СМИ: подробности об отменённом продолжении Disco Elysium — оно было почти готово
Как мы уже знаем, после релиза Disco Elysium в команде начались волнения, которые спустя какое-то время привели к творческой катастрофе — из студии ZA/UM ушли важнейшие люди, включая автора сеттинга.
Портал PC Gamer пообщался с бывшими и нынешними сотрудниками ZA/UM и выяснил, каким должно было стать продолжение Disco Elysium и как его создавали.
Мы выписали оттуда основные моменты.
Проекты ZA/UM после Disco Elysium
О Y12 — полноценном сиквеле
Для Клиндич это было особенно болезненно — она бросила предыдущую работу специально ради шанса внести свой вклад в сиквел Disco Elysium, а в итоге его отменили всего через четыре месяца после того, как Клиндич устроилась в ZA/UM.
Туулику и Клиндич предложили сделать свой проект под брендом Disco Elysium, но дали на мозговой штурм всего неделю. После нескольких затяжных рабочих дней они презентовали концепцию X7, которую крайне радушно встретили.
Об X7 — продолжении в формате спин-оффа
Команду X7 возглавлял Арго Туулик — ветеран ZA/UM, работавший над миром Disco Elysium ещё до того, как он превратился в видеоигру. Его перу принадлежат Куно и парни Харди. Он считает, что X7 была наилучшим шансом сделать хорошее продолжение без Курвица, Ростова и Хиндпере.
Старший писатель X7 Дора Клиндич описывает проект как «на 110% аутентичное, самое хардкорное „Диско“ с момента „Диско“». Мол, игра была способна доказать, что Disco Elysium в хороших руках, и успокоить фанатов.
О процессе создания X7
Боссы ZA/UM не дали X7 время на предварительное производство — игру сразу отправили в разработку. Это похоже на написание сочинения без плана или строительство дома без чертежей. Например, Туулик ещё не представлял всего сюжета и персонажей, но команда художников уже рисовала концепты героев и окружения.
Сначала в X7 было всего два писателя — Туулик и Клиндич. Этого не хватало, но когда отменили P1 и писателей оттуда перекинули на X7, возникла другая проблема — у Туулика и Клиндич не было сил и времени, чтобы быстро включить новых писателей в процесс производства. Кроме того, дуэту не дали формальные должности лидеров проекта, из-за чего возникали бреши в трудовой иерархии.
Как считает
Клиндич, когда на свет появилась
документалка People Make Games о ситуации в
ZA/UM, боссы студии стали завидовать
Туулику — мол, он получал слишком много любви фанатов, был похож на слишком важную фигуру. Поэтому
Туулику устроили показательные унижения: заставили просить прощения за интервью и называли его некомпетентным, неквалифицированным и неспособным руководить собственным проектом.
«Его сделали невидимым в студии», — говорит
Клиндич.
О текущем состоянии ZA/UM
На планёрке в декабре 2023-го руководство студии уверяло, что
ZA/UM находится в безопасности и увольнения ей не грозят. Спустя два месяца около четверти штата
уволили (включая
Туулика и
Клиндич), а
X7 отменили.
Как считает автор материала из PC Gamer, ситуацию вокруг ZA/UM отлично описывает цитата из самой Disco Elysium:
Капитал сбросил свою маску человечности. Он обязан её сбрасывать, чтобы убить всех и всё, что ты любишь. Всю надежду и теплоту в мире. Он обязан её сбрасывать — всего на секунду. Чтобы сделать дело.
Клиндич тоже разочарована тем, что произошло:
Вся команда X7 обожала мир Элизиума. Как художники-поклонники, музыканты, знаковые голоса мы всего лишь хотели, чтобы этот мир продолжал развиваться, а не остался чахнуть в тёмных ветхих подвалах интеллектуальной собственности.