Трейлеры с живыми актёрами — благо или зло?

Александр Бурсов 2019-03-30 15:25:38 32
В середине марта вышел боевик The Division 2, к рекламе которого приложил руку известный режиссёр Николас Виндинг Рефн (Nicolas Winding Refn). Если вы не смотрели его ленты «Драйв» и «Только бог простит» — бросайте всё и срочно навёрстывайте упущенное. Но у знакомых с творчеством кинематографиста при виде пары роликов, снятых по заказу Ubisoft, возникает один-единственный вопрос: твою ж дивизию, Николас, почему так слабо? Ведь на свете есть немало клипмейкеров, готовых сбацать такую же ярость в поносных тонах. А разгадка проста.

Реклама, которую мы заслужили

Загибайте пальцы. О достоинствах игры мини-произведения Рефна нам ничего не сообщают, о возможностях персонажей умалчивают, предысторию и сюжет не тизерят, суть конфликта в постапокалиптическом Вашингтоне не раскрывают. Моральных терзаний, подчёркнутых рекламой, в конечном продукте нет — это вам не третий «Ведьмак» и не Red Dead Redemption 2. Технические изыски вроде прострела автомобилей насквозь тоже вынесены за скобки. О шутере, исходя из этих коротких видео, нельзя сделать вообще никаких выводов. Кроме того, что там одни люди в беде, а другие спешат на помощь. Поставьте на место героя клипов Геральта из Ривии, рассматривающего карандашный портрет Цири, а затем убивающего дезертиров в лесной чаще, — смысл останется тем же.

https://www.youtube.com/watch?v=cclP7EFHegc

С другой стороны, селебрити действуют на публику, как магнит. Расчёт Ubisoft понятен и прагматичен — клипы Рефна наверняка посмотрят даже те, кто раньше не особо интересовался The Division 2 и шутерами от третьего лица в целом. Для людей это не просто реклама, а приобщение к таинству и некоей субкультуре. Вы, дескать, не просто потребляете конкретный продукт, а соглашаетесь с философией и подходом его создателей, поэтому к чёрту скучные подробности.

Столь абстрактный маркетинг не вчера возник. Например, в 1984 году компания Apple точно так же продвигала компьютеры Macintosh — хрестоматийное видео с цитатами из Оруэлла (George Orwell) заявило скорее об идеологии компании, чем о смене поколений техники или росте производительности комплектующих. Выбираешь Apple — давишь гниду тоталитаризма, ага. Во что это превратилось сегодня, вы и так прекрасно знаете. Ту же игру на эмоциях предлагают трейлеры «Рисунок» и «Правое дело». Если вы за всё хорошее и против всего плохого, без покупки нового боевика не обойтись. Иначе кто отомстит за детские слёзы?

https://www.youtube.com/watch?v=AbWmJNy9NMY

К тому же использование натуральной видеосъёмки, или, как говорят на Западе, live action, гораздо удобнее CGI и роликов на движке игры. Потому что в первом случае компания платит деньги безвестным кудесникам анимации, у которых лишь один шанс выполнить работу на ура — увлечь зрителя интригой и драматизмом. А во втором — плодит и без того многочисленные поводы сравнивать обещания и конечный результат. Помните критику Watch_Dogs, когда геймеров возмутило несоответствие графики в анонсирующем трейлере и в готовом экшене про хакера? А ведь эта ситуация загодя испортила оценки неплохому произведению. Раскошелиться на гонорар известного деятеля искусств и впрямь решение, удобное со всех сторон. Но задумайтесь о его последствиях.

Порочный круг

В Ubisoft не сразу пришли к идее использовать видеоролики для продажи бренда, а не произведений по отдельности. Традиционно яркие шоу издателя на выставках калибра E3 — не в счёт, мы сейчас говорим сугубо о трейлерах и тому подобной сопроводиловке релизов. Творчество Рефна — финал и кульминация этого процесса, но достаточно вспомнить маркетинговые кампании Far Cry 5 и Ghost Recon: Wildlands, чтобы проследить его истоки. В 2018 году посредством целой серии короткометражек публику методично погружали в антураж игры, знакомили с вымышленным округом Хоуп, его населением и главными действующими лицами боевика.

https://www.youtube.com/watch?v=UWSV8Er9iSg

Не обошлось без знакомых актёров — чего только стоит роль звезды «Оправданной жестокости» Грега Брайка (Greg Bryk). Производители легендарного треша из студии Asylum даже сняли фильм «У врат Эдема», посвящённый секте, — он есть и в дублированном переводе StopGame. Да, это просто видео, и качество полигонов в Far Cry 5 по нему не измеришь. Но более поздняя реклама The Division 2 не выдерживает сравнения с настолько тщательной проработкой темы. Авторы дали экспозицию, предысторию, детали биографий и местности, а ещё — ясное представление о том зле, с которым геймер столкнётся в открытом мире округа Хоуп.

Пример противоположного характера — ролик режиссёра «Хищника» и «Крепкого орешка» Джона Мактирнана (John McTiernan), снятый в 2016-м для раскрутки мультиплеерного боевика Ghost Recon: Wildlands. Видео если не гениально, то где-то рядом. В минуту с лишним уместился полноценный и законченный сюжет про котика, точку лазерного прицела, ребят в татуировках и снайпера, который их расстреливает. Но вот сюрприз: ролик получился даже лучше, чем вся игра, — притом что сделать о ней хоть какие-то выводы на основе трейлера невозможно. Зато Мактирнан, пацаны!

https://www.youtube.com/watch?v=qqV4toUFw4Q

Очевидно, опыт «Диких земель» отложился где надо, и спустя время в издательстве решили пойти по уже проторенной дорожке. Какой смысл в громоздкой работе, если все и так знают, что за птица Ubisoft и что за мастодонт Николас Рефн? Если вы грешным делом сочли этот случай уникальным, перекреститесь и забудьте. Потому что в бизнесе не бывает так, чтобы коммерчески выгодная идея приходила лишь в одну голову.

Посмотрите на Fallout 76 — самый громкий провал Bethesda за долгое время. Хотя трейлер с живыми актёрами и красивыми эффектами удался на славу. Под бессмертную композицию Beach Boys молодые люди дружат, приглашают в свою команду доброхотов, радостно убивают мутантов, бряцают силовой бронёй и всем хороводом смотрят на атомный взрыв. Но всё это, начиная с декораций и заканчивая показанными ситуациями, — манок для доверчивых. Поклонникам постъядерной RPG предложили опять же голое настроение без какой-либо конкретики. Впарили этакую Fallout мечты, где не выживание, а сплошной праздник. А главное, что за кинцо некому и нечего предъявить — хорошо ведь сделано, с душой.

https://www.youtube.com/watch?v=EJ0E4T3jOCU

Подобная реклама ещё не стала мейнстримом. И пока геймеры придирчиво изучают информацию о товаре перед покупкой, опираются на рецензии критиков, читают отзывы простых пользователей — вряд ли станет. Хотя звоночек тревожный: для многих киношников участие в игровой индустрии — удачная подработка на безрыбье, а для издателей — способ привлечь максимум внимания с минимальной затратой сил. Но самый негативный момент, который наверняка уже взяли на карандаш в офисах, — это продажа идеологии и бренда вместо конкретного произведения. Зачем углубляться в детали, если вы всё равно купите наше? А чтобы показать, насколько всё серьёзно, мы заплатим известным актёрам, режиссёрам — короче, тем, кому вы доверяете больше, чем нам.

Великая сила искусства

Возникает вопрос: реально ли подружить оба формата так глубоко, чтобы тизер с живыми актёрами передавал атмосферу игры? На него попытался ответить Нил Бломкамп (Neill Blomkamp), знакомый многим по фантастической ленте «Район № 9». Ещё до съёмок прославившего его блокбастера южноафриканский режиссёр делал фильмы о вселенной Halo. В 2007 году, по случаю выхода третьей части боевика, наработки кинематографиста использовали как рекламу творчества Bungie. И знаете что? У постановщика получилось.

https://youtu.be/ejw3xpPIVbQ

Примеры, когда live action схватывает суть интерактивного развлечения, встречаются редко. Но, к счастью, есть и другие способы объединить два вида искусства с целью маркетинга. Яркий примерWolfenstein II: The New Colossus. Авторы сняли стилизованную под американские телепередачи 60-х рекламу не столько шутера, сколько мира, где Би-Джей обламывает рога нацистам.

Издатели HITMAN 2 поступили не менее оригинально и совместили приятное с полезным: с одной стороны, в трейлере засветился известный актёр Шон Бин (Sean Bean), а с другой — он кратко изложил философию игры. Дескать, главное оружие киллера — его умение использовать предметы окружения, а не пистолет с глушителем. Заодно создатели рекламы прошлись по мему, в который уж раз убив Шона Бина. Как видите, хайп бывает полезен, если его раздули не на пустом месте.

Очевидная польза от роликов с живыми актёрами — излагать с их помощью введение в сюжет игры. О том, насколько здорово с этим справились во время рекламной кампании Far Cry 5, сказано выше. Но это не единственный пример такого рода. Ещё раньше был выпущен цикл видео, посвящённых Metro: Last Light, включая общий пролог и две независимые истории — про опустившуюся модель и поднявшегося проповедника. Здесь и зарисовка о судьбе героя, и панорама событий в Москве в момент ядерной бомбёжки, и объяснение того, кто именно выжил под землёй. Откровенно говоря, не лучшие представители рода людского. Потому-то дробовик Артёма всегда заряжен.

https://www.youtube.com/watch?v=HclY5IgHXG4

Иными словами, в заигрывании с кино и звёздами Голливуда нет ничего плохого — трейлеры всякие нужны. Лишь бы акулы индустрии не увлеклись вещами, не имеющими отношения к делу. А то, глядишь, поручат рекламу очередной Call of Duty Ларсу фон Триеру (Lars von Trier). Интересно, что он сделает с таким материалом и будет ли вообще им пользоваться? Скорее всего, ответа мы так никогда и не узнаем. Потому что геймера сложно провести на мякине, а билет в кино стоит гораздо дешевле игры.

Выбирая между кроссовками Puma и Reebok, в обоих случаях получаешь качественную и удобную обувь — независимо от того, что там наобещал производитель. Однако на рынке игр иные правила: студии банально скатываются, выдыхаются, ударяются в эксперименты, сулят шедевр, а выпускают забагованный отстой. Или, наоборот, произведение новичков, о которых ещё вчера никто не слышал, вдруг производит фурор. Здесь нет постоянства, характерного для других сфер бизнеса и медиа. Это на фильм того же Рефна зрители идут не глядя, но без оглядки набрасываться на очередную новинку Ubisoft станут разве что самые отпетые фанаты. Сейчас разница понятна. Но что будет через год или два?

Другие новости

Комментарии

Тут все куда банальнее: искусство против капитализма. И кивок в сторону кина — это кивок в сторону капитализма. Давно уже пора понять, что юбисофт перестала заниматься играми и искусством, они выпускают только продукты для потребления.

Я, например, давным-давно перестал активно смотреть кино и сериалы. Почему? Да потому что надоели. Просто поставь камеру и работай ртом на нее. Точно так же, как и путана, так и и актер — мастер орального искусства. Балаболят и балаболят, балаболят и балаболят. Снимать кино очень легко, весь вопрос только в бюджете. Написать сценарий можно за пару дней, а все остальное — дело денег. Харизматичный актер? Деньги. Декорации? Деньги. В итоге кино сцепляет только неискушенных зрителей: либо детей, либо домохозяек, и сцепляет не проработкой, а харизмой балаболов и бюджетом декораций. Благодаря простому процессу производства, сейчас столько кина наснимали, что от него уже тошнит. Не из-за качества, а именно из-за количества по большей части. Все снимают кино, рынок просто устал от него.

И тут на помощь приходят игры. Если в кино основная ставка делается на балаболенье орала актеров и стоимость декораций, то с играми это не прокатит. Нужно продумывать кропотливо геймплей. Ручками рисовать карты, текстуры, анимацию, модельки, все-все-все. Только ручная кропотливая работа. Весь бюджет — это зарплата работника за компом, все. Ничего больше покупать не надо. В итоге искушенному человеку есть на что полюбоваться: он видит и может оценить работу команды разработчиков, как они справились. Это доставляет и вносит огромный вклад в искусство. Может ли он проделать то же самое с кино? Нет. Харизма актера — врожденный перк, над ним не надо работать. Стоимость декораций — вопрос бюджета, а не стараний съемочной группы. Есть, конечно, случаи, когда они поражают, чаще всего в фентезийном сеттинге, но к сеттингу современному, как в случае игр юбисофт, это не относится.

Не думаю, что стоит ругать юбисофт. Хотят делать деньги, а не пытаться сделать что-нибудь по-настоящему крутое — их дело. Просто относится к ним надо как к промышленникам, а не артистам. И с точки зрения промышленности видеоформат вполне себе хорошее решение.
Так можно вообще про любую форму развлечений сказать. Книги писать легко. Всего то сел и напечатал. Игры делать также легко. Сел и нанял программиста/дизайнера/сценариста/звуковика. Музыку так вообще любой на компе сбацать может. Лишь вопрос денег.
Я имею опыт во всех перечисленных тобою искусствах.
Книги писать тяжело, потому что нужно обладать огромным словарным запасом, опытом построения предложений, идеальным знанием правил своего языка, а так же в порыве графомании следить за динамикой повествования.
Музыку писать тяжело, так как это все равно что писать книги, только вместо букв ноты. Впрочем, современную музыку писать действительно легко, так как держится она исключительно на вокале. Набалаболил в микрофон — наложил автоаранжировщики и сэмплы, песня готова.
А вот кино снимать действительно просто. С другом по фану сняли несколько роликов. Но они все комедийные и предназначены для смеха только в кругу своих.
Ну если восприятие кино ограничивается походом в кинотеатр на очередных мстителей, то да. Вся индустрия в глазах такой аудитории из этих мстителей и будет состоять. А у тех, кто интересуется кино не только по афишам в торговом центре, внезапно появляются вполне интересные и хорошие фильмы вроде «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
У меня широкий относительно кругозор в фильмах, как как на выходных смотрим с друзьями по одному фильму. Правда только среди комедий. Не понимаю как можно смотреть серьезные жанры дома одному. Как я уже сказал, балаболенье, из которого кино полностью состоит, уже надоело. А книг и игр, на которые можно время потратить, целый вагон и маленькая тележка.
Все снимают кино уже около века. Пока что-то не устали.
Снимать потому что никто работать не хочет, и снимать легко. Не работать ты не можешь, как-то деньги зарабатывать нужно, поэтому лучше кино снимать, чем на обычной работе работать. А кино будут смотреть как раз те работяги, пришедшие домой после работы, потому что кино довольно легко поглащать из-за встроенных в наш мозг социальных механизмов, и только кино и остается смотреть, так как после работы нервов на что-то более трудноперевариваемое нет.
Многие игры точно так же продвигают как «революцию в графическом плане» или «неповторимую историю, которая западет вам прямо в душу». Уже давно «киношные» ориентиры свои ушки в играх показывают. Кейдж свой Омикрон еще в 1999 году выпустил.
И это опять камень в огород капитализм против искусства, но об этом ниже.
Такой вещи как рекламный бюджет просто не существует, да. Да и деньги там получают только «работники за компом». Больше никого в студиях и нет. Ни менеджмента, ни связи с общественностью, ни технического персонала, поддерживающего работу самой студии, но в разработке игр не участвующая. Бобби Котик вон лично колду кодит. Иначе не платили бы.
Сам же выше порицал за меинстримный кругозор фильмов, и сам же приводишь в пример меинстримные студии и игры. Уже давно инди переросли в отдельный жанр. И их разрабы сидят по домам и не тратят миллионы на рекламные кампании. Как-то существуют.
А декорации делаются/рисуются не ручками? Ах да, вопрос бюджета же. Деньги кидают в воздух и оно все само делается.
Выше я уже сказал, что для фентезийных жанров нужно ручками все делать. Но для сеттинга современно — нет, досточно готовые предметы из магазинов купить.
Именно поэтому не существует всяких драмкружков и театральных училищ. Человек просто идет и играет. Перк же взял при рождении. «Актер» (+50 к красноречию). Ораторского искусства тоже не существует. Не понятно только что там греки с римлянами вокруг этой выдуманной «риторики» в свое время возились. Надо было то всего лишь перк нужный вкачать.
Путаешь актеров театра и актеров кино.

Все звезды кино всегда играют самих себя. Назови любую знаменитость и во всех фильмах он будет отыгрывать один единственный образ себя-любимого.
Как дополнительный пример еще есть блоггеры, коих целая тьма, добившихся успеха без окончания драмкружков.
Действительно, эффекты для фильма будут волшебные гномики рисовать. Необходимые декорации, что отсутствуют ИРЛ, тоже они сделают. А бездельники, снимающие кино все это у них в магазинах купят.

Статья изначально была про «нарисованное против живых актеров».

Против нарисованного я ничего против не имею, только это уже мультфильм будет, а не кино. Моя предъява была именно к использованию живых актеров на фоне живых декораций, ведь автор использует слово кино, а не мультфильм.
Жалко у тебя нет опыта в том, чтобы кино поснимать — раз уж он тебе нужен чтобы убедиться, что это не такое легкое дело.
Кино от короткометражки отличается просто временем, потраченным на съемки. Так это процессы абсолютно одинаковые.
Правда веришь, что Лесл Нильсон или Роуэн Аткинсон и в жизни так себя ведут?
Какая мне разница, как они себя в жизни ведут, если мне важен лишь плод их деятельности. Если ты на работе за станком весь день сидишь, это означает, что и дома у тебя станок установлен, за которым ты вечера проводишь? Вот такая у тебя логика.
Возьмусь предположить: ядерные реакторы проектировать легко — сиди да черти.
На это я уже выше отвечал. Уже просто придираться, судя по всему, не к чему, надо с потолка претензии брать.
И к вопросу статьи опять же это никакого отношения не имеет, как я уже выше пояснил. Если тебе не к чему больше придраться, то лучше промолчать.
Все комментарии