«Камбеками» именитых разработчиков сегодня мало кого удивишь. В случае с Полем Кюссе (Paul Cuisset), известным французским гейм-дизайнером, удивительно другое: когда-то он трудился над знаменитым приключенческим киберпанк-платформером Flashback, не менее известным симулятором Moto Racer и survival/horror Amy, а теперь вот, спустя три года после своей последней работы, отчего-то взялся за классический квест — мягко говоря, не самый популярный ныне жанр. Для компании Microids, издающей Subject 13Поля Кюссе, это тоже своеобразный «камбек». Когда-то она стояла за такими известными квестами, как Syberia и Still Life, но потом для компании наступили непростые времена. И вот новая попытка вернуться в любимый жанр…
Вот такого вида мини-игры повторяются не раз и не два.
Субъективное прошлое
Как и в стародавней Flashback, Поль обращается к тематике научной фантастики, пусть и не в таком ярко выраженном киберпанковском антураже. Главный герой, профессор физики Франклин Фарго, обнаруживает себя в некоем заброшенном исследовательском центре, где из всех собеседников — только таинственный голос, принадлежащий, судя по всему, разумному ИИ. Тот и называет Франклина титульным «субъектом 13».
Из разбросанных повсюду электронных записок мы постепенно узнаем о том, что комплекс находится на некоем острове, где жили индейские племена. Здесь был обнаружен источник мощной энергии, и это позволило проводить разные эксперименты, в том числе даже по поиску выходов в параллельные вселенные, по переключению между разными пластами времени и пространства.
Исследуя комплекс, Франклин периодически видит свою жену, которая на самом деле уже умерла. То ли призрак, то ли галлюцинации, то ли голограмма… Это, конечно, не «Солярис», но в истории Subject 13 многое завязано именно на прошлом главного героя, на его личной драме. И это придает ей особый эмоциональный окрас, вызывая желание разобраться, что же произошло и что все это значит. Таинственный голос просит выбраться из комплекса и добраться до древнего храма, где можно получить ответы на все вопросы.
Сезам, откройся!
Сделать это будет непросто. Subject 13 — самый что ни на есть классический квест, где нашлось место и для упражнений с предметами (однажды из подручных материалов даже придется сделать перцовый баллончик, чтобы отпугнуть медведя), и для многочисленных пазлов и мини-игр. Через каждые пять минут мы подбираем коды, что-то открываем и активируем посредством решения той или иной головоломки.
В общении с таинственным собеседником можно хитрить и пытаться обманывать его.
Впрочем, далеко не все из них такие уж сложные — многие повторяются и решаются методом банального подбора и перебора всех возможных вариантов. Для ветеранов жанра Subject 13 и вовсе, скорее всего, покажется сборником простых мини-игр. В целом же сложность тут, скажем так, сбалансированная: не слишком примитивно, но и не Myst, конечно. И даже не недавняя Homesick. Тем более что есть система подсказок, которая один раз позволит пропустить особенно хитрый пазл.
Физика для физика
Куда больше проблем могут доставить особенности управления и вообще взаимодействия с окружающим пространством. Авторы заставили нас, прямо как в серии Penumbra, курсором мыши убирать доски, откручивать гайки, открывать некоторые двери, бросать веревку через мост и так далее. В общем, реализовали вроде как реалистичную физическую модель.
Только, во-первых, не очень понятно, зачем она нужна в классическом квесте. А во-вторых, управление при этом неудобное и неотзывчивое. И когда, например, вы настраиваете прожекторы так, чтобы свет преломлялся и падал в определенную точку, не головой думаете, а прежде всего сражаетесь именно с курсором, пытаясь все-таки развернуть их в нужном направлении.
А вот то, что каждый предмет, будь то книга в инвентаре или шкаф, который изучает герой, можно и нужно всячески вертеть и осматривать с разных сторон, пытаясь найти важную деталь или нарисованные на задней стенке символы, даже интересно — это придает происходящему свою изюминку. Жаль только, что в Subject 13 нет практически обязательной ныне подсветки активных точек — очень часто приходится заниматься утомительной «охотой на пиксели».
В каждой главе желательно собрать все записки, чтобы получить исчерпывающее представление о том, что здесь произошло.
Двойной «камбек» — Поля Кюссе и компании Microids — получился неоднозначным. Subject 13 неплохо выглядит, хорошо озвучена, сюжет интригует, да и пазлы попадаются интересные. Но игре не хватает той собранности, проработанности и глубины, которая отличала Flashback или Syberia.
Плюсы: интересный сюжет; обилие мини-игр и загадок; сбалансированная сложность; симпатичная картинка; все диалоги и записки озвучены. Минусы: многие головоломки и мини-игры повторяются; неудобное управление; утомительный «пиксельхантинг».
обилие мини-игр и загадок
вот косу нужны эти миниигры?
все диалоги и записки озвучены
вау