Авторы Stela работали над ремастерами Rise of Nations и Age of Mythology, участвовали в портировании Minecraft на Nintendo Switch, а сейчас помогают 343 Industries в разработке Halo Infinite. Сама же игра явно выдержана в духе LIMBO и INSIDE. Вопрос на засыпку: может ли с такой игрой быть что-то не так?
https://www.youtube.com/watch?v=-0SRM39d-z8
Что это было?
Stela действительно очень похожа на INSIDE – тот же художественный стиль, минимализм, чёрно-белые (в основном, но не только) тона. И та же явная ориентация на кинематографичность: здесь много красивых планов, когда, например, нам показывают, как очень маленькая фигура персонажа (в данном случае девушки) бежит на фоне огромных, величественных сооружений, одинокой луны, длинного моста, большущего щупальца и так далее.
В сюжете тут также много сюрреализма, а в конце возникает вопрос: что это было? Что это за монстры, напоминающие то огромных инопланетян, то каких-то подснежных крокодилов, от которых девушка всю дорогу убегает? Почему они на неё нападают, где всё это происходит и что вообще тут творится? Нам лишь в официальном описании коротко сообщают, что речь идёт о «последних днях загадочного древнего мира», а барышня «пытается выживать в умирающих землях».
Где-то мы это уже видели
Геймплей тоже практически идентичен тому, что было в INSIDE. Stela – это тот же платформер с видом сбоку, где мы решаем головоломки с помощью окружения. Девушка умеет только бежать слева направо, прыгать, перетаскивать тяжёлые предметы и хвататься за уступы. Ну и, конечно, дёргать за рычаги.
Много и стелс-упражнений, где мы должны либо красться мимо монстров, либо убегать от них – спрыгнуть и скатиться с горы, забраться на твёрдую поверхность, где нас не достанут, захлопнуть за собой массивную дверь, завалить проход и так далее. В таких ситуациях встречаются прямые цитаты из INSIDE. Равно как и в случаях, когда героиня долго бежит по длинному проходу и периодически укрывается за чем-нибудь крепким (или использует фонарь со странным синим пламенем, отпугивающим тварей), чтобы её не достали стаи летучих мышей или не убило взрывом.
Как и в LIMBO, здесь многое навеяно немецким экспрессионизмом .
То же, да не то
Так что же со Stela не так? Ну, во-первых, уже в INSIDE весь этот геймплейный минимализм с перетаскиванием тяжёлых предметов, нажиманием на рычаги и прятками от монстров казался несколько примитивным и вторичным по отношению к LIMBO. А опять делать то же самое совсем не комильфо. К тому же фантазии у разработчиков Stela всё же поменьше.
Да, встречаются интересные ситуации и пазлы, когда мы, например, выпускаем из клетки одного монстра, чтобы тот убил другого и дал нам пройти; заманиваем врагов в ловушки, предназначенные для нас, или скатываемся по разваливающимся под ногами конструкциям, чтобы в последнюю секунду сбежать-таки от гигантского осьминога. Понравился мне и пазл на складывание руны с помощью игры теней.
Но при этом много повторов – на протяжении длинных геймпленных отрезков нас заставляют выполнять одни и те же упражнения с рычагами или с прыжками по полупрозрачным платформам.
Плюс сама история куда более пресная. Да, в INSIDE тоже много сюра и загадочности, но там это вызывало живой отклик, желание понять и чувство, что за всем стоит реальная драма. А в Stela и подача менее вразумительная (да её и нет практически), и сам сюжет более холодный, что ли, – что-то про внеземные цивилизации и даже про иллюминатов. Да, финал сильный и неожиданный, но кажется, что он прилеплен отдельно, для эффектности.
Вот действительно интересная ситуация.
Пример Stela наглядно показывает, что не получится просто взять и скопировать чужой хит, рассчитывая на ту же популярность. Придумай авторы хотя бы одну свою, уникальную механику – и впечатления были бы совсем иными.
Плюсы: местами попадаются действительно интересные пазлы и ситуации; стильная картинка; атмосферная музыка.
Минусы: невнятный сюжет; игровой процесс по большей части вторичен и однообразен.