Sam & Max: The Devil's Playhouse: Обзор
Характерная особенность сериалов
Telltale — единство места от эпизода к эпизоду. Как правило, в каждой следующей главе мы участвуем в развертывании оригинального сюжета, но при этом редко покидаем пределы хорошо знакомых локаций со старыми добрыми вспомогательными персонажами. Так, два-три новых экрана, парочка свежих героев — и хватит с нас.
Пожалуй, в этом есть некая приятная стабильность. Городок — привычен, NPC — вообще почти родственники. К тому же некоторые предметы могут в одной части серии валяться где-нибудь без использования, просто в качестве повода для шуток, а в следующем эпизоде уже играть ключевую роль для прохождения.
Правда, со временем б/у-локации все-таки приедаются. Избалованный приключенец начинает хотеть свежатинки. Так что очередное решение
Telltale — разнообразить эпопею о Сэме и Максе историей их прадедушек Сэмета (Sameth) и Максимуса (Maximus) — пришлось как нельзя кстати.
Главное — выбрать правильный вариант прочтения.
На Египет!Первая глава нового сезона оставила наших героев наедине с собственными окаменевшими скелетами. Впрочем, при ближайшем рассмотрении мы обнаружим, что не такие уж они и собственные. Оказывается, Сэм и Макс — детективы как минимум в третьем поколении. Славные предки «фриланс-полицейских» тоже любили вляпаться в историю и если не выйти из нее победителями, то хотя бы просто выйти.
Каждый ребенок знает, что Сфинкс — помесь человека со львом. В канонической египетской традиции чудовище обладает львиным телом и женской головой. Иногда к этому «джентльменскому набору» добавляли крылья орла или грифона.
В
The Tomb of Sammun-Mak мифическое существо предстает перед нами в виде коровьей головы. Хотя на самом деле крупный рогатый скот к Сфинксам не имеет никакого отношения. А вот в другой области древнеегипетских верований буренка как раз фигурировала. Нут, богиню неба, часто назвали также «небесной коровой». Изображали соответственно.
Итак, в распоряжении «внучков» оказываются старинные пленки, на которых запечатлены все подробности приключений Сэмета и Максимуса в Египте. Наши любимые друзья непосредственного участия в событиях принимать не будут — только наблюдать за происходившим когда-то при помощи древнего проектора. Зато «дедушки» оторвутся по полной. Им предстоит пройти испытание коровоподобного Сфинкса, спереть из египетской гробницы волшебную шкатулку, стать жертвами нескольких любителей легкой наживы. И в процессе слегка поиграть с паранормальными способностями Максимуса. Да-да, здесь тоже не обошлось без генетики: похоже, необычные возможности Макс получил по наследственной линии. Самое приятное то, что уход в прошлое принес нам множество совершенно новых локаций и кучку не менее неожиданных персонажей. Полная смена обстановки, проще говоря.
Это — очень сильная шаманка. Она делает очень сильное колдунство.
Ну, фильм. Ну и что?Если первый эпизод третьего сезона был явной пародией на фантастический боевик «наши против злобных пришельцев», то вторая глава — сатира на археологические истории вроде «Мумии» или «Индианы Джонса». Причем в случае с
The Tomb of Sammun-Mak Telltale не только не отрицает «интерактивной фильмовости» своего творения, но даже подчеркивает этот факт. Ведь, согласно сюжету, мы именно смотрим кино.
Легкая самоирония — вообще одна из главных изюминок Telltale-овской продукции. И здесь тоже без нее не обошлось. Помимо фокуса с пленками можно найти, например, очаровательный диалог героев с вредными эльфами, стибрившими волшебно-священную банку орехов. Воры обещают отдать артефакт при условии, если Сэмет и Максимус смогут подсказать им идею какой-нибудь оригинальной детской игрушки. В перечне возможных ответов есть пункт «Adventure game». Когда Сэмет с восторгом в голосе предлагает этот вариант, все на секунду замирают, после чего эльфы громко смеются и говорят: «Ты, верно, шутишь!» И в чем-то они правы, хотя шутит не столько Сэмет, сколько его создатели.
Однако вернемся к фильму. Вот где настоящий праздник для поклонников нелинейности в квестах! История египетских приключений Сэмета и Максимуса разбита на пять частей — пять кинопленок. Если бы среди разработчиков был Капитан Очевидность, он точно заставил бы нас уныло проходить все эпизоды по порядку. Но, по непроверенным данным из анонимного источника, Капитан Очевидность не работает в
Telltale. Поэтому нам придется постоянно переключаться с бобины на бобину, перескакивая из конца истории к началу, от начала — к середине, а оттуда — снова в конец. Вот в том самом случае с вредными эльфами мы ничего не достигнем до тех пор, пока не «нырнем» в последнюю подглаву, где умелец-игродел разболтает нам свои идеи. Ну и что тут такого, скажете вы? Ничего особенного, просто разговор с эльфами происходит в самом первом эпизоде, то есть до того, как Сэмет и Максимус повстречаются с производителем игрушек. Время, конечно, — наш лучший друг, но почему бы иногда и не обвести его вокруг пальца? Да ладно, кто вам сказал, что у времени нет пальцев. В мире, где человек может провести годы на стене в качестве фрески, пальцы могут быть у кого угодно и где угодно.
Самые страшные существа на свете — маленькие очаровательные девочки.
Священные ноздри любят печенькиДля выполнения каждой конкретной задачи последовательность установки пленок имеет значение. Зато сами головоломки можно решать в любом удобном порядке. Иногда немного удручает совсем уж вспомогательная роль активных действий в прохождении. Здесь это ощущается еще больше, чем в предыдущих играх серии.
Основная сюжетопроталкивательная нагрузка достается диалогам. Говорить приходится много, долго и со вкусом. К счастью, со вкусом у разработчиков все по-прежнему в порядке, так что беседы не утомляют, а, напротив, — доставляют. «Поместите ваш дар в божественные ноздри», — вещает распорядитель испытания Сфинкса. И Сэмет ублажает священным ароматом печенек гигантскую корову-сфинкса. (Интересно, Сфинкс уже на темной стороне или только стремится туда?) Прекрасен национальный юмор кротолюдей, для которых высшая степень смешного — продольно разрезанный огурец. Наконец, «Пресвятой Эркюль Пуаро!» — действительно новое слово в искусстве удивленных восклицаний.
Но главное, чем привлекает
The Tomb of Sammun-Mak, — потрясающая динамичность развертывания сценария. Возможно, именно этой головокружительно быстрой смене декораций и обстоятельств была принесена в жертву сложность задач. Если бы нам пришлось подолгу думать над каждой головоломкой, приключенческий ритм неизбежно замедлился бы. А так — мы проскакиваем игру словно на одном дыхании. Поток событий несет нас через иронично стилизованные «египетские» интерьеры, мимо чудесной влюбчивой кротодевочки с брекетами и пафосно-возвышенной кротоколдуньи прямо к финалу. Только там мы останавливаемся и вдруг понимаем, что снова получилось возмутительно коротко, и все, что теперь остается — снова ждать продолжения.
Защитное заклятие. Чтобы вызвать стражей, нажмите «1». Чтобы превратить Сэма и Макса в скелетов, нажмите «2»...
***Господа из
Telltale очень правильно угадали момент, когда серии понадобилась «свежая кровь» — неизведанные локации, незнакомые герои, просто новый контекст. Без сомнения,
The Tomb of Sammun-Mak — одна из самых удачных и гармоничных глав эпопеи о Сэме и Максе за последнее время.
Плюсы: динамичный сюжет; необычная подача разделов; фирменный юмор.
Минусы: дефицит интерактивных задач.