Мнение. Эксклюзивы мертвы. Консоли — тоже

Геннадий Воробьев 2025-07-05 13:29:18 112

Давайте поговорим о кое-каком явлении, которое мы наблюдаем последние несколько лет, но о котором — кажется — очень мало говорят.

Сетап: прямо сейчас мы видим, как Microsoft выходит из консольной гонки. «Чистых» эксклюзивов только для Xbox у компании нет уже много лет, а теперь нет и «грязных» — кроме Xbox и ПК игры компании стали выходить и на PlayStation со Switch. Данные о продажах консолей Microsoft давно не раскрывает, но по оценкам аналитиков тираж Xbox Series составляет всего около 30 миллионов устройств — не совсем провал, но достаточно близко, чтобы появлялись вот такие новости. Xbox превращается из физической платформы в виртуальную экосистему.

Панчлайн: на мой взгляд, к выходу из гонки консольных вооружений готовится и Sony. Мы стоим в лучах заката традиционного видеоигрового бизнеса.

Для этого есть три причины.

Причина первая. Эксклюзивы больше невозможны (почти)

Из-за особенностей современного геймдева одна компания (пусть даже гигантская) больше не в силах стабильно пополнять библиотеку домашней консоли — с одним исключением, о котором в сайдквесте ниже.

Математика элементарная: 15 лет назад за одно консольное поколение одна флагманская студия могла сделать три-четыре громких эксклюзива. Epic Games на поколении эпохи Xbox 360/PS3 выпустила три Gears of War, Unreal Tournament 3, помогала с Gears of War: Judgment и Bulletstorm, занималась мобильной Infinity Blade. Naughty Dog за тот же период сделала три Uncharted и одну The Last of Us. Bungie — три Halo и Destiny. Santa Monica Studio — три God of War.

Сейчас ситуация абсолютно иная. Epic Games занята только Fortnite и ничем другим с момента её релиза не занималась. Naughty Dog выпустила всего две игры на PlayStation 4, а на PlayStation 5 сделает только одну — да и то уже под конец поколения. Bungie 10 лет посвятила Destiny 2 и сейчас с огромным трудом рожает Marathon. Santa Monica Studio и вовсе молчит — скорее всего, она тоже успеет выпустить на PS5 только одну игру где-то в самом финале поколения. И это при том, что сейчас поколения длиннее прежнего: PlayStation 4 уже 12 лет, а там до сих пор появляется довольно много новинок.

Ещё один способ ощутить тяжёлую ситуацию с эксклюзивами — сравнить их количество на запуске консолей. У PlayStation 2 прямо на старте набралось больше десятка чистых эксклюзивов (включая проходные спортивные игры и ноунеймы, о которых сейчас никто не помнит, но тем не менее); у PlayStation 5 — лишь два (один из которых — предустановленная Astro’s Playroom; остальные игры стартовой линейки параллельно выходили либо на ПК, либо на PS4). У оригинальной Xbox было около пяти чистых эксклюзивов на старте (включая мощнейшую Halo); у Xbox Series их не было вообще.

В итоге даже такая глыба, как Sony, попросту не может наполнить библиотеку PlayStation 5 весомым количеством эксклюзивов: её студии физически не успевают делать игры. Но эксклюзивы — ключевая причина выбрать консоль X вместо консоли Y. А какой смысл выбирать между консолями, если этих самых эксклюзивов почти нет? А те, что есть, потом выпускают и на других платформах.

А ведь студии ещё и нужно кормить. Раньше удачный эксклюзив не только повышал продажи консоли, но и приносил деньги сам по себе. Теперь же бюджеты особенно большие, а риски из-за долгих сроков производства — особенно высокие. И чтобы компенсировать затраты, приходится приносить эксклюзивность в жертву (даже если вы прямые конкуренты) — иначе получится просто огроменный минус в финансовом отчёте.

Microsoft пыталась разорвать порочный круг, накупив побольше студий и дав им возможность делать не только AAA-блокбастеры. Но и тут та же подлянка: даже если делать игры поскромнее масштабами (как Pentiment от Obsidian или Hi-Fi Rush от Tango Gameworks), разработка всё равно будет дольше, чем во времена Xbox 360 (Pentiment делали четыре года, Hi-Fi Rush — почти пять лет). Потому что хорошие игры всё равно требуют времени, а плохие игры никому не нужны.

Фактор времени влияет не только на количество игр, но и на то, сколько из них вообще доживают до релиза. Прямо сейчас Microsoft устроила жуткую резню внутренних проектов. Sony в этом плане не так сурова, но своя солидная порция высокоранговых отмен есть и неё — в том числе уже после релиза.

Реалии современной разработки таковы, что делать эксклюзив — это значит повышать риски и без того крайне рискованного мероприятия, которым являются AA- и AAA-игры. И заниматься такими авантюрами не хочется никому — даже ради собственной платформы.

В лучшем случае можно прикупить временную эксклюзивность — как с Death Stranding или Final Fantasy XVI. Но тут вступает в силу причина вторая.

Сайдквест. А как же Nintendo?

Конечно, всегда можно указать пальцем на Nintendo: вот, у неё-то получается! У неё действительно получается. Я бы выделил несколько ключевых факторов, почему Nintendo такая особенная:

  • Nintendo вырастила себе крайне преданную и большую аудиторию.

  • У игр Nintendo почти нет конкурентов во многих нишах: если вышел платформер про Марио, можно быть уверенным, что ничего лучше в жанре в этом году уже не будет. Если вышел картинг — картинга лучше не будет. Если симулятор ипотеки на острове — то нигде больше вы не будете отдавать деньги сварливому еноту с таким же удовольствием.

  • Nintendo тратит на производство своих эксклюзивов относительно небольшие деньги — по крайней мере, так кажется со стороны, прикидывая на глазок количество дорогого графона и пафосных кат-сцен на квадратный метр игры. Точнее сказать не получится, потому что Nintendo своих затрат на производство конкретных релизов не раскрывает.

  • Nintendo приучила своих поклонников не рассчитывать на скидки: они бывают довольно редко, размахом не отличаются, а в подписные сервисы добавляют только совсем старые игры (настолько старые, что другими способами их официально сейчас и не купить). Хочешь игру от Nintendo — покупай её сразу за фулпрайс, дожидаться денежной поблажки смысла мало.

Впрочем, важно отметить: Nintendo тоже касается проблема с увеличением сроков разработки — например, Metroid Prime 4 в сумме проведёт в производстве не менее восьми лет. В нулевых за это же время в серии Metroid вышло шесть номерных релизов, два спин-оффа и одно переиздание.

Но, судя по всему, Nintendo давно единственная производительница консолей, которая зарабатывает серьёзные прибыли со своих эксклюзивов. В общем, у Nintendo свой путь, который уже недоступен Sony и Microsoft — не ту аудиторию они себе растили, не тот образ создавали.

Причина вторая. Голода по новым играм больше не существует

Одна из важнейших сил, подталкивающих покупать новые игры, — голод. «Я прошёл или забросил всё, что у меня сейчас есть. Вот бы сейчас чего-нибудь нового!»

Когда вы «голодали» 15-20 лет назад, то шли в магазин и выбирали из того, что предлагал вам магазин. Полки были не резиновые, поэтому товары постоянно менялись — магазины старались продавать только самые ходовые игры, а то, что не продаётся, сперва отправлялось в корзину типа «всё за бакс», а потом исчезало совсем.

Это называлось shelf life: условно говоря, если игре несколько месяцев, найти её в магазинах становилось тем ещё квестом; год или дольше продавались только совсем уж крупные хиты типа GTA; продлевали shelf life всякими ре-релизами типа «Платиновых коллекций» по сниженной цене.

Но сейчас век цифровой дистрибуции — понятие shelf life практически исчезло. Игры доступны всегда: надо лишь вбить название в поиск. «Платиновые коллекции» больше не нужны: скидки проводятся постоянно — и не через год, а через один-два месяца. Голода больше не существует: у всех нас накопились огромные бэклоги из десятков, сотен, а то и тысяч игр.

А ведь есть ещё и игры-сервисы. Найдя среди них себе любимку, вы вбухаете в неё сотни и тысячи часов — то есть время, которое 15-20 лет назад потратили бы на поиск и прохождение новой игры. Но у современных игр-сервисов такая мощная гравитация в виде постоянных обновлений, накапливаемых скинчиков и живых сообществ, что другие игры как будто бы и не особо нужны. У вас уже есть знакомый источник комфортного кайфа, к чему мучить себя поисками другого?

Кроме того, прогресс замедляется: если в девяностых и нулевых смена поколений моментально давала понять, для чего переходить на свежую консоль (или обновлять железо), то сейчас Batman: Arkham Knight десятилетней давности выглядит не сильно хуже современных релизов — у вас не будет чувства, что вы играете в какую-то устаревшую игру.

Поэтому эксклюзивы и не вызывают былого трепета: нет голода по новым играм. Что? Новая Halo? Прикольно, но у меня ещё DOOM: The Dark Ages не пройдена. Что? Новый «сосалик» от From? Круто, но как-то дорого, я лучше вот Dark Souls 3 по скидке возьму. Что? Новая Horizon? Красиво, но меня графон и в Forbidden West полностью устраивает.

Нет голода — значит, меньше желания гнаться за эксклюзивами. А значит, и поводы покупать консоль слабее.

Причина третья. Не появляются новые игроки

Смартфоны действительно убивают игровую индустрию — в том виде, в котором мы её знали раньше.

Каждый смартфон сейчас — это мощнейший развлекательный комбайн: хочешь — в интернете с незнакомцами ругайся; хочешь — смотри сериалы с ютубом; хочешь — залипай в рилсы; хочешь — играй в десятки условно-бесплатных игр, многие из которых по увлекательности не то чтобы хуже игр с домашних устройств. И всё это прямо в кармане, для доступа ко всему нужно лишь свайпнуть пальцем.

А развитие технологий ещё и размывает границу с ПК и консолями. Многие игры-сервисы сейчас кросс-платформены: весь ваш Fortnite может быть с вами везде, где бы вы ни играли. Новые мобильные чипы от Apple с кряхтением, но всё же тянут современные AAA-игры типа Death Stranding и Resident Evil Village. Ещё лет пять — и там совсем уверенная производительность появится.

Теперь представьте. Вы — ребёнок в 2000 году. Все доступные развлечения, скажем так, узкоспециализированы: книжку вы читаете в книжке, телевизор смотрите на телевизоре, видео снимаете на видеокамеру и так далее. Для всего есть свой девайс. В том числе для игр.

Теперь прыгаем в наше время. Вы — ребёнок в 2025 году. Вместо кучи разных девайсов у вас один универсальный смартфон. Это и книжка, и телевизор, и видеокамера. И тем более игровая консоль. Родителей не нужно уговаривать купить вам смартфон — это теперь устройство по умолчанию, которое есть у каждого с младых лет. И это, в отличие от того же компьютера, переносная штука, которая с вами везде — дома, в школе, в дороге, на отдыхе.

В итоге нынешние дети привыкают к смартфонам как к источнику любых развлечений, включая игры. Консоль им как будто бы и не нужна вовсе: зачем, если все друзья играют в Fortnite, а он есть на телефоне? Не Fortnite, так что-нибудь ещё — тоже телефонное. Когда такой ребёнок вырастает, он попросту не рассматривает консоль как обязательный атрибут для досуга — то есть не превращается в клиента Microsoft, Sony или Nintendo.

И здесь создаётся интересный эффект: платные консольные игры вынуждены драться за внимание подрастающего поколения — из-за длинных циклов разработки нынешний подросток к релизу следующей номерной части вашей именитой серии превратится в вашу целевую аудиторию, НО не будет знать о вашей игре, потому что консоли у него не было.

Издатели чувствуют, что аудитория от них ускользает, и отчаянно пытаются пробиться в её инфополе. Это не «Фортнайту» нужны персонажи из «Стрит Файтера» — это «Стрит Файтеру» нужно, чтобы аудитория «Фортнайта» не забыла (или вообще узнала) о существовании «Стрит Файтера».

На мой взгляд, это тупиковый путь для издателей: Fortnite от таких кроссоверов становится только сильнее, игроки довольны, потому что получают кучу свежего контента в знакомой игре, а вот издатели снова дерутся друг с другом за внимание пользователей — только теперь уже внутри Fortnite. И неизвестно, сколько пользователей вылезет из Fortnite, чтобы познакомиться с родными играми Кратоса, Мастера Чифа, Солида Снейка и прочих.

Как говорилось в Deus Ex, прогресс не остановить: нет реалистичного сценария будущего, когда смартфоны растеряют значимость, а консоли — наберут. Скорее наоборот: вместе с повышением производительности смартфонов консоли будут нужны всё меньше и меньше.

Думаю, лет через 10, если усреднённому человеку захочется домашнего игрового экспириенса, он скорее подключит смартфон к телевизору и геймпаду, чем будет покупать отдельное игровое устройство.

А значит, консоли вымирают.

Что нас ждёт?

ПК останется — не потому что это лучшая игровая платформа, а потому что это очень гибкий и широко используемый инструмент, который в любом случае необходим в каждом доме. Nintendo тоже проживёт: у неё сейчас уникальный полупортативный форм-фактор и отлаженное производство игр, у которых нет внятных аналогов — уровень, которого конкуренты достичь не могут.

А вот у Sony и Microsoft большие проблемы. Microsoft как производитель консолей уже практически умерла: эксклюзивов для своей платформы она больше не делает, а в гонке консолей проигрывает уже два поколения подряд. Поэтому Xbox пытаются вывернуть наизнанку, сделать большой экосистемой, которая выше железа.

Например, для кино не важно, где вы хотите его смотреть — на телефоне, в телевизоре или на компьютере. Важен сервис, в котором у вас оплачена подписка. Microsoft двигает гейминг в эту же сторону — то есть в своём роде уничтожает традиционный консольный рынок, где десятки лет было не всё равно, на каком именно железе вы играете.

У Sony на поверхности всё хорошо: лапищи у PlayStation 5 мощные, чистые эксклюзивы всё-таки есть, мясорубка увольнений поменьше, чем у Microsoft. Но глобально Sony сталкивается с абсолютно теми же проблемами: пробивные хиты делать слишком долго и дорого; эксклюзивы людей не возбуждают так же сильно, как раньше; прироста аудитории не наблюдается; традиционный консольный бизнес заходит в тупик.

И на мой взгляд, у Sony нет ничего, что способно эти проблемы решить. А значит, всего лишь вопрос времени, когда она запустит This is a PlayStation — свой аналог кампании This is an Xbox. И станет выпускать не свои собственные устройства с уникальной архитектурой, а что-то по образу телефонов на Android — когда есть разные производители, разные оболочки, но единая программная и железная платформа, благодаря которой разработчики создают один универсальный софт сразу для всего зоопарка девайсов.

От домашних консолей откажутся — смысла в них всё меньше. Впереди — гонка виртуальных экосистем.

Добро пожаловать в будущее — нравится вам оно или нет.

Другие новости

Комментарии

Но сейчас век цифровой дистрибуции — понятие shelf life практически исчезло. Игры доступны всегда: надо лишь вбить название в поиск. «Платиновые коллекции» больше не нужны: скидки проводятся постоянно — и не через год, а через один-два месяца. Голода больше не существует: у всех нас накопились огромные бэклоги из десятков, сотен, а то и тысяч игр.Индюшатину забыл упомянуть, как одну из главных причин нынешнего положения дел — ведь бОльшая часть этих бэклогов как правило копеечные инди-поделки, которые за полтора десятилетия заспамили собой вообще всё. И при этом своим традиционно низким качеством планомерно опустили планочку восприятия у массового игрока до таких низин, что ему уже действительно пофиг, насколько игра старая и насколько она вырвиглазно выглядит — лишь бы хайповая и в принципе доставляла. Ну то есть игроку, у которого восприятие уже раздолбано индюшатиной, действительно нет никакого смысла ждать топовых графонистых новинок, ибо ему уже практически что угодно сгодится. И это даже не в негативном плане сказано — мне, например, индюшатина вернула вкус к пикселявой классике 80-х и начала 90-х, для меня в этом её единственная польза.
Я думал тут будет несколько комментариев с шутками про то, что Гена прожевал очевидное, а тут целый срач в попытке доказать, что он неправ.Консольщики)))))0))
Если мода на эксклюзивы полностью исчезнет — то не будет и новых топовых игр, которые смогут потом добраться до кроссплатформы :)
Потому что платформодержатель не будет выделять деньги на их производство. Напомню, что Соулсы появились на свет лишь благодаря тому, что Сони захотела себе ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ японский Обливион, проплатив создание данного эксклюзива (и неприятно удивившись результату, да).
а хотят простую коробку рядом с телевизором, придти домой, включить и расслабиться за игрой без лишнего напряженияну вот и для всего этого консоли в их нынешнем виде не нужны, по большому счёту. можно отделаться пекарнёй с кастомной оболочкой (если производителю прям своего захочется). ПК за последние годы сильно стандартизировался и такой же головной боли со всякими драйверами и бсодами, как в нулевых, больше не имеетА консоли наоборот — из-за того, что современная программная база становится слишком сложной, по количеству головной боли становятся всё больше похожи на пека, потому что вылеты, баги и тормоза на консолях больше не редкость
Все комментарии