Шумиха вокруг Metro: Exodus пускай и не окончательно, но улеглась, а эмоции, что после финальной сцены будоражили сознание, затихли. Можно вдохнуть полной грудью и трезвым взглядом окинуть большое путешествие Артёма и его команды, обсудить ключевые аспекты игры, попытаться разобраться в её природе и тех особенностях, что вызывают наиболее жаркие споры.
Это не совсем рецензия, а, скорее, рассуждение на тему. Metro: Exodus из тех игр, восприятие которых во многом основывается на вашем геймерском опыте и личном отношении к антуражу. Наверное, именно поэтому один и тот же элемент игры от 4A Games может у одного вызвать истинный гнев, а другого — осчастливить.
https://www.youtube.com/watch?v=9Ta6B2QkpfY
Обращение в веру
И нет, если вы подумали после вступительных слов, что имеете дело с преданным фанатиком постсоветского геймдева и «сталкерофилом», спешу вас заверить, что это вовсе не так. Когда я в 2013 году оценивал Metro: Last Light, то опирался исключительно на свои ощущения от геймплея. Мне тяжело было впоследствии понять рассуждения Ивана Лоева, который в истории серии рассказывал о проникновенной атмосфере и цепляющих историях жизни из постапокалиптической подземки. Ну а первая игра из серии S.T.A.L.K.E.R. так и вовсе стала для меня огромным видеоигровым разочарованием: забагованный пустынный мир никак не хотел сопоставляться с завышенными ожиданиями, что появились ещё в подростковом возрасте.
Поэтому к Metro: Exodus я подходил с уверенностью в том, что у меня есть иммунитет. Что ностальгические «маслины» меня не возьмут, а лёгкий налёт советской романтики вряд ли сыграет какую-то роль. Поэтому я искренне удивился, когда осознал, что впервые серии Metro удалось затронуть потаённые струнки моей души и вывести на эмоции, не связанные сугубо с геймплеем.
Старый стал, подумалось сначала мне. Несомненно, так оно и есть, но можно и другие ответы поискать. Пытаясь сейчас проанализировать, почему же так вышло, я выделю несколько комплексных факторов.
Каноничные тёмные подземелья никуда не делись.
Во-первых, смена декораций в игре и возросшее их разнообразие. Как географическое, так и структурное. Раньше «Метро», несмотря на все свои закрученные сюжеты, мистические трипы и попытки представить разные станции максимально самобытными, всё равно оставалось произведением про тесные тёмные коридоры. Во время игры я толком не ощущал интриги касательно того, что ждёт меня за очередным поворотом или экраном загрузки. Я знал, что, скорее всего, там будет очередной тесный тёмный коридор. И это автоматически подталкивало к восприятию игры скорее в качестве набора уровней для прохождения, нежели чего-то повествовательного.
В Exodus главный герой в компании десятка своих соратников вылезает на поверхность и перед ним открываются невиданные доселе горизонты. И каждая новая остановка интригует, предлагает что-то кардинально новое и независимое. Концепция роуд-муви незамысловата, но она стабильно работает, даруя настоящее ощущение масштабного путешествия.
Однако всё это не возымело бы должного эффекта без другого важного нюанса, что присутствует в Exodus. Речь о грамотной подаче мирных этапов, где представлены будни команды, куча необязательных диалогов и незамысловатых сторонних занятий. Разработчики подхватили идею, которую в своё время очень умело внедрили в индустрию специалисты из Quantic Dream. Предоставь игроку несколько бытовых инструментов, и окружение тут же будет казаться куда более правдивым и располагающим. Изучение дневника под аккомпанемент найденных по радио разговоров или музыкальных композиций, перекуры в тамбуре со словоохотливым механиком Крестом или просто посиделки с мечтательно болтающей Анной на коленях — всё это позволяет сделать приключение более личным, что, само собой, идёт ему только на пользу.
Театр на колёсах
Кстати об Анне. Да и вообще о персонажах. Повествование по понятным причинам теперь крутится вокруг одного немногочисленного отряда, члены которого постоянно друг с другом контактируют. И подобная камерность определённо помогает истории. Жена Артёма больше не представляет собой лишенную характера куклу, как было в Last Light. Да и другие сопартийцы неплохо справляются со своими ролями второго плана и — главное — запоминаются! В предыдущих частях этого чертовски не хватало.
Роль Анны в игре не сводится к постельной сцене. К счастью или к огорчению.
Да, несомненно, здесь шаблон на шаблоне и шаблоном погоняет. Бабник, умник, душа компании… Странно, что сценаристы не придумали нового «шута» на замену Ульману. Штука в том, что серия Metro в целом всегда основывалась на простых и понятных образах. Какие бы причины у этого ни были (кто-то, например, может сослаться на наследие литературного первоисточника), факт остаётся фактом — персонажи не ломают вам голову своей многогранностью и реалистичностью.
И я могу понять тех людей, что ловят «фейспалмы» от натужного акцента американца Сэма или утрированного говора а-ля «чукча из анекдотов» в исполнении казашки Гюль, однако лично у меня всё это не вызывает диссонанса, так как в определённой степени я воспринимаю Metro как этакую сказку для взрослых — гротескную, с преувеличениями, однако способную донести мораль и в каких-то моментах удивить. А как в сказках принято? Лиса — хитрая, заяц — трусливый, медведь — сильный, но глуповатый… По-другому просто не бывает.
И если этот художественный нюанс представляется достаточно комплексным и может быть подвергнут какому-никакому анализу, то с продолжающим упорно молчать главным героем вам придётся просто смириться. Артём всё так же беспардонно игнорирует вопросы собеседников, а те делают вид, что на самом деле они получили от него ответ. И да, это воспринимается ещё хуже, чем если бы NPC порой просто шутили про излишнюю замкнутость нашего протагониста.
Но что поделать — это принципиальная авторская позиция. Вряд ли можно сказать, что молчание Артёма рушит атмосферу, однако есть твёрдая уверенность, что если бы он хоть иногда позволял себе дать ответ или прокомментировать ситуацию в ходе кат-сцены, то на драматургию это повлияло бы исключительно положительно.
Праздные минуты расслабленной дружеской болтовни.
И раз уж мы заговорили про стремление к совершенству, то стоит отметить и не всегда удачную анимацию персонажей. Порой встречающиеся жёсткие стыки в действиях героев и их топорные движения портят погружение в виртуальный мир. В этом плане 4A Games не смогла повторить успехи той же Quantic Dream — с её-то скрупулёзным подходом к представлению лиц, например. А жаль, ведь подобные шероховатости как раз и мешают критикам выставлять высшие оценки, а игрокам — провозглашать игру шедевром. Не из-за того, что это так уж портит общую картину, а из-за того, что появляется стойкое ощущение, что могло быть ещё лучше.
От Волги до Новосиба
А вот к чему придраться тяжело, так это к пейзажам. В данной области разработчики показали всё своё мастерство. Пыльные бури Каспия, разрушенные избушки в болотных регионах Волги, дикая природа тайги… И всё это предстаёт перед взором как глубокой ночью или в предрассветных лучах, так и солнечным днём. Порой Metro: Exodus обеспечивает такое «единение с природой», какое многие из нас, наверное, и вовсе никогда не испытывали.
Усиливает погружение фауна, что рыщет по местности в поисках добычи или просто ночлега, порыкивая из кустов и хлюпая по лужам. (Кстати говоря, звуковой дизайн в этом плане также заслуживает похвалы.) Спустя пару часов после начала игры ты начинаешь разбираться в механиках и повадках противников, и это позволяет действовать куда решительней, не озираясь пугливо по сторонам. А вот на первых порах Metro: Exodus напоминает этакий симулятор выживания в дикой природе: припасов и ресурсов не так много, а каждый мутант или бандит, во-первых, может «впитать» немало пуль, если действовать неаккуратно, а во-вторых, всегда готов позвать подмогу.
Да, это явно не A-Life из S.T.A.L.K.E.R. — уровень симулятивности не столь глубокий, а многие запоминающиеся моменты происходят всё же по скрипту. Однако генерировать уникальные ситуации игра способна. К примеру, добавленные в Exodus аномалии вполне могут вмешаться в сражение, поджарив группу агрессоров с тыла.
Реалистичность погодных эффектов в игре порой просто изумляет.
И хотя бы ради всего этого уже стоило добавлять открытый мир. Это новый уровень эмоций, которые способна подарить игра. Дополнительный простор для экспериментов и возросшая реиграбельность. Как добраться до нужной точки? Взять лодку, рискуя нарваться на «креветок», или дать крюк и попытаться тихой сапой пройти недалеко от бандитского блокпоста? И вообще, когда лучше отправиться на задание: днём или ночью? В тёмное время суток легче стелсить, бандиты кучкуются вокруг костров, а вот мутанты, наоборот, активничают и отправляются на охоту.
Динамическая смена времени суток заявляет о себе и с эстетической точки зрения — регулярно начинаешь размышлять: а как бы этап, который я сейчас прохожу, выглядел при другом освещении? Как бы он при этом ощущался?
Именно поэтому я не понимаю тех людей, которые считают, что концепция открытого мира не подходит игре или вредит ей. Даже если вы против подобного элемента чисто из идеологических соображений, вы можете просто взять и проигнорировать свободу перемещения — превратить Metro обратно в коридорный шутан, идя напролом к главной цели. Игра не заставляет вас захватывать вышки, зачищать сторонние объекты ради ресурсов или делать ещё что-либо, не направленное на прохождение основной кампании. Exodus просто предоставляет вам возможность получше изучить мир. Пользоваться этой возможностью или нет — ваш выбор.
При этом тем, кто просто ностальгирует по замкнутым пространствам московской подземки, тоже особо переживать не стоит — каноничных тесных помещений в игре хватает. То мы спускаемся под землю в поисках архивных записей, то оказываемся в отравленных катакомбах, то прячемся в тенях складских помещений. Авторы вообще очень удачно тасуют декорации и условия. Первый обширный регион сменяется линейным этапом с динамичной стрельбой, дальше на открытом пространстве уже можно порулить автомобилем, а после готовьтесь повстречать свежий формат этакой «открытой коридорности» — тайга вроде бы и ведёт игрока на поводке, но при этом предоставляет множество всевозможных закутков и вариантов прохождения.
Железнодорожная романтика и символы советской эпохи — вся художественная суть Metro: Exodus в одном скриншоте.
Не могу не добавить последний аргумент в пользу того, что без открытого мира Exodus ощущалась бы хуже. Речь о банальной логике, связанной с изменившимся сеттингом. Герои игры вырываются из тёмных подземелий на поверхность, на территорию огромной России. Естественно, чтобы подчеркнуть этот факт, гейм-дизайнерам необходимо было предоставить игроку свободу. То есть это даже со сценарной точки зрения оправданный ход. Иначе нам рефлексировать было бы куда тяжелее.
Вопросительные знаки
Однако есть и другой камень преткновения. Связанный уже не с фактом наличия открытого мира, а с тем, как он в Metro: Exodus представлен. Некоторые считают, что окружение в игре слишком пустое и ощущается нехватка второстепенного контента.
Наверное, здесь впору вспоминать знаменитое высказывание Андрея Аршавина про «ваши ожидания» и обусловленные ими проблемы. Потому что у меня есть стойкое ощущение, что разочарованными миром Metro: Exodus остались те, кто ждал от разработки 4A Games чего-то в духе Far Cry или Assassin’s Creed. Чтобы сотни значков на карте, несколько типов коллекционных предметов и статистика захваченных аванпостов. Само собой, ничего подобного в игре нет. По сути, в ней даже нет сторонних NPC, а в труднодоступных местах, куда вы отправились просто так, может отыскаться лишь пара десятков патронов да кучка ресурсов для крафта, но никак не золотой противогаз со встроенным тепловизором.
Просторы Metro: Exodus — это не центральный геймплейный элемент, а лишь «опция», предлагающая игроку какие-то дополнительные перспективы и, главное, работающая во благо художественной составляющей. Свобода перемещения позволяет получше прочувствовать мир, насладиться антуражем и в некоторых случаях вообразить себе сторонние мини-истории. Мне кажется, что именно такую функцию авторы изначально и вкладывали в открытость мира, и, на мой взгляд, у них получилось отлично.
За многими вопросительными знаками скрывается не уникальный лут или интересная встреча, а обозначение мест обитания противников.
Да, можно заявить, мол, всё равно хорошо бы было добавить большей «сюжетности» в процесс изучения мира, поселить на местности парочку «квестгиверов» и так далее и тому подобное. Но ведь в ответ на эти заявления легко допустить, что подобный подход способен повредить построению атмосферы. Даже те считаные второстепенные задания, что есть в Metro: Exodus, кажутся натянутыми и неуместными. Не испортилось ли бы впечатление от игры, если подобного оказалось бы больше?
Уже почти не про игру
Это были, пожалуй, самые важные темы, связанные с игровым процессом новой части Metro. Что там осталось за бортом? Новая система кастомизации оружия и крафта расходников? Да ничего особенного — незатейливая возня, приятная для любителей покопаться в инвентаре. А вот, кстати, чистка оружия показалась мне лишней. Надуманная обязанность, сделанная просто «чтобы было» и не несущая в себе особой геймплейной задачи. С другой стороны, примерно то же самое можно сказать и про необходимость смены фильтров в противогазе, а ведь это фирменная особенность, так что почему бы и нет.
Стелс остался на прежнем, аркадном уровне. Думаю, что большего никто особо и не ждал — работает, и ладно. Про стрельбу ничего плохого тоже не хочется говорить. Она немного вязкая, временами строптивая, что, впрочем, и делает её более реалистичной, что ли. Во всяком случае, оружие ощущается как оружие, а не как пластмасса из лазертага.
Однако, к сожалению, есть ещё темы, которые в комментариях и частных обсуждениях поднимались не раз и не два, вот только далеки они от игровых механик и дизайнерских приёмов. Я про Epic Games Store и «политоту».
На прослушивание всех необязательных, сторонних диалогов в игре у вас могут уйти часы.
Проблема с установкой нового лончера мне понятна. Я и сам из тех, кто лишний раз не хочет нигде регистрироваться. Однако, когда эта проблема превращается в чуть ли не крестовый поход с бойкотами и искусственным занижением оценок, моя солидарность сходит на нет. Да, Epic Games ведёт весьма агрессивную кампанию по добыче эксклюзивов. Да, Koch Media погналась за блестящей монетой и в определённой степени проявила малодушие. Но ведь игра-то хуже от этого не стала. Речь же не идёт о добавлении лутбоксов или какой-то противоречивой бизнес-схемы.
Отказываясь от игры на ближайший год, кого собираются наказать бойкотирующие? На мой взгляд, прежде всего себя. Не думаю, что активы Koch Media сильно пострадают. А самое ироничное, что, учитывая серьёзный настрой Epic Games, активным игрокам всё равно рано или поздно придётся обзавестись новым лончером, ведь уже понятно, что тектонические плиты цифровой дистрибуции зашевелились. Ну и для проформы: у меня нет священной миссии добавить вам на рабочий стол ещё один ярлык, Галёнкин не приходил ко мне с чемоданами — я просто делюсь искренним недоумением по данному вопросу, наблюдая этакий идеологический геймерский мазохизм. Принципиальная позиция может заслуживать уважение, но здесь она граничит с бредом.
Кстати, про бред… Разоблачительный сюжет «России 24» с искажением действительности, смещением акцентов и заявлениями про русофобию обсуждать, честно говоря, не хочется. Все прекрасно знают суть нашего телевидения и экспертов федерального значения. Достаточно хотя бы вспомнить историю про легендарную Doka 2. Меня больше занимает, что и простые, неангажированные игроки также отмечают следы политических высказываний в Metro: Exodus.
В игре нашлось место для весьма жутких сцен.
Называются прежде всего следующие якобы провокационные тезисы: «Мельник — ватник», «кругом НАТО», «Москва отгородилась от регионов». При этом почему-то полностью отметается контекст. Москва же не сама отгородилась от регионов, её с помощью глушилок накрыли куполом — это вполне себе оправданный сюжетный ход, учитывая, что до этого столичная подземка пребывала в изоляции. Сценаристы выводят повествование на новый уровень, и, конечно же, они должны как-то объяснить предыдущие условности.
Навязчивые идеи Мельника, связанные с внешним врагом, тоже ясны и прозрачны. Человек пережил конфликт, приведший к уничтожению мира и полностью разрушивший его жизнь. Естественно, параноидальные мысли военного будут связаны исключительно с противоположной стороной и всё его существование будет нацелено на избавление от угрозы. Сознание фильтрует факты и искажает объективную реальность. Есть же десятки (если не сотни) фильмов, описывающих схожие случаи. Я не понимаю, почему кто-то видит в этом уничижительное высказывание или даже насмешку.
Хорошо, давайте допустим, что я зря сейчас защищаю сотрудников 4A Games и что они действительно вкладывали в игру какую-то политическую повестку. Кого и каким образом она должна оскорбить? Вас возмущает возможность разрушить памятник Ленину? Тогда, возможно, просто не стоит его разрушать? В конце концов, подумайте о том, сколько раз мы, игроки, или сценаристы западных фильмов изгалялись над статуей Свободы, например, и не испытывали при этом никаких угрызений совести. Не стоит забывать, что все мы тут находимся на территории развлечений.
В команде «Авроры», напомню, есть американец Сэм, с которым у остальных бойцов тёплые, дружеские отношения. Весомая часть игры проходит на территории Казахстана. Но при этом я не заметил притеснений по национальному признаку или проявлений ненависти по отношению к другой расе. Игра как раз даёт понять, что подобные предрассудки в условиях мировой катастрофы теряют свою актуальность. Что прежде всего стоит помнить о морали и чести, ценить жизнь во всём её многообразии. Так что, даже если раскопать в Metro: Exodus «политоту», она никак не может перекрыть собой эти мотивы. Сконцентрируйтесь на главном.
Наруч Артёма теперь способен не только указывать текущую цель, но и помогать в поиске ресурсов или предупреждать о приближении врагов.
Когда я начинал писать эту статью, я даже и подумать не мог, что это выльется в столь объёмное рассуждение. И я не знаю, хорошо это или плохо, что игра генерирует такую благодатную почву для дискуссий. Я отчаянно надеюсь, что у меня получилось максимально доступно раскрыть свои мысли касательно третьей части серии Metro. Лично для меня она стала венцом всей истории, качественным развитием наработок 4A Games, хорошим геймерским опытом и просто приятным приключением. Делитесь и вы своим мнением — будет любопытно изучить.
Плюсы: качественное развитие геймплея за счёт внедрения открытых локаций; разнообразие декораций, условий и настроений; добротный дух дорожного приключения; интерактивные мелочи в мирных эпизодах; ностальгические советские штрихи в антураже; второстепенные персонажи не лишены характера и мировоззрения.
Минусы: порой топорная анимация; боевые этапы по-прежнему ломаются дисбалансным ближним боем; фракции и персонажи могут показаться излишне шаблонными; Артём упорно не отвечает на вопросы.
Дмитрий Глуховский сказал, что «Российские лидеры являются коррумпированным режимом, который просто хочет быть у власти навсегда», и использует «пропаганду, ложь и дезинформацию», чтобы держать людей под контролем — но он надеется, что следующая игра в серии Metro Exodus охватит молодежь России и поможет им увидеть правду. А это что за утверждение? Опять таки старое как говно мамонта нытье либерастов про страшную коррумпированную власть. Так в чем я соврал? Конечно иносказательно, но основные посылы демшизы про неправильный одурманенный народ и про неправильную страшную власть в статье есть.
Кстати, по поводу политического подтекста в игре, всплыло интервью Глуховского изданию the sun. В этом интервью он сам признается, что игра пропагандиский русофобский продукт, для свержения власти в России. В интервью очередные завывания про неправильный народ и про кровавую власть. Так что ребят, какие претензии к Россия 24? Кто тут занимается пропагандонством и дибилизацией молодежи?
Что я переврал? Что в игре есть политический подтекст? Вы тут Россия 24 гнобили за поиски антироссийской направленности. Мол что за паранойя и выискивание врагов. И тут на тебе, Глуховский в статье сам признает, что игра направленна на свержение власти в России. Самим не стыдно признавать что Россия 24 в чем-то оказались правы?
Про народ, что он говно, это уже ты передергиваешь. Я сказал, что из текста Глуховского, он считает что народ одурманен пропагандой и думает не так как хочется Глуховскому. Что равносильно старой песне либералов про неправельный народ, который им не удается раскачать для свержение власти.
Что касается быть против власти или Путина, как раз таки и проявление русофобии. Тенденция по обсиранию успешной российской власти, хоть современной хоть коммунистической, есть признак русофобии. Почему либерал обсирает как раз ту власть, которой больше всего выражает поддержку народ? И молчит в адрес богомерзкого ЕБН и Горбачева? Что это как не проявление русофобии и желание народу только плохого?