23 августа 2016 23.08.16 272 90K

Deus Ex: Mankind Divided: Обзор

Расизм, ксенофобия, толерантность — эти темы сегодня настолько актуальны, что с лёгкостью пододвигают и оттеняют привычную «борьбу бобра с ослом» даже в, казалось бы, совсем далёких от этого фантастических и фэнтезийных RPG. Яркие примеры — серия The Witcher, а теперь вот и Deus Ex: Mankind Divided, долгожданное продолжение главной киберпанк-игры всех времён и народов.

В игре появился соревновательный режим, представляющий собой симулятор хакера в виртуальном пространстве.
В игре появился соревновательный режим, представляющий собой симулятор хакера в виртуальном пространстве.

Киберрасизм

Вообще, между ведьмаком Геральтом и агентом Адамом Дженсеном много общего. Даром что последний живёт в будущем, а не в прошлом, а отличает его не седой хвостик, а чёрные очки и такого же цвета козлиная бородка. Оба — это искусственно созданные машины для убийства, сверхлюди, обладающие недоступными обычным смертным способностями, при этом больше, чем другие, заботящиеся о добре и справедливости. Или не заботящиеся — решайте сами!

Именно эта искусственность и «особенность» становится причиной того, что на Адама Дженсена косо смотрят, после того как в 2027-м году миллионы таких же, как он, киборгов внезапно слетели с катушек, потеряв на короткое время контроль над собой. С тех пор их почти в открытую ненавидят: всячески притесняют в правах, ограничивают и загоняют в гетто. В ответ появилась организация КПА, борющаяся за права «аугов» — то есть людей, снабжённых имплантами.

Спустя два года, в Праге, где разворачивается действие Mankind Divided, случается теракт, за которым вроде бы стоят ауги. Ирония в том, что именно Адаму Дженсену, служащему в Оперативной группе 29 (это такой местный Интерпол), поручают выйти на лидера КПА и арестовать его. А Адам при этом единственный в конторе аугментированный агент. Чтобы вы поняли положение, в котором он оказался, представьте, что во время недавних беспорядков в США, когда темнокожие убивали на митингах белых полицейских и наоборот, в местном управлении полиции служит единственный коп-афроамериканец, которому поручают расследовать это дело.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Сценаристы Deus Ex: Mankind Divided, как и их коллеги из CD Projekt, очень грамотно и правильно мешают фантастику и отвлечённые вещи (в данном случае — киберпанк, иллюминатов, трансгуманизм и прочие теории заговора) с более чем актуальными, близкими всем темами.

Район красных фонарей реализован со знанием дела.
Район красных фонарей реализован со знанием дела.

Практически сразу же мы попадаем в атмосферу тотальной дискриминации, ксенофобии и расизма. Прага напоминает уже не столько типичный киберпанковский мегаполис, сколько столицу тоталитарного полицейского государства, где копы на каждом шагу требуют у аугов, в том числе и у Дженсена, документы и отправляют неблагонадёжных в пригородные трущобы, в гетто для таких киберотбросов.

Одновременно возникают мощная интрига и куча вопросов. Почему единственного в команде киборга отправляют охотиться за лидером организации, защищающей права как раз аугов? Кому это выгодно, кто виноват? И уж не подстава ли всё это, преследующая далеко идущие цели? Естественно, подстава — и сразу же Дженсен по старой привычке погружается в водоворот новых скандалов, интриг, расследований и теорий заговора. В которых, впрочем, будет масса отсылок и пояснений к событиям прошлого и будущего, показанным в разных играх серии.

Дженсен там, Дженсен тут!

Однако сама подача сюжета и в целом структура игры не изменились по сравнению с Deus Ex: Human Revolution. Есть открытый город, который мы вольны свободно исследовать, выполняя разные задания или просто взламывая чужие компьютеры в чужих квартирах. И есть обязательные сюжетные миссии, когда нас десантируют в какое-нибудь место (помимо Праги будут ещё трущобы для аугов, Дубай, Лондон) и приказывают любым способом (скрытно или в стиле Рэмбо) выполнить определённую задачу, добраться до какой-нибудь важной персоны. В конце ждёт обязательный диалог, напоминающий приём у психотерапевта.

Но при этом всего стало больше — самого города, заданий и диалогов. Прага значительно больше по размерам, чем Детройт или Хэнша из Human Revolution. Город радует совершенно шикарным киберпанковским дизайном и архитектурой, наличием настоящей (ну почти) жизни на улицах, обилием всевозможных сценок с участием граждан и полиции, сочетанием фонтанов, мостов, разнообразных зданий, магазинов, куда можно зайти и поторговать, баров и борделей. Пришлось даже ввести систему быстрого перемещения через метро — Прага разделена на несколько больших кварталов.

Во время диалогов иногда возникает возможность быстро прервать собеседника, например успокоив или обвинив его.
Во время диалогов иногда возникает возможность быстро прервать собеседника, например успокоив или обвинив его.

И в этом городе Адаму есть чем заняться помимо своих дел и интриг. Едва выйдя из своей квартиры в самом начале игры, он может забраться в какие-то канализации, набрести на странных культистов и заняться расследованием этого мутного дела, не обращая внимания на крики шефа из конторы: «Адам, ты где? Я жду тебя на работе!»

Потом ещё будут работа на местных криминальных авторитетов из «грузинской мафии» или, например, сбор компромата для оппозиционных журналистов. И даже во время выполнения какого-нибудь сюжетного задания вас могут попросить о дополнительной услуге — к примеру, спасти задержанного из лап полиции, найти его карту пропуска и воспользоваться дополнительным паролем.

Говорит и выбирает Адам

Сценаристы не бомбардируют нас, как это сейчас принято, акцентированными моральными вопросами. Главные нравственные дилеммы традиционны для серии — действовать скрытно или в открытую, убивать или оглушать, ломиться в дверь, давать взятку и угрожать или хитрить и идти в обход через вентиляцию (ну конечно, через вентиляцию).

Но периодически случаются действительно непростые ситуации, требующие именно нашего решения, — когда, например, нужно выбрать, кому из двоих аугментированных «соратников по несчастью» активировать поддельные документы. Тот, кому не повезло, скорее всего, будет арестован или сослан в гетто. Некоторые важные развилки (кому, например, отдавать важную улику) прямо повлияют на условия, в которых будет дальше действовать Дженсен, и, хотя глобально сюжет остаётся в заданных рамках, это не может не радовать. Как и наличие сводного ролика в конце в духе Fallout, где игра подытоживает все наши деяния.

А вот в душеспасительных диалогах, когда мы используем социальный корректор, определяющий психотип собеседника, нам, как правило, не дают выбора между «арестовать или отпустить, убить или пощадить», а предлагают убедить собеседника сдаться самому, пойти на попятную, поделиться какой-то информацией и так далее.

Вариантов действий в укрытиях теперь больше.
Вариантов действий в укрытиях теперь больше.

Увлекательная болтология

Зато сам процесс убеждения, наблюдения за реакцией и подбора реплик стал ещё интереснее. Да и самих диалогов в Mankind Divided больше, они лучше, длиннее, сложнее и разнообразнее. Каждый квестовый персонаж тут обожает поболтать о жизни и текущей политической ситуации. И даже при первой встрече с одним из лидеров КПА, громилой Виктором Марченко, напоминающим киберорка в броне, с ним можно провести увлекательную беседу о непротивлении злу насилием, о терроризме и революции.

Оставив за скобками некоторую иронию, признаем, что таким образом Mankind Divided поднимает действительно серьёзные, актуальные темы — куда более актуальные, чем проблемы трансгуманизма. Кому-то даже может показаться, что тут авторы перестарались, спутав игру и книгу, и сюжет вязнет в постоянных диалогах, рассуждениях и рефлексии. Но серия всегда отличалась именно умными сценариями, где главное — не лихая голливудская режиссура (с этой точки зрения Mankind Divided ничем особенным не отличается), а именно что диалоги, оценки и рассуждения.

Если уж и предъявлять претензии к сценарию, так это за откровенно прерванный на полуслове финал, явно оставляющий задел на продолжение. И за то, что образу Адама Дженсена, в отличие от того же Геральта из Ривии, недостаёт «живинки», какого-то личностного нерва, надрыва. Почему он лезет во все дырки, как он отдыхает, как проводит время с друзьями и что скрывается за этими чёрными очками? Дженсен действует слишком уж механически, напоминая персонажа книги/игры/фильма, придуманного под конкретные идеи.

В игре появились зачатки «крафтинга»: из металлолома можно собирать разные полезные предметы.
В игре появились зачатки «крафтинга»: из металлолома можно собирать разные полезные предметы.

Лучше, больше, живее

Механика, как и подача сюжета, практически не изменилась по сравнению с Human Revolution. Всё то же сочетание экшена и стелса, ползание по вентиляции, взлом компьютеров и электронных замков через знакомые мини-игры, поиск паролей и кодов доступа. И всё те же пакеты «Праксис», которые мы получаем по достижении новых уровней, чтобы открыть новую аугментацию или улучшить уже существующую.

Но ко всему этому авторы сделали точечные и очень правильные добавки и надстройки. Первое и самое главное — они действительно позволили избегать в подавляющем большинстве случаев открытых столкновений, даже в конце сюжетных заданий, когда мы уже по привычке ждём обязательного свидания с «боссом». Проведёте беседу правильно — на вас не только не нападут, но ещё и важной информацией поделятся. В противном случае да, придётся повоевать.

Для тех, кто предпочитает именно скрытное (то есть правильное) прохождение, это несколько обесценивает появление в игре экспериментальных аугментаций, нацеленных именно на сражения, — например, широко разрекламированной подкожной брони «Титан» или выкидного наноклинка.

С другой стороны, радует само наличие новых интересных модификаций, среди которых есть и рассчитанные именно на стелс и нелетальное прохождение (вроде встроенной в руку шоковой пушки «Тесла», способной после «апгрейда» вырубать до четырёх целей одновременно). Важно и то, что до определённого момента (пока не выполните важный квест) нельзя устанавливать сразу несколько экспериментальных имплантов — приходится какие-то отключать навсегда, чтобы не перегрузить энергосистему нашего кибернетического агента. Это вносит дополнительный элемент в процесс выбора тактики прохождения.

В любом случае и ценители стелса, и те, кто не против открытого боя, по достоинству оценят то, насколько удобнее стала система укрытий. Она позволяет и грамотно оценивать перемещение врагов на уровне (и даже тихо вырубить их через препятствие), и ловко перемещаться на дальние расстояния между стенами и ящиками посреди лихого сражения. Ну и вообще всё тут удобнее, комфортнее для игры — бой, управление, интерфейс, процесс взлома.

Игра переведена и озвучена на русский. Правда, иногда молодые тут почему-то говорят пожилыми голосами. Да и матерятся едва ли не чаще, чем в третьем «Ведьмаке».
Игра переведена и озвучена на русский. Правда, иногда молодые тут почему-то говорят пожилыми голосами. Да и матерятся едва ли не чаще, чем в третьем «Ведьмаке».

Deus Ex: Mankind Divided представляет собой дополненную, кибернетически улучшенную версию Human Revolution, в которую установили очень правильные аугментации. Больше масштаба, свободы, интересных заданий, диалогов и взрослых тем, больше стелса, оружия и имплантов, красивее и детальнее графика, удобнее всё остальное. При этом прохождение не стало проще — даже наоборот. Это здорово модифицированная Deus Ex — и бояться её должны только конкуренты в борьбе за звание лучшей игры года.

Плюсы: увлекательный сюжет, поднимающий непростые и актуальные темы; свобода действий и решений; большой, детально проработанный город; интересные побочные задания; новые аугментации, которые не навязываются и не портят, а дополняют игру; удобная система укрытий; больше возможностей для стелса и нелетального прохождения; шикарные графика, музыка и атмосфера.
Минусы: сюжет всё же не настолько нелинеен, как хотелось бы; некоторые персонажи, включая главного героя, недостаточно раскрыты.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Deus Ex: Mankind Divided

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
23 августа 2016
2.7K
4.2
1 691 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Как видишь люди с тобой не согласны. Игра года НМС, это ясно и без обзоров.
Ты такой гений! Купив No man's sky ты профинансировал маркетинг и невыполненные обещания, а не финансируя нормальных разработчиков ты перекрываешь им кислород, вынуждая всячески экономить, устанаваливать системы защиты от пираства, выпускать консольные эксклюзивы.
Stopgame засветился на коробке с игрой, так держать! Интересно, а откуда эта фраза?
Адам и Геральт действительно герои одного толка. Оба — чудовища, не способные завести семью и вообще жить по-человечески, но обязанные по уставу защищать обычных людей. Поэтому перед каждым из них выбор: либо следовать предназначению, либо опереться на иную мораль, различающую не виды, расы, страны и т.д., а разумное и неразумное. Очень тонкое наблюдение, Кирилл. Спасибо.
Уверен, что игра будет просто классной! Была масса положительных эмоций от HR. Вот только очень обидно, что действия игры происходят как бы до первого Deus Ex. Все же охота продолжения оригинального Deus Ex. По графону бы не сказал, что он прям некст-ген. Чуть подтянули бы тектсуры хоть.
Жаль что таких как ты, можно только так заставить купить игру…
NO MAN'S SKY ничего нового так и не принёс. «Независимые разработчики» — это чаще всего просто бренд. УДИВИТЕЛЬНО, но добротные проекты могут создавать «не только они», но и полноценные издатели. Инди выпустили неприлично много откровенно недоработанных игр наварившись на людском довериии этом самом бренде. Но это, видимо, для тебя неочевидно.
C оценкой не согласен. Игра слишком коридорная и сюжет на редкость неинтересный. Может быть мне приелась серия Deos Ex, но финальные титры из фотографий бухающих разработчиков на прочь выбили атмосферу, а на всех и вся во время прохождения мне было просто плевать. Ни одна история не зацепила.
ну хорошо, значит, игра норм. уже не могу дождаться вечера, залипну с концами.)
Вроде после взрыва в метро у гг начали пошаливать импланты. Может, чтобы восстановиться, дженсену требуется праксис.
Игра чей хейттрейн по длине сравнялся с великой китайской стеной. No man's sky
Кирилл, а как обстоят дела с оптимизацией?
Пошел в гараж за своей gt 6800. Там точно должно быть 120фпс в замесе.
Подтверждаю, уже неделю с друганами в мультиплеере залипаю
Вот надо тебе было ляпнуть? )
Кстати, если посмотреть на скрины в обзоре, то можно частично ответить на свой вопрос. Игра явно не на ультрах )
Большое кол-во проблем, вылеты (которые вроде исправили, но они все же еще есть), просадки фпс на дорогих картах, абсолютно странный стелс, когда в метре прыгаешь от врага, он не видит, зато если уронил где то кружку..., пробел при загрузке… и выпрыгивание на врагов, слабый сюжет, концовка уровня — успеть бы к релизу, микротранзакции в сингле!!! (хотя на них можно забить), никчемная сложность игры (ну ведь игра действительно ОЧЕНЬ легкая), симулятор вентиляционных шахт, ИИ уровня ниже среднего…
И при этом изюм?? Не согласен с оценкой.

P.S. но в целом, это одно из лучших, что есть в киберпанке у нас на данный момент… Остается верить в 2077. Надеюсь создатели Ведьмака покажут жадным Скварам, как нужно делать игры про киберпанк.
Читай также