В жанре автомобильных симуляторов есть небольшое, но заметное ответвление: гонки, где во главу угла поставлено разрушение — как самих машин, так и окружения. Самый известный представитель подобных развлечений — это, конечно, серия FlatOut. Проработанная физическая модель, разнообразные трассы со множеством предметов для уничтожения, бодрый саундтрек, запоминающиеся сценки с вылетающим из лобового стекла водителем — эти гонки просто не могли не стать культовыми.
Финал у этой истории, впрочем, печальный — после шедевральной FlatOut 2 третья часть получилась просто ужасной: 19 % положительных отзывов в Steam говорят сами за себя. Четвёртая, заключительная на сегодня игра франшизы, вышла не сильно лучше — оно и неудивительно, учитывая смену разработчика. Авторы первых двух частей FlatOut, Bugbear Entertainment, над серией больше не работали, зато выпустили достойную Wreckfest, посвящённую тем же гонкам на выживание.
С тех пор в жанре наблюдается затишье, нарушить которое осмелился прервать малоизвестный разработчик GOOD BOYS: небольшая команда наших соотечественников решила создать свою собственную FlatOut. Что из этого получилось — читайте в нашем обзоре.
Как правило, сюжет в гоночных аркадах — вещь второстепенная. Но совсем без истории как-то не комильфо — именно поэтому в гонках сюжет зачастую веселит нелепой постановкой сцен. В TRAIL OUT разработчики решили руководствоваться старым проверенным принципом «Не можешь победить — возглавь» и осознанно взяли на вооружение кринж как основной способ подачи сюжета.
Главного героя зовут Михалыч, внешность у него под стать имени — это ничем не примечательный мужик средних лет. Тем не менее уже в начале вступительного ролика он предстаёт в образе безымянного героя Райана Гослинга (Ryan Gosling) из кинокартины «Драйв», а спустя некоторое время пародирует уже другую сцену с участием этого известного актёра — из «Бегущего по лезвию 2049».
И таких отсылок к фильмам и играм здесь навалом — начиная с моделей авто и заканчивая внешним видом соперников и соратников Михалыча. Каждый из них пародирует распространённый стереотип: Иван Комрад — помесь КГБ-шника и типичного представителя «русской мафии», Биг Чиз — точь-в-точь Биг Смоук из GTA: San Andreas, Джо Бумер — реднек за рулём огромного джипа, раскрашенного в цвета американского флага. Окончательно осознаёшь всю несерьёзность происходящего с появлением на сцене Женьки — механика и друга Михалыча: это тот самый Ж-12 из Call of Duty: Modern Warfare, и никого из окружающих не удивляет его экстравагантный образ с противогазной маской на голове.
Я неспроста уделяю столько внимания второстепенной, по моим же словам, части игры. Тот треш, что мы видим, создан осознанно (пусть, как мне кажется, и из-за общей бюджетности проекта), поэтому от подобного незамысловатого юмора вскоре даже начинаешь получать удовольствие. Да, кринж, но зато какой!
На этом фоне претензии к другим аспектам игры блекнут: какой смысл ругать гонки за трешовость, если сами авторы не скрывают, что перед нами скорее хулиганская выходка, чем серьёзный проект?
Написанное выше вовсе не означает, что как автосимулятор TRAIL OUT плоха. Сами гонки достойно выдерживают сравнение с той же FlatOut 2 — если забыть о том, что последняя вышла полтора десятка лет назад.
Итак, Михалыч отправляется покорять Америку — там стартует крупнейший гоночный фестиваль, для победы на котором необходимо одолеть семерых оппонентов из «чёрного списка» (ещё одна отсылка, на этот раз к NFS: Most Wanted). Режим карьеры — это поэтапное продвижение по тому самому списку: чтобы бросить вызов очередному боссу, необходимо занять призовое место в нескольких подготовительных заездах и набрать нужное количество фанатов, число которых увеличивается за счёт действий во время гонки.
Михалыч может покупать новые машины, модернизировать уже имеющиеся, улучшать гараж и даже общаться в чате с поклонниками. Тюнинг автомобилей ничем особенным не выделяется — просто поэтапное улучшение частей машины от двигателя до подвески. Экспериментировать с вариантами стоит лишь в случае с корпусом: более прочный снижает скорость, но пригодится в дерби, где надо наносить урон другим авто.
Все заезды, за редким исключением, проходят с одними и теми же соперниками из чёрного списка, которые всегда катаются на одних и тех же машинах. Это, конечно, не добавляет разнообразия, но разработчики пытаются выкрутиться за счёт количества режимов — их здесь 10, если не считать уникальных схваток с боссами. Кроме обычных заездов на время есть гонки на перекрёстках, соревнования машин одного класса, два вида дерби, охота на безымянных водителей, служащих жертвами, гонка на выживание, в которой каждые 20 секунд последнего гонщика взрывают ракетой, и, наконец, две мини-игры с вылетающим из авто водителем — дартс и боулинг.
Кроме прохождения карьеры есть возможность попробовать свои силы в свободных заездах — здесь игрок самостоятельно выбирает режим и трассу. Помогает отвлечься от безуспешных попыток одолеть очередного босса и заработать немного денег и фанатов. Игра достаточно сложная, особенно в самом начале, когда денег на нормальную машину не хватает. На некоторые гонки мне пришлось потратить далеко не одну попытку, и не спасало даже выкручивание ползунка сложности ИИ в ноль. Потом было уже полегче — появились опыт и финансы, позволяющие купить машину покруче.
Заучить все повороты и опасные места очередного трека, чтобы наконец прийти к финишу в числе призёров, — в TRAIL OUT такое в порядке вещей. С одной стороны, это дарит удовольствие от успешно завершённой гонки, с другой — учитывая частое повторение одних и тех же трасс, где-то к середине карьеры гонять по одним и тем же маршрутам с одними и теми же соперниками надоедает.
Физика автомобилей не самая продвинутая, но в рамках гоночной аркады, где на первом месте разрушение, она сделана достойно. Но есть и к чему придраться — например, напрягает моделирование столкновений, в частности навязчивое желание машин залезть на стену или отбойник при входе в поворот с помощью всем известного приёма «затормозить о препятствие».
Что касается того самого разрушения, то с этим всё в порядке — на каждой трассе есть множество разрушающихся объектов, столкновения с которыми восполняют запас нитро-ускорителя. Предметы разлетаются на мелкие части, а машины сминаются и теряют запчасти так задорно, что иногда до финиша доезжает один остов без дверей и капота. Изюминку добавляет дизайн локаций: как вам, например, сражение на Гроув-стрит?
Наконец, последнее по списку, но не по важности — музыка. В основном это песни французской рок-группы ONLAP. Набор композиций не слишком большой и наверняка успеет надоесть за время прохождения. Оценивать саму музыку я не берусь — совсем не моё. Но сходство с саундтреком FlatOut не заметить нельзя, да и в пользовательских отзывах музыку хвалят.
TRAIL OUT — не что иное, как клон FlatOut. Плохо ли это? Вовсе нет — несмотря на откровенно бюджетное исполнение, разработчикам хватило духу признать данный факт, а то, как они дурачатся с игрой в сюжетном плане, скрашивает недостатки. Не халтура, а «так и задумано», не отсутствие опыта, а намеренный треш, забавный именно своей непосредственностью.
Вместе с тем, если отвлечься от приключений Михалыча и рассматривать игру лишь с точки зрения гонок, здесь есть всё, что нужно, — машины, трассы, разрушения и сложные соперники. Не хватает лишь мультиплеера, но эту оплошность разработчики обещают исправить к концу года.
Плюсы: разрушаемость машин и локаций; саундтрек в стиле FlatOut; забавный сюжет с массой отсылок и пасхалок.
Минусы: завышенная сложность в начале карьеры; непритязательная графика.