31 марта 2020 31.03.20 4 1343

КУДЭН — кино о самураях

+5

Японская культура это весьма специфическое явление, во многом это обусловлено тем что традиционная японская культура это не способ самовыражения человека, а наоборот, растворение личности творца в произведении. Форма в японской традиции всегда стоит над содержанием, потому что посредством соблюдения однажды предписанной формы, личность творца и зрителя перестает быть важной и можно приблизиться к природе и прочувствовать момент утекающий в прошлое.

Такова теория, на практике такой подход выливается в преобладание визуальных образов над сюжетом, постановка сцены часто говорит о сюжете больше чем диалоги героев, а без понимания японского символизма можно пропустить очевидные для японца вещи.
Казалось бы, к чему этот экскурс в особенности японской культуры? Все просто, во первых: чтобы подготовить вас к тем образам что вы встретите; во вторых: чтобы установить границы, которые очертят круг фильмов и анимации подходящих для первого знакомства.

Этот список будет отвечать главному критерию: понятности для зрителя не японца, но достаточности для погружения.

1) “Сумрачный (сумеречный) самурай”: режиссер Ёдзи Ямада, 2002 год.

Основан на романе “Бамбуковый меч и другие истории о самураях”, и является первым в трилогии фильмов о самураях Ёдзи Ямады. Все фильмы трилогии — самостоятельные произведения и объединены лишь одной темой: любви и предательства.
Грустная, но вместе с тем светлая история о бедном самурае вынужденном заботиться о дочери, который оказывается заложником ситуации, все же, не надолго находит счастье. Герой, по сути, с самого начала обречен на ту судьбу которая его настигает в конце фильма, но будучи самураем он не противится ей, а принимает ее как подобает.
В фильме хорошо показано устройство клана изнутри, с самого низа до верхушки власти.

2) “Харакири”: режиссер Такасаки Микке, 2011 год.

Однажды, в период Эдо, на порог самурайского клана приходит ронин — самурай без хозяина, чтобы совершить самоубийство. Во время церемонии ронин начинает рассказывать свою историю о том, почему он решил совершить сэппуку, и с этого момента история приобретает совсем другой поворот. В первую очередь это картина о ценности жизни и чести воина, и о том как в мирную эпоху эти вещи теряются под напором меркантильности.
Этот фильм это ремейк одноименной картины 1962 года, оба фильма собрали множество наград на кинофестивалях, так что советую ознакомиться с обоими.

3)”Тень воина”: режиссер Акира Куросава, 1980 год.

Историко-биографическая картина о Такэде Сингене, точнее о последнем дне его жизни, и двойнике которому предстояло долгое время играть роль великого полководца. Фильм расскажет не только о политики и закулисных интригах клана Такэда, но и трогательную историю маленького человека, вынужденно оказавшегося на месте великого.

4)”Телохранитель”: режиссер Акира Куросава, 1961 год.

Я думаю что люди которые даже не смотрели этот фильм узнают сюжет, потому что сценарий этого фильма не раз адаптировался для голливудского, и не только кино, например фильм “За пригоршню долларов” с Клинтом Иствудом, это полноценная, вплоть до сцен, копирка с “Телохранителя”, потом Куросава адаптирует сценарий по которому снимут фильм “Герой одиночка” с Брюсом Уиллисом.

5)”Одинокий волк и его ребенок”: ТВ-сериал 1972 — 1974 год.

Сериал снят по мотивам комикса Kozure Okami 1970 года, имеет множество адаптаций в том числе пьесы и полнометражный фильм. Не удивлюсь если Хэдэтака Миядзаки вдохновлялся образом главного героя этого произведения. Сериал старый и достаточно “японский” поэтому он и находиться в конце списка, вместе с тем в нем есть множество интересных нюансов которые могут быть интересными.

1)“Манускрипт ниндзя”: режиссер Ёсикаки Кавадзири, 1993 год.

Полнометражный анимационный фильм который по сути является очень хорошим сборникам легенд и мифов о синоби. Добротный, хоть и простой, сюжет, хорошие боевые сцены, колоритные персонажи и эстетика делает этот фильм стоящим ознакомления. Позднее вышел сериал “Манускрипт ниндзя: новая глава”, но то ли из за формата, то ли по иным причинам он вышел менее впечатляющим.

2) “Эпоха смут” (Gekijouban Sengoku Basara): режиссер Сиро Сасаки, 2009 год.

Сериал снят по одноименной игре, рассказывает о периоде Сенгоку, когда дайме боролись за главенство над всей Японией. Несмотря на странный внешний вид персонажей, и экспрессивную подачу сюжета по этому сериалу вполне можно изучать историю этого периода. Каждый персонаж — историческая личность, все их действия в сериале происходили в реальной истории. Поэтому если вас не оттолкнет происходящее на экране безумие, сериал может затянуть вас не на один вечер.

3)“Василиск”: режиссер Такахаси Окадзаки, 2005 год.

Снятый по одноименному комиксу сериал, повествует о соперничестве двух кланов синоби из провинций Ига и Кога. Сериал как и“Манускрипт ниндзя” это сборник фольклора о ниндзя, но имеет гораздо более глубокий сюжет, а еще у него отличный саундтрек созданный при участии японской фолк-рок группы Onmyo-Za.
Еще по мотивам сериала снят полнометражный игровой фильм, но то что приемлемо смотрится в формате аниме в игровом кино иначе как словом криндж не описать.

4)“Самурай чамплу”: режиссер Синъитиро Ватанабэ, 2004 год.

Современная классика анимации. Отличный сериал который может стать отличным источником информации о периоде Эдо. Харизматичные персонажи, которые точно не оставят вас равнодушными, великолепный саундтрек, и шикарные боевые сцены, да еще и интересный сюжет. Смотреть однозначно.

5) “Одержимые смертью” (Shigurui): режиссер Хироси Хамадзаки, 2007 год.

Предупреждаю этот сериал не для слабонервных, но если вы хотите с головой окунуться в самые темные части истории самураев вам сюда. Очень много жестоких и натуралистичных сцен, тема сексуальных пороков раскрыта так широко, что вы возможно пожалеете. Вместе с тем сериал богат классической японской эстетикой и символизмом.

За бортом осталось множество хороших картин, например «Семь самураев» Акиры Куросавы, или «Табу» Нагасимы Осимы, не включил их в этот список я по двум причинам, они либо достаточно старые что бы вызывать отторжение у современного зрителя или слишком не однозначные для зртиеля выросшим на европейских фильмах. В прочем, тема японского исторического кинематографа обширна и сможет увлечь вас на долгое время.


Лучшие комментарии

Проблема Гохатто Нагисы не в старости и не в спорности — он сфокусирован на вопросе, который поставит вас… не в очень удобное положение. Впрочем, девочек, интересующихся данным вопросом, он может сильно обрадовать.

То, что Чамплу становится источником информации — при просмотре наврядли, ведь эта информация не лежит в основе сюжета и она очень хорошо спрятана. Кто на самом деле хочет изучать историю по Чамплу — рекомендую гайд Рассела Джонса.

Короче, я уже более чем достаточно советовал, но буду советовать еще раз: смотрите «Сёгуна». Отличная полная экранизация книги (книга полнее, конечно). У Клавелла все известные клише о самураях и древней Японии в частности, а сценарий и персонажи высший класс.
Старость я упомянул в контексте «Семи самураев», все таки фильм 1956 года, да еще идет больше трех часов.

А про «Сегуна» я вспомнил примерно через час после написания блога, и решил не добавлять, потому что был уверен — о нем напишут в комментариях, так и получилось.

На мой взгляд информация в «Самурае чамплу» лежит достаточно близко к поверхности, и человек мало-мальски интересующийся ее разглядит, а уж моменты связанные с европейским влиянием, христианскими погромами, статусом Окнинавы и северных народов айну, лежат прямо на поверхности. В прочем, это может так казаться только мне. За гайд отдельное спасибо, думаю он пригодиться многим.
Старость я упомянул в контексте «Семи самураев»
При всем том это до боли странная причина игнорировать классику.
да еще идет больше трех часов.
Это потому что, я процитирую классика, — «У японцев очень сдержанный мочевой пузырь!» — они легко переносят долгий киносеанс. Вообще у Куросавы он грамотно поделен на акты и посередине фильма любезно вкомпонован антракт на тот случай, если тебя утомило его смотреть.
Спасибо, из анимации добавил бы «Сказание о демонах сакуры», и раз уж здесь есть «Эпоха смут», то можно порекомендовать и «Бродяга Кэнсин», «Борьба за власть времён бакумацу — никто не вечен». Ах да, есть ещё аниме «7 самураев / Samurai 7», но судя по картинкам лучше смотреть классический и великолепный фильм от А. Куросавы. Ещё претендующий на историчность фильм (довольно длительный) «Верность в эпоху Гэнроку» / «47 ронинов» (1941 год.). Последний не в коем случае не путать с американскими аналогами ! Кстати аниме «Василиск» именно о ниндзя, если мне не изменяет память. И если там есть самураи — их кот наплакал. «Самурай чамплу» всё собираюсь посмотреть, но как-то не соберусь. Спасибо за подборочку и воозможно имеет смысл сделать блог о ниндзя в культуре? То есть, на сколько представления о них менялось со временем.
Читай также