Return of the Obra Dinn: Обзор

Алексей Лихачев 2018-10-26 08:10:56 32
Примерно 10 лет назад программист Лукас Поуп (Lucas Pope) покинул Naughty Dog. Работать над очередной Uncharted ему не хотелось — куда более интересным занятием для него было создание небольших экспериментальных игр. В 2013 году о Поупе узнали все — его симулятор пограничника Papers, Please оказался настолько хорош, что конкурировал за звание лучшей игры года на BAFTA с The Last of Us и GTAV. На его разработку было потрачено всего девять месяцев, а вот следующий проект оказался более амбициозным и вышел спустя почти пять лет после появления у автора идеи. Ожидания были завышенные, но Поуп не подвёл — Return of the Obra Dinn устанавливает новую планку сразу для нескольких жанров.

https://www.youtube.com/watch?v=ILolesm8kFY

Возможен криминал, по коням

В начале XIX века торговое судно «Обра Динн» пропало без вести — о том, что произошло с командой из нескольких десятков людей, никто не знает. Но спустя несколько лет оно возвращается, о чём уведомляют инспектора Ост-Индской компании, который отправляется на корабль для составления подробного отчёта. «Завершите каждую главу со всем возможным тщанием», — просит нас автор специальной книги, в которую герою предстоит записывать все зацепки. Но как это возможно, если прошло так много времени?

Всё очень просто: в инвентаре персонажа есть не только книга, но и волшебные часы, с помощью которых можно подойти к скелету (или паре костей, оставшихся где-то под лестницей) и вернуться в прошлое. Всё происходит по одному и тому же сценарию: вы взаимодействуете с трупом, экран уходит в затемнение, и на нём появляются озвученные разными голосами реплики людей на борту «Обры Динн». В финале каждого небольшого эпизода игрок слышит выстрел, хруст, крик и прочие жуткие звуки, а после этого видит застывшую сцену с участием двух или вообще двадцати людей. Перед ним — последняя секунда жизни человека, судьбу которого надо вписать в книгу.

Причина смерти в большинстве случаев очевидна. Вы видите, как кто-то выстрелил в кого-то из ружья, как кого-то пронзило копьё, кому-то вообще не повезло замёрзнуть или погибнуть от удара молнии. Некоторые сцены получились довольно зрелищными и даже жутковатыми — далеко не все трупы тут лежат, свернувшись в углу калачиком, бывают и оторванные конечности. Но это лишь треть того, что необходимо сделать, — важно не только то, каким образом кого-то убили, но и кто. А заодно было бы здорово узнать имя потерпевшего. Поначалу это кажется невыполнимой задачей, ведь никто не называет друг друга по имени в каждом диалоге.

Однако в Return of the Obra Dinn ничего невозможного нет — игра вынуждает вас думать логически, внимательно изучать каждую сцену, перечитывать диалоги, вникать в детали. Кто-то появляется в двух или трёх воспоминаниях, а чью-то физиономию можно увидеть в пятнадцати. Иногда имя удаётся определить почти сразу, иногда придётся подождать. Для каждого человека (хотя иногда их ставят парами) заводятся две отдельные страницы: на левой размещено досье, которое вы будете заполнять, и окошко с диалогом в конкретной сцене, а на правой указано местоположение трупа.
В некоторых случаях причина смерти не настолько очевидна.

Да кто ты такой?

Приходить к дедуктивным умозаключениям предстоит самыми разными способами. Возможно, вы услышите в диалоге чьё-то имя. Но кто его произнёс и к кому обращался? Возможно, какой-то человек выкрикнет фразу на неизвестном языке — заходите в «Google Переводчик» и проверяете. Порой важно смотреть, из каких комнат выходят люди, с кем они общаются и где устраивают посиделки, стоит даже время от времени глазеть на рисунки художника, который изображал на своих полотнах всю команду. Всё здесь имеет значение, и Поуп не просто так расставил вон тех людей вон около той комнаты.

В результате о членах команды, которых вы могли видеть ещё в первые минуты прохождения, узнаёшь впоследствии гораздо больше. «А, так это же тот мужик в дурацкой шапке, я помню, что он потом сделал», — примерно такие мысли будут возникать постоянно, а лежащий перед монитором блокнот будет всё больше исписан всевозможными заметками с именами и событиями. Заниматься всем этим жутко увлекательно, поэтому не рекомендую начинать прохождение поздним вечером — просидите всю ночь и очнётесь лишь под утро.

Герой прибывает на корабль не только с часами и книгой — он предварительно знает имена, должности и национальности подавляющего большинства людей. Если вы вычислили, что кто-то из погибших родом из Дании или России, круг «подозреваемых» значительно сужается. Карта «Обры Динн» позволит понять, где ночевали пассажиры, а где расположены столовая или каюта капитана — это тоже очень важно для понимания происходящего. Если какие-то моменты непонятны, в конце книги доступен глоссарий с объяснениями. Там вы узнаете, что такое орлопдек и кто такие марсовые, если эти слова в диалогах вас пугают.

При этом Return of the Obra Dinn не кажется перегруженной, и в игре есть несколько механик, помогающих игроку справиться с непосильной задачей. Во-первых, лица всех погибших людей поначалу размыты на рисунках художника, но становятся чёткими, когда у вас появляется достаточно зацепок. Это не всегда позволяет моментально заполнить досье жертвы, но подталкивает к тому, чтобы внимательнее всё изучить, — в книге указано количество воспоминаний, а также время первого и последнего появления человека в этой истории.
Если напротив реплики стоит крестик, значит, это слова потерпевшего.

Во-вторых, когда вы правильно определяете судьбы троих бедолаг, книга магическим образом меняется — на страницах с этими людьми текст превращается из рукописного в печатный. Но происходит это только в том случае, если вы всё трижды заполнили верно: и имя жертвы определили, и имя убийцы, и способ убийства. А способов этих аж две страницы (три в английской версии): зарублен, зарезан, обезглавлен, задушен, утоплен, разбился — вариантов очень много, и в некоторых случаях надо определить ещё и орудие убийства. Система немного «дырявая» — если в двух судьбах вы уверены, а в третьей сомневаетесь, можно найти верные ответы методом подбора. Однако кому будет интересно так играть?

Гораздо приятнее догадаться до всего самому, перелистывать страницы книги и думать о том, что может быть подсказкой. Наверняка не раз возникнут ситуации, когда вы не будете понимать, что нужно делать со всей имеющейся информацией. И наверняка потянет заглянуть в прохождение. Но в Return of the Obra Dinn, как и в обожаемую мной The Witness, желательно играть от начала до конца без каких-либо подсказок и обращаться за помощью как можно реже. Такие произведения выходят чрезвычайно редко, и стараться завершить их как можно скорее — не совсем правильный подход, на мой взгляд.
Пора взглянуть, кто был обладателем этого скелета…

Новую игру Поупа не захочется перепройти пару десятков раз ради других концовок, как это было с Papers, Please. Когда все судьбы определены, возвращаться к Return of the Obra Dinn уже нет смысла, и в этом плане она может для кого-то оказаться разочарованием. Однако как цельное произведение на 10—15 часов игра восхитительна — многие детективные приключения на её фоне меркнут из-за того, насколько поверхностно в них сделаны расследования. Да и сюжет здесь куда более насыщенный, чем в некоторых «симуляторах ходьбы». «Обра Динн» — опустевшее судно со скелетами и духами, но как же много интересных историй таит в себе каждый его уголок.

Плюсы: большой корабль-загадка, постепенно раскрывающий свои тайны; необычный игровой процесс, требующий вдумчивого изучения всех диалогов, сцен и событий; все реплики здорово озвучены, да и в целом звуковой дизайн отличный.

Минусы: в русской версии не всегда корректный перевод: gun — это «пистолет», хотя здесь пользуются и ружьями, boss зачем-то превратилось в «сеньор» и так далее.

Другие новости

Комментарии

Такой мусор с цветовой гаммой обдристанного подгузника. Даже в 80х в такое никто бы не играл, но вы — псевдо-эстеты мамкины готовы ручки разрабам целовать только бы вам хипстерского помета на тарелочку добавили.
Да, то, что долбанная пыль ведет тебя к следующему трупу 30 секунд (иногда делая виражи в воздухе просто чтобы больше времени занять). Это порядком раздражает. Но не сказал бы, что это занимает вот так уж много времени. Я потратил на игру 10 часов, с них беготня за указателем заняла в сумме минут 20 от силы.

А там, где доступ к трупам только через другие трупы, довольно неудобно передвигаться между воспоминаниями. Если ты дошел до первого трупа в цепочке смертей, перейти на следующие ты уже не можешь, не выходя из памяти. Особенно раздражает на одном из эпизодов.
Тоже сперва подумал, что белый бородатый мужик в возрасте логически должен быть выше по должности, чем молодой негр. Тем более они оба американцы, а в те годы в США еще даже рабство не отменили.
Это ерунда так-то по сравнению с тем, что после открытия всего сюжета оставшуюся половину игры ты просто бегаешь на своих двоих по памяти от трупа к трупу, чтобы запустить нужную сцену, а потом в самой сцене еще бегаешь, ищешь выход. Вот это реально отнимает кучу времени вместо того, чтобы дать возможность запускать и закрывать уже просмотренные сцены прямо из журнала…
Да, забавно получилось — видимо сами разработчики тоже решили в трейлер вставить тот же первый фрагмент)
Все комментарии