Думаю, ни для кого не секрет, что среди фанатов «настоящего „фоллаута“» New Vegas считается лучшей игрой. Или, по крайней мере, лучшей игрой с момента перехода прав на серию в руки Bethesda. И это неудивительно, ведь за «Вегас» отвечала Obsidian, где в 2010 году ещё трудились авторы оригинальной дилогии Fallout, прекрасно представляющие, как должен работать ими же придуманный постапокалиптический мир.
И с этим мнением у меня не было бы никаких проблем, если бы не постоянное поливание грязью Fallout 3. Да, это Oblivion с пушками, да, сюжет смехотворен, а логика построения мира не выдерживает никакой критики. Но третья Fallout — великая игра, в некоторых аспектах превосходящая даже New Vegas. Сейчас попробую вам это доказать.
Fallout 2008 года недаром заслужила титул «Oblivion с пушками» — дело даже не в одном для обеих игр движке. Сам подход к созданию игрового цикла наследует не механики оригинальной дилогии, а нынешнюю философию гейм-дизайна Bethesda, зародившуюся в TESIV и укрепившуюся в Skyrim. «Тройка» — это приключение в большом открытом мире, аттракцион в парке, всеми силами старающийся не дать игроку заскучать. Каждая локация, каждый квест, каждая случайная встреча — всё спроектировано с расчётом удивить игрока, вызвать у него эмоции, и плевать, если происходящее не укладывается в рамки логики или здравого смысла. Если игре нужно нарушить свои же собственные правила ради эффектного момента — будьте уверены, она это сделает.
Мегатонна — идеальный пример подхода разработчиков к проектированию мира. Поселение, выстроенное вокруг атомной бомбы, — это концептуально круто, это впечатляет! Но рациональности в этом ни капли: ну кто в здравом уме будет строить город вокруг потенциального источника смертельной опасности? Только Bethesda.
New Vegas — полная противоположность Fallout 3. «Фолл» от Obsidian — это полноценная ролевая игра в стремящемся к реализму мире. Локации и квесты «Вегаса» опираются не на эмоции, а на функциональность. Пустошь Мохаве великолепно спроектирована логически и логистически: Дамба Гувера обеспечивает территорию электричеством, насосные станции перекачивают воду из озера Мид на фермы издольщиков, где выращивается пища, — и так далее. Вся территория Мохаве — цепь звеньев, на глобальном уровне работающая как единый механизм. Достоверно? Вполне. Работает на погружение? Конечно. Но сколько локаций из New Vegas вам запомнилось благодаря их уникальной архитектуре или расположению? А сколько из Fallout 3?
Мегатонна и Гудспрингс. Ривет-Сити и Боулдер-Сити. Арефу и Примм. Что вы можете рассказать о Ниптоне или Новаке? Так, в первом среди достопримечательностей есть американские горки, а во втором — динозавр! Чёрт, даже сам Нью-Вегас — это просто город. Да, большой и красивый, но незапоминающийся. Устройство мира и взаимосвязь производственных и социальных цепочек чертовски важны для «Вегаса» и не играют никакой роли в третьей Fallout. Игра никогда и не стремилась к иллюзии правдоподобности, ей просто это не нужно, потому что…
Несмотря на то что после сброса бомб прошло уже 200 лет, мир игры выглядит так, будто ядерный удар случился лет 10 назад. Общество живёт чуть ли не первобытным строем, повсюду разруха, грязь, мусор и заражённая вода. Шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на каких-то психов, рейдеров, каннибалов, вампиров, супермутантов, гулей и чёрт знает кого ещё. А ещё в местных магазинах уже пару сотен лет спокойно лежит довоенная еда, несмотря на то что источники пищи в Столичной пустоши практически отсутствуют. Бред? Да! Но знаете что?
Всё это сделано специально. Bethesda никогда не была сильна в проработке инфраструктуры своих миров — такой цели просто не ставилось. По крайней мере, при создании Fallout 3. «Тройка» — это про исследование пустоши, и справляется с задачей игра великолепно. Идеальный пример, описывающий всю третью часть, — знакомство с Агатой. При первой встрече женщина спросит протагониста, для чего он проделал такой путь и забрёл в её хижину. И среди ответов есть вариант «Любопытствую». И это вот оно — любопытство, жажда исследования каждого закутка Столичной пустоши, то, за что игроки полюбили F3, и то, в чём игра превосходит New Vegas.
Пресловутое повествование через окружение — высшее, на мой взгляд, достижение Bethesda. Практически каждая мини-локация таит в себе награду для игрока, будь то расходники, дополнительный квест, любопытный предмет или кусочек сюжета. Даже обычную будку — она же «укрытие Пуловски» — разработчики умудрились превратить в микроисторию. И в рамках игры всё это прекрасно работает, подстёгивая игрока планомерно зачищать всю доступную территорию.
Сама структура повествования предполагает самостоятельное исследование пустоши. После выхода из Убежища игра предлагает отправиться в Мегатонну, но игрок совершенно не обязан это делать. Более того, если идти строго по сюжетным рельсам, можно пропустить добрую половину контента, включая большинство побочных заданий. Fallout 3 подталкивает игрока к изучению мира, постоянно награждая его разными способами.
Структурно New Vegas кардинально отличается от «тройки». Разработчики из Obsidian спроектировали повествование игры так, чтобы именно сюжет провёл игрока через всю карту Мохаве. Да, из Гудспрингса при большом желании можно отправиться на север, прямиком в Нью-Вегас, но сделать это будет очень сложно, а при первом прохождении игры и вовсе практически невозможно. Гораздо логичнее (и проще) отправиться по запланированному авторами маршруту: сначала — в Примм, потом в — Ниптон и так далее.
Если проводить аналогии, то «Вегас» — это поездка по железной дороге, в конце которой будет развилка в нескольких направлениях, где каждое приведёт игрока в разные точки сюжета. А «Тройка» — это неспешная поездка на велосипеде из пункта А в пункт Б, но каждый раз по разному маршруту, который выбирает сам игрок.
Всё вышесказанное не означает, что с повествованием в New Vegas что-то не так: в данном подходе есть плюсы — скажем, игрок с гораздо меньшей вероятностью пропустит интересные локации и дополнительные квесты. Но есть ли в этом дух первооткрывательства? Не уверен. Потому что центральная тема New Vegas — это не исследование пустоши, а исследование людей, живущих в Пустоши. И это напрямую влияет на настроение обеих игр, потому что, в отличие от «Вегаса»…
Вспомните начало обеих игр. В «Тройке» протагонист начинает свой путь с рождения — вместе с игроком изучает азы передвижения и взаимодействия с окружением, раскидывает очки характеристик, знакомится с основными игровыми механиками и, наконец, первый раз в жизни выходит на поверхность. Яркий свет слепит глаза, игрок непроизвольно щурится и видит перед собой бескрайнюю Столичную пустошь. Впереди лишь неизвестность и разрушенный ядерными взрывами мир, о котором главный герой не знает ничего. Даже прозвище протагониста, Одинокий Путник, намекает на то, как и чем он будет заниматься.
В «Вегасе» всё совсем иначе. Главный герой игры, Курьер, — не чужак в этом мире. Он в нём родился, знает его законы и устройство. Курьеру не нужно изучать локации и познавать пустошь, потому что никакой пустоши в Мохаве нет. С большинства ракурсов Мохаве — это обычная пустыня, а визуальные образы отсылают не к постапокалипсису, а к вестерну с примесью научной фантастики.
Первая локация, которую игрок с большой долей вероятности посетит после выхода из Убежища, — школа Спрингвейла задаёт тон всей игре. Ставшее прибежищем рейдеров-каннибалов, здание психологически давит на игрока, показывая, как место, где когда-то учились дети, превратилось в пристанище убийц. Да, иногда «тройка» перебарщивает, буквально тыча игроку в лицо мясом и кровищей, но всё же даёт понять — это про смерть, разруху и жестокость. Про постапокалипсис.
Fallout 3 по атмосфере больше похожа на S.T.A.L.K.E.R.: тёмная, гнетущая и безнадёжная. В Столичной пустоши практически отсутствуют крупные поселения, даже самих жителей здесь не то чтобы много. Эмоционально давят на игрока и локации. Вашингтон — столица США с массой известных на весь мир культурных объектов, и разрушенные Белый дом или мемориал Линкольна — это сильное зрелище. От некогда главного в стране здания осталась лишь зияющая дыра. Примерно те же эмоции можно испытать в Metro: Last Light, выбравшись из подземки и увидев, во что превратился Кремль.
Атмосфера New Vegas далека от безнадёги «тройки», потому что игра отходит от тематики постапокалипсиса и по сеттингу больше похожа на постпостапокалипсис. После сброса бомб прошло 204 года, и человечеству волей-неволей приходится не просто выживать, а жить полноценной жизнью. Большинство завалов расчищено, выстроена какая-никакая инфраструктура, даже дороги выглядят как дороги, а не как кладбище автомобилей. Появляются социальные институты, законы и механизмы обеспечения порядка. Просто вспомните дом дока Митчелла из самого начала игры: в нём чисто и ухоженно, дом выглядит как место, где живёт человек. А теперь вспомните любое жилище из F3: оно буквально кричит о том, что миру пришёл конец.
Так и получается, что игрокам, которым нравится атмосфера умершего мира, где только начинается зарождаться общество, гораздо ближе именно третий «фолл». Хуже от этого New Vegas не становится — игры ставят разные задачи и выполняют их разными способами. «Вегас» — это прямое продолжение идей Fallout 2, в которой человечество уже адаптировалось, и пытается строить новый мир на осколках старого, в то время как…
Может, это и прозвучит забавно, но «тройка» изо всех сил пытается походить на оригинальные Fallout, только не в концептуальном, а в визуальном и эмоциональном плане, работая на уровне ощущений. Супермутанты — это частный случай воздействий ВРЭ, случившийся в одном месте на другом конце страны? Плевать, сейчас придумаем, как они попали в Вашингтон. Говорите, Братство Стали — это группа бывших военных, которые всеми способами ищут технологии старого мира? Хорошо, они станут паладинами Пустоши и будут защищать население от рейдеров. Хм, Анклав уничтожили в Fallout 2? Ну, значит, не всех уничтожили! И так во всём. Образы превалируют над смыслом.
New Vegas же логично и последовательно развивает концепцию второй части серии — недаром же игра базируется на дизайн-документе отменённой «истинной» Fallout 3 — Van Buren. Никакого Братства, никакого Анклава, супермутанты — да, есть, но их присутствие незначительно. Из узнаваемых элементов серии остались лишь НКР да несколько монстров, вроде радскорпиона и геккона.
Но если «тройка» уютно себя чувствует в изолированных условиях, сосредотачиваясь на локальных историях, то игра от Obsidian пытается показать масштабный конфликт — и справляется с этим плохо. Одно из самых больших разочарований я испытал, когда увидел битву за дамбу Гувера. Это было просто плохо. Да и в целом «Вегас» — хороший пример лудонарративного диссонанса, когда сценарно игра рассказывает о многочисленных отрядах армий Легиона Цезаря и НКР, пытающихся захватить власть в Мохаве, а на деле численный состав всех этих армий не превышает пары десятков человек. Да Курьер за пару часов убил больше рейдеров, чем насчитывается солдат в этих хвалёных армиях!
Но это же игровые условности, скажете вы, и будете отчасти правы. Те же претензии при желании можно предъявить и Fallout 3, но, повторюсь, игра и не ставила перед собой настолько масштабных задач, как New Vegas. Вся «тройка» строилась на приостановке неверия — игра сразу давала понять, что логических и сюжетных дыр в ней полным-полно. Из «Вегаса» же разработчики, судя по всему, хотели сделать чуть ли не immersive sim, а в таком случае любое несоответствие сразу же бросается в глаза, отчего хочется воскликнуть: «Не верю!»
«Нью-Вегас» перенимает не образы, но идеи Fallout от Black Isle, и у игры это получается. Вот только за всей этой проработкой и серьёзностью где-то потерялось приключение. F3 идеально работает для новичков серии, «Вегас» же практически требует от игрока знания лора приквелов, потому что без этой информации может просто стать скучно. И, видимо, так и должно быть, потому что…
Добравшись до конца этого текста, пора, пожалуй, перестать прятать слона в комнате и заявить: Fallout 3 — это отличная игра, но не очень хорошая Fallout. Прежде всего — концептуально.
И здесь стоит определиться с тем, а что такое вообще Fallout. Ответ, полагаю, у каждого свой. Для одних это изометрическая ролевая игра с массой навыков, перков и классовых билдов. Для других — свобода выбора и разные варианты прохождения. Для третьих — приключение в постъядерном мире в антураже ретрофутуризма. Для четвёртых — радиация, мутанты, Братство Стали и Анклав. Для пятых — всё вместе.
По сути, Bethesda была вынуждена заново придумать серию, попытавшись адаптировать знакомые по дилогии элементы к новому игровому процессу и даже жанру. Получилось так, как получилось, но некоторые элементы стали настоящими находками: V.A.T.S., Pip-Boy, система радиостанций. Многие игроки никогда не узнали бы о Fallout, не выкупив Bethesda права на серию и не выпустив «тройку». Да даже New Vegas вряд ли бы увидела свет.
Bethesda сделала то, что умеет делать лучше всего, — очередную итерацию TES, но на этот раз в обёртке из ретрофутуризма и постапокалипсиса. Игра изо всех сил пыталась доказать, что она — настоящее продолжение Fallout, но справилась с этим лишь за счёт визуальных и эмоциональных образов. New Vegas, как ни странно, визуально совсем не похожа на дилогию Black Isle, но по гейм-дизайну это настоящая RPG с выбором и последствиями. То, за что большинство и полюбило первые две части серии.
Далеко не всем хочется делать сложный моральный выбор, скрупулёзно анализируя доводы противоборствующих фракций. Гораздо проще, когда есть условное добро и зло, что и предложили игрокам в Fallout 3. В New Vegas нет идеального решения судьбы Мохаве — и не всем это нравится. «Тройка» вместо размышлений о судьбах мира дарила десятки изолированных историй, каждая из которых ощущалась как приключение: Парадиз-Фоллз, Литл-Лэмплайт, Оазис, Республика Дейва, Тенпенни-Тауэр, Исторический музей — продолжать можно долго. В Столичной пустоши вы — герой, способный решить все проблемы. В Мохаве — шестерёнка в гигантском механизме, которую при желании легко заменить. Просто с ней удобней.
В этом и заключается основной конфликт Fallout 3 и New Vegas: это проекты для разной аудитории. У игр разная философия гейм-дизайна, разные подходы к удержанию игрока, разные способы
повествования и устройства мира — да здесь почти всё разное, кроме движка и
основного игрового процесса! Fallout 3 лучше, чем New Vegas, но только в конкретных областях. Это просто разные игры,
каждая из которых отлично справляется с поставленными задачами.
Ну а прежде чем закидать меня помидорами за то, что я посмел критиковать лучшую часть Fallout, всё же внимательно прочитайте тезисы этого текста. И, конечно же, расскажите в комментариях, какая часть серии лучше для вас.