4 февраля 2020 4.02.20 5 1863

История серии: Mobile Suit Gundam. Часть #2 Первые игры на портативных приставках

+26

Всем привет! В позапрошлом эпизоде я рассказывал, что компания Bandai вытянула практически с того света анимационный сериал Mobile suit Gundam 1979 года благодаря высокой прибыли с продаж пластиковых моделей роботов или сокращенно Gunpla. В то же время лицензия на франшизу распространялась и на портативные игровые приставки, которые в то время набирали популярность. Именно на них появились первые игры по этой вселенной.
В этой статье вы узнаете:
• Что такое Eremeka;
• Что означают аббревиатуры LED, LCD, LSI, FL;
• Немного о первых консольных играх Bandai и других компаний;
• О восьми играх по оригинальному сериалу Mobile Suit Gundam, а также об одной игре по Mobile Suit Z Gundam

stopgame.ru/blogs/topic/100049 Часть #0 Введение

stopgame.ru/blogs/topic/100385 Часть #1 События до аниме Mobile Suit Gundam: Origin

 

До появления первых портативных игр в Японии были популярны различные аркадные автоматы, другое их название — Eremeka (сокращение от электромеханической машины). Первые аппараты использовали микропереключатель, прикрепленный к рабочей части для ввода, и работали с аналоговым компьютером или механическим вычислительным устройством, используя таймер или реле. Когда срабатывает переключатель, то выполняется заданная операция: происходит синхронизация с таймером, на дисплее мигают лампы, а модель перемещается с помощью двигателя или электромагнита.

С 1960-х годов, когда аналоговые компьютеры и схемы таймеров заменили на интегральные микросхемы, такие как LSI, постепенно увеличилась сложность аркадных автоматов как в конструкции, так и в геймплее. Это можно наблюдать на примере аркады F1, разработанной и изданной компанией Namco в 1976 году.

Игрок представлял себя гонщиком. Перед ним был большой экран, на котором отображалась трасса, её окружение и другие болиды. После оплаты игры монеткой виртуальный болид игрока на экране приходил в движение. Управлять им можно было с помощью руля в кабине, который мог поворачиваться влево и вправо.

Внутренности аппарата были не так просты, как внешний вид. Окружение трассы было нанесено на пластиковую пленку, вертикально установленную по диаметру вращающегося круга. В центре располагался механизм, к которому крепились две игрушечные машинки. Кадры постоянно подсвечивались, движение руля смещало проекцию света. а если игрок врезался в другую машину, то срабатывал механизм, отвечающий за подсветку изображения взрыва болида.
Прежде чем перейти к первым приставкам, стоит прояснить некоторые сокращения, которые могли быть прибавлены к основному названию игры.

Сокращение LSI в названиях игр означало, что в устройстве применялись большие интегральные схемы, которые представляют собой набор электронных схем на одной небольшой плоской части из полупроводникового материала.
Сокращение LED значит, что в игре применяются светодиоды, которые доминировали в индустрии игрушек в период с 1977 по 1983 года.
FL – это приставки с использованием люминесцентных вакуумных ламп. Они были довольно большими, потребляли много энергии и были дорогими, но позволяли детализировать цветные спрайты на экране.
LCD – экран на основе жидких кристаллов. Первые приставки с ЖК экраном имели монохромный или 2—5-цветный дисплей. Изображение получалось четким и детализированным. Но шаблоны движений были зафиксированы заранее.

Первые консольные игры были для Magnavox Odyssey, выпущенной в 1972 году, и состояли из трех белых точек и вертикальной линии. Это была первая приставка, в которой использовался телевизор, и первое видеоигровое устройство, которое было показано в телевизионной рекламе.
Компания Mattel выпустила в 1976 году в Соединенных Штатах устройство Mattel Auto Race, который считается первым в мире портативным электронным игровым автоматом. Через год выпустили приставку Mattel Football, которая стала настолько популярной, что другие компании начали использовать подобную механику.

В Японии Taito выпустила Space Invaders в 1978 году. После этой игры многие стали интересоваться, можно ли подобную игру поставить дома. Первый вариант был со стандартным вертикальным корпусом, но вскоре стали изготавливать горизонтальные корпуса, которые можно было встраивать в столы.
В 1978 году Yonezawa Toy начала продажу американской приставки Simon в Японии. В игре нужно было бить по цветным поверхностям, которые подсвечивались светодиодами.
В этом же году Bandai выпустила электронные игры Champion Racer и Submarine, в которых тоже используются светодиоды, а TOMY запускает стратегию UFO Master Blaster Station, которая считается первой в Японии игрой FL.

В 1980 году на основе дизайна продюсера видеоигр Гумпэй Ёкои, компания Nintendo выпускает Game & Watch. В каждую приставку была установлена одна игра. Со временем стали добавлять два уровня сложности: А и Б, которые отличались скоростью в геймплее. Приставка помещалась в карман и не требовала много энергии. Экран был жидкокристаллический. В приставку монтировались часы и будильник. Это был самый успешный продукт для видеоигр Nintendo.

В начале 1982 года от Bandai выходят Floppy Jump 3in1 и Space Shuttle 3in1. В отличие от Game & Watch приставки содержали три игры, а не две, а геймплей был вертикальным. Но Space Shuttle 3in1 не приобрела популярность, что привело к изменению всего продукта. Руководство Bandai решило внедрить новоприобретенную франшизу Mobile Suit Gundam.

Первой игрой стала Super Game Digital Gundam Spase Combat 3in1. Приставка также содержала три игры, но геймплей был горизонтальным. В первой части Gundam сражается в космосе против Z'GOK. Да, это странно, учитывая, что данная модель использовалась только для морских операций, но доспех был легко узнаваем и довольно популярен в фанатском сообществе.

Вторая часть игры тоже не уступила в неправдоподобности. С атмосферного авианосца ACA-01 Gaw нападают Zaku II. Однако, если присмотреться на доспехи, то у них есть рога, которые устанавливались только на MS-06S красном Zaku II и синем MS-07B Gouf, т.е. не были в массовом производстве.

Третья часть игры представляет из себя уклонение от летящих в игрока мин.
На этот раз в управление дается RB-79 Ball, чем больше очков получаешь, тем быстрее в тебя летят мины.

В августе этого же года выпускается вторая игра LSI Portable Game FL Gundam. Релиз состоялся как раз тогда, когда закончился показ третьего фильма адаптации по оригинальному сериалу. Продажи были огромными и стали рекордными для приставок FL. Цена на тот момент составляла 8500 иен, дизайн корпуса напоминал аркадный. Была возможность включить и выключить музыку. С правой стороны располагался джойстик-рычаг. Питание осуществлялось от четырех батареек или от сети. Если включить игру и не нажать кнопку пуска, то запускалась демоверсия с мелодией, открывающей темы сериала Gundam.

Игра проходила в горизонтальном режиме. В ходе прохождения выдавали 10 очков за уничтожение Zaku, 20 – за Bit от Elmeth, 30 – за сам Elmeth и Zeong, 150 – за прохождение всех уровней, а золотой кубок – за 2000 очков. Gundam мог выдержать 4 выстрела/столкновения. В игре было пять этапов:
• Первый уровень — Gundam сражается с Zaku. Был небольшой недочет в плане достоверности. Все нападавшие Zaku были красными. Причем их могло быть сразу несколько на экране. Так что здесь дизайнеры тоже решили сыграть на популярности Чара и его доспеха.
• Второй уровень — бой с мобильной броней MAN-08 Elmeth и её управляемыми частями.
• Третий уровень — маневрирование сквозь метеоритный пояс.
• Четвертый уровень — битва за Соломон. Необходимо пробираться через щели в препятствиях и параллельно отстреливать Zaku.
• На заключительном этапе бой один на один с мобильным доспехом MSN-02 Zeong. Победа засчитывается на второе попадание.

Третья игра LCD Game Digital Mobile Suit Gundam вышла в конце 1982 года. Также использовался горизонтальный режим игры, кнопка атаки слева, а кнопки перемещения справа. Можно было выбрать одну из двух сложностей игры. В отличие от первой игры Gundam Spase Combat 3in1 данная часть отличалась цветным отображением кораблей, детальной прорисовкой доспехов и имитацией анимации боя.
Игрок должен защитить три корабля Федерации Magellan, Gunperry и Salamis
Враги были четырех типов:
1. Zaku рубил топором Magellan;
2. Zeong бил рукой Gunperry;
3. BIG-ZAM обстреливал Salamis;
4. Rick Dom нападал на игрока.

Gundam может перемещаться по трем линиям и отстреливать врагов. Поражение наступало, если один из кораблей получал три повреждения, которые отмечались рисунком взрыва. При уничтожении Rick Dom начислялось 10 очков, когда остальные противники стоили по 20 единиц. После достижения 1000 очков воспроизводилась анимация погони Gundam за Rick Dom, и начислялось 500 бонусных очков. Из минусов стоит заметить, что для космической битвы был выбран Gunperry, который использовался для перевозки доспехов на Земле, и в игре его размер был наравне с космическими крейсерами.

Четвертая игра вышла в 1983 году под названием LSI Game Table Type «Fight! RX-78 Gundam». Цена составляла 4980 иен. Игровой стол представлял собой имитацию игрового автомата. Bandai уже выпускала две подобные игры Go Go Dynaman и Toukon Jyuohmaru, но, в отличие от них, в данной версии применялся ЖК-дисплей вместо FL. Как и у предыдущих игр, можно было включить/выключить звук, выбрать один из двух режимов игры, левой кнопкой атаковать противников, а правым рычагом управлять движением Gundam. Эта была первая игра по Mobile Suit Gundam, где доспех можно перемещать по всему экрану. Было выпущено две версии дизайна.
• Японская с темной раскраской Gundam и двумя Rick Dom;
• Европейская/Американская с расцветкой Gundam, как у аниме версии и одним Rick Dom.

В первом режиме игры Gundam отстреливался от кораблей классов Zanzibar и Musai, которые появлялись из четырех углов экрана. За их уничтожение начислялось 20 очков. При сбивании 15 кораблей воспроизводилась анимация движения Gundam к левому верхнему углу экрана, и осуществлялся переход на следующий уровень.

Второй режим — это бой один на один с Rick Dom. Вместо винтовки применялись лучевой меч для атаки и парирования и щит для блокирования ударов. При этом надо было избегать ударов мечом Rick Dom. Для окончания уровня необходимо победить врага 10 раз. За одну смерть вражеского доспеха начислялось 20 очков.

Третий режим ничем не отличался от первого.
Четвертый режим — это измененный второй. Теперь Rick Dom вооружен базукой и мог стрелять на дальние расстояния. Игрок мог уворачиваться от выстрела или блокировать его щитом. Как и во втором режиме необходимо уничтожить Rick Dom 10 раз.

Пятая игра LCD triple vision Gundam 3 Great Battle! также вышла в августе 1983 года. Цена составляла 6800 иен. Одна из уникальных игр среди приставок. Справа располагался рычаг для управления доспехом, слева были кнопки для включения/выключения звука, включения игры и атаки. Первичная крышка прикрывала дисплеи. В нижней части были две небольшие педали: первая поднимала синюю защиту, а вторая поднимала вверх второй дисплей.

В первой части игра проходит на первом экране, который временно накрыт вторым. Под управление дается G-armor. Необходимо отстреливать корабли класса Musai в верхней части экрана, а Zaku – в нижней. После победы над 12 врагами начинается второй режим.

Необходимо нажать на педаль для поднятия второго дисплея. Этим действием эмитировалась отстыковка Gundam от G-armor. Игра переходила на обратную сторону второго дисплея. Цель отстрелить 10 Zaku.

Затем начинается 3й режим, где доспехи спускаются на нижний экран. Сражение смещается на ближнюю дистанцию с применением лучевой сабли у Gundam и топора у Zaku. Также в верхней части экрана по игроку стреляет истребитель. При столкновении меча и топора удар обоих доспехов блокируется. Бой проходит до 10 побед, после чего игра начинается в обратном порядке. Доспехи поднимаются на верхний дисплей, и битва снова начинается.

Шестая игра LCD Mecha Fighter Mobile Suit Gundam вышла в 1983 году. Цена составляла 5800 иен. Приставка замаскирована под обычную модель RX-78-2. В животе был встроен дисплей и четыре кнопки управления (перемещение влево/вправо, атака/старт, включение игры). Всё это прикрывалось отсоединяемым нагрудником. Питание было от батарейки, расположенной в задней нижней части игрушки. Режим игры вертикальный.

В верхнем левом углу экрана располагался Зеонский корабль класса Musai, в правом углу – White Base, которая должна за четыре хода (вниз, два раза влево и один раз вверх) добраться до Musai и протаранить его. Во время этого игрок должен управлять Gundam и отстреливать Zaku. При попадании в Gundam, White Base возвращается на начальное положение. Очки не сгорают. Полное поражение наступает после пяти смертей. После уничтожения корабля Musai игроку начисляется 500 очков, и бой начинается с начала.

Седьмая игра «PT-6000» Gundam Formation вышла в 1984 году. Приставка имитирует ПК. Работают только клавиши POWER, RUN, пробел, Return и стрелки, а остальная клавиатура фиктивная.
Перед началом игры нажимается кнопка POWER, чтобы подать питание на приставку. Клавиша RUN запускает игру, но перед этим с помощью кнопки RETURN необходимо выбрать уровень игры и включить/выключить звук. Повторное нажатие на RUN активирует сражение. Геймплей представляет собой стрельбу по Zaku от лица пилота в кабине Gundam. Zaku появляются из центра экрана и перемещаются по всему дисплею, направляясь прямо на игрока. Чтобы их уничтожить, нужно стрелками нацеливаться на изображение Zaku и кнопкой «RETURN» вести стрельбу. В нижней части экрана слева отображается шкала урона по Gundam, которая постепенно заполняется. Внизу по центру находятся характеристики скорости перемещения, расстояния удаления от White Base и количества оставшегося топлива. Справа в нижнем углу расположен счетчик очков, который увеличивается за счет:

1. Сбивания Zaku. Если он расположен в А круге, то начисляется 10 очков, в дальнем В – 20 очков;
2. 20 очков – за приближение к White Base;
3. 10 очков – за ремонт;
4. После зачистки уровня, начисляется от 200 до 800 очков в зависимости от количества оставшегося топлива.

В правом верхнем углу находится радар, который подсвечивается красной лампочкой. Лампочка мигает в нескольких случаях:
1. Когда игрок может нацелиться на Zaku и уничтожить его;
2. Игрок получил много урона.

Нанесенный по Gundam урон можно убрать, вернувшись на White Base с помощью клавиши RUN или достигнув контрольной точки. После этого откроется экран ремонта доспеха. Мигающие части Gundam – это поврежденные части. Если промахнуться и ремонтировать другую часть, то повысится урон по доспеху.

Игра заканчивается при нескольких условиях:
1. Шкала урона полностью заполнена;
2. Все части Gundam уничтожены;
3. Во время ремонта Zaku влетает в ангар White Base и уничтожает Gundam;
4. Заканчивается топливо, из-за чего игрок не может вернуться на White Base.

Игра была довольно сложная и не особо интуитивная. Клавиша RUN позволяла всегда вернуться на White Base без затрат топлива, что нарушало геймплей.

Восьмая игра вышла в 1984 году. Приставка продавалась в двух вариациях:
1. Space Guardian Gundam (серебристого цвета) была выпущена во Франции и в Великобритании;
2. Gundam vs Gelgoog Zaku (белого цвета) выпущена в Японии.

Главной особенностью у приставки была возможная дуэль на доспехах между двумя людьми. В приставке один Fl-дисплей, который можно просматривать с каждой стороны, но при этом один игрок не мог увидеть, что делает другой. С каждой стороны были рычаги для управления доспехом. На главной стороне было больше кнопок:

1. По одной кнопке на атаку и защиту;
2. Рычаг для передвижения;
3. Кнопки включения для звука и питания;
4. Кнопка для режима Gundam против компьютера;
5. Кнопка, выводящая инструкцию.

Второй игрок мог довольствоваться только кнопками атаки, обороны, перемещения, а также клавишей для включения режима Gelgog Zaku против компьютера.

В игре два режима противостояния:

1. У игрока и противника по 12 жизней. Необходимо уворачиваться от горизонтально летящих в Gundam снарядов. Первые три левых клетки по вертикали используются для уклонения. При переходе на второю линию из трех клеток появится возможность выстрелить в противника. При этом первая вертикальная клетка наведет курсор на правую горизонтальную клетку от синих жизней Gundam. Также связаны и остальные клетки; центральная вертикальная нацеливается на центральную горизонтальную, а нижняя вертикальная нацелится на третью ячейку от жизней Gundam. При этом Gelgoog Zaku должен быть именно в перекрестии, если он будет в соседней ячейке, то выстрел не попадет в цель. Проиграет тот, кто первым потеряет все жизни.

2. Второй режим – рукопашная схватка. Можно использовать щит для блокировки удара врага. Причем он мог защитить как голову, так и ноги, в зависимости от положения доспехов относительно друг друга. Условия для победы, как и в первой игре – первым сбить 12 жизней.

Изображение Gelgoog (или Gundam, если смотреть от второго игрока) в верхней линии для прицела может быть большим и маленьким. Это зависит от расположения доспеха на 6 клетках, где он может перемещаться. Если он на крайней левой линии, то изображение уменьшено, иначе – увеличено. Из минусов стоит заметить однообразный режим, который не может завлечь игрока на повторные прохождения из-за отсутствия мотивационных очков, странные цветовые дизайны. За исключением ступней, Gundam был полностью белым. Когда погибал, то взрывался красным эффектом. Gelgoog, напротив, имел белые ступни и красное основание, а погибал в окружении белых текстур.

Девятая игра, а также единственная LSI по второму сериалу, Mobile Suit Z Gundam: Grips Offensive вышла в 1985 году. Приставка была минималистичной:

1. Справа был рычаг для передвижения;
2. Слева – кнопка атаки и клавиша выбора режима игры;
3. Часов и будильника не было.

Выпускалась в двух расцветках: желтая и белая. Игрок управляет Gundam MK II. Режим игры вертикальный, но можно было перемещаться почти по всему экрану. Для победы необходимо пройти три этапа:
1. Избегая атак RMS-106 Hizack, нужно уничтожить RMS-117 Galbaldy β. При этом у Gundam нет оружия. Можно только бить руками;
2. Уничтожить несколько RMS-106 Hizack. После чего игрок может подобрать лучевую винтовку;
3. Gundam автоматически разрушит лазер Grips с помощью своего оружия.

Гандам мог выдержать три удара, а максимальное количество очков, которое можно было набрать, составляло 9999.

А теперь подведем итоги. Первые игры MS Gundam смогли оставить значимый след как в истории франшизы, так и в игровых приставках тех лет. Да, были как интересные нововведения, так и противоречивые. Однако если бы данные игры не пользовались спросом, то велика вероятность, что Bandai перестала бы часто экспериментировать на других платформах и игровая вселенная не разрослась до огромных размеров. К сожалению, первые приставки редки и продаются не в лучшем качестве, но некоторые умельцы не сдаются и пытаются портировать подобные игры, чтобы люди не забывали о них.

На этом первая часть по первым играм MS Gundam подходит к концу.


Лучшие комментарии

Огромное спасибо за новую часть блога!
Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также