Помните такие, не побоимся этого слова, шедевры юмористического квестостроения, как Runaway или The Next BIG Thing от Pendulo Studios? Так вот, все они — прошлое, с которым, очевидно, разработчики решили завязать. Теперь «пендульщиков» привлекают мистические сюжеты с налетом хоррора. Сатанизм, человеческие жертвы, безумные культисты — в общем, джентельменский набор начинающего лавкрафта. Если, конечно, верить анонсам, характеризующим адвенчуру под названием Yesterday как триллер.
Обман, кругом обман
Забегая вперед, скажем сразу: не верьте. Pendulo всех обманула. Это еще один юмористический квест, который просто пародирует лавкрафтовские мотивы в современном развлекательно-ужасательном бизнесе. То есть, возможно, разработчики и пытались поначалу «сделать страшно», но потом быстро поняли, насколько гиблое это дело, — уже тогда, когда на сцену вышел демонически злобный инструктор скаутов, живущий в подсознании одного из второстепенных героев.
А началось все с реально существующей благотворительной организации. Благородная миссия «Детей Дон Кихота» — в том, чтобы искать на улице бедняков и помогать им с пропитанием, теплой одеждой и социализацией. Являясь как раз таким волонтером, будущий наследник гигантской корпорации Генри Уайт отправляется на станцию Кедвей, где, предположительно, устроили себе ночлег ребята из неблагополучных семей. Или вообще без семей. Место оказывается, мягко говоря, неприятным. Вместо милых, улыбчивых бродяг, которые благодарили бы Генри за чай, ласку и бывшие в употреблении теплые вещи, паренек находит на месте пару безумных бомжей, которым нравится убивать. Не без помощи верзилы друга Уайт выбирается из этой передряги, а сумасшедших агрессоров забирает с собой.
Действительно, острого желания пообниматься с этим манекеном не возникает. Почему-то.
И тут выясняется, что вся эта глава, вообще-то, пролог. На самом же деле нам предстоит восстановить память детектива-сатанолога по имени Джон, попутно выяснив, кто стоит за зверскими убийствами лиц без определенного места жительства. Один раз герой уже попытался раскрыть эту тайну. И в результате был найден в своем гостиничном номере без памяти, зато с определенным количеством ртути в организме.
Попутно мы обнаруживаем, что Генри Уайт вырос, из наследника превратился во владельца огромного состояния, стал покровителем и другом Джона. Более того, именно Генри дал детективу опасное, почти смертоносное задание.
Кровь, грудь и амнезия
Сюжет разворачивается с необычной даже для Pendulo динамичностью. Неожиданные предательства, внезапно выныривающие из ниоткуда убийцы и шпионы, трупы — да-да, вполне реальные трупы с кровью, забрызгивающей экран, — и, наконец, обнаженная героиня, которая беззастенчиво демонстрирует свой… «топлесс», — все эти сюрпризы будут подстерегать нас на каждом шагу. Не то чтобы они появлялись тогда, когда мы их совсем не ждем. Пожалуй, даже наоборот. Но на то она и пародия, чтобы с легкой, ненавязчивой, едва уловимой ноткой иронии продемонстрировать нам все штампы и шаблоны жанра. В данном случае — мистического детектива.
Тут внимательный читатель может картинно возмутиться и сказать, что в описанном выше сценарии нет места ни иронии, ни веселой шутке. Конечно же, внимательный читатель прав.
Не верьте злобной буржуйской пропаганде: на самом деле выжить в столкновении с безумным культистом помогут не шахматы, а бейсбол. Точнее, бита. Биты достаточно.
И вместе с тем ошибается. Сама сюжетная коллизия действительно выдержана в соответствии со всеми канонами «высокой» разновидности жанра. Даже амнезия главного героя — популярнейший нынче прием — на своем законном месте. Зато всякие мелочи: сообщения, что выводятся на экран при попытке применить тот или иной предмет, или диалоги с персонажами второго плана — выдают истинные намерения разработчиков. Например, когда Генри пытается прикоснуться к «плачущему» манекену в вагоне заброшенного метро, мы получаем уведомление о том, что он не хочет сейчас утешать эту человекоподобную фигуру. А друг Уайта постоянно ведет внутренний диалог со своим бывшим инструктором в скаутском лагере. Причем разговаривает в основном инструктор. Преимущественно оскорблениями.
Метод научного перебора вариантов
Но, кажется, пришло время разъяснить, каким образом мы вообще можем обращаться с предметами. Тут все просто: перед нами — классический point-and-click во всей его красе. На рисованном экране — несколько активных точек. Каждую можно осмотреть и потрогать. Причем «потрогать» не всегда равно «взять».
Когда мы при помощи традиционной «лупы» обращаем внимание на какой-либо объект, прямо на фоне «базовой» локационной картинки открывается небольшое окошко, посвященное уже конкретно тому предмету, который мы хотим изучить. Такой подход вполне вписывается в общую графическую стилистику квеста. Не будем говорить о том, что адвенчуры-комиксы успели порядком надоесть — это и так уже всем понятно. Pendulo, знаете ли, выпускала классные игры в таком стиле тогда, когда все прочие подражатели еще пешком под компьютерный стол ходили! Имеет право.
Не только нарисованным женщинам есть что показать. Главный герой без майки тоже очень ничего.
Тем не менее попробуем вернуться к вопросам геймплея. Если нам приходится нескольких персонажей проводить по одной и той же локации, мы обнаруживаем, что вещи, представляющие определенный интерес для одного героя, могут совершенно никакого душевного отклика не вызвать у второго. Что подчас оказывается очень кстати, ведь, к примеру, обломок баскетбольного кольца в руках у Генри был бы бесполезен для нас, в то время как для его гориллоподобного приятеля Купера это нужнейший инструмент, который необходим для успешной переправы через пропасть.
Нетрудно догадаться, что прохождение совершенно линейно. Даже когда Генри решает шахматную задачу и должен озвучить правильное решение, выбрав из нескольких вариантов в окошке диалога, наиболее простым и безотказным становится метод простого перебора. За неверный ответ санкции не предусмотрены.
Чтоб не измучилось дитя
То же касается и прочих бесед с NPC. Нас заставят ответить правильно — раньше или позже. Pendulo, подобно прочим своим коллегам, что ныне работают на ниве адвенчур, не слишком настроена перенапрягать мозги игрока. Сами по себе задачи в основном весьма просты. А если игрок все равно не справляется, в его распоряжении всегда есть встроенная система подсказок, — практически руководство по прохождению. О подсветке уже и говорить не стоит: какие уважающие себя разработчики сегодня решатся выпустить квест без возможности обозначить все активные точки на экране одним кликом?
Мы знаем, вы читаете обзор благодаря вот этому скриншоту. Мы все про вас знаем!
Вот и получается, что вместо тренировки разума мы получаем тренировку силы воли. Так трудно иногда заставить себя воздержаться от нажатия на заветную кнопку с «лампочкой»! А ведь только благодаря такому воздержанию от «умственных костылей» можно оценить по достоинству изящнейшую комбинацию с каменным конем, ножом для конвертов, вентилятором и полотенцем. Все эти предметы, примененные правильно, позволяют прочесть надпись, которую Джон из прошлого оставил самому себе — беспамятному. Таких оригинальных решений в игре не слишком много, но они есть.
Встречаются время от времени и головоломки. Более того, они даже похожи на старые, «олдскульные» задания, вынуждавшие нас многократно осматривать локации в поисках завуалированных подсказок. Так, чтобы достать дневник ученого, с которым Джон был дружен во времена доамнезийные, приходится в правильном порядке расставить печати с символами алхимических элементов на старинном кельтском кресте. А чтобы узнать этот правильный порядок, нужно внимательно рассмотреть один плакат, висящий пусть и не на другом конце города, как велят боги истинных головоломок, но хотя бы не в том же помещении, где находится само поле нашей мозговой активности.
Девушка как украшение локации
Поклонник красивой графики все равно, просмотрев по диагонали все написанное выше, скажет: «Да ну, это же рисованный квест в стиле комикса — о чем еще можно говорить?» Тем не менее даже с графической точки зрения у Pendulo нашелся в рукаве козырь. Все диалоги представляют собой… трехмерный комикс. То есть традиционные «окошки» на фоне базового экрана содержат трехмерные фигурки героев, которые весьма убедительно шевелят губами, моргают и выражают свои эмоции при помощи реалистично воссозданных лицевых мышц. Да и по поводу арта, составляющего основную, геймплейную часть игровой визуализации, можно много хорошего сказать. Композиционно выверенные локации, красивая девушка — та, которая топлесс… В общем, есть на что посмотреть. К тому же, несмотря на ироническую сущность проекта, порой бывает не то чтобы страшно, но как минимум слегка неуютно от внезапно возникающих посреди экрана манекенов, мелькающих на долю секунды кровожадных картинок и прочих «бу»-эффектов. Нам даже думается, что, реши господа из Pendulo и вправду сделать хоррор, у них получилось бы очень даже неплохо.
Из кучи круглых печатей в коробочке нам нужно выбрать всего четыре. Вопиющий расход экранной территории!
Как бы то ни было, пародийная мистика удалась на славу — ничем не хуже, чем пародийный «мафиозный» боевик или классический детектив. Квестофилам — рекомендуем.