Мы зря пропустили Ni no Kuni: Wrath of the White Witch
Первой части Ni no Kuni недавно стукнуло уже пять лет. Она вышла в один год с BioShock Infinite, The Last of Us и GTAV — чувствуете дыхание времени? И, пожалуй, работа студии Ghibli и Level-5 заслуживает переиздания на нынешнем поколении ничуть не меньше этой троицы.
https://youtu.be/jDQiyD5zotE?t=11
Служба доставки Ghibli
На самом деле, тогда, в 2013-м, я ничего не пропустил. Про Ni no Kuni: Wrath of the White Witch я писал для другого сайта, поставил 8.5 из 10 и подытожил, что Ni no Kuni должна стать японской RPG года. Вообще, очень смело делать такие заявления в феврале, но, если оставить за скобками тактическую Fire Emblem: Awakening, я тогда не ошибся. Ничего масштабнее, душевнее и красивее Ni no Kuni за оставшиеся 10 месяцев в азиатском поджанре ролевых игр не появилось. Были отличные Pokemon X/Y (их StopGame.ru не пропустил) и Shin Megami Tensei IV. Отличные, но всё же нишевые.
А Ni no Kuni — японская «ролёвка» для всех. Прямо как мультфильмы Ghibli. В отличие от свежей второй части, «Ярость Белой ведьмы» создавалась не просто выходцами из знаменитой студии мультипликации, а прямо вот в тех же самых условиях, что и любимые миллионами шедевры. Конечно, Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), известный тем, что у него нет компьютера и он не любит видеоигры, к проекту не был причастен. Но ведь ряд работ Ghibli делался без критичного участия маэстро — и «Шёпот Сердца» с «Кладбищем светлячков» ничуть не хуже «Рыбки Поньо», да и выглядят почти неотличимо.
Ni no Kuni создаёт точно те же волшебные ощущения, потому что все ролики сделаны на первой линии студии (на тот момент она не занималась никаким полнометражным фильмом), а руководил процессом создания персонажей и анимации Ёсиюки Момосэ (Yoshiyuki Momose) — аниматор «Принцессы Мононоке» и «Унесённых призраками». Поэтому, когда я включил консоль и увидел стартовую аниме-заставку, отличить её от трейлера нового мультфильма Миядзаки было невозможно — и восторг наступил сразу. Даже пять лет спустя игра выглядит просто здорово — хотя анимационные персонажи находятся на полигональных декорациях, сочетаются они так здорово, что в случае переиздания на PS4 улучшать что-либо практически не придётся.
Анимационных вставок тут хватит если не на полный метр, то на половину точно.
Другой волшебный привет от Ghibli — саундтрек. Его написал Дзё Хисаиси (Joe Hisaishi), который делал музыку, кажется, для всех аниме студии. Озвучка у Ni no Kuni просто суперэпическая, как и полагается большой JRPG. Здесь есть помпезные оркестровые композиции и мелодичные, проникновенные темы — в зависимости от места и действия они могут быть очень разными. Пожалуй, кому-то музыка покажется чуть слишком классической, но то, что она прекрасна, бесспорно.
Покемоны-покемоны, сколько можно их терпеть…
Если Ghibli делала вещи более-менее внешние, то волшебный мир, сюжет и всю внутреннюю логику создавали уже в Level-5. Здесь верховодил Акихиро Кино (Akihiro Hino), основатель студии, режиссёр Dragon Quest VIII (одной из лучших JRPG в истории) и автор сериала про профессора Лейтона. Его история про тинейджера Оливера, потерявшего мать и попавшего в сказочную страну с феями, драконами, джиннами и говорящими котами, далеко не плоха, но у неё есть одна слабость — избитая тема становления главного героя, наложенная на его избранность и вселенский заговор. Впрочем, большинство японских ролевых игр примерно про то же.
К тому же здесь есть очень интересная логика переплетения миров — вам не раз надо будет возвращаться в родной город Оливера и находить там человека, который является ментальным двойником жителя чудесной страны. Нарратив Ni no Kuni выполняет главную задачу сказки — показывает, почему выгодно быть добрым, почему хорошие поступки и взаимовыручка приводят к успеху. Взрослым и подросткам это может показаться наигранным, но для детей — самое то. Если они знают английский, конечно.
Не хочется углубляться в механики пятилетней игры, тем более что это самое слабое её место. Основа совершенно классическая для жанра — большая карта с городами и подземельями, корабли и дракон для поездок по ней, системы экипировки и алхимии, пара приятелей в партии, множество простеньких дополнительных квестов и, конечно, «гринд».
Сражаться придётся много, ведь нужно прокачать целый десяток бойцов.
Главная особенность Wrath of the White Witch — «фамильяры». Это местные монстры, которых нужно рекрутировать и использовать в битвах, прямо как покемонов. Разница лишь в том, что здесь сражения хоть и пошаговые, но требуют бегать по полю боя, а ваши сопартийцы и их фамильяры почти не поддаются контролю. К сожалению, искусственный интеллект товарищей сложно назвать умным, поэтому заковыристые битвы с «боссами» периодически будут раздражать из-за их нелогичных действий. Но это единственная значимая и объективная проблема сорокачасовой «ролёвки».
При этом, повторюсь, это приключение для всех — здесь очень много пояснений, есть даже целая виртуальная книга волшебника — с помощью неё мне удалось быстро вспомнить, как работают механики, после перерыва в четыре года. Вдобавок для совсем маленьких и безруких есть упрощённый режим с ослабленными врагами и путеводной звёздочкой на карте. Поэтому проблем в прохождении и трудностей здесь быть не может, если вы сами не захотите их себе создать.
Территория для исследования, как полагается, огромная, поэтому подсказка, куда бежать, иногда очень актуальна.
Возвращаясь к Ni no Kuni, я понимаю, что её художественная часть так же прекрасна пять лет спустя, как и сразу после выхода. Игра завораживает, уносит и не отпускает из своих объятий даже несмотря на то, что у неё есть проблемы с боевой системой и разнообразием контента. Она запросто может стать входной точкой для тех, кто никогда не прикасался к необычному жанру японских RPG. И даже если вы решите начать со второй части, первая останется актуальной, так как они совершенно не связаны в плане фабулы и персонажей.
Плюсы: шедевральные анимация и саундтрек от Ghibli; классическая подача JRPG от Level-5; эпический размах.
Минусы: боевая система с проблемами; нужен «гринд».
Ну как я и думал, с балансом-таки поработали. И наверное к лучшему, потому, что, например, 3-ю часть я просто умаялся проходить, там такой бессовестный гринд, что мама мия. Если бы и в 3-й такой был, я бы взвыл. А так 4-я осталась для меня лучшей в серии.
Пожалуй поддержу в плане входа в жанр. Как отправная точка отлично сгодятся серии Tales of, Legend of Heroes, да и та же Финалка, хотя я уже перестал ее рекомендовать, но тут уже чистый субъектив.
Врать не буду, сам с боссом не дрался, украл цирфы из какого-то топа с тытрубы, то ли WatchMojo, то ли ZoomIn. Мне 12-я на тот момент не сильно понравилась из-за боевки, так что я ее как-то пропустил, хотя теперь хочется наверстать. Ну и тем не менее, 30-40 минут монотонной долбежки это такое себе. В той же Tales of Xillia надо хотя бы действительно активно действовать, хотя боевки все же разные, так что не уверен можно ли их сравнивать.