Paradox Interactive радует нас отличными глобальными стратегиями уже третий десяток лет. Масштабные битвы Второй мировой, хитросплетения средневековых интриг, исследование Нового Света, взлёт и падение Римской империи и даже строительство фантастических государств на просторах далёких галактик — всё это есть в проектах шведских разработчиков.
Серия Victoria в этом перечне стоит особняком: из всех она считается самой проработанной и самой сложной для освоения. С момента выхода второй части прошло более десяти лет. Всё это время игра оставалась одной из любимых среди поклонников студии, поэтому появление триквела оставалось лишь вопросом времени.
Незадолго до релиза Victoria 3 нам предоставили доступ к пресс-версии, в которой я провёл более двух десятков часов. Пусть этого мало, чтобы освоить все тонкости, но достаточно, чтобы составить мнение об игре.
Перед нами очередная глобальная стратегия, события которой происходят в промежутке с 1836-го по 1936 год — аккурат между Europa Universalis и Hearts of Iron. Как и собратья по жанру, эта игра сосредоточена на симуляции нескольких столпов управления государством: если в HoI это война, а в EU — экспансия, то здесь сделан упор на экономике и политике.
Экономическая часть с ходу поражает своим размахом: десятки видов товаров, пошлины и налоги, динамически меняющийся рынок, внешняя и внутренняя торговля, развитие производства, конкуренция и торговые войны — всё это, по заверениям авторов, работает в связке друг с другом. Но любая экономика — ничто без её основной движущей силы: людей. Своим народом нужно умело управлять, ведь именно он трудится, торгует и сражается во имя величия страны.
Задача игрока в Victoria 3 на пути к процветанию своей империи — лавировать между потребностями населения и экономической целесообразностью. А ведь другие страны не дают конкурентам нагулять жирок — захватывают выгодные рынки, колонизируют земли с перспективными ресурсами или по старинке забавляются войнами ради расширения жизненного пространства.
Всем, кто собирается познакомиться с серией, советую запастись свободным временем — только на изучение основ придётся потратить немало. Я попытаюсь объяснить, как здесь всё устроено, но лишь в общих чертах, поскольку на полноценный анализ этого обзора точно не хватит.
В Victoria 3 игрок выступает не в роли правителя, а в качестве неосязаемого «духа страны» — привычный для шведских разработчиков приём, от которого они отошли разве что в Crusader Kings. На старте можно выбрать любую страну, за исключением совсем уж неразвитых (такие государства здесь называются децентрализованными), а вот начальная дата одна — 1836 год.
Основной режим — песочница, что тоже стандартно для стратегий Paradox Interactive. Но есть и несколько вариантов с чётко поставленными целями: завоевать большую часть мира, обеспечить высочайший уровень жизни населения или контролировать большую часть мирового ВВП.
Есть режим обучения, в котором новичкам в жанре лучше провести с десяток часов, благо в нём можно играть за разные страны. Разобраться с ходу не получится, поэтому готовьтесь читать — как всплывающие подсказки, так и встроенную энциклопедию. Хорошей идеей будет ознакомиться с дневниками разработчиков, где они детально описывают механики. Занятие, кстати, тоже затратное по времени — дневников вышло более полусотни, каждый по объёму сравним с этой статьёй. Зато понять, как здесь всё работает, станет в разы проще.
Основных способов взаимодействия с миром два: экономические действия — постройка производственных зданий, а также управление рынком; и политические — внутренняя и внешняя политика во всех проявлениях.
С производством вроде бы всё просто: строим фермы, рудники и заводы, казармы, военно-морские базы, образовательные и правительственные учреждения. Но не стоит забывать об особенностях. Производство не будет приносить пользу просто потому, что оно появилось на карте, — каждой фабрике нужно обеспечение ресурсами и рабочей силой. К тому же в случае с работниками вступает в дело политика, тесно связанная с населением.
В Victoria 3 используется разделение населения страны на группы, каждая из которых отражает особенности популяции. Ваши граждане — не число, показывающее количество рабочей силы или состав армии, а люди, со своими особенностями, потребностями, желаниями и мотивацией. Учитывается множество параметров: благосостояние, квалификация, пол, возраст, образование, культура и религия, политические пристрастия и лояльность к существующему правительству. Такая глубокая симуляция сделана не просто так: это фундамент, на котором построен геймплей.
Например, чтобы трудиться на заводе, работники должны обладать нужной профессией и получать достойную зарплату, — иначе они уйдут искать лучшей жизни на другое предприятие, а то и вовсе покинут область или эмигрируют из страны.
Для получения прибыли нужно учитывать целесообразность постройки. Зачем вам электростанции, если у вас нет потребителей электричества? Такое производство не сможет выгодно продавать свои услуги, не наймёт квалифицированных сотрудников и не принесёт ни гроша в виде налогов. Не будет ли лучше вложиться в устаревшую, но стабильно востребованную угольную энергетику, которая не требует обученных кадров? И это лишь вершина айсберга: связь промышленности и населения очень глубока.
Не забывайте, что каждый житель обладает потребностями, причём не только физическими. Всем нужно есть и одеваться, но чем выше благосостояние, тем больше и запросов — приходится думать, как удовлетворить возрастающие требования, ведь, в отличие от бедняков, занятых лишь поиском куска хлеба, образованные и обеспеченные люди обладают и политическими интересами. Они объединяются в движения, голосуют на выборах, требуют принятия тех или иных законов.
С населением приходится считаться, даже если у вас в стране монархия с неограниченной властью правителя. Да, можно подавлять политическую сознательность граждан, запрещая им учёбу и ограничивая контакты с жителями других стран (дабы те не принесли с собой вредные идеи вроде социализма), но тогда не видать вам никакого технологического развития.
Да и другие игроки на мировой арене не дремлют — дешёвая рабочая сила, ценные ресурсы и удобные для торговли географические особенности вашей страны могут стать предметом совсем не мирного интереса со стороны соседей. Какая армия победит — вооружённая по последнему слову техники и использующая современную тактику или орда необученных ополченцев с древним оружием?
Поэтому необходимо ухаживать за своим населением, а иногда и пинками гнать его в светлое будущее — масштабные реформы здесь могут проходить очень болезненно и сопровождаться беспорядками и революциями. С другой стороны, ничто не мешает вам придумать себе испытание: например, завоевать всех страной с рабовладельческим строем и экономикой, построенной на использовании ручного труда.
Мировое господство в Victoria 3 может быть достигнуто и мирным путём — война здесь выглядит наименее проработанной по сравнению с другими проектами Paradox. Даже юнитов по карте водить нельзя — только нанимать полки в гарнизонах и призывных пунктах и отправлять их на «фронты» — районы боевых действий, автоматически создаваемые на границе с противником.
При этом глубокая симуляция сражения, традиционная для стратегий студии, никуда не делась — в расчёт идут как особенности местности, так и параметры полководцев, вооружение и моральные качества войск. Поэтому как никогда важно задуматься об исходе боя задолго до того, как прозвучит первый выстрел.
Скажу больше: всё способствует тому, чтобы соперники решали свои разногласия за столом переговоров. Для этого используется механика «дипломатических игр»: когда сталкиваются интересы двух государств, одно из них может выдвинуть свои требования другому. Ответчик волен либо уступить, либо сопротивляться, выдвигая свои аргументы, главным из которых будет военная сила, готовая вступить в бой в случае начала конфликта. Тут-то и пригодятся союзники или страны, имеющие стратегический интерес в регионе противостояния, — можно попробовать призвать их на свою сторону в расчёте, что противник испугается и отзовёт претензии. Впрочем, у него могут найтись свои друзья и появиться новые требования, если он будет уверен в победе. Получается замысловатый клубок противостояния, а из-за небольшого пограничного спора где-нибудь на задворках третьего мира может разгореться мировая война.
Если в одиночном прохождении дипломатические игры не так увлекательны (ИИ ведёт себя предсказуемо), то в мультиплеере открывается большой простор для интриг, неожиданных союзов и предательств: ничто не мешает, например, обещать помощь, а потом отозвать поддержку в последний момент, чтобы ослабить конкурента чужими руками.
Можно расширять своё влияние на мировой арене и сугубо мирными методами — например, с помощью международной торговли, не аннексируя другие страны, а захватывая их рынки. Зачем воевать с Китаем из-за редких чайных плантаций, теряя людей и подрывая экономику, если можно принудить его торговать чаем по выгодным нам ценам?
В Victoria 3 война едва ли не на последнем месте — куда интереснее взаимодействовать с миром игры с помощью других средств, которые, впрочем, бывают не менее грозными и разрушительными.
Можно подумать, будто перед нами идеальная игра для любителей «позалипать в графики», сравнивая показатели эффективности рынка и производства, а также для тех, кто хочет набить руку, перед тем как ворваться в настоящую политическую карьеру.
Скажу сразу: до идеала ещё далеко. Не буду останавливаться на технических проблемах — в конце концов, у меня на руках была пресс-версия, которая по определению не обладает релизными патчами. Конечно, баги встречались, но, надеюсь, их исправят, если ещё не исправили.
Чуть больше раздражает поведение ИИ. Неочевидные действия других государств и в целом их пассивная внешняя политика делают соперничество слишком пресным. Вряд ли вас кто-то тронет, если не искать себе приключений. Впрочем, в первые несколько партий не до этого — с внутренними делами бы разобраться.
А с этим обязательно возникнут сложности, даже когда вы начнёте понимать, как здесь всё работает. Причина проста: интерфейс оставляет желать лучшего. И это будет главной претензией к разработчикам — допускаю, что у них получилось создать рабочую симуляцию политико-экономической системы, но управлять и наблюдать за ней с помощью тех средств, что предлагает игра, неудобно.
Например, не хватает подробной статистики с временной перспективой. Графики есть, но они не масштабируются и показывают лишь общий тренд, а иногда нужны точные значения. Управление развитием промышленности — отдельная головная боль, особенно если пытаться быстро построить что-то на основе рыночных данных. Пока доберёшься до нужного меню, забудешь, что именно хотел сделать.
Монструозным и совершенно бесполезным вышло меню населения — да, оно лишний раз подчёркивает, что симулируется каждый житель, но текущий вид никак не помогает применять эти знания в игровом процессе. Да и вообще интерфейсу не хватает лаконичности — в паре мест можно включить «сжатый» вид, но в целом складывается ощущение, что разработчики переборщили с художественным оформлением. Выглядит-то стратегия очень симпатично, но я бы променял все красоты на удобство.
Не сочтите мои претензии придирками — в подобных проектах куда чаще взаимодействуешь с элементами управления, а не любуешься картинкой. Умножьте подобные неурядицы на размах игры и пропорциональный размерам государства микроконтроль — и получите опыт, который не лучшим образом сказывается на впечатлениях от игры.
До шедевра Victoria 3 далеко — мешают в первую очередь неудобный интерфейс и перегруженное управление. К тому же чем больше разбираешься в механике, тем чаще ловишь себя на мысли «А вот это добавят в DLC» — всем известно, как шведские разработчики любят доделывать свои проекты с помощью дополнений.
Тем не менее, несмотря на высокий порог вхождения, стратегия явно стоит того, чтобы провести в ней хотя бы несколько партий с ИИ и опробовать мультиплеер. У вас же есть в запасе 10–15 часов, чтобы изучить основы?
Плюсы: обширная симуляция политики и экономики; дипломатические игры.
Минусы: перегруженный графикой и неудобный в управлении интерфейс.