СМИ: подробности об отменённом продолжении Disco Elysium — оно было почти готово

Геннадий Воробьев 13 июня 2024 20:52 38

Как мы уже знаем, после релиза Disco Elysium в команде начались волнения, которые спустя какое-то время привели к творческой катастрофе — из студии ZA/UM ушли важнейшие люди, включая автора сеттинга.

Портал PC Gamer пообщался с бывшими и нынешними сотрудниками ZA/UM и выяснил, каким должно было стать продолжение Disco Elysium и как его создавали.

Мы выписали оттуда основные моменты.

Проекты ZA/UM после Disco Elysium

  • Y12. Полноценный сиквел Disco Elysium. Отменён после того, как из студии ушли Роберт Курвиц (Robert Kurvitz), Александр Ростов и Хелен Хиндпере (Helen Hindpere) — ключевые авторы оригинала.
  • P1. Научная фантастика. Возглавлял продюсер Disco Elysium и бывший владелец доли ZA/UM Каур Кендер (Kaur Kender). Отменён. Сотрудников перевели на проект X7.
  • X7. Спин-офф и своеобразное самостоятельное дополнение для Disco Elysium. Отменён.
  • M0. Небольшой проект в мире Disco Elysium, нацеленный на устройства с сенсорным экраном. В разработке.
  • C4. Большая RPG, не связанная с Disco Elysium. Основной проект ZA/UM на данный момент. В разработке.

О Y12 — полноценном сиквеле

  • Решение забросить проект приняли после того, как он лишился внятного лидерства из-за ухода Курвица, Ростова и Хиндпере.
  • Отмена Y12 привела к разногласиям между менеджментом и дуэтом новых ведущих сценаристов — Арго Туулика (Argo Tuulik) и Доры Клиндич (Dora Klindžić). Решение об отмене приняли без их ведома.
  • Для Клиндич это было особенно болезненно — она бросила предыдущую работу специально ради шанса внести свой вклад в сиквел Disco Elysium, а в итоге его отменили всего через четыре месяца после того, как Клиндич устроилась в ZA/UM.
  • Туулику и Клиндич предложили сделать свой проект под брендом Disco Elysium, но дали на мозговой штурм всего неделю. После нескольких затяжных рабочих дней они презентовали концепцию X7, которую крайне радушно встретили.

Об X7 — продолжении в формате спин-оффа

  • В X7 хотели вернуть некоторых персонажей Disco Elysium, продолжить сюжет, а также развить систему диалогов и психологической RPG.
  • В центре истории был «один из самых любимых персонажей Disco Elysium» (Ким Кицураги? Точного ответа не дают).
  • Размеры X7 должны были быть меньше Disco Elysium, но всё равно достаточно серьёзные.
  • Команду X7 возглавлял Арго Туулик — ветеран ZA/UM, работавший над миром Disco Elysium ещё до того, как он превратился в видеоигру. Его перу принадлежат Куно и парни Харди. Он считает, что X7 была наилучшим шансом сделать хорошее продолжение без Курвица, Ростова и Хиндпере.
  • Старший писатель X7 Дора Клиндич описывает проект как «на 110% аутентичное, самое хардкорное „Диско“ с момента „Диско“». Мол, игра была способна доказать, что Disco Elysium в хороших руках, и успокоить фанатов.
  • У X7 был внутренний показ в конце 2023-го. Кажется, тогда игра понравилась всей студии и смогла воодушевить многих — к тому моменту ZA/UM уже утопала в дурной ауре после разоблачений в прессе.
  • По разным оценкам X7 могла выйти в 2024-м или (скорее всего) в 2025-м.
  • Однажды в планах был тизер на The Game Awards 2022.

О процессе создания X7

  • Боссы ZA/UM не дали X7 время на предварительное производство — игру сразу отправили в разработку. Это похоже на написание сочинения без плана или строительство дома без чертежей. Например, Туулик ещё не представлял всего сюжета и персонажей, но команда художников уже рисовала концепты героев и окружения.
  • Туулик и Клиндич были вынуждены работать в двойном объёме: одновременно писать диалоги и придумывать контекст, чтобы давать план работы другим отделам.
  • Сначала в X7 было всего два писателя — Туулик и Клиндич. Этого не хватало, но когда отменили P1 и писателей оттуда перекинули на X7, возникла другая проблема — у Туулика и Клиндич не было сил и времени, чтобы быстро включить новых писателей в процесс производства. Кроме того, дуэту не дали формальные должности лидеров проекта, из-за чего возникали бреши в трудовой иерархии.
  • Туулик и Клиндич фактически выполняли роль руководителей X7, но соответствующего повышения зарплат не получили.
  • Самым плодотворным периодом Туулик считает первые четыре месяца существования X7. Затем в какой-то момент в процесс производства вклинился исполнительный директор Тынис Хаавель (Tõnis Haavel) — постепенно вся координация стала проходить через него, что навредило творческим процессам.
  • Как считает Клиндич, когда на свет появилась документалка People Make Games о ситуации в ZA/UM, боссы студии стали завидовать Туулику — мол, он получал слишком много любви фанатов, был похож на слишком важную фигуру. Поэтому Туулику устроили показательные унижения: заставили просить прощения за интервью и называли его некомпетентным, неквалифицированным и неспособным руководить собственным проектом. «Его сделали невидимым в студии», — говорит Клиндич.

О текущем состоянии ZA/UM

  • На планёрке в декабре 2023-го руководство студии уверяло, что ZA/UM находится в безопасности и увольнения ей не грозят. Спустя два месяца около четверти штата уволили (включая Туулика и Клиндич), а X7 отменили.
  • Полноценная RPG C4 далека от релиза.
  • Мобильный спин-офф M0 к релизу намного ближе и получает хорошие отзывы по результатам внутренних ревью.
  • По словам собеседников PC Gamer, ZA/UM слишком резко выросла за время пандемии (от 30 до 100 человек) и с трудом подстраивалась под удалённую работу.

Как считает автор материала из PC Gamer, ситуацию вокруг ZA/UM отлично описывает цитата из самой Disco Elysium:

Капитал сбросил свою маску человечности. Он обязан её сбрасывать, чтобы убить всех и всё, что ты любишь. Всю надежду и теплоту в мире. Он обязан её сбрасывать — всего на секунду. Чтобы сделать дело.

Клиндич тоже разочарована тем, что произошло:

Вся команда X7 обожала мир Элизиума. Как художники-поклонники, музыканты, знаковые голоса мы всего лишь хотели, чтобы этот мир продолжал развиваться, а не остался чахнуть в тёмных ветхих подвалах интеллектуальной собственности.

Другие новости

Комментарии

Отменили и отменили, чо бухтеть то?Самое бесполезное, что можно сделать — расстраиваться из-за того, что мы никогда не видели и никогда не увидим. На словах любая игра — игра года. Буду считать, что там всё равно хрень выходила, так проще. 
А что бы ты делал, если бы тебе не рассказали про внутренние разборки компании (как обычно и делается в 99,99% случаев)? Дай угадаю, играл бы в другие игры?Лично я этим и займусь, вместо переживаний о какой-то там возможной игре, которая существует только на словах. P. S. Это, кста, не первое увольнение в истории человечества. Если так хочется переживать насчёт каждого увольнения людей со стройплощадки, кол-центров и других всех возможных мест, дело твоё, но людей как увольняли, так и продолжат увольнять. А если уволили неправомерно, то пусть подают в суд, это уже другая тема, тут важна огласка, согласен.
Об этом и так в посте было написано, так смысл мне это пересказывать? -_-Ни разу за всю историю индустрии не было такого, чтобы отменённый проект вернули и продолжили делать. Максимум — перезапускали производство. Так что эти игры мы уже никогда не получим, и какой бы большой эта ПРОБЛЕМА ни была, расстраиваясь, вы её точно никогда не решите.
ну Может быть, точно не уверен. поэтому и написал вроде… плюс поставлю 
Такое ощущение, что саботаж разработки сиквелов и т.п. был намереным желанием поставить точку. Хоть это и не очень приятно. 
Все комментарии