В этом выпуске вы узнаете о многих хороших играх — например, об амбициозной RPG по мифам о короле Артуре, о финальных приключениях симпатичной алхимички Райзы, о главной на сегодня космической ролевой игре, о симуляторе отца, который воспитывает очаровательную аниме-дочку… Вообще, игр в жанре RPG особенно много — таков уж был месяц. Впрочем, я также расскажу о бодром бумер-шутере, отсылающем к фильму «Адреналин», и даже о визуальной новелле по вселенной TRON.
Где вышла: ПК (Steam), NSW, PS4, PS5.
Чем интересна: пожалуй, лучшая игра в серии и просто большая, красивая и разнообразная JRPG.
Так получилось, что сразу несколько отличных игр вышли в последние дни марта и не попали в прошлый выпуск. Поэтому рассказываю о них сейчас. И прежде всего хочется отметить выход Atelier Ryza 3, завершающей трилогию о похождениях симпатичной алхимички Райзы.
Я уже приготовился довольно подробно рассказать о триумфальном финале трилогии (про геймплей серии я писал вот тут), но в итоге понял, что это как раз тот случай, когда и говорить то особо не хочется — хочется играть и улыбаться. Да, и во время прохождения, и некоторое время после с моего лица не сходила улыбка — пусть даже местами идиотская и блаженная.
Но улыбаешься не от того, что игра свалилась в откровенную комедию, а от того, насколько же всё мило и хорошо, насколько прекрасен этот виртуальный мир за пределами твоей питерско-слякотной погоды. В нём сочетаются более чем серьёзный, глубокий геймплей и вся эта трогательная анимешная глупость и милота — нападающие на нас зелёные смайлики, щебечущие на японском девочки, 12-летние мэры и победительница конкурса лучшего косплея в роли спасительницы мира…
По факту история об исследовании появившегося из ниоткуда острова увлекает, а мир стал ещё более красивым, масштабным и открытым (хотя в некоторые зоны нас поначалу всё равно не пускают) — он самый большой в серии, и это заметно. Настолько большой, что появились точки быстрого перемещения.
Ноги Райзы тоже стали длиннее. Но это по-прежнему игра не про них, а про её личностный рост, про то, как меняются она и её верные друзья. Здесь мы часто встречаем старых знакомых (хотя немало и новичков) и предаёмся воспоминаниям. Именно поэтому третья часть худшая для знакомства с серией, но лучшая для поклонников, которые оценят то, как тонко авторы показали развитие отношений между старыми друзьями.
Новая механика ключей кажется вполне удачной (хотя её не слишком внятно объясняют) — они помогают и в сражениях, и в алхимии, и при исследовании мира, когда открывают особые сундуки и снимают мешающие пройти барьеры.
Ключи также используются для прокачки снаряжения. Наконец, бои заставляют постоянно быть начеку, вовремя переключаться между бойцами и активировать их совместные умения.
Поначалу даже кажется, что выживать в триквеле сложнее, но потом осваиваешься, и баланс приходит в норму. Игра остаётся довольно дружелюбной, милой, тёплой и максимально приятной. И прощаться с Райзой, возвращаясь в суровую реальность, совсем не хочется.
Где вышла: ПК (Steam), XONE, XBOXSX, NSW.
Чем интересна: увлекательная экшн/RPG, целиком построенная на чувстве ритма.
Это тоже в основе своей японская RPG, но в более современной, бодрой и рок-н-ролльной стилистике. При помощи гитар мы сражаемся с машинами, которые когда-то чуть не погубили человечество, а теперь опять угрожают людям, и без того вынужденным собирать мусор и влачить жалкое существование.
Это ритм-игра, поэтому и в пошаговых битвах, и при исследовании мира частенько нужно вовремя попадать по клавишам, чтобы успевать за ритмом заводной мелодии и наносить как можно больше повреждений или активировать переключатели, которые открывают проходы. Здесь почти всё построено на реакции.
Поэтому если вы пришли сюда за интересным сюжетом, яркими персонажами и постоянной прокачкой (а всё это тут есть), но где-то забыли чувство ритма, то поначалу будет непросто. Но когда осваиваешься, игра затягивает — единственное, хотелось бы больше мелодий.
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: возможно, наш будущий «Скайрим» (и «Готика» заодно).
В ранний доступ вышла вторая игра в серии Tainted Grail (про рогалик Conquest я уже рассказывал). The Fall of Avalon сделана по одноимённой настолке и предлагает нам отправиться на поиски воскрешённого нехорошими людьми короля Артура, которого нужно снова убить. А для этого первым делом предстоит вытащить легендарный меч Экскалибур.
Более того, во вступлении сценаристы умудряются (возможно, намеренно) совместить ещё два штампа — сначала мы не без чужой помощи бежим из заключения, а минут через 10 становимся жертвой кораблекрушения и оказываемся одни на берегу.
Но всё это неважно. Игра действительно напоминает Skyrim и «Готику», и за это ей можно всё простить. Мы перемещаемся и сражаемся с видом от первого лица, а когда бегаем, крадёмся, стреляем из лука или бьём одноручным мечом, то видим, как постепенно растут соответствующие параметры.
Сражения опять же очень «скайримовские» — с блокированием, усиленными ударами и возможностью совмещать ближний/дальний бой с магией, когда в одной руке держишь меч, а в другой файербол. Всё окружение вокруг можно обчищать, таща в инвентарь бутылки вина, цветы-ягодки, травы и прочие ресурсы, чтобы потом на костре варить еду, делать зелья на алхимическом столе или у кузнеца изготавливать/улучшать экипировку.
И точно так же, как в «Готике», в большом открытом мире Tainted Grail: The Fall of Avalon много фракций, к лидерам которых нас сразу не пустят. В первом же форпосте, куда мы отправляемся по сюжету, нас подзывает интендант и ласково объясняет, что нужно сначала доказать ему свою благонадёжность и разобраться с чертовщиной на местном кладбище.
Да, квесты тут тоже во многом классические, но есть и другие. В том же форте один из воинов просит разобраться с медиком, который сначала отправил его вырывать зуб к кузнецу, а теперь отказывает в помощи. Другой просит достать забытые в деревенском трактире «личные документы».
Сразу встречаются ситуации выбора, когда, например, мы можем выплатить долги двух местных горемык или решить вопрос силой. Хотя для меня куда сложнее была дилемма, сдать в хлам пьяного стражника или сказать интенданту форта, что он был трезв как стёклышко.
Ну и вообще вокруг много интересного, и тебя всё время тянет свернуть с сюжетной тропки. Игра затягивает сразу и с головой — в том числе своей мрачной стилистикой и работой художников.
Единственное, что встаёт на пути, — баги и вылеты, которые спишем на типичные болячки раннего доступа. Спишем и будем с нетерпением ждать полной версии.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: большая и увлекательная RPG в духе Mount & Blade, Battle Brothers и серии Expeditions.
Мы управляем отрядом наёмников, перемещаемся по карте, участвуем в пошаговых сражениях, выполняем квесты, собираем разбросанные то тут, то там ресурсы, посещаем города, где в тавернах можно взять новые задания и нанять новых бойцов. А ещё посещаем рынок и аптеку, чтобы пополнить припасы, а также кузницу, чтобы починить оружие.
При этом подопечных нужно содержать — платить жалованье и кормить их на привале. Также в лагере можно назначать людей на работы, выбирая им профессии, — кто-то готовит еду в котле, кто-то делает новые отмычки/факелы на верстаке и так далее.
Во время отдыха подопечные также могут что-то обсуждать, просить совета, на кого-то жаловаться — это влияет на отношения с ними. А чувство сытости и звон выплаченного нами жалованья влияет на состояние всего отряда — довольные подопечные получают разные бонусы, а несчастные могут даже уйти.
Всё это отчасти напоминает Mount & Blade, серию Expeditions, The Iron Oath, Battle Brothers и даже Kenshi. Сильные стороны именно Wartales — это прежде всего непростые (особенно на «Ветеране») пошаговые сражения. В них участвует много народу, враги иногда допускают ошибки, но в целом сильны и активно используют умения. А в тактике большое значение имеет расстановка бойцов перед дракой.
Практически всегда и наши, и противники рассредоточены по всему полю боя, и собрать всех в одном месте сложно — приходится принимать непростые тактические решения.
Сложные дилеммы порой встают и во время выполнения заданий — это ещё одна сильная сторона игры. Стоит, например, помогать, беженцам, которых отовсюду гонят? Или встать на сторону местных, которые во всех грехах (зачастую небеспочвенно) винят беженцев?
Wartales также увлекает обилием приключений. В подземельях придётся переквалифицировать ваших шахтёров и алхимиков в учёных и бардов (профессий тут много), чтобы они разгадывали головоломки, изучали руны или песней открывали потайные ходы. Есть также мини-игры и нелинейные текстовые квесты.
Наконец, удивляет внимание к деталям. Если в подземелье погаснет факел, то вы будете сражаться в абсолютной тьме и лучники не смогут стрелять. Те, кто в драке случайно задевает своих, рискуют испортить отношения с ними и получить какое-нибудь обидное прозвище — например, моя крутая лучница Ветт, лидер отряда, убившая кучу врагов, также носила кличку Косая Ветт.
Где вышла: ПК (Steam, GOG), PS5, XBOXSX.
Чем интересна: главный космический блокбастер на сегодня.
Сиквел Everspace, о которой я рассказывал шесть лет назад, собрал более 500 тысяч евро через Kickstarter, перестал заигрывать с жанром рогаликов и превратился в масштабную, красивую космическую сагу, ориентированную на сюжет. Да, это по-прежнему в основе своей космический шутер, и в нём нет той свободы, которую предлагают многие Elite-образные космосимы, где можно возводить свои космофабрики, строить флот и летать в любые уголки галактики.
Зато здесь вы не чувствуете себя одиноким пилотом, который застрял в космосе и толком не знает, что ему делать. Сюжет лихо хватает вас под руки и ведёт по аттракционам приключений, в которых наш герой-клон из первой части встречает новых подозрительных (но всё равно колоритных) напарников, убегает от корпоратов, ворует у них из-под носа медблок с замороженной девушкой-врачом (вот она «обрадуется»!) и всячески пытается покинуть, наконец, демилитаризованную зону.
При этом свободы всё равно стало больше. Авторы, конечно, лукавят, когда говорят про открытый мир, — в некоторые системы пускают только по сюжету, и всегда есть загрузки при переходе в них. Но всё равно мы вольны свободно посещать разные сектора, брать побочные задания у торговцев, сражаться с пиратами, искать и исследовать заброшенные станции, откликаться на сигналы бедствия — и всё для того, чтобы подкачаться и подкопить денег/ресурсов перед более сложными сюжетными миссиями. Кроме того, растёт репутация героя.
Возможностей для прокачки тоже стало больше. Помимо стандартных вещей вроде покупки/крафта/модификации разных систем, оружия, двигателей и целых звездолётов, есть ещё механика развития самого героя и его напарников с выбором полезных черт. Плюс испытания, дающие уникальные глобальные бонусы вроде скидок на определённой торговой станции.
Сражаться в Everspace 2 интересно — да, в основе своей это аркада без всякой физики и инерции в космосе, но это и не примитивный тир с вращением вокруг своей оси и беспорядочной пальбой. Много серьёзных врагов, и вы должны вовремя использовать боевые умения вроде оглушения и форсажа и на ходу чередовать пушки с разными типами урона.
Конечно, можно говорить, что Everspace 2 не хватает глубины, свойственной мастодонтам жанра, более интересных заданий/занятий, проработанной торговли и так далее. Но, во-первых, для бывшего рогалика это всё равно очень большой прогресс. А, во-вторых, если от игры трудно оторваться, то какая, в сущности, разница?
Где вышла: ПК (Steam, GOG, EGS).
Чем интересна: метроидвания как произведение искусства.
Пиксельных метроидваний развелось так много, что о них и писать уже не хочется. Но всё же попадаются такие, не писать о которых было бы преступлением. Взять, например, 9 Years of Shadows. Главную роль здесь исполняет симпатичная девушка по имени Европа, которая бегает и сражается вместе с говорящим плюшевым мишкой, отвечающим за магию.
Но привлекает в первую очередь не это. И, конечно, не тот факт, что мы постепенно открываем новые способности, позволяющие попасть в ранее недоступные локации, — например, учимся плавать под водой и бить током по переключателям.
Прежде всего 9 Years of Shadows поражает аудиовизуальным исполнением. С картинкой и так всё ясно — достаточно взглянуть на арты и скриншоты. Ещё нужно отметить музыку, которую написали композиторы Castlevania, Mega Man и Metal Gear Solid. Она получилась действительно волшебной.
И вообще игра «заточена» на культуру и искусство. Здесь нужно возвращать краски, гармонию и красоту в мир, а в этом помогают встреченные нами музыканты, композиторы и художники. Поэтому вы слышите джаз, видите красивые картины, собираете ноты в качестве реликвий — и только здесь можете встретить кузнеца с саксофоном, который колдует над бронёй с помощью музыкальных заклинаний.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: взрывная смесь фильма «Адреналин» с бумер-шутером.
Тот случай, когда реклама не врёт — перед нами действительно хаотичный и ураганный ретрошутер. Meatgrinder выглядит так словно здесь вместо Джейсона Стейтема (Jason Statham) на съёмки очередного «Адреналина» попал Дюк Нюкем.
В течение часа-двух мы постоянно с помощью крюка-кошки сигаем по крышам грузовиков, джипов, поездов и даже носимся по крыльям летящего самолёта, на бегу расстреливаем толпы врагов, скидываем их на дорогу метким ударом ноги и взрываем цистерны с горючим.
Останавливаться нельзя, иначе начнёт снижаться пульс, а затем и здоровье. А вот если набирать скорость и не падать с машин на асфальт, то хитпоинты даже начнут восстанавливаться.
Эта простая и гениальная концепция дополняется небогатым, но эффектным и эффективным арсеналом (как же весело палить из дробовиков с двух рук!), бодрым роком (можно даже бить врагов электрогитарой), боссами и зашкаливающим адреналином. А ещё — лихой физикой, благодаря которой всё вокруг постоянно взлетает на воздух или крича пролетает мимо.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: некромантский экшн с элементами стратегии и RPG от авторов Crimsonland.
В Undead Horde 2: Necropolis живые и мёртвые поменялись ролями, отведёнными им в играх. Первые сами напали и разорили Некрополис и похитили души мертвецов, заточив их в некие банки. Вторые хотят отомстить. В качестве народного мстителя выступает возрождённый Король нежити, который сначала воскресил саму Смерть, а теперь бегает, сражается и поднимает из тел побеждённых врагов свою армию скелетов, зомби и гулей.
Он постепенно отвоёвывает территории, зачищает их от живых, находит те самые банки души, руны и фигурки, позволяющие воскрешать новые виды юнитов. И относит всё это в Некрополис — там появляются новые здания, услуги и специалисты, которые помогают прокачивать нашу армию, открывают новые апгрейды и так далее.
Играется это бодро, свежо и залипательно. Заданий много, сложность хорошо сбалансирована, механики интересные и понятные, выглядит и звучит всё приятно — что ещё нужно для хорошей игры?
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: сказочно красивый рогалик по мотивам сказок, мифов и легенд народов мира.
Три поросёнка, Красная Шапочка, Беовульф, Аладдин, Дудочник, Снежная Королева, Русалочка — всё это герои нового рогалика от авторов Curse of the Dead Gods (о нём я тоже рассказывал), который вышел в ранний доступ. Пока доступен только первый акт, но уже чувствуются стиль и затягивающий, пусть и не до конца сбалансированный, геймплей, в котором хватает интересных находок.
У каждого героя — свои особенности. Красная Шапочка с наступлением ночи в бою превращается в волка-оборотня с большими клыками. И наоборот — с первыми петухами вервольф становится девочкой. А это сразу меняет стиль боя и горячие умения — Красная Шапочка умеет прятаться и бросаться бомбами, а волк впадает в ярость и прыгает на толпы врагов.
Время тут отсчитывается постоянно. День сменяет ночь, а потом наступает момент, когда нас заставляют драться с главным боссом — Кошмаром.
Ослабить его можно, если во время исследования территории вы нашли и одолели локальных боссов. Сражения непростые — они построены не на закликивании, а на точечных уклонениях и грамотном использовании всего арсенала умений.
Во время исследования мира можно наткнуться на точки интереса, спуститься в пещеру (если ключик нашли), сразиться за сундук с толпой элитных врагов, пройти серьёзное испытание и получить апгрейды и артефакты.
В общем, игра и идеями привлекает, и героями, и внешностью, и геймплеем. К тому же проходить её можно не только в одиночестве, но и в кооперативе. Дальше обещают больше и лучше, но главное, чтобы новые герои, враги и апгрейды не разрушили баланс.
Где вышла: ПК (Steam, EGS), XBOXSX, PS5.
Чем интересна: красочный соулслайк, делающий ставку на идеальные парирования.
В отличие от большинства соуслайков, в Stray Blade действие происходит в ярком мире и есть даже нотки юмора — за него отвечает напарник главного героя (или героини), похожее на гоблина существо Бодзи.
Впрочем, на самом деле им не до смеха. И главный герой, и Бодзи оказались связаны проклятием с затерянной долиной Акриа — да настолько, что не могут покинуть её не погибнув. А вот в самой долине Бодзи может бесконечно воскрешать протагониста. Чтобы порвать эту связь, придётся пережить немало приключений и, как водится, одолеть опасных боссов.
Одолеть непросто — Stray Blade делает ставку на очень точные уклонения, блоки и парирования. Причём враги откровенно читерят — постоянно используют особые атаки, требующие филигранной реакции, и не устают.
На помощь приходят не только прокачка героя, крафт оружия и рун, но и развитие навыков Бодзи — на это идут очки истории, добытые во время исследования мира. Благодаря этим навыкам тот может вмешиваться в драку и даже реанимировать протагониста прямо во время боя.
Расстроила меня в игре разве что не очень хорошая оптимизация.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: соулслайк в готическом стиле.
Это уже куда более мрачный соулслайк, в котором чувствуются нотки эмо — игра словно воспевеает романтику смерти, печали и меланхолии. Да и как тут может быть иначе? Каждую ночь людей истребляют, днём они возрождаются, пока с наступлением темноты снова не появляются ночные чудовища, — и так продолжается уже много лет.
Надежда забрезжила, когда орден охотников нашёл артефакт, благодаря которому день не заканчивался. Но и здесь всё пошло не так. Теперь вся надежда на охотницу Веспер, которая отправляется в мёртвые земли зачищать пещеры, руины и храмы и сражаться с ужасными порождениями ночи.
Сражения тут очень непростые, и даже возможность повышать запасы здоровья и выносливости появляется только при убийстве боссов. Приходится использовать все возможности, предметы для улучшения всего и вся, а также чередовать боевые стили — Веспер изначально не только клинками машет, но и стреляет из пистолетов и дробовиков.
Кроме того, бросаются в глаза прекрасный визуальный стиль и атмосфера, а также приличное количество ловушек и загадок. Для решения пазлов нужно исследовать локации и искать подсказки.
Где вышла: ПК (Steam), NSW.
Чем интересна: атмосферная визуальная новелла в мире TRON.
Первая за долгое время игра по франшизе TRON сделана при участии студии Disney, которая, видимо, начинает разогревать почву и возвращать нам память за два года до выхода третьей части киносерии.
В целом тут всё хорошо с общим качеством, стилем и оригинальной киберпанк-атмосферой. Мы играем за детектива, который должен расследовать диверсию и взлом в новой Сети, которая развивается без особого участия пользователей и самого Создателя — Кевина Флинна. История не слишком длинная, без большого количества развилок, но следить за ней интересно.
Приходится много общаться, расспрашивать, исследовать локации и с первых минут решать, действовать в одиночку или соглашаться на помощь. Помимо текстов и диалогов есть мини-игры с дефрагментацией дисков памяти — в сюжетной кампании их можно пропускать, но для желающих предусмотрен отдельный режим только из пазлов.
В общем, поклонники франшизы должны попробовать TRON: Identity — и надеяться, что авторы сдержат своё слово и подарят нам и другие игры по вселенной.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: едва ли не лучший клон Vampire Survivors.
Дело Vampire Survivors живёт — регулярно выходят всё новые клоны одной из самых популярных игр. В апреле произошли два нетривиальных события. Во-первых, появилось дополнение к оригиналу — Tides of the Foscari, добавившее новых персонажей, новые виды оружия, локацию и много чего ещё. Кроме того, вышла Bio Prototype — одна из лучших копий Vampire Survivors.
Геймплей в целом такой же, а повышенную реиграбельность обеспечивает возможность всячески модифицировать организм главного героя. После каждой успешно отражённой волны врагов мы получаем в своё распоряжение усики, крылышки, нервные соединения и другие органы, которыми можно улучшать протагониста.
В итоге из амёбы он может превратиться в чудо-юдо с крыльями, парящими вокруг него черепами и растущими на спине ядовитыми грибами. Правда, тут нужно грамотно соединять все эти органы, учитывая в том числе вместимость нервной системы и мозга и сочетание самих «ингредиентов». Но в любом случае очень интересно экспериментировать, чувствуя себя светилом генной инженерии.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: забавный стратегический экшн в антураже Римской империи.
Shieldwall можно назвать симулятором тренировки игры в «Захват флага» и «Превосходство». Проходят эти тренировки в исторических битвах времён Юлия Цезаря. Мы ведём за собой отряд из призванных нами же солдат, приказываем им атаковать, удерживать позицию или следовать за нами. Цель — отбивать контрольные точки, что увеличивает количество зарабатываемых нами очков.
Кроме того, постоянно копятся деньги, за которые мы не только призываем бойцов, но и прокачиваем наше войско, его знамя (даёт положительную ауру отряду), открываем новые виды юнитов и так далее.
И если лично участвовать в драках не очень хочется (ближний бой криво реализован), то следить за ситуацией на поле боя и выгадывать момент для штурма вражеских контрольных точек и укреплений действительно интересно, особенно в мультиплеере.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: симулятор заботливого отца, воспитывающего очаровательную аниме-дочку.
Крайне популярная в Steam Volcano Princess позволяет почувствовать себя заботливым папашей, который после потери жены один заботится о симпатичной лупоглазой дочурке.
Реализовано это при помощи общения с персонажами, принятия решений (во что с ней играть, какую книгу прочитать, в какой колледж отправить учиться и так далее) и участия в многочисленных мини-играх — есть скачки, кулинария, алхимия, дебаты, театр, дуэли, зачистка подземелий в рамках местного рогалика и много-много чего ещё. Особое внимание уделено романтическим отношениям — то, с кем и как дочь будет общаться, во многом зависит именно от папы.
Все эти решения отражаются на характеристиках дочки, на её талантах и настроении. В итоге от нас зависит то, какому правителю она будет служить и кем станет — пойдёт по пути добра или зла. Получилась очень красивая, милая и разнообразная, но местами затянутая игра, которая, возможно, кого-то убедит, что дочка — это очень круто.