Хочу посвятить дебютный (возможно и единственный) пост «аналитике» прошедших презентаций PS5 и XSX… Очевидно что аналитика эта — это взгляд с моей игровой колокольни.
Впечатление
Зайдём сразу с козырей. Презентация (или доклад?) хоть и была познавательной, но была явно не тем чего ждала публика. Это было как дежавю на презентацию Xbox One в своё время. Чего хотят потребители от презентации новой консоли? Грубо говоря они ждут графику, красоту и наслаждение плещущее с экрана. Какие-то новые игровые возможности желательно с наглядной демонстрацией как теперь им будет хорошо! А получили, в тот раз, рассказ, что приставка это скорее медиа-центр и будем там смотреть сериалы. В этот же раз получили теоретические выкладки о возможностях которые доступны разработчикам…
Разработчикам. Как мы знаем, на опыте PS3, возможности доступные разработчикам это такая штука, которой воспользуются единицы. Большинство же сделает на PS5 так же как и на XSX и PC и не будет тратить время и деньги на изучение новомодного движка геометрии и безупречного звукового окружения. Да это хорошие и полезные, но нестандартные технологии. А потому, мне кажется, они будут успешно проигнорированы и забыты.
То что не будет работать автоматически, как быстрый SSD — нужно будет только энтузиастам. Есть небольшой шанс что Unity, Epic и т.п. встроят использование этих фич в свои движки. Но насколько это повлияет на игры на этих движках в сравнении с этими же играми на XSX надо будет смотреть.
С другой стороны у нас XSX для которой выкатывают довольно сочный ролик о том что: «Ребята, у вас ВСЁ будет быстро, красиво, сочно и… У вас будет ВСЁ!!!1111 ААААААааааа, погнали мочить гадов, захватывать миры, забарывать и побеждать!» Как-то так. Всё старое будет здесь, покупать снова не надо. Всё станет лучше автоматически, HDR included. А если ещё и разраб потратит пару недель то будет просто ВАУ!
Чуствуете разницу? Компании с анонса прошлого поколения как будто поменялись местами.
Характеристики
Sony бубнит про пачку технологий и намекает на то, что «фактическая» производительность лучше «бумажной». Но такое тоже было в прошлом поколении. Microsoft предлагала какие-то волшебные облачные штуки которые ускорят вычисления без нагрузки на коснсоль… Все знают где в итоге был Хуан пока не вышла нормальная версия.
Вычислительные мощности
В этот раз Майки решили брать в лоб. Как muscle-car — не надо волшебных технологий. Нужно просто дать людям и разработчикам то что работает и то что они понимают. В итоге приставка будет иметь более быстрый чем PS5 процессор (+100-300MHz, но всё же), и более быструю (в терафлопсах) видеоподсистему. Тут небольшая тонкость. Частота меньше (-400MHz), но ядер больше (+16 вычислительных блоков). И Сони в своей презентации говорит, что частота на самом деле лучше (понятнее и проще в разработке)… Но, на сколько я знаю это не в случае с графикой. Графика это хорошо распараллеливаемая задача и количество ядер там как раз таки решает! Ну и 2 терафлопса разницы это не 0.2. Всё-таки 2 терафлопса было у стандартной версии PS4, если что, а тут вы эту мощность просто получаете в нагрузку сверху.
В довесок XSX будет работать всегда на максимальных частотах, а PS5 будет стараться сохранить… энергопотребление… Формулировка была странная или я недопонял, но кажется смысл в том, что когда у CPU задач маловато он будет помогать GPU выполнять его задачи (потому что CPU вещь универсальная и может всё). Не знаю сколько терафлопс это может додать видеоподсистеме, но все прекрасно знают что проц потому и медленнее в графике, потому что универсальный. Так что 2 терафлопса врядле он выжмет в принципе. Да и на сколько он освободится и в какой игре ещё не известно, всё-таки логика, ИИ и прочие события в мире игры будут лежать на нём.
Память
Тут вообще всё странно у коробки. 10ГБ быстрой и 6ГБ более медленной GDDR6.
У плойки 16ГБ средней (по сравнению с коробочными) GDDR6.
Почему у коробки сделано так и куда делись +4ГБ DDR4 у плойки которые утекали ранее не понятно. Если про 4ГБ просто умолчали сейчас и скажут потом — это может оказаться неплохим подспорьем для плойки в терафлопсовом сражении.
Дисковая подсистема
Из преимуществ PS5 — более быстрый SSD. Да, в два раза быстрее (5+GB/s против 2+GB/s). И ёмкость почти такая же (у XSX будет недоступно примерно 100ГБ которые отойдут на нужды виртуальной памяти) так что 800+ против 900. Ну там ещё наверняка будут занимать операционные системы и т.п. в общем в любом случае, я считаю, что меньше 2ТБ сейчас смысла имеет мало. Так что оба решения так себе. Диск быстрее, но, по факту это значит что то, что грузится на PS5 10 секунд будет грузиться на XSX 20… Наверное… Потому что мощность у плойки меньше — разрыв может быть меньше, с другой стороны у PS5 будет железячный декодер сжатых ресурсов, что может наоборот увеличить разрыв. С третьей стороны, ни кто не говорил что в коробке такого декодера гарантированно не будет (а он гарантированно будет)… В общем при любом раскладе на обоих консолях грузиться всё будет быстрее, но есть шанс что на плойке будет на глаз видно преимущество и над XSX.
Ещё один плюс Sony — они продолжили свою линию совместимости со стандартными накопителями и заявили о возможности установки дополнительного SSD в формате M.2. Лично я таких быстрых M.2 на рынке не нашёл. Как сказал в презентации т.Церни — нужна шина PCI-E 4.0 а в данный момент всё что я нашёл использует шину PCI-E 3.0. Т.е. работает на скорости диска XSX. В Xbox же дисковые расширения будут проприетарными. И если сейчас терабайт быстрого NVMe стоит около 20к₽ то мне страшно предположить сколько будет стоить терабайт для XSX…
Умозаключения
Итого, после эпохи HDD кто что выберет?
Xbox Series X предлагает:
+ вычислительную мощность (говорят графика как GTX 2080);
+ тотальную борьбу с лагами;
+ обратную совместимость без необходимости повторной покупки (как минимум игры с Xbox One покупать не придётся, как я понимаю);
+ геймпасс;
+ возможные вариации консоли внутри поколения (исходя из названия, теоретически возможны более и менее мощные опции);
+ элитный геймпад с лепестками и свистоперделками для ценителей (что лично я считаю очень большим плюсом!);
+ простота и понятность разработки игр (стандартный DirectX);
— проблемы с подписками в РФ;
— более медленная дисковая подсистема;
— дорогие дисковые расширения;
— отсутствие VR как класса.
PlayStation 5 предлагает:
+ ультрабыстрый SSD;
+ стандартные дисковые расширения (скорее всего увеличить диск будет на много дешевле);
+ VR (про который всё ещё ничего не сказали, но обещали что он точно будет);
+ безпроблемная работа с подписками в РФ;
± собственные наработки в графике и звуке;
— слабее вычислительные мощности;
— непонятная обратная совместимость (даже PS4 игры не все, про необходимость повторной покупки вообще ни слова, боюсь версии запускаемые на PS5 придётся покупать снова).
Лично для меня в данный момент XSX по сравнению с PS5 выглядит как в начале текущего поколения выглядела PS4 по сравнению с XOne. В тот раз я перешёл с X360 на PS4, кажется пора возвращаться…
Я всё ещё жду презентацию для игроков и что там будет с VR, но предварительные выводы не утешительные (на плойке накуплено мноооого всего)…
Лучшие комментарии
То что ждет публика и то о чем официально сказали Sony это разные вещи. Большинство информационных ресурсов сделали кликбэйтовые заголовки вроде «Sony расскажут о PS5, как она выглядит, как выглядит геймпад, сколько стоит, когда выйдет, блэкджек...» и народ стал ждать то, чего не должно было быть. А после презентации хором кричать: «Sony зашквар! Ничего не показали! Что, главный системный архитектор не мог показать GTA6/Demon Souls/TES6???». Ошибка Сони в том, что они разрешили смотреть презентацию для разработчиков всем желающим. Хотели как лучше, получилось как всегда.