Jake Hunter (она же Tantei Jinguji Saburo) — одна из самых долгоиграющих приключенческих серий в истории индустрии, а в Японии — уж точно. Первая часть похождений титульного детектива Дзингудзи Сабуро вышла ещё в 1987 году на Family Computer Disk System, а примерно через год второй выпуск с продвинутой по тем временам графикой и детективным сюжетом появился на NES. И понеслось. C тех пор на разных домашних консолях вышло под два десятка игр — это не считая переизданий, сборников и ремейков. Плюс 24 игры на портативных системах. Плюс восемь романов по мотивам. И вот этим летом свершилось практически чудо: абсолютно новая часть серии, Alternate Jake Hunter: Daedalus — The Awakening of Golden Jazz, вышла не только на консолях, но и на персональных компьютерах.
https://www.youtube.com/watch?v=VfAIUd5TnRc&t=26s
A Japanese Man in New York
Почему я говорю про чудо? Дело в том, что серия Tantei Jinguji Saburo долгое время оставалась сугубо японской историей, а еще несколько лет назад казалось, что она и вовсе умерла. На Западе про неё узнали только в 2008—09 годах, когда вышли сборники Jake Hunter: Detective Chronicles и Jake Hunter Detective Story: Memories of the Past. Здесь поменялись только ФИО главного героя (Сабуро превратился в Джека Хантера) и место действия — разнообразные преступления мы расследовали не в Токио, а в Нью-Йорке. Однако в 2011 году студия WorkJam была закрыта, и наступила долгая пауза.
И только в 2017-м стало известно, что права на серию выкупило издательство Arc System Works, которое объявило о своих планах реанимировать этот детективный антиквариат. В Японии начали активно выпускать ремейки портативных ответвлений серии — причём не только на iOS и Android, но и на PlayStation 4 с Nintendo Switch. А главное, осенью прошлого года впервые за 10 лет игра появилась на Западе — речь о Jake Hunter Detective Story: Ghost of the Dusk, посетившей 3DS. В неё также вошли ремейки «карманных» выпусков серии.
И после всего этого выходит, во-первых, абсолютно новая история (а не очередной ремейк, сборник или переиздание), являющаяся фактически приквелом к самым древним и первым частям. И во-вторых, её западная версия навещает не только PlayStation 4 и Nintendo Switch, но и наш любимый Steam. Ну разве не чудо?
Не хардкор!
Надеюсь, определённую долю иронии в моих словах вы всё же прочувствовали. Понятно, что у нас, где разнообразных квестов выходило очень много, это японское «чудо» оценивают по-разному, а многие вообще не замечают. И уж точно никто в воздух чепчик не бросает.
Многое в местной графике — это обработанные фотографии.
Более того, прожжённые ветераны point’n’click-приключений вряд ли смогут воспринимать игру всерьёз. Как и следовало ожидать, Alternate Jake Hunter: Daedalus — это практически лишённая сложных (да и несложных тоже) пазлов смесь из визуальной новеллы и махрового «пиксель-хантинга».
Львиную долю времени мы с видом из глаз в статичном режиме, поворачивая камеру на 360 градусов, ищем активные точки и улики на разных локациях. Или тыкаем в персонажей и подолгу общаемся с ними. Новые темы и ключевые для прохождения реплики становятся доступны только после того, как мы досконально изучим тот или иной предмет. При этом нередко приходится несколько раз тыкать в одну и ту же фотографию/зубную пасту/книгу/дверь и так далее, прежде чем игра соизволит, наконец, продвинуться дальше. Где-то для этого нужно перейти в режим поиска — только так срабатывает нужный скрипт. Где-то логика вообще ведёт себя странно.
Например, получив задание поискать почтовые открытки, вы приходите в бар, видите стеллаж с ними, тыкаете в него, ищете, но ничего не происходит. Оказывается, сначала нужно пообщаться с ключевым персонажем, сообщить ему о своём намерении поискать эти самые карточки, тот, условно, показывает на знакомый нам стеллаж, и только после этого скрипт сработает.
Кроме того, нас часто заставляют по несколько раз возвращаться и рассматривать один и тот же предмет (как правило, какую-нибудь фотографию или целый стенд с ними), отыскивая там новые детали и обращая внимание на то, что раньше не замечали. Тут-то вроде бы всё как раз логично (хотя иногда новые детали и фотки появляются не пойми откуда). Но вот эти постоянные перебежки по карте между одними и теми же локациями, когда толком не понять, куда нужно направить стопы (нормальный журнал сюда не завезли — можно только перечитывать диалоги), уже ко второй главе начинают изрядно раздражать.
Художники тоже неплохо поработали.
Дети на страже закона. И тяночек
Но, как это часто бывает в детективных сериалах, в играх этого жанра и в этой серии в частности, (недаром она живёт уже более 30 лет), если не всё, то многое в Alternate Jake Hunter искупается увлекательной историей, которая к тому же не привязана к событиям предыдущих выпусков.
Мы выступаем в роли совсем молодого Дзингудзи Сабуро, когда он ещё не стал известным детективом. История повествует о том, как он познакомился со своими верными друзьями, откуда взялись его симпатичная помощница Ёко Мисоно и некоторые другие известные по серии персонажи.
Более того, частенько Сабуро ударяется в воспоминания, и тогда мы оказываемся в роли ребёнка или подростка из летнего лагеря. И как выясняется, нашему герою с детства просто суждено было стать новым Шерлоком Холмсом. А всё благодаря его дедушке, тоже известному детективу, который любил устраивать испытания для внучка — дескать, у старика украли что-то ценное, и надо угадать, что, насколько это ценное, кто украл и украл ли вообще. Естественно, никто ничего не воровал, но узнавали мы это далеко не сразу.
Потом в летнем лагере мы вместе с совсем юными друзьями расследуем пропажу одной из воспитательниц — и чуть не погибаем при этом. Наконец, когда действие переносится в настоящее время, Сабуро приезжает в Нью-Йорк к деду, которого незадолго до этого убили. Естественно, именно нашему герою очень хочется раскрыть это дело и найти преступника.
Без знания английского придётся нелегко, но и особенно сложным язык тут не назвать.
Настоящий японский детектив
Дело, понятно, оказывается очень запутанным. Нью-йоркские детективы смотрят на молодого японского выскочку свысока, старые друзья деда что-то скрывают, а один из них сразу становится подозреваемым, но при этом он, кажется, просто сошёл с ума — просит нас защитить уже вроде бы умершего деда от «этого проклятого города» и говорит что-то про Daedalus. Что или кто это? Кстати, именно это слово было последним, которое произнёс дедушка Сабуро.
В общем, интрига — в полный рост, персонажи и диалоги прописаны хорошо, девушки (а их тут, как и в любой японской игре, много) радуют глаз, а лиричная музыка — уши. Разве что типичная опять же японская озабоченность иногда выбивается из общего стиля. Юный Сабуро, увидев воспитательницу в купальнике, может сказать ей: «Какая у вас красивая грудь!» А его малолетний приятель чуть ли не трясется от нетерпения, когда герои заходят в комнату для девочек, чтобы поискать улики. «О, это её шортики, как они пахнут!» — визжит он, и в этот момент хочется закрыть лицо руками. Ну японцы, что уж тут поделаешь…
Но в целом, как я уже сказал, история затягивает. И тебя вскоре настигает эффект детективного сериала — хочется просто взять попкорн, откинуться в кресле и следить за развитием истории. Интересно ведь, чем там всё закончится. Но руки заняты — приходится еще кликать и по локациям бегать.
Новые реплики в диалогах продвигают историю.
Детективный метод… и выбор
Впрочем, с геймплеем всё не так уж и примитивно. Да, настоящего вызова тут мало, но в ключевые моменты нужно принимать решения — что ответить, как повести себя в диалоге, обвинить кого-то или посчитать, что тот невиновен. Со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, собранные умозаключения, прямо как в играх от Frogwares про Шерлока Холмса (и в The Sinking City), складируются в отдельном меню. Только тут это не чертоги, а сады разума. В любой момент их разрешают осмотреть, а потом нас обязательно попросят сделать вывод на основе собранных мыслей. Система тут устроена, естественно, более примитивно, а проиграть, сделав что-то не так, практически невозможно — при ошибке убирается неверный вариант, и нам любезно предлагают сделать ещё одну попытку. Но всё равно создаётся нужное ощущение того, что мы всё-таки выступаем в роли детектива, а не просто реплики диалогов проматываем.
Как и всякий детектив, наш герой любит копаться в архивах.
Alternate Jake Hunter: Daedalus — The Awakening of Golden Jazz можно порекомендовать не только тем, кто помнит и любит эту достопочтенную серию, но и просто всем любителям увлекательных детективных историй. Тем более что особых привязок к предыдущим частям нет. Это приквел, с которого как раз лучшего всего начать знакомство с этим детективом. Просто нужно помнить — это всё-таки японская игра. Даже нью-йоркские детективы тут похожи на героев JRPG, а сама игра — на визуальную новеллу. Что, в принципе, и не плохо — просто сложных загадок практически нет, зато много пробежек между локациями и диалогов. А герои периодически нюхают женское бельё — даже если им лет 10—12.
Плюсы: увлекательная детективная история; хорошо прописанные персонажи и диалоги; есть выбор в ключевых сюжетных ситуациях; приятная графика.
Минусы: игра редко бросает вызов; много пробежек между одними и теми же локациями.