Оторвитесь ненадолго от прохождения The Witcher 3: Wild Hunt, чтобы узнать, как создатели этой RPG прошли путь от продавцов пиратских дискет до лучшего издателя и разработчика игр в Польше. Сегодня их логотип с красным кардиналом — символ успеха вопреки обстоятельствам, знак надежды и качества.
Лиха беда начало
Когда основатели CD ProjektМарчин Ивиньский (Marcin Iwinski) и Михал Кичиньский (Michal Kicinski) были на старте карьеры, рынок игр в Польше не регулировался, а интерес к нему проявлял узкий круг людей. В начале 90-х местные бизнесмены предпочитали инвестировать в «железо», а не в развлечения и софт. Ввозя комплектующие для компьютеров, предприниматели сколачивали целые состояния. В число таких воротил вошел и Роман Клуcка (Roman Kluska) — владелец компании Optimus, впоследствии сыгравшей важную роль в судьбе CDP. Поскольку о цивилизованной дистрибуции не могло быть и речи, почти все дискеты и кассеты с играми были пиратскими и распространялись с лотков на рынках. Тогда самым людным базаром Польши слыла ярмарка «Европа», организованная на месте Стадиона Десятилетия в Варшаве. Здесь можно было купить все — от контрафакта до оружия и наркотиков: там, где когда-то бушевали страсти болельщиков, теперь проворачивались криминальные схемы на миллионы долларов.
Stadion X-lecia, как называют его местные, незадолго до сноса в 2007-м.
Именно с «Европы» начался бизнес двух одноклассников: Марчин заказывал игры по почте, а Михал по субботам возил их на рынок и продавал с рук. Так у молодых бизнесменов появились постоянные покупатели и серьезные связи. Неизвестно, сколько бы продолжалась эта розничная эпопея, если бы не два переломных события, произошедших в 1994-м году. Во-первых, не без участия пана Марчина в Польшу из США наконец-то попали игры на CD. Во-вторых, польские власти всерьез взялись за пиратов. 24 мая был принят закон о защите авторских прав, в Варшаве открылся филиал BSA (Business Software Alliance), а на радиорынок с рейдами зачастила полиция. Торговать левыми копиями стало опасно: предстояло либо свернуть дело, либо вложиться во что-то более легальное.
Друзья выбрали второй вариант и не просто вышли из тени, а взяли на себя роль проповедников лицензионной продукции. Решили внушить, что «лицензия» — это круто, а «пиратки» — нет. Учитывая фактически постсоветскую публику, задача была не из легких! Чтобы основать CD Projekt, Ивиньский продал за 10 тысяч долларов земельный участок, доставшийся ему по наследству, а Михал Кичиньский предоставил молодому предприятию свой компьютер. «Первый контракт подписали буквально на коленке, — вспоминает Марчин. — Друг Михала выделил нам комнату в квартире на Сельской улице, а наши партнеры поднимались на четвертый этаж без лифта». Хотя для издания лицензионных дисков удалось выйти на идолов геймдева вроде Blizzard и Interplay, главными конкурентами компании оставались торговцы с рынка на Стадионе Десятилетия.
Марчин и Михал.
Как убедить потребителей контрафакта платить за лицензионную продукцию? Одной локализации здесь мало — надо еще угадать с ценовой политикой. Первый серьезный заказ, польское издание Diablo в 1996-м году, просто окупил себя. Поэтому, взявшись за локализацию Baldur’s Gate в 1999-м, CD Projekt поскромничала: с Interplay был подписан контракт всего на 3 000 копий. Но когда количество реализованных дисков в первый же день составило 18 000, Михал и Марчин поняли, что попали в точку. Еще бы: локализация удалась масштабной, к ней привлекли популярных польских актеров, а цена заветной коробочки, несмотря на дополнительные материалы, намеренно была опущена до стоимости пиратской копии. Эта стратегия привела к коммерческому успеху, а следующие издания расходились уже как минимум двадцатитысячными тиражами. Та же Baldur’s Gate в итоге разошлась в количестве около 150 000 дисков, что совсем неплохо для тогдашнего рынка игр в Польше.
Диски надо было сбывать — с этим помог старший брат Михала Кичиньского, Адам. В 1995—1999-х годах Адам создал для CD Projekt сеть магазинов и благодаря приобретенному опыту стал коммерческим директором компании. По мере роста бизнеса увеличивалось и число сотрудников, но для воплощения заветной мечты — разработки собственных игр — пришлось несколько лет подряд откладывать выручку впрок.
Адам Кичиньский.
Битвы с монстрами
В 2002-м было принято решение об открытии игрового подразделения — CD Projekt RED. Вместе с Кичиньским и Ивиньским его сотрудники съездили на конференцию Interplay в Ирвин (Калифорния), где начинающим разработчикам показали Baldur’s Gate: Dark Alliance. Их удивило, что проект доступен только на консолях, поэтому было принято решение создать PC-порт — к счастью, правообладатели поддержали идею. Тайно доставив из Лондона девкит PlayStation 2, поляки взялись за дело. Но внутренние проблемы Interplay, возникшие в самый разгар портирования, положили конец радужным мечтам. С наработками надо было что-то делать — не выбрасывать же их на помойку!
С подачи Михала КичиньскогоCD Projekt RED переключилась на RPG про ведьмака Геральта — литературного персонажа, придуманного Анджеем Сапковским (Andrzej Sapkowski). Рассказы писателя пользовались большой популярностью как в Польше, так и за ее пределами, а основатели CD Projekt зачитывались ими еще в школе. Почему бы не попробовать? Права на разработку удалось получить сравнительно легко: их владельцы из Metropolis Software никак не могли довести до ума ролевую игру по «Ведьмаку», о которой было известно по крайней мере с 1997-го года, после анонса в журнале Gry Komputerowe. Однако и в CDPR не рассчитали силы: небольшой филиал в Лодзи под управлением Себастьяна Зелиньского (Sebastian Zielinski) не мог потянуть столь амбициозный проект. Ведь уже тогда для приключений наемного убийцы чудовищ готовили большой мир и свободу выбора, влияющую на сюжет.
В 1997-м Геральт щеголял в сиреневом камзоле.
После выпуска куцей демки филиал пришлось распустить, а его сотрудников перевести в варшавский офис — среди них был и Адам Бадовский (Adam Badowski), будущий арт-директор и руководитель CD Projekt RED. Несмотря на трудности, к затянувшейся работе привлекали лучших специалистов, каких только могли найти. Например, CG-трейлеры для всех частей «Ведьмака» делала студия Platige Image под руководством номинанта на «Оскар» Томека Багинского (Tomek Baginski). Такой перфекционизм не случаен: The Witcher должна была выстрелить сразу, иначе эта RPG потянула бы компанию Ивиньского и Кичиньского на дно. Релиз игры в 2007-м подвел итог бессонным ночам в офисе: она получила высокие оценки и прославила студию на весь мир.
Выбиваясь в первую лигу, поляки столкнулись и с правилами большой игры. Компания Atari, издатель The Witcher в Северной Америке, то и дело пыталась поглотить CDPR со всеми потрохами. Сперва разработчикам предложили контракт, в корне противоречащий их главному принципу: ни с кем не делиться правами на игру и не работать по указке. Но для завершения проекта нужны были деньги, поэтому контракт пересмотрели, уладив разночтения. Затем Atari предложила создать консольный порт, The Witcher: Rise of the White Wolf, и даже нашла студию для портирования — французскую WideScreen Games. Руководство CD Projekt RED согласилось взять все под свою ответственность. И зря.
Типичная реакция на выход «Ведьмака».
Это была авантюра: Atari переводила средства полякам, а поляки — французам, но те, вопреки постоянным командировкам и консультациям, лишь проедали бюджет. Когда утекла изрядная сумма, CDPR пошла на попятную, однако Atari потребовала деньги обратно. Дойдя до суда, дело запахло самым настоящим банкротством. Тогда поляки пообещали истцам право распространять The Witcher 2 в США и так уладили конфликт. Впрочем, незадолго до выхода Assassins of Kings в 2011-м ситуация повторилась, но уже с другими действующими лицами. Используя лазейку в договоре с CDPR, Namco Bandai заблокировала выпуск версии для Xbox 360, за сбыт которой отвечала THQ. Последняя подала на поляков в суд, но за время прений сама успела обанкротиться. Хотя боссы CD Projekt RED изрядно потратились на защиту своих интересов, борьба с монстрами бизнеса уподобила их ведьмаку Геральту — герою игр, принесших им известность.
Кузница кадров и идей
Когда под рукой не было профессионалов, компания превращала в профи трудолюбивых энтузиастов. Едва зарегистрировав CD Projekt в налоговой, Марчин Ивиньский поступил на факультет менеджмента в варшавском университете. Адам Кичиньский, физик по образованию, не был ни продавцом, ни логистом и не имел такого опыта до 1994-го года. Для многих талантов работа в CDPR стала хорошей школой и карьерным трамплином.
Здесь делают игры (Трисс нисколько не отвлекает).
Михал Мадей (Michal Madey), ведущий геймдизайнер первого «Ведьмака», до работы над этой RPG трудился в студии Necrosoft, где приложил руку к пародийному тактическому проекту в духе XCOM — Rezerwowe psy (по-польски «Запасные собаки» — игра слов от Reservoir Dogs). После успеха The WitcherМадей ушел из CD Projekt RED в другой локомотив польского геймдева, компанию Techland с офисом во Вроцлаве. Там он работал над Call of Juarez: Bound in Blood и Dead Island. Сегодня Мадей занимает пост креативного директора Ubisoft Shanghai. Пример пана Михала не единичный: продюсер «Ведьмака»Томаш Гоп (Tomasz Gop) ушел в City Interactive для разработки Lords of the Fallen, а главный дизайнер The Witcher 3: Wild HuntМачей Щесник (Maciej Szczesnik) в 2014-м присоединился к независимой команде 11 Bit Studios. Список можно продолжить, но суть одна: CDPR стала настоящей кузницей кадров.
Компания славится и нетривиальными бизнес-решениями, которые помогли ей удержаться на плаву. В 2008-м году мир охватил финансовый кризис. CD Projekt пришлось закрыть филиалы в Венгрии и Чехии, вдвое сократить количество сотрудников, но по-прежнему работал офис на Ягеллонской улице в Варшаве. Дела шли хуже некуда: в 2009-м Михал и Марчин с трудом находили деньги для зарплат. Тогда Адам Кичиньский предложил историческую сделку с фирмой Optimus (той, что упоминалась выше). Формально Optimus купила CD Projekt, но на деле это было слияние предприятий, позволившее разработчикам выйти на фондовый рынок. Они выпустили акции, которые с тех пор серьезно выросли в цене — от 3 до 16 злотых за штуку. Но самое главное, сделка принесла 14 миллионов долларов, благодаря которым The Witcher 2 добралась до релиза.
«Чудовища есть? А если найду?»
Интересно сложилось у девелоперов и с цифровой защитой. В мае 2011-го, с появлением патча 1.1 для второго «Ведьмака», разработчики избавили игру от DRM, что для многих стало сюрпризом. Позже, на выставке GDC 2012, Марчин Ивиньский заявил об окончательном отказе от DRM во всех продуктах компании. Удивляться здесь нечему: это последовательная политика, ставшая заметной с открытием сервиса цифровой дистрибуции GOG.com от CD Projekt в 2008-м. «После запуска Steam многие спрашивали, когда эта лавочка накроется медным тазом, — отметил Ивиньский в одном из интервью. — Сегодня те же самые люди осуждают Steam за засилье на рынке цифровой дистрибуции». Прибыльность затеи несомненна, но как при такой конкуренции запустить свой аналог?
Начали с продажи тех самых good old games без защиты, затем перешли на новые тайтлы, но с прежними условиями. А там дело дошло и до фильмов. Как ни странно, стратегия оказалась выгодной. После того как CD Projekt научила поляков покупать лицензионные диски, она принялась учить весь мир, что DRM — это недоверие и, следовательно, неуважение к покупателю. Примечательно, что идея получила развитие в стартапе Михала Кичиньского OpenBooks, запущенном в 2014-м году. Проект работает по принципу «сперва читай, потом плати за книгу». Думаете, не выгорит? Кто знает, до сих пор получалось.
Между прошлым и будущим
«Дикая охота» сорвала овации еще до релиза, но, очевидно, стала финальным аккордом в приключениях ведьмака Геральта. Однако разработчики не намерены останавливаться на достигнутом: впереди Cyberpunk 2077 — ролевая игра по мотивам одноименной настолки 1988-го года от Майкла Пондсмита (Michael Pondsmith). Причем Maximum Mike принимает участие в новом проекте. Пока «Киберпанк» — тайна за семью печатями, но можно еще раз посмотреть изумительный трейлер, созданный давними партнерами CD Projekt из Platige Image. За свою более чем десятилетнюю историю CD Projekt научила поляков ценить лицензионную продукцию, выбилась с задворок на вершину геймдева, а еще успела купить и распустить студию Metropolis, когда-то опрометчиво уступившую права на «Ведьмака». Марчин Ивиньский и Михал Кичиньский уже не те юноши с радиорынка, торгующие пиратскими играми из коробки, — сегодня они миллионеры, читающие лекции об успешном предпринимательстве и дающие интервью бизнес-журналам.