12 июля 2014 12.07.14 83 8543

Немного о творчестве Достоевского

+54

Каждый раз, когда я вспоминаю о творчестве Достоевского, у меня начинается истерический смех. Ненадолго, просто эмоциональная вспышка. Почему так происходит?
Творчество Федора Михайловича заставляет вас страдать. За героев и злодеев. Каждый раз, когда вы начинаете читать что-нибудь из Достоевского – вы должны быть готовы к этому, готовы к желанию выбросить книгу в окно. Поначалу все начинается просто: вы боретесь со скукой, прорываясь через первые строчки и заставляете себя читать. Но лишь поначалу. С каждой новой строчкой, с каждой новой главой вы все больше понимаете ситуацию, вникаете в происходящее. Вам действительно становиться интересно, вы начинаете размышлять об этом. Однако, чем дальше вы читаете, тем быстрее банальный интерес сменяется страхом.

Например произведение «Бесы», написанное по мотивам «Нечаевского дела». Та же история: вы читаете, возможно даже взахлеб, и тут одна единственная строчка даёт вам под дых. Но вы продолжаете читать. Вы не можете не читать дальше.
«Униженные и оскорбленные» также дают вам под дых. А ведь и то, и другое, и третье – все начинается так мило. Вы читаете в надежде, что хотя бы теперь все закончится хорошо.
Впервые я познакомилась с Достоевским в школе. Как и все школьники, я была обязана прочитать «Преступление и наказание», записать пару абзацев описания Петербурга из произведения и больше об этом не вспоминать. Но вышло так, что моя учительница обожала творчество Федора Михайловича, так что всему моему классу пришлось туго. Кроме стандартного «грязного и больного Петербурга», нам пришлось выписывать все упоминания желтого цвета в произведении, а также все сны Раскольникова.

Наверное не стоит описывать весь «восторг» от таких поручений, однако именно благодаря упорному выискиванию упоминаний о желтом, о Петербурге и штудирование всех трех снов несчастного Родиона, я начала проникаться талантом писателя. Пока не поняла, что у Федора Михайловича не может быть исключений.
Но давайте не будем рассуждать так, будто Достоевский сломал мне жизнь. Самый позитивный его рассказ «Село Степанчиково и его обитатели» выбивается из манеры Федра Михайловича «бить под дых». Потому что вас «бьют под дых» с самого начала и почти до самого конца. Читая это произведение, вы ощущаете себя мазохистом. Но вы будете идиотом, если не дочитаете: «Село Степанчиково» одно из таких произведений, которые читают ради концовки.

«Подросток», «Дядюшкин сон», «Идиот», «Белые ночи», «Записки из подполья» … Я прочитала практически все, мне осталось совсем немного, и я закончу с Достоевским. Я это делаю не для галочки, не для того, чтобы после во всеуслышание рассуждать о том, что Федор Михайлович гений и каждый русскоговорящий обязан прочитать хотя бы половину из того, что он написал. Никто не обязан, как и я. Так откуда же такое стремление?
Дело в том, что каждый раз прочитывая из Достоевского что-то новое, вы не просто погружаетесь в то время, нет. Вы переживаете за главного героя, сталкиваетесь с его новыми трудностями, радостью, печалью, стыдом. Вчитываясь вы забываете о том, что на дворе 21 век, уже давно появились телефоны, самолеты, супермаркеты. Вы забываете все, кроме того, о чем читаете. В этом и есть гений Достоевского: он обеспечивает вам полное погружение в ту реальность и дает возможность прожить чужую жизнь. От этого не просто отказаться.
Каждый раз, когда я вспоминаю о творчестве Достоевского, у меня начинается истерический смех. Ненадолго, просто эмоциональная вспышка. Потому что я прочитала почти все. Мне не хотелось бы закончить с ним так скоро.


Лучшие комментарии

Да, нормально, для старшеклассников уже. Но нужен просто грамотный подход учителя, чтобы заинтересовать, а не: «Прочитайте к понедельнику. В понедельник сочинение.» и тому подобное.
Начнем с того, что любая фраза Пейна — это крылатая цитата, персов достоевского вообще никто не цитирует.

И ЭТО БЛДЖАТЬ ВСЕГО ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ Представь, чо будет если взять все. Представил? Вот и не заикайся про цитаты. А ежели никто в быту Достоевского не цитирует — это проблемы лишь ограниченности твоего окружения. Ну, и Макс Пейн куда доступнее всякому сброду, ага.
Отбросим тот факт, что формат видеоигры позволяет глубже погрузиться в духовный мир персонажа (музыка, озвучка, анимация).

Формат книги позволяет выписать ВЕСЬ внутренний мир персонажа, кем бы он ни был. Этим, кстати, Достоевский и известен.
Например одна из моралей Макса Пейна 3, что ты все время думаешь, что ты борец со злом, но в итоге в конце выясняется, что ты и есть главный говнюк. Какой-нибудь персонаж достоевского может похвастаться такими твистами? Нет, не может, потому что они не развиваются духовно на протяжении всей истории, только делятся своими чувствами.

В общем, это мне даже комментировать лень. Пусть, какой-нибудь чувак с более обширной теоретическо-доказательной базой внятно на пальцах тебе пояснит, почему ты не прав.

И напоследок — чувак, Достоевский — это ведь не зря общепризнанная классика. Доходит?
Есть версия, что единственный здесь человек, чей уровень развития взглядов и культуры остался классе в восьмом, это — ты.

Не ври. Он перешел в девятый ;)
Никогда бы не подумал, что встречу что-нибудь более ядрёное, чем сопоставление второго масс эффекта и «Преступления и наказания». (Был один такой постец на Блогах давненько) Но сравнение творчества Достоевского с Максом Пэйном (Причём не в пользу первого) — это конечно сильно.

А от всего остального в твоём комментарии просто на стену хочется лезть. Ужас. Тихий ужас.
Я думаю, желание пойти и прочитать то, что до этого никакого желания не вызывало — вполне себе знак качества. Причем высокого качества, да.
А Достоевский отчего-то закрепился у меня в голове в качестве какого-то странного стереотипа, «скучного и заумного». Но вот теперь-то я пойду, прочитаю и убежусь,- возможно!,- в обратном.
На самом деле аудиокниги в иных ситуациях просто незаменимы. В наших автобусах, да по нашим колдобинам читать практически невозможно. Аудиокнига хороший выход. Опять же стихи, почему-то не все их воспринимают при самостоятельном прочтении, а в исполнении мастера гораздо лучше. Взять хоть Филатова с его Федотом-стрельцом, хошь не хошь, а в его исполнении гораздо круче, нежели самому читать.
Безграмотность — это хроническое отсутствие запятых у тебя в предложениях, а
фанатизм — это твоё слепое убеждение с пренебрежением к мнению других людей. Есть версия, что единственный здесь человек, чей уровень развития взглядов и культуры остался классе в восьмом, это — ты.
Для того, чтобы понять то, почему произведения Достоевского признаны классикой, нужно по мере взросления развивать уровень своего мышления, а не игнорировать всё вокруг и проливать слова ненависти.
И да. Когда человек добился больших высот, не имея больших возможностей, это говорит о том, что у человека есть определённые черты характера, которые этому поспособствовали. И человек с подобным характером в любом времени сможет достичь высот своих желаний. Такова человеческая природа.
Достоевский очень серьезный упор ставит на мелкие детали. Интерьер, описание города — все это делает погружение более глубоким. Но не в этом суть. Его персонажи, как и живые реальные люди, живут своей жизнью, которая действительно передана, а не «прописана» для них. Хоть звучит парадоксально, но так оно и есть.
А вообще Достоевского надо взрослым читать, а не в школах. Не для детей это чтиво.
Если бы достоевский жил сейчас, он бы не был классикой

Что, сочинение по Достоевскому завалил перед летними каникулами? Или воюешь со списком литературы на лето?)))
Если бы Достоевский жил бы сейчас, то он бы строчил эмо-посты в Контакте.
Я как истинный гуманитарий, оценил сие великолепный обзор великого творения Федора Михайловича ;D
БАХ! И сучка падает замертво.
Я единственное, что прочитал из русской литературы 19 века, недавно — это Соборяне Лескова. Признана на момент выхода самым правдивым описаниям русского духовенства. Жуткая вещь, если знаешь историю. Читаешь и видишь 1917 год.
Ну, я ведь увлекаюсь сочинением стихов, чтобы хорошо знать язык нужно много читать, классику в первую очередь.)
Читай также