8 марта 8 мар. 9 17K

Crusader Kings III: Legends of the Dead: Обзор крупного DLC для лучшей RPG про Средневековье

Чумовое дополнение

Играл на PC

Paradox Interactive делит план развития  Crusader Kings III на ежегодные вехи, называемые главами. По словам разработчиков, Chapter III, выходящая в этом году, — самая амбициозная в истории этой средневековой RPG (которую многие почему-то до сих пор считают стратегией). Она содержит три дополнения и косметический набор: кроме  Legends of the Dead, которой посвящён обзор, до конца года выйдут ещё два DLC, не такие масштабные, но не менее интересные. Roads to Power посвящено управлению Византийской империей и путешествиям по карте в поисках славы и богатств, а набор событий Wandering Nobles добавит разнообразия в истории, которые могут произойти с вашим персонажем в дороге.

Открывает новую главу уже доступное дополнение Legends of the Dead. Легенды, поветрия и легитимность — сейчас расскажем, как эти нововведения отразятся на ваших персонажах.

 

Всадник на белом коне

Всевозможные болезни были в CKIII ещё на релизе, причём последствия у заболеваний могли стать причиной преждевременной смены основного персонажа на наследника. Тем не менее этот аспект игры явно напрашивался на более глубокую проработку — особенно если вспомнить DLC для второй части The Reaper 's Due. На фоне последнего болезни в «ванильной» версии совсем не пугали — было ясно, что разработчикам рано или поздно придётся с этим что-то делать.

И они сделали. Болезни стали неотъемлемой частью жизни любого жителя Средневековья. Для эпидемий даже разработали специальный режим карты, в котором наглядно видно, как недуги распространяются по миру, а отдельное информационное табло позволяет детально изучить каждую хворь и заранее подготовиться к возможному заражению ваших подданных.

Начало партии. Первые поветрия расползаются по Европе.
Начало партии. Первые поветрия расползаются по Европе.

Хотя все заболевания разделены на несколько основных типов, у каждой отдельной эпидемии есть уникальное имя — зачастую на основе имён персонажей и географических названий, что немало способствует созданию атмосферы. Точнее, способствовало бы, не будь тут проблем с переводом, из-за которых в наименованиях нередки ляпы вроде «Тотиль ий кашель» (в честь дворянина по имени Тотиль, во владениях которого появилась болезнь).

Поветрия могут заразить отдельных личностей, что даёт существенные штрафы к характеристикам и может привести к смерти, а кроме того, влиянию эпидемий подвержены и провинции — чем выше уровень заболевания, тем ниже контроль, развитие и безопасность при посещении этой провинции во время путешествий. Теперь свои прогулки приходится планировать тщательнее — никто не хочет подхватить какой-нибудь кровавый понос по пути на пир.

Среди занятий появились похороны — можно воздать почести недавно усопшему родственнику. Ничто не мешает использовать это событие и в корыстных целях, включая убийство или соблазнение: здесь применяется механика намерений из  Tours & Tournaments.

Появились два новых наследия династии: они посвящены легендам и легитимности.
Появились два новых наследия династии: они посвящены легендам и легитимности.

Ненасытная Чёрная смерть — пандемия чумы середины XII века, унёсшая жизни почти половины населения Европы, — оставлена разработчиками «на сладкое». Она неизбежно начинается ближе к концу партии, и противостоять ей практически невозможно — к праотцам отправятся почти все, кто не смог достойно подготовиться. По словам разработчиков, они хотели сделать Чёрную смерть ещё одним вызовом для игрока, наряду с нашествием кочевников. Впрочем, в настройках можно отключить эту напасть или изменить её опасность и период появления.

Приёмная дочь истории

Недоработки и ошибки вроде упомянутого бага с наименованием эпидемий, к сожалению, для дополнения не редкость. Например, у меня после эпидемии кори половина персонажей стала щеголять в железных масках — так здесь отображается перк «Обезображенное лицо», являющийся последствием болезни. Вроде бы логика в этом есть, но результат раздражает — в прошлых версиях CKIII такие маски встречались очень редко.

Проблемы есть и у легенд — ещё одной важной особенности DLC. Конструктор текстов этих самых легенд выдаёт совсем уж несвязные истории, к тому же страдающие грамматическими ошибками — как минимум в русской локализации.

Легенда, которая пройдёт с династией моего героя через века. Была бы она ещё не столь коряво написана…
Легенда, которая пройдёт с династией моего героя через века. Была бы она ещё не столь коряво написана…

Приходится, так сказать, «отыгрывать в голове», ориентируясь на то, какое влияние на геймплей оказывают легенды. Они бывают трёх видов: героические, святые и легитимизирующие — и трёх уровней качества: известные, выдающиеся и мифические. Для того чтобы положить начало собственной легенде, необходима основа — зарождающаяся легенда. Её можно получить, выполнив определённые условия — иногда достаточно быть потомком известной династии, а порой необходимо совершить настоящий подвиг: победить в священной войне, заполучить императорский титул или сразить особого зверя на охоте.

Активировав такую легенду, персонаж становится её владельцем — он тратит на содержание легенды значительную сумму, зато получается целый набор полезных модификаторов. Они зависят от типа легенды: героические дают больше престижа, святые — благочестия, а легитимизирующие приносят признание. Легенды могут распространяться по карте, давая бонусы провинциям и другим дворянам, кто «покровительствует» легенде. Получается ещё один вариант «раскрашивания» карты — занятие для тех, кому наскучили исключительно военные методы.

А ещё с легендами связан целый пласт новых событий и занятий. Можно рассказывать легенды на пирах и встречах, выступать с ними перед публикой и — самое интересное — вносить в текст изменения: например, исправить «досадную ошибку» хрониста, из-за которой ранее в подвиге упоминалась победа над обычным вепрем, а не уничтожение дракона, что, как всем известно, случилось на самом деле. Меняются как текст, так и модификаторы — в итоге к тому моменту, как вы решите завершить легенду (получив при этом единовременно очень большой набор бонусов), рядовая история про победу на войне может превратиться в героический эпос, имеющий мало общего с первоисточником. Что-то подобное происходило и на самом деле — лишнее напоминание о том, насколько глубок уровень погружения и реализма в CKIII.

Чем больше покровителей у легенды, тем она популярнее. Впрочем, если у другой легенды плюсы окажутся более весомыми, то большого охвата ждать не стоит — надо будет заниматься распространением «вручную».
Чем больше покровителей у легенды, тем она популярнее. Впрочем, если у другой легенды плюсы окажутся более весомыми, то большого охвата ждать не стоит — надо будет заниматься распространением «вручную».

Хотя, если отвлечься от ролевого отыгрыша, механика легенд — лишний способ дать игроку побольше вкусных плюшек. Если не заниматься самоограничением и пользоваться огрехами ИИ, то CKIII, и без того не самая сложная игра (стоит лишь разобраться в основах геймплея), становится ещё проще. Если в Tours & Tournaments за один налоговый тур по вассалам можно было собрать десятилетний бюджет всей державы, то теперь, прокачав легенду до максимума, вы получите очень жирный набор бонусов, вроде претензии на все титулы в рамках империи.

Помазанник божий

В противовес разработчики ввели новое игровое понятие — легитимность, которая наряду с Чёрной смертью должна выступать ограничителем на пути к мировому господству. Теперь приходится не только следить за накоплением престижа и мнением других персонажей о вашей персоне, но и держать в уме показатель легитимности — меры доверия вассалов к сюзерену. Всего предусмотрено пять уровней — от нелегитимности до рукоположённости. Заметные преимущества начинаются на последних двух — всё, что ниже, будет мешать нормальному правлению.

Среди множества косметических нововведений — появление лысин у персонажей. В юности герцог Эдмунд щеголял более представительной шевелюрой, но уже к тридцати годам жизнь его здорово потрепала, как можно заметить по обилию отрицательных значков, показывающих свойства личности.
Среди множества косметических нововведений — появление лысин у персонажей. В юности герцог Эдмунд щеголял более представительной шевелюрой, но уже к тридцати годам жизнь его здорово потрепала, как можно заметить по обилию отрицательных значков, показывающих свойства личности.

Получить легитимность можно разными способами — от победы на войне до распространения легенд. Потерять её ещё легче: кроме очевидных поражений на поле боя и утраты титулов могут встретиться и более экзотические варианты. А ещё жители королевства наверняка начнут сомневаться в законности ваших прав на престол в случае опустошающей эпидемии, поразившей столицу, — что это за наместник Бога на земле, если его подданные мрут как мухи?

Но в целом особого эффекта от появления этой сдерживающей механики я не заметил. Возможно, надо сыграть ещё пару партий, и тогда эта особенность дополнения раскроется лучше. Однако сейчас, как и прежде, проблемы с вассалами у меня возникают лишь при смене правителя, а потом легитимность несложно набрать с помощью занятий вроде туров или турниров.

Новый вариант «раскраски» наверняка придётся по душе всем «малярам».

В отличие от неплохого Tours & Tournaments,  Legends of the Dead оставляет смешанные чувства. Да, здесь есть всё, что обещали разработчики, — легенды, эпидемии и новая механика легитимности, но вопросов как к качеству, так и к количеству контента хватает, особенно на фоне не самого скромного ценника дополнения. Я надеялся на большее.

 Crusader Kings III не стала хуже — перед нами по-прежнему лучшая RPG о средневековых правителях. Хотите заразить себя чумой (виртуальной, конечно) и сочинить об этом легенду — готовьте 1 099 рублей (именно столько стоит дополнение). Но не стоит думать, будто расширение добавит много нового в эту изумительную игру.

Плюсы: новые занятия, способности и события, связанные с болезнями и легендами, разнообразят жизнь персонажей; косметические изменения.

Минусы: слишком мало контента, а тот, что есть, местами слабо проработан.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Crusader Kings III: Legends of the Dead

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
4 марта 2024
20
4.0
4 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Врач и до этого был очень нужен.

После этого dlc некоторые придворные должности стали действительно нужны, как например врач или поэт

Легенды разочаровали. А легитимность уж слишком пассивная механика.

Чума, в принципе, тоже достаточно пассивная механика. Все, что ты можешь сделать, это изолировать себя/столицу и надеяться что тебя пронесет

Я удивлен что из-за чумы нельзя отменять ивенты, потерял так половину династии на охоте когда рядом вспышка произошла

Раньше можно было взять среднего врача, авось он научится ремеслу. Сейчас пока он будет учиться у тебя вся династия вымрет. Поэтому надо сразу искать хорошего

Я могу ошибаться, но в сезоннике четко видно где большое ДЛЦ в духе Туров и где малое, и легенды не большое, Roads to Power да, виднеется как большое, республиканцы тянут на что-то новое, но да, даже легенды смогли вернуть меня в крузаков на 15 часов и не отбили еще желание.

Длс жду только из-за модов, для ванили даже уже не покупаю. 

Не знаю, как играл на английском, так и продолжаю. Слишком много моментов, которые явно не могут успевать к апдейтам делать — мне лично проще оставаться в оригинале

Что с ИИ? Он все так же стесняется приглашать хороших рыцарей, даже если престиж двора на максимуме и не умеет строить правильные здания под размещенные полки?

Читай также