В новом выпуске вас ждут фэнтезийно-комедийная версия Paper, Please, китайская Diablo IV по «Троецарствию», бюджетная, но красивая вариация Resident Evil, новая гача в стиле Honkai Impact 3rd, симулятор строителя, симулятор бога и даже кооператив о преодолении препятствий с помощью верёвки.
Чем интересна: максимально нелинейная RPG, которую можно пройти без драк.
В январе выходит нет так много хороших игр, как хотелось бы. Но традиционно именно этот месяц идеально подходит для того, чтобы пройти то, что не прошёл, запустить то, что давно хотел, или то, что по каким-то причинам пропустил в прошлом году. Поэтому сначала поговорим именно о таких несправедливо пропущенных играх.
Вот, например, Space Wreck вышла ещё в прошлом октябре, и прошла незамеченной. А зря — это по-своему уникальная RPG родом из Латвии, которая, как и эстонская Disco Elysium, делает ставку на нелинейность и диалоги — её получится пройти вообще без драк.
Впрочем, можно и драться — а убить в ходе пошаговых сражений позволяют вообще любого персонажа. У каждого квеста по 3–8 вариантов решения, а возможности героя ограничиваются его характеристиками. У всех решений есть последствия, влияющие на концовку истории, которая разворачивается в космосе спустя 20 лет после масштабного конфликта вокруг добычи полезных ископаемых.
Выбор стартового персонажа прямо влияет на стиль прохождения. Например, в роли харизматичной и популярной стримерши мы ставим на дипломатию и диалоги — в описании говорится, что сражения ей противопоказаны. Долетев до космической станции в поисках топлива, она в диалоге с первой встречной может убедить её не просто поделиться информацией и помогать, но и присоединиться к экипажу стримерши. А может и не убедить — на каждое решение бросается кубик для проверки характеристик.
Чем интересна: олдскульная RPG c динозаврами и роботами.
Ещё одна примечательная ролевая игра, отчасти напоминающая о «Парке Юрского периода». В Dino Hazard: Chronos Blackout мы оказываемся на тропическом острове, который специально заселили динозаврами. Действие происходит в XXII веке, и помимо древних ящеров здесь ещё есть роботы.
Нам вместе с компаньонами, которые присоединяются по ходу сюжета, нужно выжить посреди всего этого. В процессе активно исследуем открытый мир острова, разделённый на уникальные биомы с разной экологией, флорой и фауной, восстанавливаем части большого комплекса, занимаемся охотой и рыбалкой и, конечно, сражаемся.
Причём в боях с животными всегда есть вариант мирного решения — нужно использовать разные приманки или дротики с транквилизатором. Приманки важно грамотно подбирать под разные типы динозавров, а сами рептилии запоминают наше поведение — если вы часто убивали их, то они куда хуже будут реагировать на попытки «мирного» решения, и наоборот.
Авторы Dino Hazard уверяют, что в реализации экологии острова, его флоры и фауны, им помогали учёные. А часть средств от продажи игры будет направлена на научные исследования в сфере палеонтологии, включая изучение окаменелостей динозавров.
Помимо всей этой динозавриады хочется отметить действительно интересный сюжет, а также хорошо прописанных и порой весьма колоритных персонажей — однажды нам даже встретится болтливый призрак.
Чем интересна: интересная смесь экшн/RPG и стратегии.
Cygnus Enterprises вышла в декабре и тоже не привлекла особого внимания, хотя это занятная смесь жанров. Действие разворачивается в будущем и связано с космосом — мы исследуем чужую планету в роли сотрудника одной из корпораций. А помогает в этом болтливый дроид.
Геймплей разделён на две составляющие. С одной стороны, это стратегия и одновременно симулятор колонии с кучей механик — отстраиваем базу, собираем и перерабатываем ресурсы, изучаем технологии, готовим еду, ходим на рыбалку, заботимся о благополучии и хорошем настроении жителей этой самой базы (среди них может быть даже созданный нами клон), для чего можно возводить фонтаны и музеи.
С другой стороны, это экшн/RPG — выбрав на глобальной карте сюжетную или побочную миссию, очень часто отправляемся сражаться с инопланетной флорой и фауной. Все атрибуты на месте — динамичные драки, где можно уклоняться и использовать умения, разветвлённая прокачка, менеджмент экипировки, причём не только для себя, но и для соратников.
Последние чаще всего присоединяются по сюжету, который периодически даёт о себе знать и подбрасывает новых персонажей и новые события. Впрочем, можно включить функцию Inworld AI. Cygnus Enterprises вообще стала первой игрой с поддержкой умного ИИ от компании Inworld AI (с ней, как мы писали, сотрудничает Microsoft), который гибко реагирует на действия игрока и вроде бы создаёт динамичные сюжетные линии и квесты.
Но меня привлекло не это, а то, что вся эта сборная солянка из жанров неплохо реализована и отлично выглядит. Особой глубины, конечно, не ждите, да и сложность поначалу кажется слишком низкой, но чем дальше, тем интереснее становится. И к тому же присутствует мой любимый «непростой моральный выбор» — некоторые миссии предлагают принять решение и столкнуться с последствиями. Стоит, например, обчистить базу другой корпорации, на которую работает одна из ваших напарниц, или нет?
Чем интересна: ещё один претендент на пирог Genshin Impact.
В конце декабря в открытый доступ вышла довольно ожидаемая анимешная «гача» Snowbreak: Containment Zone, которую заранее начали сравнивать с Genshin Impact, хотя больше общего у неё с Honkai Impact 3rd. Это тоже экшн от третьего лица в реальном времени, где сексапильные вайфу сражаются с крайне опасными чудищами (в данном случае с титанами), но при этом и сами периодически теряют над собой контроль и становятся одержимы своими внутренними демонами. Поэтому их нужно вовремя остановить. Неудивительно, что в сюжете сразу чувствуется тот же драматический надрыв, что и в Honkai Impact 3rd.
В остальном тоже много сходств, в том числе и с «Геншином», — красивые девушки и арты, система отрядов, возможность прокачивать не только персонажей, но и оружие, множество валют, куча наград за каждый чих и прочие приметы фритуплейных «гач». Конечно, бюджета тут явно меньше, поэтому сюжет в основном подаётся статичными картинками в духе визуальных новелл. Да и карты линейные и маленькие.
Но сами сражения бодренькие — мы периодически призываем на помощь напарниц в качестве ультимативных умений. С нами ещё постоянно летает дрон, отстреливающий врагов — тут уже возникают ассоциации с NieR: Automata. А ещё есть кооператив.
Чем интересна: изобретательный и весёлый платформер в стиле киберпанка.
Anomaly Agent произвела в январе локальный фурор, собрав за неделю 4 тысячи положительных отзывов в Steam. И есть за что. Здесь мы в роли Агента 70 бодро сражаемся с временными, пространственными и прочими аномалиями. И драки, и платформинг отлично реализованы и частенько подбрасывают сюрпризы. Например, во время платформенных упражнений могут поменяться местами пол и потолок.
А в сражениях можно почти одновременно проводить комбо в ближнем бою, отбивать пули портфелем и самому стрелять из дробовиков и пистолетов, которые роняют противники. А когда кончатся патроны, можно просто метнуть ствол. Причём если выстрелить после комбо из двух ударов, то мы нанесём двойной урон. А если выучим соответствующее умение, то выстрелы будут ещё и отравлять врагов.
Особые способности и виды оружия открываются по сюжету, а обычные мы покупаем сами у робота. Также тот продаёт бонусы за положительные или отрицательные эмоции. Их мы получаем, когда общаемся с колоритными персонажами и говорим им что-то хорошее или не очень. И всё это сопровождается шикарным синтвейв-саундтреком и отличным юмором.
Чем интересна: небезупречный, но редкий ныне симулятор бога.
В The Universim, которая наконец вышла из раннего доступа, мы управляем собственными планетами в процедурно генерируемой галактике, проводя цивилизацию забавных существ, называемых наггетами, через технологические эпохи — от каменного века до исследования звёзд. В процессе нужно следить за подданными, защищать или направлять их с помощью множества божественных способностей — можно обрушить на них торнадо или устроить землетрясение.
Наши добрые и злые поступки влияют на всё, включая климат и экосистему планеты. Реализованы две сотни технологических и социальных исследований и ещё 200 бонусов, позволяющих сформировать отличительные черты цивилизации. Присутствует даже сюжетная кампания.
Да, здесь есть проблемы — баги, отсутствие большой вариативности в развитии, дисбаланс в дереве технологий, из-за чего уже в каменном веке можно построить ракету. И всё же у The Universim большой потенциал, игра продолжает развиваться, так что ценители жанра обязаны её попробовать.
Чем интересна: заключительная часть серии ламповых метроидваний.
Довольно популярная серия метроидваний Momodora выходит с 2010 года и рассказывает о приключениях симпатичных жриц, защищающих мир от демонов. Действие Momodora: Moonlit Farewell разворачивается следом за событиями третьей части и завершает повествование, давая ответы на большинство вопросов из прошлых выпусков.
Тем удивительнее, что знание предыдущих частей серии, как уверяет её создатель, скрывающийся под ником rdein, не критично для восприятия Moonlit Farewell. Для новичков это будет просто игра про то, как девушка Момо сражается с демонами, чтобы защитить родную деревню, а заодно и весь мир. А вот давние поклонники найдут те самые ответы и отсылки.
Игра действительно приятная, ламповая и увлекательная, да ещё и на русский хорошо переведена. Все приметы метроидваний на месте, включая прокачку и обретение новых талантов для того, чтобы попасть в ранее недоступные места. Ролевая система простенькая (ищем ягоды для увеличения основных параметров и карты-символы для обретения пассивных бонусов), да и таланты в целом знакомые — например, двойной прыжок и усиленный удар для разрушения препятствий.
Но в данном случае чего-то особенно навороченного и не хочется. Игра берёт красотой, атмосферой (здесь можно гладить котиков и болтать с кучей персонажей), обилием боссов и интересных испытаний. Кроме того, можно призывать помощников и получать благословения за собранные ресурсы. Огорчают разве что слишком далеко расставленные чекпоинты.
Чем интересна: симулятор строителя, путешествующего по странам и временам.
В House Builder мы строим дома не для того, чтобы выживать в них, как это принято во многих современных играх, а ради удовольствия и саморазвития. Это во многом образовательный симулятор — из него можно узнать, как строить глинобитную хижину в Африке, иглу в Арктике, бревенчатый домик в Сибири и так далее.
Игрок путешествует по всему земному шару, узнаёт об архитектурных стилях разных регионов, изучает новые технологии, конструкции зданий, строительные материалы, их особенности и свойства, узнаёт, чем они различаются. Более того, можно вернуться в прошлое и попытаться воссоздать культовые сооружения различных эпох.
Впрочем, House Builder также бросает серьёзный вызов. Мы возводим здания от самых простых до ультрасовременных, начиная с фундамента и заканчивая крышей. Но для этого нужно правильно подбирать и улучшать материалы и инструменты в зависимости от ситуации, требований и даже климатических условий. Причём некоторые дома придётся сносить и восстанавливать с нуля.
Не всё, конечно, идеально. Обилие гринда (материалов всегда не хватает), необходимость лично прибивать каждый гвоздик и баги, оставшиеся даже после выхода из раннего доступа, не запишешь игре в плюс, но всё же положительных впечатлений больше.
Чем интересна: уникальная кооперативная игра про преодоление препятствий с помощью верёвки.
Во Fling to the Finish вы с напарником и другими участниками гонки (все представлены забавными шарообразными персонажами) на всех парах мчитесь к финишу через препятствия, в качестве которых выступают даже казино и поля астероидов. Отстающие могут атаковать — в том числе вантузами и лазерами. А справиться с препятствиями помогает эластичная верёвка, которая связывает вас с напарником.
Поначалу она может, наоборот, мешать, но если разобраться в правилах и научиться действовать грамотно, в команде, то верёвка, как и задумывалось, станет той самой палочкой-выручалочкой, позволяющей совершать акробатические трюки и забрасывать друга на выступы прежде, чем тот свалится в пропасть. Можно соревноваться с командами других игроков по Сети и даже веселиться с одним контроллером на двоих — последнее дарит особенно острые ощущения.
Чем интересна: фэнтезийно-комедийная версия Paper, Please.
В Lil' Guardsman мы тоже работаем на границе и решаем, кого пропускать, а кого нет. Но действие происходит в фэнтезийном королевстве, а в качестве пограничника выступает 12-летняя девчушка, к которой приходят гоблины, эльфы, циклопы, маги и тому подобная публика. Так, уже в первый рабочий день она столкнётся с разгневанной циклопихой, которая хочет выяснить отношения с отцом её детей.
Желающих пересечь границу мы вольны не только опрашивать, но и допрашивать с пристрастием, бить током, отправлять за решётку, сканировать. Можно даже прыскать в них порошком и отматывать время, если хотите исправить своё решение, но пользоваться этим нужно крайне осторожно. Инструментов много, и их нужно прокачивать — на это идут деньги, которые мы получаем за правильные решения о допуске или отказе.
Правильность во многом определяется рекомендациями начальства, которые периодически обновляются. Например, местный Джокер попросит позвонить ему, если придёт персонаж с весёлой фамилией, и пропустить того. А другая важная шишка из городских властей велит звонить при появлении мага — тому выделят сопровождающего на фестиваль колдовства. Но эти рекомендации могут вступать в противоречие друг с другом или с тем, что мы выяснили. В итоге наши решения повлекут серьёзные последствия не только для конкретных персонажей, но и для всего города.
Чем интересна: непростое выживание в «пиксельном» мире.
Оказавшись в суровых краях The Faraway Land, мы узнаём, что были избраны неким божественным Феофином, чтобы навести порядок в этом мире. Но для начала спасителю нужно хорошенько подкрепиться. А потом — попить. А потом — обзавестись собственным домиком, приусадебным участком, ездовым пони и пижамой кролика. И ещё желательно тёплой одеждой для защиты от холодов и пачкой лекарств, чтобы не подхватить простуду, дизентерию или даже чуму.
В общем, начинаем выживать, собирать ресурсы, искать рецепты, строить, сеять, крафтить, торговать. Можно даже построить собственный лагерь и обучаться у других выживальщиков, обитающих в этих землях. А за пределами города, естественно, приходится сражаться — врагов тут достаточно.
Поначалу ресурсов и еды сильно не хватает даже по меркам игр на выживание. Поэтому нужно действовать очень грамотно, выполняя как можно больше побочных заданий. И по возможности приглашать друзей — в The Faraway Land есть кооператив на четверых. Вместе выживать легче и веселее, но нужно учитывать, что в этом случае и доступные игровые воскрешения, восполнить которые не так-то просто, делятся на всех.
Чем интересна: красивый китайский симулятор фермы про поиски счастья.
Мы играем за члена секты «Совершенствования», который не только поднимает из руин принадлежащую клану Туманную долину, но и заботится о собственном духовном росте и о счастье своих братьев и сестёр — нужно с ними активно общаться, узнавать больше об их жизни, интересах и укреплять внутренние связи.
Помимо стандартных для жанра вещей (сбор урожая, крафт, обустройство личного домика в деревне, изучение ремёсел…), в Immortal Life большое внимание уделяется сражениям и исследованию мира. Игрок может посетить аж 10 мистических царств, где нужно вырабатывать уникальные тактики и активно использовать магию. С помощью колдовства можно даже зачаровывать инструменты для обработки полей и ухода за урожаем.
Чем интересна: китайская Diablo IV по «Троецарствию».
Навеянная классическим романом Ло Гуаньчжуна игра рассказывает о юности полководца Чжаю Юня, о котором в «Троецарствии» говорится как о храбрейшем герое во всём Китае. В самом начале истории он встречает великого мастера по прозвищу Бог Копья и стремится стать его учеником. Всё это — под музыку из Поднебесной и с китайской озвучкой. Да и выглядит игра аутентично и атмосферно. Ценители соответствующего колорита будут в восторге.
Геймплейно Three Kingdoms Zhao Yun тоже хороша. Здесь очень эффектные сражения с толпами врагов, которых мы раскидываем спецприёмами. Причём можно переключаться между мечом, копьём и луком, и к каждому оружию привязаны свои умения, которые мы всю игру изучаем и прокачиваем. Можно даже драться верхом на коне — под это отведена отдельная линейка навыков.
На месте также крафт и менеджмент экипировки, которая обильно выпадает из врагов и сундуков. При этом весь лут залетает в наш инвентарь сам, стоит только оказаться рядом, — очень удобно. А вот управление в бою требует привыкания. Да и постоянно всплывающие прямо в драках реплики несколько раздражают.
В остальном игра дарит положительные эмоции. Особенно радуют крайне напряжённые битвы с боссами и обилие напарников, которые сражаются вместе с нами с самого начала, — каждому можно выбирать снаряжение и настраивать тактику.
Чем интересна: бюджетная, но красивая вариация на тему Resident Evil.
Despair: Blood Curse сделана по стандартам классических сурвайвл-хорроров: в роли симпатичной девушки прибываем в старый особняк, где сразу начинаем воевать с зомбаками и чудищами, искать ключи и решать головоломки. Боеприпасы нужно экономить, стрелять лучше в голову, а сохраняться можно только в редких убежищах, где также находится наш склад. Патроны и важные предметы объединяем в инвентаре.
Подача сюжета (исключительно записками), дизайн, расстановка врагов, пазлы, где мы обязательно что-то с чем-то смешиваем, — всё тут довольно простое и предсказуемое. И тем не менее картинка в игре симпатичная (особенно радует модель главной героини!), атмосфера чувствуется, а враги попадаются страшные и могут убить парой ударов. Так что потратить 2,5 часа на Despair: Blood Curse мне было не жалко.
Чем интересна: постапокалиптический платформер, навеянный мультиками, «Книгой джунглей» и экологической повесткой.
Вторая (до этого была Golf Club Nostalgia) работа Demagog Studio, говорящая про актуальные проблемы общества на языке атмосферной видеоигры с шикарной музыкой. Проекты фактически связаны единой вселенной и авторской позицией — встречаются даже общие персонажи и геймплейные механики. Golf Club Nostalgia явно была антикапиталистической. Там рассказывалось о том, как сбежавшие с гибнущей Земли на Марс толстосумы (которые, конечно, во всём виноваты) периодически летают обратно, чтобы на фоне разрушенных памятников, домов и торговых центров поиграть в гольф.
The Cub говорит уже про экологию. Здесь тоже постапокалипсис (точнее, «Эко-калипсис»), человечество тоже почти погибло, а толстосумы опять же улетели на Марс, бросив выживших на произвол судьбы, и тоже периодически летают обратно. Но не для того, чтобы поиграть в гольф. Земля, как выясняется, превратилась чуть ли не в первобытные джунгли со своими Маугли. Именно за такое дитя постапокалипсиса (его зовут Волчок), выросшее в дикой природе, мы и играем.
Это платформер про то, как мальчишка пытается сбежать от прилетевших с Марса богачей, которые зачем-то хотят его поймать. Сражаться он не может, поэтому всю дорогу мы бежим, прыгаем, уворачиваемся от мутировавшей флоры и фауны и решаем головоломки. Играется это интересно, выглядит шикарно и отчасти, как и обещали авторы, напоминает классические мультфильмы из 90-х вроде «Тарзана» (плюс есть отсылки к стилю «Самурая Джека»). А локации явно намекают на то, как люди губят планету.
Как и в Golf Club Nostalgia, всё сопровождается радиотрансляцией с великолепной музыкой. Причём радио марсианское, и там периодически рассказывают поучительные истории о выживании на Красной планете.