20 июня 2016 20.06.16 23 93K

Hearts of Iron IV: Обзор

История движется только вперёд и по одному руслу, изгибы которого — это принятые кем-то решения либо события, изменившие мир. Фаталисты назвали бы такую смену курса судьбой, а прагматики — следствиями неких причин. Чем бы ни была эта сила на самом деле, в Hearts of Iron IV её роль берёт на себя игрок. Но не ждите от стратегии вседозволенности вроде той, что предлагает сериал Civilization. Насколько бы фантастический сценарий вы ни выбрали: от союза Франции, Югославии и Румынии до войны СССР с Великобританией, — здесь нет высосанных из пальца решений. Зато есть шанс увидеть, что было бы, если…

Управляем планетой, не привлекая внимания санитаров

Игра посвящена короткому, но насыщенному периоду с 1936-го по 1948-й годы, то есть Второй мировой войне и тому, как она проросла из борьбы наций, партий, идей и имперских амбиций. Советский Союз, Германия, Япония, Великобритания, США, Италия, Франция — вот основные участники драмы, акты которой более-менее известны даже школьнику. Из учебников мы знаем о Мюнхенском сговоре, благодаря которому Третий рейх вошёл во вкус, и о том, насколько тонок финский лёд под валенком красноармейца, о «странной войне» и бомбардировке Киева в 1941-м. Как и в случае с другими продуктами студии Paradox вроде Crusader Kings или Europa Universalis, никто не мешает повторить историю один в один. Но мы ведь пришли сюда по другой причине?

 

Что Hearts of Iron IV — поле для экспериментов, дают понять практически сразу. Хотя разработчики традиционно дотошны в плане географии, личностей и дат, ход событий не вырублен ими в граните. Франкисты в Испании то побеждают, то проигрывают республиканцам, дирижабль «Гинденбург» то терпит катастрофу, то нет, а Меркадер убивает Троцкого с переменным успехом — начиная партию, нельзя заранее предсказать, какое коленце выкинет сценарий на сей раз. Загнать помянутую Маяковским клячу дают и нам. Что будет, если Даладье пошлёт Чемберлена куда подальше и заступится за чехов в 1938-м году, а СССР откажется подписывать пакт Молотова — Риббентропа? Как ввергнуть США в пучину гражданской войны и превратить Францию с Англией в советские республики? Скрутите историю в бараний рог, пустив её по альтернативному руслу.

Но не забывайте, что альтернативы взяты из тех же учебников, поэтому делать всё, что придёт в голову, не получится. Пнуть Клио под зад можно, но только под правильным углом. Чтобы напасть на соседа, надо сперва обосновать претензию на его территории. А из курсов внешней политики придётся выбрать только один. Например, организовать малую Антанту под эгидой Франции или действовать в союзе с Англией. Даже Германия и СССР либо враждуют, либо дружат: немногие знали в конце 30-х годов, чем закончатся совместные парады РККА и вермахта, зато англичанка гадила от души — «Правда» не даст соврать. Hearts of Iron IV — стратегия для тех, кому интересно прошлое, для других же её смыслы рискуют остаться недооценёнными. А ведь от этого зависит, принесёт ли игра удовольствие или заставит попусту страдать. Совсем же без страданий, увы, никак.

Если правильно подсчитывать голоса избирателей, непременно наступит коммунизм.
Если правильно подсчитывать голоса избирателей, непременно наступит коммунизм.

Оттого, что в кузнице не было гвоздя

Любишь кататься — люби и саночки возить, как намекают нам разработчики. Чтобы изменить мир, одного желания мало — сперва спустимся с небес на землю и выкуем победу у станков. Оборона начинается с фабрик, без которых не построить ни железных дорог, ни бункеров, ни военных заводов, а ведь они — источник оснащения армии. Технику надо улучшать, открывая всё новые технологии: вчера выпускали танк T-35, сегодня — КВ-1, грузовики уступают место бронетранспорту. Но развитие возвращает к проблеме ресурсов: где взять сталь, вольфрам, резину и нефть? Тут правит бал планирование, а геймплей проще выразить формулой, чем эпитетом.

На фронтах одной техникой сыт не будешь: кроме подвоза припасов, необходимо обучение дивизии. Для защиты хороша рота разведки, в наступлении пригодится поддержка артиллерии, а для надёжности стоит добавить несколько полков к уже имеющимся. В противном случае увидите, как шесть вражеских дивизий без паники отражают атаку шестидесяти ваших. Но не думайте, что полки разрешат тасовать бесплатно: улучшения стоят очков опыта, которые даются либо в бою, либо на плацу. То есть в мирное время с этим не особо разгонишься.

Пока молчат пушки, разговаривают дипломаты. Тут многое зависит от очков политической власти и путей развития (или фокусов). Первые — источник бонусов и валюта, идущая на покупку советников, дружбы народов и агентов влияния. С фокусами же всё не так однозначно: некоторые действительно подстёгивают производство и помогают в подготовке войск, но есть и такие, что просто определяют ход событий. «Большая чистка» в СССР, аншлюс Австрии, территориальные претензии — словом, хроника. С другой стороны, из древа растут ветки-антагонисты. Скажем, Франция выбирает между обороной и нападением, а Италия либо дружит с Югославией, либо ссорится с ней. Война соткана из дьявольских мелочей, и никто не доказывает эту истину с такой же убедительностью, как разработчики из Paradox.

Сказка и быль: Италия почти раздавлена, но немцы обошли линию Мажино через Арденны.
Сказка и быль: Италия почти раздавлена, но немцы обошли линию Мажино через Арденны.

Клубок расчётов сложен не только на бумаге, но и внешне. Самое простое в нём — проверить, сколько винтовок надо поставить в войска. А вот понять, почему японские солдаты гибнут от голода на сопках Маньчжурии, хотя инфраструктура там развита максимально, уже сложнее. Впрочем, полностью подготовиться к боевым действиям — всё равно что прыгнуть выше головы. Чего-то обязательно будет не хватать: там остались недостроенными укрепления, здесь из-за дефицита систем ПВО раздолье для вражеских самолётов, а в тылу застопорилось обучение дивизий пехоты. Почему? Потому что в их составе теперь средние танки, которые выпускаются по колесу в неделю — заводы разбомбили. Тогда где наши асы-перехватчики? Об этом надо было думать, делая упор на тактику пехоты.

Нам напоминают об ошибках задним числом, больно щёлкая по носу даже через несколько часов после начала партии. Постепенно учишься планировать всё чуть ли не по минутам и метрам: выстраивать очередь фокусов, технологий, построек, решать, где наступать, а где держать оборону, когда, с кем и зачем дружить. Иначе говоря, хороший пример игры, которая не даётся с наскока. Пару вершков к порогу вхождения добавляет интерфейс, заставляющий делать лишние действия либо просто вгоняющий в ступор. Даже в Stellaris — пока что самой простой из стратегий Paradox — он оставляет желать лучшего, а тут доводит до белого каления. Хотя по сравнению с третьей частью здесь многое упростили и наконец-то разрешили мыслить фронтами, а не отдельными подразделениями, интерфейс по-прежнему остаётся ахиллесовой пятой сериала.

Что для британца фокус, то для грека беда.
Что для британца фокус, то для грека беда.

Время, прощай

Как и всякая красота, Hearts of Iron IV требует жертв. Прежде всего жертвовать придётся временем: сначала — ради постижения основ, затем — ради пробы разных сценариев. От логичных, таких как раздел мира между Германией и СССР или Японией, как в романе Филипа Дика (Philip Dick) «Человек в высоком замке», до романтических — например, вдарить французами по немцам в 1938-м году. Какой вариант ни выбери, лёгких путей всё равно нет. Игра напоминает Dark Souls от мира стратегий, только вместо инфернальных монстров — Манштейн и Гудериан, а взамен щита с мечом — индустрия и армия. Но эйфория от побед — та же. Как давно у вас потели ладони от условных обозначений и чисел?

«Сердца» — из тех развлечений, за которыми незаметно пролетает ночь. И ради чего? Чтобы наутро человек с нездоровым блеском в глазах воскликнул: «Свершилось чудо — Франция выдержала удар в 1940-м году!» Конечно, эта стратегия подойдёт не всем, да и не вы её выбираете, а, наоборот, она — вас. Но выбрав, вцепится медвежьим капканом и отпустит очень нескоро. Мы предупредили.

Плюсы: самая дотошная и глубокая стратегия о Второй мировой на данный момент; контента хватит на сотни часов; можно изменить историю, даже не выходя из дома.
Минусы: убийца времени; высокий порог вхождения; неудобный интерфейс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Hearts of Iron IV

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
6 июня 2016
507
4.2
428 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Минусы: убийца времени

С каких пор это стало недостатком?
Про Дарк Соулс от мира стратегий — отдельный плюс.
Один из самых потрясающих обзоров, которых я когда-либо читал, и не только на этом сайте, но и вообще. Огромное спасибо автору за стиль, и хоть я никогда не видел ни единой причины попробовать подобные стратегии от парадоксов, после прочтения обзора хочется купить и самому попробовать, так проникновенно автор описывает игру.
Игра сверх ожиданий. Paradox Developer Studio преподнесла нам очередной парадокс. И надо было ставить изумительно. День Победы в который могут играть новички, это что то из параллельной вселенной!
Не все готов отдавать десятки часов на понимание игры
Ну… если по чесноку — 8. У поляков тоже свое древо фокусов
Значится так. Берем фокус Сталинская конституция, затем гражданскую экономику меняем на военную. Затем ставим на должность чела +10 к строительству заводов. В науке ускоряем строительство и исследования. Изучаем танки по ветке тяжелые. При выплывании квеста дружим с Фашистами. Посылаем добровольцами на гражданскую войну в испании 5 легкотанковых дивизий (у меня Сам Жуков руководил операцией), раскатываем франкийцевпо гусеницам советских танков. Продолжаем ускоренными темпами изучать ветку танков до т54. (в это время клепаем дивизии мотострелков. К началу 41 го года имеем изученные топовый танк т54 (конца войны), Максим производство этих танков, добавляем за военные очки (полученные добровольцами в испании и китае) в дивизии мотострелков по одному современному танку. Продолжаем строить т 54 минимум на двух линиях (2 линии с самого 36 года строим хотя бы по одному заводу, чтобы увеличивать производство). В итоге к 41му году имеем суперимба танк, раскатываем фрицев, весь мир наш. (Ред алерт имперский марш.mp3)
Играть можно за кого угодно, но основных фракций семь. У них же уникальные древа фокусов.

Но она правда казуальная

Я её прошёл, если что

Так хочется стратегии типа Operation Europe, но неужели не могут сделать с интуитивно понятным и в тоже время не казуальным интерфейсом, например как это сделано в цивилизации
По идее, с DLC будут и для других стран делать оригинальные древа фокусов.
Шутки шутками, а когда я играл за комм. Польшу, австралийцы топили мои конвои в Балтийском море и по кд высаживали десант в Прибалтике. «Така х*йня, малята»©

разобрался настолько дотошно, насколько это возможно просто смотря прохождения на ютубе

О божечки СГ! Где же ты был раньше с обзором сей серии стратегий?! Обожаю игры от Paradox'ов! Спасибо за обзор, ушёл строить коммунизм с комсомолками и пятилеткой за два года!
Ну Австралия же в Британском Содружестве. Куда бриты лезут — там же следует ждать Индию, Канаду, Нов. Зеландию и Австралию
Не казуальным и пятая Цивка? Смешно. Лучше уж выбрать аналогию со Стелларисом — упроситил ребята как могли, но сохранили глубину.
Читай также