Из-за постоянных скандалов и расследований вокруг Dying Light 2 Stay Human игра долгое время вызывала скепсис, да и новость о переносе запуска оптимизма не прибавила. Но в начале ноября разработчики из Techland провели закрытый показ своего самого амбициозного проекта, и теперь судьба Dying Light 2 почти не вызывает беспокойства. Я провёл в новом зомби-экшене около четырёх часов и узнал, какие достижения оригинала удалось приумножить, а к чему пока есть вопросы.
События Dying Light 2 Stay Human разворачиваются через 20 лет после сюжета первой игры. Главный герой — Эйден Колдуэлл, странник, который прибывает в последний человеческий город, Вилледор, в поисках сестры и сразу оказывается втянут в противостояние местных банд. Чисто сюжетные квесты теперь интригуют гораздо сильнее, чем в оригинале. Сестра Эйдена была одним из детей, над которыми экспериментировали учёные ВГМ, и разгадка их исследований, похоже, станет одной из центральных тем сиквела и связующим звеном между первой и второй Dying Light.
Но прежде всего в глаза бросается не качество истории, а её участники. В оригинале нечасто встречались колоритные герои, зато в отрезке сиквела, который я проходил, почти каждый персонаж вызывал интерес.
Например, Эйден встретился с лидером одной из фракций — Софией, которую охраняет бугай Хермен. Когда-то он оглох, спасая ещё маленькую Софию, и теперь к нему очень легко подобраться незаметно. Поэтому теперь они защищают друг друга. Или вот инженеры: отец и сын, старший немного не в себе и потому часто становится объектом насмешек. Но они всё равно стараются принести пользу фракции и доказать, что оказались в ней не просто так. В оригинале подобные истории встречались разве что в сайд-квестах, а в Dying Light 2 они попадаются в каждом задании. На это повлияла и новая диалоговая система, в которой игрок может выбирать реплики и влиять на развитие беседы и ближайшие события.
Всего в городе три стороны конфликта. Военные «Миротворцы» лучше снабжены и пытаются вершить правосудие по своим понятиям. Чуть более мирные выживальщики просто пытаются не умереть от голода. А радикальные бывшие заключённые-ренегаты живут только ради наживы — это местный аналог рейдеров из Fallout, только ренегаты в прошлом ещё и бомбили Вилледор химоружием. Такое разнообразие, правда, иногда плохо влияет на общий стиль игры: посреди зелёного постапокалипсиса военные в полном обмундировании выглядят как группа косплееров, а у выживальщиков как фракции вообще редко есть что-то общее в одежде.
Последний город человечества разделён на две крупные части: поросший зеленью Старый Город и более современный и высотный Центр. Смена времени суток в них играет гораздо более важную роль, чем в Харране: теперь днём большая часть зомби сидят внутри зданий, а ночью выходят на охоту. Причём в некоторых квестах даже есть специальные пометки о том, в какое время их лучше выполнять.
Главный нюанс дневного цикла состоит в том, что по ночам у Эйдена тратится шкала сопротивления инфекции, ведь в мире Dying Light 2 изначально заражены все. При этом, судя по демо, в тёмное время суток стало намного спокойнее и безопаснее, чем в первой части, и поведение заражённых в этот период почти не меняется.
В ключевых точках сюжета игрок решает, какой фракции отойдёт стратегически важная постройка, и от его решения зависит то, как изменится город. Для захвата строения иногда нужно выполнить сюжетное задание, а иногда — решить головоломку. Например, в Центре нужно протянуть провода к генераторам, чтобы запитать электростанцию.
Есть и промежуточные постройки, которые напоминают вышки из первой Watch_Dogs: для их захвата нужно решить небольшую головоломку из сложных акробатических элементов. А в паре сюжетных заданий из демо были аванпосты, которые при захвате занимала фракция, выдавшая квест. Причём после этого в здании пропадал весь лут. Подобный захват заменил более простое открытие безопасных зон из первой части. Он не впечатляет так сильно, как нарративная песочница, которую обещали на анонсе, но всё равно делает мир разнообразнее и позволяет менять его под свой стиль прохождения.
Паркур в Dying Light 2 стал намного более кинематографичным и плавным, чем в оригинале, а между трюками совсем исчезли паузы. Из-за этого нужно время, чтобы к нему привыкнуть. Бег здесь напоминает комбо из слэшеров: приходится постоянно соображать на ходу и находить сооружения, которые помогут преодолеть препятствие, — любая остановка или столкновение моментально замедлят героя. В оригинале они не так сильно сбивали темп, но там было и меньше трюков.
В сиквеле же тут и там встречаются рампы, канаты, щели для подкатов и шесты, а герой в какой-то момент даже получает параплан. Поэтому в демо перемещение казалось немного сумбурным — я смог привыкнуть к нему только к концу второго часа. Но в полной версии игрок всё же будет изучать паркур более последовательно.
Битвы тоже стали приятнее, чем в первой части. Оружие ранжируется по цветам, как в лутер-шутерах, а противникам вернули систему уровней из Dead Island. Теперь не нужно гадать, сколько ещё бить очередного врага, отчего привычное для оригинала чувство тревоги пропало. Но гораздо сильнее на бои повлияли новые анимации, как бы перетекающие одна в другую, — действия главного героя стали куда более понятными, а контролировать их проще, из-за чего схватки кажутся сильно легче, чем в первой Dying Light. От этого пострадали боссы, которые в демо не представляли вообще никакой угрозы.
Может, дело и в том, что это были люди, а с их ИИ ещё у первой части были проблемы. Dying Light 2 тут революции не совершила — другие выжившие всё такие же тупые и игрока могут разве что задавить числом. А вот поведение заражённых впечатляет. В анимациях зомби, как и при паркуре, пропали задержки и видимые переходы. Да и «ростер» монстров стал гораздо разнообразнее, хотя тактики боя с ними не сильно различаются. Выделяется разве что танк, который встречается тут гораздо чаще, чем в первой игре, но и умирает заметно быстрее.
Боевая система в Dying Light 2 приносит гораздо больше удовольствия, чем в первой части, и в схватках всегда чувствуешь себя чуть сильнее противников. От этого страдает стелс: в демо были места, рассчитанные на скрытное прохождение, но с использованием грубой силы они становились попросту интереснее. В этом смысле игра немного напоминает Dishonored, только бои здесь лучше продуманы.
На это работает и расширенный арсенал. Появилось больше типов оружия ближнего боя, которое теперь дольше ломается. Его дизайн стал интереснее: если в первой части приходилось выбирать из 50 оттенков биты и гаечного ключа, то в Dying Light 2 вооружение напоминает о поздних частях Dead Rising. Сражаться самодельными серпами и мечами с уникальными анимациями интереснее. Тем более что они разделены по цветам, и у более редких кувалд и клинков есть слоты для дополнительных эффектов. Печалит только, что под нож пошло огнестрельное оружие. Зато разнообразнее и удобнее стали луки, с которыми можно победить даже самого «толстого» врага парой-тройкой выстрелов в голову.
Пока что Dying Light 2 выглядит, как закономерное развитие сильных сторон оригинала. В демоверсии не изменился разве что крафт. Но монструозный масштаб настораживает — закрадываются сомнения в том, что разработчики смогут выдержать одинаковый уровень качества во всех аспектах игры. Хотя, судя по двум большим отрезкам из демо с примерно одинаковой плотностью и интересностью контента, это вполне возможно.
Открытый мир Вилледора ощущается более живым и разнообразным, чем Харран, а паркур и боевая система выглядят намного кинематографичнее и естественнее. У всего этого один минус, да и его легко назвать делом вкуса: Dying Light 2, судя по демо, стала сильно проще и делает больший упор на экшен, чем на хоррор.
А пугает пока техническое состояние консольных версий — на новом поколении нам поиграть не дали, но на PlayStation 4 сиквел работал просто ужасно. И всё-таки разработчики обещают исправить все проблемы к релизу, который должен состояться 4 февраля 2022 года.