Edna & Harvey: The Breakout: Обзор
Помните Алису
Кэрролла? Ту самую маленькую любопытную девочку в той самой стране чудес? Забудьте! Теперь ее зовут Эдна. Чеширский кот при героине плавно превратился в кролика, только не белого, а синего, плюшевого и, к тому же, воображаемого. Ах да, еще все сошли с ума. Присоединяйтесь, вам точно понравится.
От немецкой студии
Daedalic Entertainment можно было бы ожидать педантичности, дотошной трехмерности и скучных, но обстоятельных диалогов. Однако стереотипы (в том числе о германском нраве) существуют только для тех, кто в них верит. Разработчики одной из самых удачных и необычных адвенчур минувшего года не имеют никакого отношения к стереотипам. Проверено.
Переговорный пункт, где Эдна узнает Страшную Тайну.
И тебя вылечат…Конечно, в первую очередь
Edna and Harvey - дань истокам. Некая реминисценция продуктов той благословенной эпохи, когда квесты были исключительно рисованными, а поклонники жанра с упоением решали многочисленные головоломки, совершенно не замечая плоских задников и непонятно как анимированных фигур.
В отличие от коллег из
Luсas Arts, немцы решили пойти по пути максимального обострения всех контрастов. Если уж двухмерность - так настоящая, без этих ваших модных реверансов в сторону "почти 3D", как, например, в
A Vampyre Story. Безумие - значит без скидок. Будет сумасшедший дом. И вообще: долой сахарно-приторных девушек в качестве главных героинь адвенчур! Малютка Эдна - странноватый пупс без носа и рта, одетый в смирительную рубашку - настолько не вписывается в заложенную еще разработчиками
Syberia традицию доверять игроку в управление лишь наманикюренных куколок, что становится как-то даже неловко за всех тех, кем мы играли до сих пор.
Впрочем, окружение нашей подопечной ничуть не хуже ее самой. Начнем с того, что мы, действительно в психушке. Самой настоящей. Как Эдна туда попала, предстоит еще выяснить, но для начала нужно попробовать выбраться из этого веселого места. Героине помогает кролик-заяц Харви (который является всего лишь проекцией ее подсознания, что тут удивительного?). Время от времени маленький синий друг переносит Эдну в прошлое. Точнее - в глубины ее памяти, довольно дырявой вследствие "лечения" от главного злодея - доктора. А по возвращении девочка находит в настоящем одних психов вокруг. Причем, персонал больницы подпадает под это определение ничуть не меньше, чем пациенты. С каждым Эдне придется попытаться найти общий язык. Сама героиня считает себя здоровой, но поддерживает ее в этом убеждении только Харви. Который, как мы помним, ненастоящий. Шизофреническую линию сопровождает детективно-мелодраматическая: доктор Марселл, засадивший девочку в желтый дом, считает ее отца убийцей своего сына. Запутанно, правда?
Человек-Пчела предпочитает полное погружение в образ.
И ее вылечат…Но не сюжетом единым жива игра. Самый лакомый кусочек в
Edna and Harvey - диалоги и реплики. Давно уже нам не устраивали такого роскошного пиршества абсурда во всех его проявлениях. Пожалуй, со времен старины
Кэрролла. Параллель с "Алисой в стране чудес" неслучайна: стиль общения как Эдны, так и всех ее собеседников очень напоминает тонкий, парадоксальный и немного безумный юмор старой английской сказки. Как ни странно, вторая книжка, которая приходит на ум при соприкосновении с адвенчурой - "Маленький принц". Подобно
Экзюпери, разработчики решили всем эпизодическим персонажам раздать характерные маски, высмеивающие тот или иной аспект реальной, нешизофренической жизни. Вот перед нами свихнувшийся биржевой маклер, не расстающийся с оторванной телефонной трубкой. А это - человек-пчела, он носит полосатый желто-черный костюм в знак солидарности с другими мужчинами в костюмах пчел (промоутеры "Билайна"?). В соседней комнате живет профессор, поведенный на динозаврах. В "бельевом поезде" обитает человек-сюртук, для которого пределом мечтаний было бы стать настоящим пальто. И почему-то все помешаны на вешалках.
При этом не только все диалоги, но и комментарии к каждому объекту продуманы таким образом, чтобы создавать атмосферу, а не разрушать ее, вне зависимости от наличия "служебной" цели - сообщить игроку, в каком направлении двигаться дальше. Вы никогда не услышите от Эдны нечто вроде "я не могу применить этот предмет", повторенное 80 раз по отношению к разным вещам. Если она сможет попробовать использовать то, что ей предложено - то попытается. Что, наверняка, приведет к очередной юмористически-шизофренической ситуации. Если вы заставляете ее делать очевидную глупость с точки зрения геймплея - ждите остроумного комментария от героини или от Харви.
Вы думаете, это умывальник? Нет! Это - станция бельевого поезда!
И нас вылечат?Чего не приходится ожидать от квеста о психушке - так это логичности. Какая логика, если абсурд здесь возведен в принцип? Ан, нет. Большая часть заданий стопроцентно решаема при наличии хотя бы минимума серого вещества. Хотя, конечно, есть и странности: сложно догадаться, что муху, найденную на дне "скунс-коктейля" нужно вдавить в ушную серу человека-пчелы, а потом отнести чокнутому профессору под видом ДНК динозавра, правда?
О пиксельхантинге можно забыть. Минимум активных точек на экране и всего три кнопки для действий: "взять", "говорить", "использовать". Проще не придумаешь. Совсем запутавшимся поможет подсветка.
Еще у Эдны есть специальные способности. Нет, она не владеет телекинезом и не проходит сквозь стены. Зато умеет отгрызать ногти и отвинчивать ими шурупы.
Вы говорите - графика? Назвать таким словом все то безобразие, которое происходит на мониторе, просто язык не поворачивается! Но в отсутствии чувства стиля разработчиков упрекать не приходится. Это двухмерное, некрасивое, неряшливое и абсурдное визуальное пиршество как нельзя лучше подходит к сюжету, диалогам и самому духу Великой Шизы.
Сам бельевой поезд. Человек-сюртук тут живет.
***Чтобы окончательно поставить диагноз, сообщаем:
Edna and Harvey - прекрасное лекарство от пагубной склонности к гламуру во всех его проявлениях. Пока что выдается без рецепта. Пользуйтесь!
Плюсы: продуманный сюжет; литературный уровень диалогов; стиль.
Минусы: в больших дозах у некоторых игроков может вызывать аллергию и шок.