Машина времени: как критики оценили Mafia в 2002 году

Алексей Лихачев 2020-09-16 09:24:00 35
Совсем скоро свет увидит Mafia: Definitive Edition, полноценный ремейк гангстерского боевика Mafia: The City of Lost Heaven 2002 года. Пока трудно сказать, удачной ли получится обновлённая версия, однако классика точно останется в сердцах многих навсегда – нередко оригинальную Mafia можно увидеть в обсуждениях самых любимых игр. Но как отреагировала на этот проект пресса, что понравилось журналистам или разозлило их в 2002 году, когда они проходили игру впервые? Все самые яркие мнения собраны в этой статье.

https://www.youtube.com/watch?v=DSb_LjiadNQ

Жизнь после GTAIII

Mafia вышла 29 августа 2002 года, а примерно за год до этого – 22 октября 2001-го – появилась GTAIII, поразившая всех качеством, вниманием к деталям и обилием возможностей в открытом мире. Поэтому «Мафию» почти в каждом обзоре неизбежно сравнивали с хитом Rockstar, и не всегда эти сравнения были в пользу новинки. Особенно некоторых обозревателей огорчило то, что Лост-Хэвен, несмотря на масштабы, не такая весёлая песочница, как Либерти-Сити.

«Город в Mafia не связан так тесно с миссиями, как в GTAIII. Зачастую поездка к следующей точке больше напоминает задающую настроение интерактивную кат-сцену, нежели геймплейный элемент, ставящий какие-то задачи перед игроком, – писал автор GameSpot, считавший это главным недостатком боевика. – В начале игры это терпимо, но примерно к середине прохождения начинаешь мечтать о возможности пропустить эти поездки». Медлительность машин, необходимость останавливаться на красный свет и желание копов штрафовать игрока за каждое превышение скорости тоже казались автору спорными элементами.

Об этом же писал рецензент PC Gamer, у которого, судя по всему, проблемы во время езды тоже возникали:

Приходится гонять взад-вперёд, обязательно соблюдая правила дорожного движения, поскольку всего одна ошибка может привести к провалу из-за привлечения внимания полиции. Эту механику можно считать реалистичной, и в каком-то смысле она бросает игроку вызов, но наличие опции, позволяющей быстро перенестись к следующему экшен-эпизоду, не помешало бы.


О той же возможности просили автор IGN и многие другие журналисты.
А вот погони пришлись по душе всем – особенно многим понравилась возможность стрелять по время езды.

Впрочем, долгие поездки оказались чуть ли не единственным неудачным элементом игры, и они не смогли сильно повлиять на финальные оценки. GameSpot в итоге остановился на 9.3/10, IGN – на 9.2/10, а PC Gamer – на 9.1/10. Остальные составляющие Mafia вызвали восторг у подавляющего большинства рецензентов. Много лестных эпитетов можно прочесть по поводу дизайна миссий. В статье GameSpot все задания назвали «одинаково восхитительными» – как считал автор, каждая перестрелка в игре непохожа на другую, а захватывающих сцен очень много.

Как минимум один автор поспорил бы с утверждением выше – поставив новинке 3.5/5, рецензент журнала Computer Gaming World пожаловался на темп повествования. Ему не понравилось то, что игра начинается очень медленно – мало того что в самом начале приходится работать таксистом и развозить людей, так ещё и впервые стрелять в игре о мафии позволяют лишь в четвёртой или даже пятой миссии. Также он был разочарован отсутствием возможности сохраняться где угодно – об этом говорили во всех обзорах, но проблем с этим почти ни у кого не возникало. Под конец статьи автор CGW назвал Mafia «предложением, от которого возможно отказаться», слегка изменив знаменитую цитату из «Крёстного отца».
Часть авторов описывали в обзорах свои любимые миссии, и у всех они были разными.

Для многих Mafia была увлекательной не только благодаря разнообразию ситуаций, в которые попадал главный герой, но и за счёт отличного сюжета. «Нужно канонизировать того, кто решил потратить деньги на хороший сценарий для этой игры; я полностью погрузился в рассказанную историю», – написал автор Game Informer. «[Mafia] укрепила мою веру в то, что создатели игр должны привлекать талантливых сценаристов для работы над составляющей, которая кажется мне в видеоиграх всё более важной», – заметил сотрудник IGN.

Красота, да и только

Визуально игра тоже многих впечатляла. «Вне всяких сомнений, игра безумно красивая, – писал автор Game Revolution, поставивший оценку 4.5/5. – Шестьдесят винтажных автомобилей с несметным количеством полигонов у каждого, ни с чем не сравнимая детализация текстур, плотно обставленные мебелью интерьеры… Я мог бы продолжать до бесконечности».

Обозреватель Game Informer был уверен, что модели персонажей в Mafia – одни из самых высокодетализированных и поразительных среди всех, что он когда-либо видел, хотя одежда и кисти рук показались ему угловатыми.

Качеством лиц был потрясён и рецензент PC Gamer – единственный обнаруженный им недочёт в графике был связан с появляющимися из воздуха объектами на горизонте (то же самое заметили и на GameSpot). Но это мелочь, не портившая впечатление.
Эти лица в те времена впечатляли всех рецензентов.

Автор IGN назвал Mafia куда более реалистичной игрой, нежели GTAIII, – всё благодаря модели освещения, цветовой палитре и «превосходным» моделям автомобилей, шины которых даже можно было прострелить. Но больше всего его поразил звук, особенно в миссии на ферме, где идёт дождь:

Когда вы проходите мимо объектов вроде зданий и бочек, вы начинаете слышать, как стук капель дождя меняется в зависимости от материала, из которого сделаны эти объекты. Он приглушённый в случае с деревянными постройками и более звонкий рядом с бочками, а под металлическими навесами можно услышать эхо.


«Самое невероятное в Mafia то, что, когда игрок врезается в здание или в другую машину, его автомобиль получает повреждения: вмятины, царапины, разбитые стёкла, – восхищался рецензент GameZone. – Такая реалистичность помогает игроку почувствовать, что он в самом деле занимается в городе грязной работой». Также GameZone порадовало разнообразие видов оружия, в том числе наличие бейсбольной биты. «Когда разработчики из Illusion Softworks говорили, что хотят позволить игроку побывать в шкуре гангстера, они не шутили!» – добавил автор.
Красоте перестрелок посвящали отдельные абзацы.

Из-за столь крутой графики системные требования были высокими, о чём предупреждал в том числе GameSpy:

Графический движок LS3D способен выдавать потрясающую картинку, но довольно требователен, особенно во время езды. В минимальных «системках» пишут о видеокарте с 32 Мб памяти, что уже говорит о многом, но на деле вам потребуется карта с 64 Мб и поддержкой T&L, чтобы насладиться визуальной красотой в полной мере.


Как писал автор, обладатели столь мощных компьютеров могли увидеть красивые горизонты, роскошно детализированное окружение и одни из лучших лиц в индустрии. «Дым от сигарет и оружия даже пугает своей реалистичностью», – говорил рецензент.

Музыка тоже всем пришлась по душе – люди были в восторге от того, насколько точно композиции воссоздают атмосферу 30-х годов. Автор GameSpot назвал саундтрек «восхитительной альтернативой банальному техно и приевшейся оркестровой музыке, которые используют во всех играх», а на IGN посчитали, что музыка сделала боевик гораздо кинематографичнее. А вот озвучение высоко оценили не все – если автору GameZone понравились все актёры, то рецензент PC Gamer назвал некоторые голоса «мягко говоря, терпимыми».

Интересно, что в 2002 году некоторые авторы обзоров указывали, насколько трудной Mafia покажется тем, кто с играми не дружит. Всё-таки тогда индустрия не была такой развитой и популярной, как сейчас. «У пользователей, проводивших мало времени в других играх, здесь на первых порах могут возникнуть проблемы. Однако удобная камера, которая даже лучше, чем в Max Payne, поможет адаптироваться в игре, иногда кажущейся запутанной», – писал автор IGN. Отдельно он отметил удобный интерфейс с возможностью поставить игру на паузу во время выбора оружия, а также понятную карту, доступную прямо во время поездки.
Лучшей игрой года Mafia признана не была почти нигде – слишком уж большой была конкуренция. В том же году вышла GTA: Vice City, не говоря уже о других играх, ставших впоследствии классикой.

Забавно, но ни в одном опубликованном в 2002 году обзоре Mafia я не нашёл претензий к печально известной гонке, которая теперь считается одним из самых трудных игровых моментов той эпохи наравне с миссией с вертолётиком из Vice City. То ли игровые журналисты тогда были рукастые, то ли на самом деле этот эпизод не такой уж сложный. В любом случае Mafia сильно впечатлила прессу и игроков в 2002 году – осталось узнать, встретят ли так же тепло ремейк, который выйдет 25 сентября на PC, PlayStation 4 и Xbox One.

Другие новости

Комментарии

Да тут претензий массу можно набрать: абсолютно никакой главный герой, который из себя весь такой добрый (а на самом деле — подлый стукач), необоснованно завышенная сложность во многих миссиях и абсолютно отвратительно реализованная стрельба. Я уж молчу про рукопашный бой, который выглядит, как рудимент.
Синдром утёнка — он такой)
да, претензий действительно массу можно набрать
и с тобой почти никто не согласиться
То есть вы считаете честным, когда на вас на крыше и в порту вываливают пачку противников, которые валят персонажа на раз — два. Представьте себя, но я нормально целился, попутно матерясь, что Томми, дебил такой, то подкат исполнит, то стреляет из рук вон плохо. И тут что очередь, что одиночные патроны — без разницы. Он мог намного раньше тайком обратиться в полицию, а не ждать столько лет, пока его на счётчик поставят. Ах, да, тогда бы ему не поверили. Ну а прям Норман что, так сразу взял и поверил состоявшемуся мафиози? Тут один фиг, без разницы. Томми, всё же, несколько туповат, раз позволяет так на себе ездить: «у нас тут с гонщиком случилось что — то, порули за него — нет проблем». " у нас тут прокурор буянит, давай укради у него документы (при этом посылаем тебя на откровенно суицидальную миссию с балластом в виде взломщика, у которого ИИ, как у дерева) — «да, конечно».

Да, конечно — фиг забьёшь битой со спины, когда на тебя нападают пятеро человек, а напарник тупой, как пробка. Из — за его фэйлов миссию в подворотне приходится переигрывать неисчислимое количество раз.
Тут даже без перения персонажа выносят, как не фиг делать; так кто спорит? Просто иногда случайно так получается в пылу боя. Вот именно, что пока петух не клюнул, он и не стал задумываться глобально о том, что он творит. Разбирательство было в конце, а я несколько про другое: даже если б Томми пошёл в полицию намного раньше по хронологии игры, а не ждал бы конца, Норман бы сразу не поверил, а потом — наоборот. Вы читаете невнимательно!

Я предъявляю игре претензии за нечестный челлендж, который сводится к переигрыванию одних и тех же мест по нескольку раз. Это уже не сложность, а мазохизм самый натуральный. Да. пока ты будешь отвлекать врагов, они Поли быстрее изобьют.

Вообще, прискорбно, что люди неспособны принять иное мнение, а вместо этого возводят абсолютно посредственную игру в ранг шедевра, не признавая её недостатков.
Все комментарии