Victoria 3: Обзор

Степан Песков 2022-10-25 11:01:35 15

Paradox Interactive радует нас отличными глобальными стратегиями уже третий десяток лет. Масштабные битвы Второй мировой, хитросплетения средневековых интриг, исследование Нового Света, взлёт и падение Римской империи и даже строительство фантастических государств на просторах далёких галактик — всё это есть в проектах шведских разработчиков.

Серия Victoria в этом перечне стоит особняком: из всех она считается самой проработанной и самой сложной для освоения. С момента выхода второй части прошло более десяти лет. Всё это время игра оставалась одной из любимых среди поклонников студии, поэтому появление триквела оставалось лишь вопросом времени.

Незадолго до релиза Victoria 3 нам предоставили доступ к пресс-версии, в которой я провёл более двух десятков часов. Пусть этого мало, чтобы освоить все тонкости, но достаточно, чтобы составить мнение об игре.

Ничего не понятно, но очень интересно

Перед нами очередная глобальная стратегия, события которой происходят в промежутке с 1836-го по 1936 год — аккурат между Europa Universalis и Hearts of Iron. Как и собратья по жанру, эта игра сосредоточена на симуляции нескольких столпов управления государством: если в HoI это война, а в EU — экспансия, то здесь сделан упор на экономике и политике.

Экономическая часть с ходу поражает своим размахом: десятки видов товаров, пошлины и налоги, динамически меняющийся рынок, внешняя и внутренняя торговля, развитие производства, конкуренция и торговые войны — всё это, по заверениям авторов, работает в связке друг с другом. Но любая экономика — ничто без её основной движущей силы: людей. Своим народом нужно умело управлять, ведь именно он трудится, торгует и сражается во имя величия страны.

Задача игрока в Victoria 3 на пути к процветанию своей империи — лавировать между потребностями населения и экономической целесообразностью. А ведь другие страны не дают конкурентам нагулять жирок — захватывают выгодные рынки, колонизируют земли с перспективными ресурсами или по старинке забавляются войнами ради расширения жизненного пространства.

Всем, кто собирается познакомиться с серией, советую запастись свободным временем — только на изучение основ придётся потратить немало. Я попытаюсь объяснить, как здесь всё устроено, но лишь в общих чертах, поскольку на полноценный анализ этого обзора точно не хватит.

Империя, над которой никогда не заходит солнце

В Victoria 3 игрок выступает не в роли правителя, а в качестве неосязаемого «духа страны» — привычный для шведских разработчиков приём, от которого они отошли разве что в Crusader Kings. На старте можно выбрать любую страну, за исключением совсем уж неразвитых (такие государства здесь называются децентрализованными), а вот начальная дата одна — 1836 год.

Основной режим — песочница, что тоже стандартно для стратегий Paradox Interactive. Но есть и несколько вариантов с чётко поставленными целями: завоевать большую часть мира, обеспечить высочайший уровень жизни населения или контролировать большую часть мирового ВВП.

Есть режим обучения, в котором новичкам в жанре лучше провести с десяток часов, благо в нём можно играть за разные страны. Разобраться с ходу не получится, поэтому готовьтесь читать — как всплывающие подсказки, так и встроенную энциклопедию. Хорошей идеей будет ознакомиться с дневниками разработчиков, где они детально описывают механики. Занятие, кстати, тоже затратное по времени — дневников вышло более полусотни, каждый по объёму сравним с этой статьёй. Зато понять, как здесь всё работает, станет в разы проще.

Основных способов взаимодействия с миром два: экономические действия — постройка производственных зданий, а также управление рынком; и политические — внутренняя и внешняя политика во всех проявлениях.

С производством вроде бы всё просто: строим фермы, рудники и заводы, казармы, военно-морские базы, образовательные и правительственные учреждения. Но не стоит забывать об особенностях. Производство не будет приносить пользу просто потому, что оно появилось на карте, — каждой фабрике нужно обеспечение ресурсами и рабочей силой. К тому же в случае с работниками вступает в дело политика, тесно связанная с населением.

Если приблизить карту, то скучные контуры государств оживают — отображению мелочей, пусть и необязательных для подобных стратегий, Paradox Interactive уделяет много внимания.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

В Victoria 3 используется разделение населения страны на группы, каждая из которых отражает особенности популяции. Ваши граждане — не число, показывающее количество рабочей силы или состав армии, а люди, со своими особенностями, потребностями, желаниями и мотивацией. Учитывается множество параметров: благосостояние, квалификация, пол, возраст, образование, культура и религия, политические пристрастия и лояльность к существующему правительству. Такая глубокая симуляция сделана не просто так: это фундамент, на котором построен геймплей.

Например, чтобы трудиться на заводе, работники должны обладать нужной профессией и получать достойную зарплату, — иначе они уйдут искать лучшей жизни на другое предприятие, а то и вовсе покинут область или эмигрируют из страны.

Для получения прибыли нужно учитывать целесообразность постройки. Зачем вам электростанции, если у вас нет потребителей электричества? Такое производство не сможет выгодно продавать свои услуги, не наймёт квалифицированных сотрудников и не принесёт ни гроша в виде налогов. Не будет ли лучше вложиться в устаревшую, но стабильно востребованную угольную энергетику, которая не требует обученных кадров? И это лишь вершина айсберга: связь промышленности и населения очень глубока.

Не забывайте, что каждый житель обладает потребностями, причём не только физическими. Всем нужно есть и одеваться, но чем выше благосостояние, тем больше и запросов — приходится думать, как удовлетворить возрастающие требования, ведь, в отличие от бедняков, занятых лишь поиском куска хлеба, образованные и обеспеченные люди обладают и политическими интересами. Они объединяются в движения, голосуют на выборах, требуют принятия тех или иных законов.

С населением приходится считаться, даже если у вас в стране монархия с неограниченной властью правителя. Да, можно подавлять политическую сознательность граждан, запрещая им учёбу и ограничивая контакты с жителями других стран (дабы те не принесли с собой вредные идеи вроде социализма), но тогда не видать вам никакого технологического развития.

Да и другие игроки на мировой арене не дремлют — дешёвая рабочая сила, ценные ресурсы и удобные для торговли географические особенности вашей страны могут стать предметом совсем не мирного интереса со стороны соседей. Какая армия победит — вооружённая по последнему слову техники и использующая современную тактику или орда необученных ополченцев с древним оружием?

Поэтому необходимо ухаживать за своим населением, а иногда и пинками гнать его в светлое будущее — масштабные реформы здесь могут проходить очень болезненно и сопровождаться беспорядками и революциями. С другой стороны, ничто не мешает вам придумать себе испытание: например, завоевать всех страной с рабовладельческим строем и экономикой, построенной на использовании ручного труда.

Последний довод королей

Мировое господство в Victoria 3 может быть достигнуто и мирным путём — война здесь выглядит наименее проработанной по сравнению с другими проектами Paradox. Даже юнитов по карте водить нельзя — только нанимать полки в гарнизонах и призывных пунктах и отправлять их на «фронты» — районы боевых действий, автоматически создаваемые на границе с противником.

При этом глубокая симуляция сражения, традиционная для стратегий студии, никуда не делась — в расчёт идут как особенности местности, так и параметры полководцев, вооружение и моральные качества войск. Поэтому как никогда важно задуматься об исходе боя задолго до того, как прозвучит первый выстрел.

Скажу больше: всё способствует тому, чтобы соперники решали свои разногласия за столом переговоров. Для этого используется механика «дипломатических игр»: когда сталкиваются интересы двух государств, одно из них может выдвинуть свои требования другому. Ответчик волен либо уступить, либо сопротивляться, выдвигая свои аргументы, главным из которых будет военная сила, готовая вступить в бой в случае начала конфликта. Тут-то и пригодятся союзники или страны, имеющие стратегический интерес в регионе противостояния, — можно попробовать призвать их на свою сторону в расчёте, что противник испугается и отзовёт претензии. Впрочем, у него могут найтись свои друзья и появиться новые требования, если он будет уверен в победе. Получается замысловатый клубок противостояния, а из-за небольшого пограничного спора где-нибудь на задворках третьего мира может разгореться мировая война.

Если в одиночном прохождении дипломатические игры не так увлекательны (ИИ ведёт себя предсказуемо), то в мультиплеере открывается большой простор для интриг, неожиданных союзов и предательств: ничто не мешает, например, обещать помощь, а потом отозвать поддержку в последний момент, чтобы ослабить конкурента чужими руками.

Можно расширять своё влияние на мировой арене и сугубо мирными методами — например, с помощью международной торговли, не аннексируя другие страны, а захватывая их рынки. Зачем воевать с Китаем из-за редких чайных плантаций, теряя людей и подрывая экономику, если можно принудить его торговать чаем по выгодным нам ценам?

В Victoria 3 война едва ли не на последнем месте — куда интереснее взаимодействовать с миром игры с помощью других средств, которые, впрочем, бывают не менее грозными и разрушительными.

Гладко было на бумаге

Можно подумать, будто перед нами идеальная игра для любителей «позалипать в графики», сравнивая показатели эффективности рынка и производства, а также для тех, кто хочет набить руку, перед тем как ворваться в настоящую политическую карьеру.

Скажу сразу: до идеала ещё далеко. Не буду останавливаться на технических проблемах — в конце концов, у меня на руках была пресс-версия, которая по определению не обладает релизными патчами. Конечно, баги встречались, но, надеюсь, их исправят, если ещё не исправили.

Чуть больше раздражает поведение ИИ. Неочевидные действия других государств и в целом их пассивная внешняя политика делают соперничество слишком пресным. Вряд ли вас кто-то тронет, если не искать себе приключений. Впрочем, в первые несколько партий не до этого — с внутренними делами бы разобраться.

А с этим обязательно возникнут сложности, даже когда вы начнёте понимать, как здесь всё работает. Причина проста: интерфейс оставляет желать лучшего. И это будет главной претензией к разработчикам — допускаю, что у них получилось создать рабочую симуляцию политико-экономической системы, но управлять и наблюдать за ней с помощью тех средств, что предлагает игра, неудобно.

Например, не хватает подробной статистики с временной перспективой. Графики есть, но они не масштабируются и показывают лишь общий тренд, а иногда нужны точные значения. Управление развитием промышленности — отдельная головная боль, особенно если пытаться быстро построить что-то на основе рыночных данных. Пока доберёшься до нужного меню, забудешь, что именно хотел сделать.

Монструозным и совершенно бесполезным вышло меню населения — да, оно лишний раз подчёркивает, что симулируется каждый житель, но текущий вид никак не помогает применять эти знания в игровом процессе. Да и вообще интерфейсу не хватает лаконичности — в паре мест можно включить «сжатый» вид, но в целом складывается ощущение, что разработчики переборщили с художественным оформлением. Выглядит-то стратегия очень симпатично, но я бы променял все красоты на удобство.

Не сочтите мои претензии придирками — в подобных проектах куда чаще взаимодействуешь с элементами управления, а не любуешься картинкой. Умножьте подобные неурядицы на размах игры и пропорциональный размерам государства микроконтроль — и получите опыт, который не лучшим образом сказывается на впечатлениях от игры.

До шедевра Victoria 3 далеко — мешают в первую очередь неудобный интерфейс и перегруженное управление. К тому же чем больше разбираешься в механике, тем чаще ловишь себя на мысли «А вот это добавят в DLC» — всем известно, как шведские разработчики любят доделывать свои проекты с помощью дополнений.

Тем не менее, несмотря на высокий порог вхождения, стратегия явно стоит того, чтобы провести в ней хотя бы несколько партий с ИИ и опробовать мультиплеер. У вас же есть в запасе 10–15 часов, чтобы изучить основы?

Плюсы: обширная симуляция политики и экономики; дипломатические игры.

Минусы: перегруженный графикой и неудобный в управлении интерфейс.

Другие новости

Комментарии

Зачем если в какой-то момент переведут в free to play как в своё время с crusaders kings 2.
Трогать может сразу и не надо, но купить и поддержать, чтобы эти самые длс вышли нужно
Ну не факт. Виктория и стоит в 3 раза больше других игр от парадоксов, а на вторую вику всего 2 дополнения нормальных вышло. Остальные это наборы юнитов. Так что может и не придется много ждать
Я бы скорее на вторую Викторию смотрел)
Так-то император стоил 700р, а виктория — 2500. Так что там еще был не фуллпрайс
Все комментарии