Могли ли организаторы первой выставки потребительской электроники CES 1967 (Consumer Electronics Show) представить себе, что через пятьдесят лет, в 2017-м, на их мероприятии будут показывать гибридные технологии виртуальной и дополненной реальности, лихо рассекающих пространство среди препятствий миниатюрных дронов, телевизоры размером в стену и толщиной с канцелярскую скрепку, самоуправляемые электрические автомобили, компактных бытовых роботов и голосовое руководство «умным домом»? Нереальная для того времени научно-фантастическая картина уже состоялась. Некоторым изобретениям ещё предстоит цикл экспериментов и адаптации под рынок, но большинство из них на пути к покупателям.
ТРЕНДстоун
В Лас-Вегас на CES 2017 в этом году прибыло более, внимание, трёх тысяч восьмисот гаджетов. Инновационных и готовых к коммерческой реализации. Рассказать обо всех или хотя бы о каждом десятом в рамках одного материала физически невозможно. Благо в Интернете копятся сотнями подборки вроде The Best of CES 2017. Да и после пятидесяти выставок мы прекрасно понимаем — многие концепции созданы просто для затуманивания глаз и развлечения жаждущей футуризма публики.
Куда интереснее другая плоскость события — будущее представленных экземпляров в целом. Разобраться в нём нам помогут выявленные на CES 2017 тренды. Сформировались они после выставки. Ведь традиционно «информационный хвост» с участием экспертного сообщества приносит больше ценных сведений, чем публичные выступления и рассылки производителей во время мероприятия. Мы обозначили десять основных векторов развития потребительской электроники в 2017-м.
Виртуальная реальность стала смешной смешанной
Смешалась реальность с виртуальным миром так, что появилось новое направление. Его формула: VR (Virtual Reality) + AR (Augmented Reality) = MR (Mixed Reality). То есть в традиционный игровой шлем интегрируются технологии дополненной реальности (как в голографическом проекте Microsoft HoloLens или умных очках Google Glass). Получается, что вы теперь не стукаетесь лбом о шкаф при перепрыгивании игрового препятствия и не отправляете любимую бабулю в нокаут в симуляторе бокса — проекция реального мира начала взаимодействовать с виртуальной реальностью.
В AR-технологии вливается всё больше финансов. Они исследуются наравне с VR-системами не столько в близкой нам развлекательной сфере, сколько в формате «бизнес для бизнеса», то есть с целью применения в космической отрасли, промышленных проектах, туристической индустрии, медицине и так далее. Получившийся винегрет под названием MR (приживается ещё «объединённая реальность») на CES 2017 поддержали ASUS, Lenovo, Qualcomm, Intel, NVIDIA и другие, менее известные участники.
А ещё на корню срезан скептический настрой относительно дальнейшей судьбы троицы виртуальной реальности: HTC Vive и Oculus Rift для PC, PlayStation VR для PS4. Никуда они пока не денутся. HTC объединила свои усилия с компанией Intel в беспроводном проекте WiGig для освобождения шлема Vive от внешности трансформаторной будки (релиз состоится в 2017-м). У самой Intel тоже есть концепция автономного VR-устройства — Project Alloy с записью окружающего мира в 3D. По их мнению, нужно убрать провода, оптимизировать характеристики, добавить удобные манипуляторы, и всё будет классно
От Oculus и Sony получим новости позже, в рамках отдельных мероприятий, а вот Microsoft наконец открыто поддержала начинания Dell, HP, Lenovo (да и анонсы других производителей) в плане создания более дешёвых VR-гарнитур для PC. Насколько дешёвых? Порядка 400 долларов США (25 000 рублей), что заметно ниже текущей стоимости Vive или Rift. Правда, ни один из привезённых прототипов не показали в работе, поэтому пока рано говорить об их перспективах. Как видите, 2017-й никак не обойдётся без VR. Мы ещё не вспомнили про разработки на основе мобильных чипсетов. Счёт оных идёт на сотни.
Наступают «дроны-прилипалы»
Если технологии VR ещё далеки от потребителя из-за высокой цены и экспериментального статуса, то вручную управляемые и роботизированные коптеры уже на максимально короткой дистанции к каждому из нас. За 2016-й узаконились юридические нюансы эксплуатации беспилотников, рост конкуренции позитивно сказался на розничных ценах, результат — всплеск интереса к данной продукции под новогодние праздники. На CES 2017 производители дали понять, что мы на пороге будущего, когда дрон в самом его правильном определении появится на наших улицах.
То есть целиком автономный самоуправляемый беспилотный аппарат будет завсегдатаем магазинов RC-игрушек. Первой волной роботизации выступят селфи-дроны. Они умеют безо всякого вмешательства человека делать фотографии и вести видеозапись с центровкой на владельце с расстояния, избегая столкновений с препятствиями. Годом ранее мы видели лишь прототипы, но теперь готовы уже коммерческие решения с мощным программным обеспечением на борту.
Носимую электронику не носят
Фитнес-трекеры, датчики здоровья пользователя, коммутационные блоки в составе одежды, наручных или нашейных гаджетов — всё это было интересно в 2015-м. За год к любителям научной фантастики пришло понимание, что носимая электроника не очень удобна в режиме ежедневной эксплуатации. К тому же точность измерений зачастую оставляет желать лучшего, а на некачественные материалы развивается аллергическая реакция. Одних исследований о том, как много людей убрали на дальнюю полку свои смарт-часы и фитнес-трекеры, провели тысячи. Результаты неутешительны. Прямым тому свидетельством стал развал Pebble и уход с рынка многих других стартапов.
Зато в череде экспериментов и поиска новых направлений производители за 2016-й год получили хоть и не самую широкую, но активную аудиторию энтузиастов здорового образа жизни, готовых вкладываться в подобные гаджеты. Для них и продолжаются проекты по улучшению точности снятия биометрических показателей и расширению форматов электронных устройств, а также сценариев их использования. Например, встраивание сенсоров в наушники, трекеры для наблюдения за здоровьем животных, док-станции в детскую комнату со снятием данных активности ребёнка, маячки поиска вещей и другое. Всё это как раз и демонстрировалось на CES 2017. Однако заметных прорывов в отрасли более не ожидается.
GoPro выдавливают, переворот экшн-камер
Доминантное положение GoPro в мире экшн-камер пошатнулось. Даже если отмести в сторону смелые концепции (чтобы не пускать пыль в глаза), новинки компаний Panasonic и Sony затмили возможности последних поколений Hero. Десятки стартапов предложили несколько сотен разновидностей компактных видеокамер для жёстких условий эксплуатации с непревзойдёнными технологиями стабилизации изображения. И конечно же, речь о форматах съёмки не хуже Full HD. В бюджетной категории такое же копошение — китайские производители прямо-таки наступают и низкими ценами демократизируют отрасль. Но у них скоро появится мощный конкурент в виде дрона-оператора, способного снимать лыжников и парашютистов на расстоянии. Интересное намечается лето.
А вот с упомянутыми смелыми концепциями пока запутанно. Большинство экспонатов предлагают панорамные 360-градусные системы видеозахвата. Далеко не все посетители смогли разобраться, нужна ли им такая технология. Дело в том, что её будущее зависит от того, стартует ли в ближайшие год-два виртуальная реальность массово или так и останется экспериментом для энтузиастов да аттракционов. Мобильные шлемы класса Google Cardboard обрели популярность среди любителей 3D-панорам и стереоскопического видео, что привело к запуску проекта Google Daydream. И вот теперь спрос на 360-градусный контент зависит только от успеха интернет-гиганта.
Мобильные технологии ищут себя в AR и AI
Внимание участников CES всегда концентрировалось на глобальных проектах. Мобильной электронике обычно уделяется базовый интерес, поскольку для неё создан более подходящий формат в виде ежегодного конгресса MWC (Mobile World Congress, пройдёт в конце февраля). Однако без новинок нас не оставили. Особо выделилась ASUS с телефоном ZenFone AR. Название не случайное — дополненной реальности (AR) в концепции аппарата придаётся особое значение. Технология 3D-оцифровки окружающего мира Google Tango через массив камер уже существует и нашла применение в ряде других смартфонов в 2016-м году. Но ZenFone AR станет первым коммуникатором, который поддерживает ещё и виртуальную реальность Google Daydream. То есть перед нами тот самый пример смешанной (или объединённой) реальности MR в составе телефона.
В 2017-м бесполезные дополнения и обновления уступили функциональным инновациям. И значительную роль в этом сыграет программное обеспечение для объединения всевозможных электронных устройств. Разработчики полюбили Интернет вещей (Internet of Things), в котором смартфон занимает центральное звено. Вполне реально существующая концепция взаимодействия между телефоном и роботом, домом и автомобилем, телевизором и кофеваркой предлагает отказаться от традиционных приложений и передать все сложные задачи машине — искусственному интеллекту. Его умение самостоятельно обучаться целиком повлияет на развитие сервисов, превратив всевозможные Siri, Google Assistant, Alexa и Cortana в интерфейс.
PC мёртв? Нет! Всё ещё нет
В Лас-Вегасе нам показали гигантское количество персональных компьютеров в невероятных форм-факторах. От игровых док-станций в виде флешек с HDMI-разъёмом (конечно, вряд ли они «потянут» что-то более мощное, чем порты мобильных аркад) и плоских системных блоков размером с паспорт до монструозных ноутбуков-гибридов, среди которых выделилась геймерская станция Razer Project Valerie с тремя складными 17-дюймовыми мониторами. Премьеры топовых устройств состоялись и у других производителей, включая Samsung, Acer, ASUS, Hewlett-Packard и Dell. Персональные компьютеры остаются самой универсальной платформой для рядовых потребителей и бизнеса, поэтому им уделялось большое внимание на CES, и, скорее всего, это изменится ещё нескоро.
Роботы наконец заработали
Как и годом ранее, роботы в Лас-Вегасе остаются бутафорией. Призванные для привлечения внимания, они раскатывают по стендам с заранее прописанным сценарием действий (хорошо хоть, на этот раз обошлось без жертв). На массовое использование их функциональность всё ещё не тянет. Но объявились лидеры, добившиеся практического результата, — комфортный в общении помощник-информатор Pepper для торговых центров и аэропортов, очаровательный робот-нянька Kuri для ухода за детьми и LG Smart Hub Robot с функцией дворецкого для управления «умным домом». Они обучаются вашему голосу, эмоциям и поведению, подстраиваются под вашу жизнь (в том числе по статистике на смартфоне) и всячески способствуют улучшению здоровья хозяина. Продукты готовы к продаже, хотя пока далеки от идеала. Позволить себе их сможет не каждый — цена переваливает за тысячу долларов.
Автомобили умнеют на глазах
Куда больше пользы роботы принесли автомобильной промышленности. Уже второй год подряд CES шуточно называют тусовкой электронных автомобилей (Car Electronics Show). Виной тому засилье новинок концернов в лице Ford, BMW, Chrysler, Toyota, Honda, Hyundai и совместных проектов с NVIDIA, Delphi, Google, Amazon и Bosch. Чем радовали производители? Автопилотом с целиком роботизированным управлением в условиях обычных дорог уже никого не удивишь. А вот голографический дисплей BMW HoloActive Touch вполне заслуживает оваций. Показанные на экспозициях концепт-кары экономичны в потреблении энергии, но мощны и похожи на космические корабли с невероятным количеством функций в стиле «умный дом» (который ещё и перемещается).
Реальный мир охватывает ctOS
Население планеты всё больше нуждается в помощи технологий. Чиновники еле справляются с городами, министерства неэффективно распоряжаются экономикой, в мире полно нерешённых проблем, и они имеют свойство накапливаться десятилетиями. «Умный дом» — малюсенькая ячейка в огромной концепции объединения домохозяйств, где уже слились в удобную и понятную сеть пользовательские устройства. Эдакая идея глобальной ctOS из Watch Dogs, если хотите. В 2016-м нас удивляли стиральными машинками с процессором внутри, а в 2017-м этими машинками, пылесосами, холодильниками и прочей домашней утварью управляют Google Assistant, Apple HomeKit и Amazon Alexa. Выставка CES 2017 показала, что практически все производители бытовой техники сегодня занимаются интеграцией своей продукции в системы «умного дома». И это серьёзный шаг в будущее.
Китайские компании нацелились на Запад
Подводя итоги, хочу дать вам пищу для размышлений. Как вы знаете, Лас-Вегас находится в США. Более половины участников в американскую столицу развлечений прибыли из Азии. В несметной орде заморских пришельцев господствуют китайские компании, переориентировавшие бизнес на западную модель продаж. То есть качественные гаджеты с продуманным дизайном, в красивых упаковках, с переведённым на разные языки программным обеспечением и инструкциями, соблюдением национальных требований и так далее. Мелкие предприниматели начали активно развиваться и становиться очередными Meizu и Xiaomi, а те превращются в полноценных общемировых конкурентов американцев, японцев и европейцев. Если пару лет назад лидеры потребительской электроники уходили из бюджетных решений, где китайцы отжимали куски рынка низкими ценами, то теперь, выходит, под реальной угрозой мейнстрим-проекты.
Лучшие комментарии