Memento Bolli. Легкий дайджест по фильмам немецкого режиссера-экранизатора видеоигр Уве Болла.
О покойниках или хорошо или никак. Стоп! Каких еще покойниках? На Википедии ничего такого не сказано: есть дата рождения, а смерти – нет! Мусье Болл жив! Ну, разумеется, он жив, и Слава Богу, что он здравствует. Так дело совсем в другом. Мертв пациент не в физическом аспекте – скорее в творческом. Согласно той же Википедии, у «легендарного» немецкого режиссера 26 лет стажа в кинематографе: 1990-2016 гг. Чем не дата смерти, выбитая на кладбище режиссеров-неудачников?
Земная жизнь Уве Болла началась 22 июня 1965 г. Родом он из Германии туманной, города Вермельскирхен… правда, никакие «учености плоды» оттуда маэстро не привез, но в зените «славы» был поставщиком лютой ненависти фанатов компьютерных игр. Режиссер брался за экранизации культовой классики, например, Far Cry, BloodRayne, Postal, Alone in the Dark и даже планировал взяться за Warcraft – к счастью, Близзам не все равно.
Скандалист Болл сегодня, кажется, напрочь канул в Лету. В новостях его имя встречается все реже (два года назад он возжелал снять «Ворона» и «Стражей Галактики»), а фильмы, к которым немец приложил руку, давно пылятся на полках трекеров.
Говорят, что время лечит; да и время, в которое выходили картины, ностальгическое… «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И вот я набираю название фильма, ищу побольше раздачу, скачиваю, смотрю…
1. Телевидение ФРГ.
«Германская киносолянка» («German Fried Movie» 1991)
Первый полнометражный фильм Болла. Низкопробная сатира на современное TV.
Перед телевизором сидит немецкий Гена Букин, которому всё, мягко говоря, до лампочки. Его внимание сосредоточено на просмотре разных телепередач.
Ничего интересно, разве что камео маэстро. Возможно, как дипломная работа, покатит, если вы преподаватель киношколы.
2. Зачатки безумия.
«Одержимость» («Amoklauf» 1994)
Очередную «вещь» режиссер снял в противоположность первой. На место плохой сатиры пришел плохой триллер. Безымянный социопат целый день смотрит по телевизору натуралистичные кадры вивисекции, казней, порнографии; занимается имитацией секса и сильно страдает от одиночества. Потом берет огнестрел, выходит на улицу и стреляет в прохожих. Вот и все.
Болл будто заранее экранизирует Postal (1997), на 3 года опередив выпуск самой игры. Режиссер окончательно определил границы поэтики своего творчества. Теперь в каждом последующем фильме будут встречаться типичные болловские черты: сатира, приправленная безумием с налетом эротики.
Должен отметить, что Уве Болл иногда продюсирует немецкий артхаус – откуда он вышел.
Например, ранние работы Филипа Грёнинга, знакомого по таким фильмам, как «Жена полицейского».
Идем дальше.
3. В Новом свете.
«Ханжа» («Sanctimony» 2000)
Англоязычный фильм, поэтому он считается за отправную точку в карьере режиссера. Теперь в ролях не друзья-собутыльники, а профессиональные актеры.
Синопсис: “Серия зверских убийств превратила Сиэтл в город страха. Несчастные жители с замиранием сердца ожидают сообщений о следующей жертве. Вселяющие ужас, обезображенные лица трупов стали визитной карточкой жестокого маньяка по прозвищу «Весельчак»” и т.д.
Два детектива Джим Ренат и Дороти Смит расследуют непростое дело…
В ролях актеры второго ряда, успевшие засветиться в голливудских фильмах режиссеров-эмигрантов, например, Каспер Ван Дин. Подающий надежды актер играл у Пола Верховена в «Звездном десанте». Стоит указать и некоторых других: Эрик Робертс, Майк Паре, Дженнифер Рубин.
К сожалению (как это и всегда бывает у Уве Болла), бюджет и неплохие актеры не спасли глупую картину от провала.
«Ханжа» пытается походить на «Семь» Дэвида Финчера (оно и понятно, после выхода шикарнейшего триллера с Питтом, Фрименом и Спейси, он стал Монбланом для киноделов), но на выходе странная пародия на типичнейшую серию CSI, раздутую и плохо исполненную. Не к ночи упомянут будет Александр Невский, который идеально вписался бы в этот «бомонд», хотя Уве профессиональнее своего коллеги-бодибилдера.
4. Пьяный сумрак.
«Сумрак разума» (Blackwoods 2001)
Снова бюджет в 3 миллиона долларов, снова триллер, правда, с эпитетом «психологический», снова актеры второго ряда, снова куда-то подевался Александр Невский…
Лучше опишет картину отрывок из отзыва на Кинопоиске (орфография и пунктуация сохранены): «Короче говоря, перед нами типичное кино категории Б с Малдуном и Паре, с легкой претензией на психологичность. Развитие сюжета идет медленно, я бы даже сказал слишком медленно. Сюжет линейный — никаких вторых или третьих сюжетных линий нет. Во второй половине творится вообще черте-что — появление новых персонажей, которые с головой дружат чуть ли не меньше, чем главный герой. Все снято в серых тонах — на улице пасмурно, все вокруг унылое. Кино вторичное настолько, насколько это только можно — все это уже было и не раз будет...»
Вот еще один, описывающий и съемочные будни режиссера: «Свои ощущения от просмотра можно описать так: сначала было ужасно скучно, потом стало ужасно неясно, далее внезапно всё прояснилось, а финал наконец расставил точки над «ё-моё», однако совсем не принеся должного удовлетворения.Скорее всего, сценарий писался в трезвом состоянии (потому что какой-нибудь действительно хороший режиссёр мог сделать из него весьма чудесный триллер), а съёмки проходили в пьяном угаре. Этому свидетельствует болезненная привычка Уве превращать странности, происходящие с героем, в эффект «размазанного слоу-мо», способный привести в раздражение кого угодно…»
Такие дела.
5. Колумбайн от Уве Болла.
«Сердце Америки» (Heart of America 2002)
Если первые немецкоязычные ленты предопределили все творческие изыскания режиссера, то начиная с этого фильма предопределяется закат карьеры Уве. Как любой посредственный режиссер, маэстро Болл подчинен элементарным считываниям успеха фильмографии. Сложные, противоречивые творцы, например Ларс фон Триер, находятся вне всяких правил кинопроизводства. Зритель никогда не знает, что ожидать от предстоящего фильма. Логика «ремесленника» проста, как две копейки.
«Сердце Америки» удачный фильм. Причина кроется, возможно, в том, что здесь Уве выступает со-сценаристом и выполняет функцию исключительно постановщика.
Действие разворачивает в типичной школе на севере США. Сильные подростки унижают слабых. Слабые мстят известным методом со времен трагедии Колумбайн. Большинство сцен раскрывают психическое состояние учеников и подводят к развязке.
Любопытно, что фильм выпущен за год до лучшего представителя подобных лент, а именно «Слон» Гас Ван Сента. Метафизический опус американского режиссера одним мизинцем уделывает неглубокую картину немецкого коллеги. Еще не нужно забывать: через 5 лет появится эстонский «Класс», выведший проблематику данных фильмов на мировой уровень, и, конечно же, «Политех» Дени Вильнева через шесть.
6. Некрофил Болл.
Дом мертвецов (House of the Dead 2003)
Дебютная экранизация видеоигры. Первый увиденный мной фильм герра Болла. В основе лежит рельсовый шутер, выпущенный Sega в 1997. Помню, еще в детстве, в галереях, стояли игровые автоматы с пистолетами, в расщелину которых ты опускал пятирублевую монетку или специальный жетон. С другом или в одиночку отстреливаешь мертвяков, пока не онемеет указательный палец.
Бюджет увеличен до 12 миллионов. В ролях все те же актеры второго эшелона (я подозреваю, что львиная доля бюджета ушла в карман Уве и на гонорары «суперзвездам»).
Сюжет картины не имеет к игре никакого отношения. Объединяет их название, наличие зомби, стрельба – вот и весь перечень. Его пересказывать смысла нет – он тупой и наполнен идиотскими клеше из зомбимуви. Из достоинств могу отметить прикольный постер и наличие саундтрэка в духе техно.
Это первый фильм Уве, подаривший ему крайне сомнительную репутацию.
7. Один на один с Боллом.
Один в темноте (Alone in the Dark 2005)
Следующий экранизированный «шедевр». Теперь бюджет увеличен до 20 миллионов! (деньги распилены – фильм не окупился). Одноименная экранизация основателя жанра survival horror. Привлечение на главную роль детектива Эдварда Карнби значимого актера – Кристиана Слэйтера (известный по фильмам «Настоящая любовь» и «Нимфоманка»)
Плохая режиссура, глупый монтаж, смешные потуги из боевика сделать музыкальный клип (в фильме звучит музыка финнов Nightwish), — короче говоря, трэш и содомия в худшем смысле.
В основе киноленты лежит четвертая игра серии (кстати, поклонниками считается наиболее слабая). «Частный детектив Эдвард Карнби — специалист по паранормальным явлениям, пытаясь найти истинную причину смерти своего друга, сталкивается со множеством необъяснимых загадок. Расследование приводит детектива на «Остров Теней», где Карнби оказывается перед лицом смертельной опасности, грозящей не только ему, но и всему миру» — вот краткий синопсис.
Интересно ли это смотреть?
Нет.
8. Первый признак вампиризма.
«Бладрейн» (BloodRayne 2005)
Бюджет 25 миллионов! (И как ему это удается?! «Район №9 4 года спустя снимут за 30). Одноименная экранизация культовой игры начала нулевых. В ролях известная в то время Кристанна Локен по роли жидкого терминатора в «Терминаторе 3: Восстание машин», выпущенный двумя годами раннее, а также Майкл Мэдсэн, Мишель Родригез и Бэн Кингсли.
BloodRayne-игра сочетала прекрасные элементы: вампиризм, расчлененку и Третий Рейх. Техасцы из Terminal Reality виртуозно нащупали эстетический нерв нацисткой Германии, соединив в его фабуле фетишизм (БДСМ) и мифологию «Дракулы» Брэма Стокера. А чем интересна экранизация, кроме вышеупомянутой Кристанны Локен?
В картине режиссер отказался от нацистов, поместив персонажей в Румынию XVIII в. Сюжет повторяет историю игры, правда, ни тут, ни там он не является первоосновой. В отличие от предыдущих экранизаций, это творение не вызвало столь сильного отторжения. Хрестоматийная эротическая сцена (иногда она ставится в пример «особой» даровитости режиссера к фильмам для взрослых), поставленная довольно возбуждающе, смотрится особняком по сравнению с остальными сценами.
Помню, в далеком уже 2005 г., я случайно наткнулся на DVD-диск с фильмом и тотчас загорелся желанием посмотреть, но, к счастью, довелось сделать это гораздо позже.
9. Живчик Сид.
«Сид: Месть восставшего» (Seed 2006)
Уве Болл на полном серьезе уверен, что просмотр жести на экране – не киношной, а подлинной – станет триггером для социопата к свершению насилия. Биографии множества маньяков утверждают обратное: не все будущие душегубы в детстве, отрочестве, юности вдохновлялись насилием. И недавний фильм «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, показал, что природа серийного маньяка намного глубже, чем думает обыватель или германский кинодеятель.
В девятой по счету киноленте, маэстро, будто серийный маньяк от мира кино, вдохновился множеством классических сплэттеров и решил замутить свою киношку. Главного антагониста зовут Сид, и он – социопат. Ну хотя бы по внешности: молчалив, мускулист и с тряпкой на всей голове. Как будто вчера он играл в рок-группе Slipknot, но сегодня решил убивать людей и животных.
Сида ловят, приговаривают к смертной казни через электрический стул, закапывают в землю, но косплея героиню «Убить Билла», антагонист вылезает из гроба, чтобы продолжить кровавое действо, параллельно мстя судьям за приговор.
«Сид: Месть восставшего» самый что ни на есть тривиальный ужастик, которых разной степени качества в интернете достаточно.
10. Стэтхэм на подработке.
«Во имя короля: История осады подземелья» (In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale 2006)
Уве Болла трудно упрекнуть в непродуктивности. Пока первая (артхаусная) половина режиссера работала над ужастиком, другая (коммерческая) снимала блокбастер с бюджетом в 60 миллионов! В коммерческом производстве кинопродукции сплошь и рядом случаются провалы, после которого подающего надежды горе-режиссера выкидывают на мороз. А это уже четвертый провалившийся фильм немца! Режиссер, очевидно, продал душу дьяволу.
Фильм-экранизация прекрасной Dungeon Siege, в которую когда-то я заигрывался наравне с Diablo. На этот раз в главных ролях набирающий популярность гроза современных боевиков и мотивирующих цитат Джейсон Стэтхэм, на тот момент сыгравший в «Картах, деньги, два ствола» и «Перевозчике».
Питер Джексон, режиссер «Властелин колец», в начале нулевых задал планку для фэнтезийных фильмов. Как и работы Финчера, трилогия Джексона играла колоссальную роль при создании нового фильма Уве Болла. Мне кажется, «Во имя короля» мог бы спокойно выступить от имени кинокомпании Asylum (которая знаменита тем, что делает наскоро созвучный и схожий по тематике фильм и выпускает аккурат перед премьерой дорогого блокбастера. Пример: «Трансформеры – Тронсморферы), и во время релиза фэнтезийной трилогии, например, того же Джексона, чтобы сбить с толку любителей Толкиена, решивших скачать экранизации с торрента.
11. Почтальон Болл.
Постал (Postal 2007)
Насколько бессмысленный фильм, настолько и прекрасный. Без шуток. Лучшая работа маэстро! Игра Postal 2 – как будто внебрачный ребенок Уве Болла. Совсем не удивительно, что немец решил экранизировать ее при первой возможности.
Postal 2 была выпущена в 2003 г. американской компанией RWS. Игра быстро снискала народную любовь у геймеров, но прогрессивная журнальная критика разгромила детище Винса Дейзи (руководителя компании) в пух и прах.
Фильм рассказывает о жизни неудачника, живущего в трейлере с толстенной бабой, по имени Чувак. Он пытается найти работу, но, увы, фортуна повернулась к нему задницей. Найти себя в жизни помогает дядя Дейв, который втягивает молодого человека в авантюру, и Чувак постепенно погружается в пародию и абсурд.
Террористы, хиппи, силиконовые «красотки», карлики, нацисты, юмор, убийства, неполиткорректность – вот набор существительных, которые схлестнул друг с другом режиссер.
Рекомендую к просмотру.
12. «Апокалипсис» гремит.
Тоннельные крысы 1968 (1968 Tunnel Rats 2007)
Уве Болл решил реализовать мечту юности – стать Оливером Стоуном. Теперь он покусился на военные фильмы. Бюджет картины всего каких-то жалких 8 миллионов. Действие происходит в очень узком пространстве, и не тешьте себя надеждой увидеть размах боевых сцен, как, например, в «Цельнометаллической оболочке».
Сюжет сфокусирован на американских солдатах, которым необходимо зачистить тоннели с партизанами Вьетконга и выжить в тесном противостоянии.
Картина поднимает такую важную тему, как бессмысленность любой войны (ну а кто сомневается?)
Впрочем, не ждите от нее слишком много – это не «Апокалипсис наших дней» Копполы, затрагивающий сложные культурологические темы под обыкновенной войной. Уве Болл просто воплощает свою давнюю мечту снять военный фильм.
13. Зрительский вопль.
Фар Край (Far Cry 2007)
Очередная экранизация. В данном случае на правах соотечественников. Бюджет внезапно подскочил до 30 миллионов, думается, из-за наличия в главной роли Тиля Швайгера (Болл очень любит своих актеров, пробивая для них крупные гонорары).
Far Cry (2004) – шутер от первого лица немецкой компании Crytek. До «Кризиса» компания выпустила передовой на тот момент фпс, ну а Болл с радостью экранизировал его через 3 года.
Действие фильма разворачивается на тропическом острове. Сюжет выдуман в течение нескольких секунд во время посещения уборной. Есть злой ученый с армией мутантов, есть Джек Карвер – крутой парень с указательным пальцем на курке. Разумеется, последний побеждает, оставляя неприятеля с носом.
Придираться к режиссуре-монтажу совершенно не хочется, как и не хочется придираться к взрослому человеку из-за его дурного почерка. Вызывает раздражение звуковая составляющая фильма, которая в жанре боевик должна быть на пять с плюсом. Здесь, увы, она похерена, и звуки стрельбы слышатся совершенно ужасно. Фильм явно склеивался второпях.
14. Артхаус Уве Болла.
«Стоик: выжить любой ценой» (Stoik 2009)
Российские коммерческие режиссеры комедий работают по принципу запросить огромный бюджет и потратить на картину четверть от него, чтобы на остальные безбедно существовать, а также во время проката поиметь кассовые сборы – как дополнительный бонус.
Работая в мейнстриме, Уве Болл придерживается аналогичной системы. Но в отличие от российских коллег, он умудряется одновременно или между ставить картины «для души». Заметно, что маэстро интересуют социальные проблемы общества. Он хочет разобраться почему случаются ужасные вещи в мире, задавая исконно русские вопросы: Кто виноват? и Что делать?
«Стоик» повествует о 4-х заключенных, посаженных в одну камеру. Они сосуществуют друг с другом, поддерживают связь, играют в карты. Но вдруг, как в рассказе Леонида Андреева, происходит что-то, что меняет всю картину.
В новом фильме Болла социальный аспект постоянно соперничает с экзистенциальным. Картина навеяна знаменитой работой «Эксперимент». Действительно, создается впечатление, что заключенные очутились в тюрьме не по причине собственной девиантности, но являются частью неведомого опыта.
В картине засветился Эдвард Ферлонг, известный по фильму «Терминатор 2: Судный день».
15. Юный убермэнш.
«Ярость» («Rampage» 2009)
«Люди – как капли воды в ведре, я просто вылил немного».
Уве Болл решил устроить массовую казнь в городе. В школе ему тесно, да и по теме детского насилия он давно уже высказался. Теперь очередь за яростью обывателя.
23-х летний парень живет абсолютно нормальной жизнью. У него есть семья: мама, папа. Лучший друг. Работа. Хобби: пейнтбол. Сбережения на учебу в колледже. Но вдруг он понимает, что его окружает пресловутая американская мечта: быть успешным, реализоваться, заработать кучу бабок. Он решает положить этому конец. Парень мастерит пуленепробиваемый костюм и выход на улицу, чтобы расстрелять всех повстречавшихся людей.
На протяжении фильма, до кульминации, Билл проживает как будто плохой день – то ему кофе не тот сделают, то на работе начальник прижмет, то в закусочной официант нахамит. Родители совершенно не понимают молодого человека, считают, что он занимается ерундой и не хочет потратить отложенные деньги на обучение.
Фильм рассказывает о человеке в состоянии полного хаоса, возомнившего себя Богом, и считающего, что столь брутальное вмешательство в популяцию людей, поможет решить глобальные проблемы человеческого кризиса.
Это бунт маленького человека.
16. Национальная вина.
«Дарфур: Хроники объявленной смерти» (Darfur 2009)
У этнического немца Уве Болла присутствует национальная вина за совершенный геноцид нацисткой Германии по отношению к евреям и другим народам во время Второй мировой войны. С наступлением мира, немецкий народ пришел к покаянию и официально извинился за развязывания античеловеческой политики.
Синопсис кинофильма: «Американские журналисты в Судане сталкиваются с дилеммой: либо вернуться домой, чтобы рассказать о зверствах, которые они видели, или остаться и помочь жертвам геноцида».
«Дарфур» — не кино, а репортаж, одетый в художественную форму. «Дарфур» — серьезное кино, воплощающее комплекс вины по отношению к геноциду какого-нибудь народа, пусть даже этот народ живет за 7000 км. от Германии.
Ручная камера — словно имитация репортажа в прямом эфире; постоянный крупный план не характерный для болловских фильмов, выглядит свежо в творчестве режиссера.
18. Логичное завершение.
«Освенцим» («Aushwitz» 2010)
С выходом этой картины, можно сказать, творчество режиссера закончено, хотя фильмография завершается 16 годом. Если не обращать внимание на экранизации видеоигр, тематика фильмов Уве Болла ясно прочитывается. Начав карьеру с любительских фильмов о социопатах, маэстро приблизился к кульминационному финишу, изобразив зло в государственном масштабе. Более подробно о творчестве немецкого режиссера я скажу в эпилоге.
«Освенцим» – художественный фильм с вкраплениями документалистики, и повествует о концентрационном лагере на территории Польши во Вторую мировую войну. В роли одного из служителей лагеря выступил сам режиссер. Зритель проживает один день «жизни» польского лагеря.
Эпилог.
Уве Болла называют Худшим режиссером мира. Верно ли это утверждение? Конечно нет. Данный ярлык приклеился по причине ужаснейших коммерческих фильмов, львиную долю составляющие экранизации игр. Но, как мы видим, у немца есть другая фильмография, и пусть она не выдающаяся, но вполне качественная. Если посмотреть на сегодняшние фестивали независимого кино, то выяснится, что практически каждый второй начинающий режиссер – Уве Болл.
Уве Болл – средней руки мастер. По его картинам видно, что он учился режиссуре, и, к сожалению, обделен талантом. Он умеет задавать вопросы; он видит проблемы социума; он владеет недалекой историей, но, увы, в нем отсутствует изюминка, которая выделила бы постановщика среди остальных киноделов.
В одном из интервью Уве сетовал журналисту на то, что критики не смотрят его ранние фильмы, зато смотрят Кронненберга. Дэвид Кронненберг – как раз пример выдающегося режиссера в той области кинематографа, куда целит Болл. Дебютные работы Кронненберга изобилуют новаторскими режиссерскими, операторскими и монтажными находками, тогда как начинания Уве имеют, мягко говоря, неудачные подражательства, лишенные глубины или претензии на нее. Но в чем немец обходит канадского режиссера – в освоении бюджетов. Даже самый дорогой фильм Дэвида Кронненберга не стоил столько, сколько стоили фильмы Уве Болла. В этом аспекте он действительно не превзойдён. Некоторые пишут, что «мастер» использует какие-то сложные махинации для получения бюджета и с будущим провалом деньги с режиссера не спрашивают – так работает немецкая система кинопроизводства. Может быть. А Голливудские работы? Их ведь финансирует не только Германия, но и Северная Америка.
Не красили режиссера и всевозможные скандалы. Особенно запомнился тот, где он вызывал на боксерский ринг критиков, не любящих его творчество. Еще Уве организовывал петицию, по достижению определенного числа подписей, он уйдет из кинематографа. И не понятно, ушел он или намерен снимать дальше.
Я не думаю, что немец вернется в коммерческое кино. Последний дорогостой вышел в середине нулевых, а с тех пор бюджеты выросли и правила игры немного поменялись. И никто ему никогда не доверит «Стражей галактики» или «Звездных войн». Уве Болл вернулся в исходную точку – туда, откуда он начал, и всё на что он может рассчитывать – на собственные силы.
Лучшие комментарии
Мне нравится идея делать блоги о творчестве разных режиссёров. Было бы интересно почитать о ком-нибудь ещё.
Хотя сам выбор Уве Болла мне показался странным. Скандалами я никогда не интересовался, а из тех его фильмов что видел все показались очень посредственными. Смотреть не больно, но и интереса никакого не вызывают. В итоге с какого-то момента просто начал откладывать каждый его фильм на «может быть когда-нибудь». Хотя лучшее, если верить блогу, пропустил. Вот «Дарфур» и «Аушвиц» гляну. Может быть. Когда-нибудь))
Ну и это… Поздравляю с потерей блоговой девственности.