементарные, но в то же время элегантные и донельзя кинематографичные.
В перерывах между «мясом» геймер волен изучать три с половиной городских сквера и где-то с полдюжины контор. Открытый мир в «Arrest of a stone Buddha» напоминает медитативную экскурсию по спальному району Парижа, в рамках которой Жеф может посидеть в кинозале, пополнить запасы седативных препаратов или прикупить пальтишко посолиднее. Не воспрещается также заглянуть «на огонёк» к старой знакомой, не привыкшей задавать лишних вопросов, поглазеть на экспозицию музея живописи под вариацию «Ave Maria» от Шарля Гуно или же пропустить рюмочку горячительного в ламповом кафе «Орхидея». Деньги тратить не на что, потому что в «Каменном Будде» их просто-напросто не существует. В отличии от «The Friends of Ringo Ishikawa», тут отсутствуют экономическая составляющая, система прокачки и потребности навроде «покушать/поспать». Исследовать Париж или же дождаться внутриигрового вечера, чтобы накатить снотворного и промотать остаток дня до начала очередного «дела» — выбор, зависящий сугубо от вовлеченности игрока в персональную драму главного героя.
Признаться честно, набор развлечений скудноватый, даже для проекта, который возможно излазить вдоль и поперёк всего за один вечер. Специфика обязывает — чего уж тут попишешь. Вот так главное достоинство «Arrest of a stone Buddha» обернулось её критическим недостатком – «видеоигрой» в привычном понимании этого термина здесь даже и не пахнет. Вот как определяет сущность своего творения сам yeo:
Игра в целом экспериментальная, и зайдет, конечно, не всем. Считает ли кто-то смысл? Не знаю, но думаю, что считают. В целом, судя по отзывам на Ринго, игроки достаточно умны, чтобы считать все что угодно, я почему-то думал о них хуже до релиза, сейчас же понимаю, что нет, можно и нужно играть со смыслами довольно тонко. Ну вот в этот раз попробую еще потоньше зайти, интересно, что выйдет.
Запуская «Каменного Будду», геймер должен держать в голове следующего вида мыслю: «Мне дадут пострелять, мне позволят полюбоваться видами Парижа, но меня закинули сюда не играть, а ЧУВСТВОВАТЬ ПЕРОСНАЖА КОЖЕЙ».
Слащаво? С привкусом СПГС? Быть может, однако сие выражение небезосновательно. Не так уж ведь оно и трудно – на пару часиков позабыть о неписанных законах геймдева и проникнуться экзистенциальными ужасами, преследующими несчастного киллера. Историей немногословной, но всё ещё мощной на эмоциональном уровне. Благо, что за картинку и музыкальную составляющую отвечали те же люди, что ваяли гармонию и художественную выразительность в «Друзьях Ринго Ишикавы». Детализированные и максимально натуралистичные задники опять отрисовывал Артём «WEDMAK2» Белов, персонажей и их анимации прорабатывал сам yeo вместе со своим отцом Николаем, а треки сводили уже знакомые нам Anitek да MADi. На внешнюю оболочку грех жаловаться – здешний Париж словно сбежал с туристического буклета. Да и бродить среди эпистолярных европейских домишек под музыку, сочетающую в себе и джаз, и кул, и лайцовенькую электронщину – сплошное удовольствие.
Интеракции с окружающим пространством в игре минимальны, и служат они усилению эффекта присутствия. Такие микро-микро-детали как возможность засунуть руки в карманы пиджака, защищаясь от холода, или закурить сигарету, просиживая штаны в заваленном опавшей листвой парке, выкручивают и без того сильную атмосферу пасмурного неонуара на максимум. Тактильность, тактильность и ещё раз тактильность! В «Каменном Будде» одинаково приятно неспеша топтать асфальт, примерять очки-авиаторы в бутике, рефлекторно снимать пальто перед входом в квартиру и принимать «позу Наполеона», прохлаждаясь на улице в ожидании открытия кабака. То же самое касается и стрельбы, при всей её зашкаливающей ритмике, позволяющей игроку взаправду слиться с оружием. Редко какой боевик может подарить геймеру ощущения, схожие с напряжённым ковбойским gunplay’ем. А если бы игра разрешала доставать ствол в пределах берлоги протагониста, чтобы тот косплеил перед зеркалом знаменитую сцену из «Таксиста» Скорсезе – цены бы ей не было. Ах, да, судорожное подглядывание на наручные часы, куда же без него. Не столько ради фактической проверки текущего положения Солнца/Луны над Землёй, сколько для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что время, как завещал Альберт Эйнштейн, относительно. Ведь в ресторане или на смотровой площадке часы сменяют друг друга на космических скоростях, а томные посиделки в залитой тьмой квартире с пустой упаковкой снотворного на руках длятся целую вечность.
«Arrest of a stone Buddha» — это осязательный опыт. Заложенная в «Друзьях Ринго Ишикавы» идея о филигранном сочетании «неказистого действия» и «концентрированного бездействия» в данном проекте была доведена до критической отметки. Пускай далеко не каждому подобные фокусы с восприятием пойдут по душе. Пускай сложные боевые сегменты активно выбешивают. Пускай однообразие мирных сцен и тотальное отсутствие адекватной драматургии вводит в замешательство. Плевать на то и на другое, на пятое и на десятое. Если вы любили повитать в облаках, пребывая в «The Friends of Ringo Ishikawa», то смело беритесь и за «Каменного Будду». Даже огорчиться в итоговом продукте вы, очевидно, не успеете, ибо игра закончится раньше, чем механические условности начнут казаться вымученными. Прочим геймерам, в особенности ярым противникам разного рода симуляторов ходьбы, бесхребетных адвенчур и прочих «игр без геймплея», лучше обойти новую работу yeo стороной. И ради их блага, и во имя будущего творчества самого Вадима. Конечно, месяц без ощутимой прибыли – не приговор для инди-разработчика. Тем паче, что релиз игры на Switch пока не произошёл, а надежда, как водится, умирает последней. Хоть финал «Arrest of a stone Buddha» и будет педалировать обратный тезис. Вы ему не особо верьте. Свет в конце тоннеля имеется, и дорога с ним всегда интереснее – надо лишь верить, что то есть яркое свечение Солнца, а не габариты встречного поезда.
Лучшие комментарии