Прекрасная ярмарка событий в игровой и IT-индустриях пришлась на начало ноября. Здесь вам и «ИгроМир 2010» – одна из крупнейших в Европе выставок, посвященных компьютерным играм, и целый ряд громких анонсов, ну и, конечно же, скандалы вокруг свеженьких высокотехнологичных гаджетов. Подробно все события ноября мы обязательно обсудим в грядущем ежемесячном Цельнометаллическом дайджесте, а сегодня расскажем об очередном лидере линейки видеокарт NVIDIA Fermi, найдем ответ на вопрос, почему AMD решила отложить горячую схватку с конкурентом, и чем так нашумел Microsoft Kinect после своего релиза. В заключение по традиции вас ждет обзор актуальных для конца осени конфигураций компьютеров и лучшее «железо» в таблицах двух ценовых категорий, с которыми мы настоятельно рекомендуем ознакомиться всем тем, кто планирует сделать апгрейд своей игровой станции или задумывается о покупке нового ПК.
Внезапный выстрел NVIDIA – ноябрьский релиз GeForce GTX 580
Поскольку рождественские и новогодние праздники уже совсем близко, производители спешат представить свои новые продукты. Ведь нужно успеть запустить их в продажу до наступления праздничного ажиотажа. Например, процессорные гиганты опаздывают представить свои передовые изобретения. В связи с этим лишь только некоторые массовые модели из новых линеек готовятся посетить полки магазинов до конца этого года. А вот разработчики графических ускорителей в пылу обостренной конкуренции, напротив, скоропалительно совершают шаг за шагом по завоеванию своих позиций на рынке. Сразу после релиза линейки Radeon HD 6000 тяжелым артиллерийским залпом ответила компания NVIDIA, представив свой флагманский ускоритель GeForce GTX 580, ознаменовав тем самым свой переход на новую более совершенную серию видеокарт.
Многие эксперты (как зарубежные, так и наши) уже назвали это событие работой над ошибками, допущенными при выводе на рынок GTX 480. Дело в том, что новинка, основанная на 40-нм чипе GF110, является теперь не просто самым мощным решением на базе передовой архитектуры Fermi, но и наиболее сбалансированным в плане энергопотребления на единицу мощности. Так, ее уровень тепловыделения составляет не более 244 Ватт. Например, ее предшественница GeForce GTX 480 имела такой показатель целых 275 Ватт, а при нагрузках он достигал 300 Ватт. Напомним, что уровень TDP влияет не только на нагрев устройства, но и на уровень шума системы охлаждения, которая должна при более высоких температурах работать эффективнее. Помимо решения температурных проблем, улучшению подверглись функциональные блоки, число которых увеличилось вдвое, были повышены тактовые частоты и установлена принципиально новая система охлаждения. Благодаря всему этому и некоторым архитектурным изменениям инженеры NVIDIA смогли добиться роста производительности видеокарты в 15-25 процентов. И это, подчеркиваем, при более щадящем энергопотреблении.
Технические характеристики графического ускорителя GeForce GTX 580 следующие: 40 нанометровый чип GF110, 512 ядер CUDA, 64 текстурных модуля (TMU) и 48 блоков растеризации (ROP), тактовые частоты - 772 МГц для ядра, 1544 МГц для шейдерных блоков и 4008 МГц для памяти. Новинка поддерживает фирменные технологии NVIDIA, входит в поколение видеокарт Fermi и, конечно же, аппаратно «ознакомлена» с API DirectX 11. Рекомендованная цена в США составляет 499 долларов. В России цена сейчас запредельно высока – урвать «свежачок» пока возможно только по цене от 20 тысяч рублей. Возможно к новогодним праздникам жадность розничных магазинов поумерится.
В связи с тем, что нынешний флагман линейки Fermi уже поступил в продажу, в Интернете вполне ожидаемо начались публикации многочисленных тестов и обзоров новоявленного бойца калифорнийской компании. Если обобщить мнение независимых лабораторий, то продукт в целом удался. Он явно увереннее (процентов эдак на 20) себя чувствует в играх, чем GeForce GTX 480, при этом меньше нагревается и соответственно не так шумит при работе. Согласно экспертным выводам, двухчиповый лидер AMD Radeon HD 5970 порой даже отстает от GeForce GTX 580 на несколько процентов производительности. И хотя, несомненно, повод для радости у NVIDIA теперь есть, критики продолжают добивать этого представителя Силиконовой долины: с момента выхода первых «радеонов» серии HD 5000 прошло уже более года, а NVIDIA только сейчас смогла представить во всех отношениях завершенный продукт. И это тогда, когда на пороге уже появилось новое поколение видеокарт от конкурента.
Претендент на звание короля 3D-графики от AMD официально отложен
Впрочем, AMD по необъясненным официально причинам пока не спешит давать отпор GeForce GTX 580. И хотя IT-общественность вполне себе логично строила надежды на новую топовую модель линейки Radeon HD 6900 к Рождеству, выход двухчипового флагмана под названием Antilles было решено отложить. Таким образом, очередной претендент на звание короля 3D графики AMD Radeon HD 6990 появится в продаже лишь в первой четверти будущего года. Остальные графические адаптеры среднего ценового сегмента, фигурирующие под именами Turks и Caicos и представляющие собой замену Radeon HD 5750 и 5770, будут анонсированы позже, по всей видимости, одновременно с Radeon HD 6990.
Доподлинно неизвестно, чем вызван перенос даты анонса двухчипового флагмана Antilles. Предполагается, что релиз GeForce GTX 580 попросту не впечатлил AMD, после чего она решила не торопясь завершить работы над Radeon HD 6990, не слишком потеряв на рождественских продажах. И статисты, кстати говоря, подтверждают данную теорию. Согласно их данным о положении AMD на рынке графических решений, где компания в данный момент занимает лидирующую позицию, пока у NVIDIA нет продукта с хорошим отношением производительности и цены, ей будет тяжело бороться за первенство на рынке. Но не стоит забывать о намерениях NVIDIA в обозримом будущем выпустить видеокарту GeForce GTX 560, которая по производительности будет также на 15-20 процентов превосходить свою предшественницу - популярную ныне среди компьютерных игроков GeForce GTX 460. Кроме того, в первой половине года выйдут модели GeForce GT 540 и GT 520. Рождественские праздники, очевидно, придется встречать горячо обоим разработчикам, а нам, потребителям, получать печеньки от сниженных цен на видеоадаптеры в результате их ожесточенной борьбы за первенство.
Релиз Kinect весь месяц сопровождали скандалы
Другой новатор этого года – компания Microsoft сейчас особенно переживает за продажи контроллера Kinect для игровой приставки Xbox 360, о котором мы вам рассказывали в нашем репортаже. IT-гигант надеется до конца нынешнего года продать по всему миру порядка 5 миллионов таких устройств. По словам разработчика, основой уверенных продаж станет релиз устройства в большом количестве стран. В России, например, революционный контроллер появился на прилавках магазинов уже 10 ноября. За обладание Kinect с владельцев консолей Xbox 360 производители требуют как минимум 8 тысяч рублей. Для сравнения, в США устройство предлагается всего за 150 долларов. Если покупать контроллер вместе с приставкой, то такой набор обойдется от 16 до 18 тысяч рублей в зависимости от емкости жесткого диска игровой приставки. Новый контроллер поддерживается 17 играми, четыре из которых представила сама Microsoft. Кроме того, в комплекте с Kinect бесплатно поставляется игра Kinect Adventures, на примере которой можно будет почувствовать всю прелесть нового игрового процесса.
И все бы шло прекрасно, если бы не скандал, развернувшийся в этом месяце сразу после выхода новинки. В рамках конференции BMO Capital Markets глава финансового отдела корпорации Деннис Даркин (Dennis Durkin) выступал перед ведущими специалистами по рекламе, а темой обсуждения были новые технологии продвижения товаров на рынок. В ходе своего монолога господин Даркин обронил буквально следующее: «Мы можем более детально таргетировать контент. Так, мы можем знать, сколько человек находится в комнате, когда показывается реклама. Сколько человек находится в комнате, когда кто-то играет». Другими словами, благодаря Kinect компания Microsoft будет знать о каждом пользователе буквально все.
Такое откровение моментально разнеслось по всей Сети и наделало немало шума в американской прессе. Самыми активными из возмущающихся оказались блоггеры, которые не зависят от Microsoft. Ну и последней только и оставалось, что оправдываться. Один из представителей компании дал интервью представителю издания Wall Street Journal, что «ни Xbox 360, ни Xbox Live не используют информацию, снятую Kinect в рекламных целях». Также в корпорации подтвердили, что они «ставят неприкосновенность личной информации пользователя на первое место». Важно отметить, что Деннис Даркин говорил именно о функциях, заложенных в технологию Kinect. То есть, если бы об этом не растрезвонили на весь мир, то уже сейчас камера могла бы начать собирать информацию о потребителях по всему миру. А потом полученные данные могли бы попасть в руки рекламных служб, или кого похуже. Пока доказательств этого нет, нам приходится просто верить официальной объяснительной Microsoft.
Но на этом каламбур не закончился. Буквально спустя неделю после выхода на рынок технологии Kinect ее умудрились взломать. Столь быстро свершившемуся деянию поспособствовала награда в 2 тысячи долларов, которую объявила компания Adafruit, занимающаяся созданием открытого программного обеспечения. Как прокомментировал ситуацию один из разработчиков Adafruit: «Это прекрасное оборудование, которое не должно быть привязано исключительно к Xbox 360». Поэтому компания решила заплатить гонорар в 2 тысячи долларов тому, кто сможет запустить оборудование на обычном персональном компьютере. И, как это неудивительно, одному американцу это удалось. Имя его Гектор Мартин (Hector Martin).
Если рассуждать честно, то по сути никакого взлома и не было. Это простой открытый драйвер, использующий функции Kinect на разных платформах и не только для игр, но и для приложений разработчиков и дизайнеров. То есть лицензионное ПО Microsoft не пострадало, поэтому наказывать хакера не за что. Следовательно, компании ничего другого не оставалось, кроме как сухо констатировать факты: «Официально Kinect поддерживается только на Xbox 360, а для всех остальных платформ контроллер можно использовать исключительно на свой страх и риск». Да и такой расклад, все же, принесет даже пользу создателю устройства. Ведь рост числа желающих приобрести девайс будет соответствовать возможностям подключения его к разным платформам, что в свою очередь принесет дополнительные барыши в карман IT-гиганта.
Теперь плавно переходим к обзору таблиц актуальных в ноябре комплектующих, которые мы будем рекомендовать к приобретению в заключительный месяц нынешнего года. Напоминаем вам, что расстановка позиций в наших таблицах производится традиционным способом: сначала предлагаются два варианта наиболее сбалансированной игровой системы на базе процессоров от AMD и Intel, а затем указываются возможные усовершенствования полученной машины. Так подвергаются обработке две категории компьютеров, первая из которых представляет собой недорогой, но современный игровой ПК, а вторая – более сбалансированный в плане соотношения цена/производительность его вариант. С подробным описанием и причинами выбора тех или иных комплектующих мы предлагаем вам ознакомиться ниже.
I. «Ничего лишнего». Категория игровой платформы за 500 долларов.
Категория номер один «Ничего лишнего» разработана для тех, кто желает получить компьютер, отлично справляющийся со всеми современными играми, и при этом не сильно кусает за кошелек. В случае если наш читатель решил усовершенствовать старенькую игровую систему за небольшие деньги, то нижеследующий материал просто рассчитан на него. Стоит отметить, что в нижнем ценовом сегменте очень сложно самостоятельно выбрать лучшие компоненты из-за огромного их разнообразия на рынке, а также немалого числа откровенно дешевого ширпотреба, нацеленного на неподготовленного покупателя. По этой причине мы тщательно выбираем компоненты системы из доступной на полках отечественных магазинов продукции. В таблице собраны такие системы, которые верой и правдой прослужат последним хитам игровой индустрии продолжительное время, а также предоставят запас на несколько стадий апгрейда и позволят, не отставая от технологического прогресса, сэкономить деньги на приобретении дорогих новинок.
Центральный процессор. Бессменно на протяжении всего времени существования высоких технологий самым важным компонентом любого компьютера остается центральный процессор. Важно понимать, что за эту ратную деталь придется несколько раскошелиться, ведь от нее зависит конечный результат производительности собираемой системы. В нашем случае средняя цена на процессор для игровой системы начального уровня колеблется у отметки в 100 долларов. И если компании AMD удается предложить решения с достаточной для игр производительностью за эту стоимость, то Intel наживается на раскрученном бренде Core i3 и «лепит» на товар ценники с кругленькими циферками. В декабре уходящего 2010-го года мы ожидаем некоторую нестабильность ценников на комплектующие в розничных магазинах стран СНГ. Впрочем, каких-либо значительных изменений в области бюджетных моделей центральных процессоров не прогнозируется, поскольку глобальных изменений в ассортименте обоих чипмейкеров никаких перемен также не предвидится. Но лучше лишний раз перепроверять стоимость желаемой покупки с той, которая была еще месяцем ранее.
Системная плата. Второй по важности компонент, обладающий магической силой объединять все комплектующие в рамках одного системного блока – это системная плата. Различные технологии и интерфейсы различают представленные на рынке решения между собой. На этот раз в обоих случаях мы оказались приверженцами последних новинок компании ASUS. Для процессоров AMD она представила модель M4A87TD, которая несет на борту свеженький чипсет AMD 870. Он рассчитан на установку в систему одной видеокарты, что обеспечивает невысокую стоимость решения. Это же свойство характерно и для Intel H55 – сердца системной платы ASUS P7H55, которую мы выбрали для соседней конфигурации. Отдельно стоит отметить поддержку этими материнскими платами SATA III и оперативной памяти DDR3 с частотой до 2000 МГц.
Оперативная память. Наконец-то мировое снижение цен на оперативную память дошло и до стран СНГ. Отголосок летних «сбросов» производителями стоимости чипов DDR 3 дает нам больше возможностей в выборе. Так, для игровой системы начального уровня мы выделили недорогие модули от Kingmax со стандартными для DDR3 таймингами по формуле CL9 и частотой 1333 МГц. Объем в 4 Гб сегодня оправдан как в ресурсоемком программном обеспечении, так и в компьютерных играх, учитывая любовь современных пользователей к установке многочисленных «примочек» для Windows, требующих дополнительной оперативной памяти. Ноябрь окажется месяцем со стабильным уровнем цен на этот вид комплектующих. Колебания ограничатся рамками, сравнимыми с погрешностью территориальной разницы в продажах.
Видеокарта. На этот раз мы решили сделать полностью взаимозаменяемую графическую подсистему на обеих конфигурациях и отказаться от советов конкретных производителей, чтобы предоставить вам полный спектр выбора. Так, теперь вы сможете наглядно увидеть, какая видеокарта у того или иного разработчика может стать альтернативным вариантом. Например, AMD Radeon HD 5570 с весьма неплохими характеристиками для своей категории конкурирует с недавно поступившей на полки магазинов NVIDIA GeForce GT 430. Обе хоть и поддерживают DirectX 11 и способны справиться с большинством возложенных на них задач, в чем можно убедиться, поискав в Интернете материалы с обзорами данных решений, тем не менее, позиционируются как класс недорогих решений, от которых чуда ждать не стоит. Напомним, что главную роль в выборе того или иного графического ускорителя сыграет ваша приверженность технологиям разработчика. Будет это AMD или NVIDIA - все зависит от предпочтений. Однако помимо создателей видеокарт, есть еще и те, кто их производит со своими конструктивными изменениями. Этих компаний бесчисленное множество и каждая из них старается придать неповторимый дизайн готовому решению. Опять же, кто из них вам ближе, решать не нам.
Жесткий диск. Файловая система компьютера порой может свести на нет работу дорогостоящей игровой станции. Причина будет крыться в ненадежном или медленном устройстве хранения данных. Способные избежать подобной неприятности скоростные SSD-накопители пока страдают от ряда недостатков - ограниченное число циклов перезаписи, малый объем памяти и высокая цена. Поэтому единственным выбором, как и раньше, остаются жесткие диски, рынок которых тоже развивается. Мы предлагаем для системного раздела приобрести недорогую, но производительную модель на 320 Гб от любого из трех ведущих производителей: Seagate, Western Digital, Hitachi. Последний предпочтительнее в плане соотношения цена/надежность, именно поэтому этот бренд попал в нашу таблицу. Мы вынуждены вас предупредить, что к концу года прогнозируется дефицит жестких дисков в продаже. Дело в том, что производители были недовольны продажами в начале осени, на которую они возлагали большие надежды. Результатом стало снижение уровня производства и, как следствие, меньшее количество жестких дисков на складах в канун новогоднего всплеска спроса. Он кстати уже начинает расти, поскольку сборщики компьютеров и ноутбуков начали скупать последние новинки среди накопителей.
Доступный апгрейд. Рано или поздно недорогая игровая система выдаст свои недостатки, и вы будете разочарованы в том, что раньше не побеспокоились о возможности заменить какую-нибудь деталь без особых затрат на более дорогую и производительную. Но наши системы изначально собираются с расчетом на будущее. Поэтому прямо сейчас мы продемонстрируем, что можно «выжать» из игрового компьютера начального уровня при небольшом вложении средств.
Для системы на базе AMD есть возможность заменить двухъядерный центральный процессор на решение с шестью ядрами. Это позволит использовать приложения с многопоточной архитектурой. То есть адаптированные под многоядерные чипы игры и программы будут работать как минимум троекрат быстрее. Такое возможно благодаря новой политике разработок AMD. Этому же способствует универсальный разъем AM3 на системных платах, поддерживающий большинство современных процессоров «зеленого гиганта». У конкурентов серия процессоров Core i5 несколько более ограниченна из-за различия стандартов в разъемах процессоров. Впрочем, возможность установить четырехъядерный процессор с не менее внушительной производительностью, чем у шестиядерного соратника, все же существует.
Под стать такому процессору лучшим выбором будет игровая видеокарта AMD Radeon HD5830, способная без нагрева выдать отличные показатели производительности в 3D-приложениях. В качестве альтернативы от компании NVIDIA предлагается геймерский 3D-ускоритель GeForce GTX 460 с замечательным соотношением цена/производительность. Что вам ближе – GeForce или Radeon? В выборе помогут интуиция и многочисленные обзоры, коих сейчас в Интернете навалом.
II. «Чтоб мало не показалось». Категория игровой платформы за 1000 долларов.
Категория «Чтоб мало не показалось» разработана для пользователей, жаждущих безграничных возможностей своего ПК. Те конфигурации, которые мы составили для вас, справляются с любыми современными задачами, будь то игра с требовательной графикой или сложный аппаратный рендеринг 3D сцен. Если вы намерены выставлять в играх высокие разрешения и настройки одновременно, то это именно ваш выбор. В данную категорию попадают комплектующие, которые совсем недавно выбыли из рядов HI-END продукции. Как правило, это происходит из-за появления на рынке более новых и дорогих решений. Компании Intel и AMD ведут ожесточенную конкурентную борьбу за преимущество в этом сегменте.
Центральный процессор. Как вы уже знаете, для полноценной игровой системы центральный процессор является самым важным звеном – даже ее опорой. Чем больше мощность процессора, тем более дорогую видеокарту можно будет установить в системный блок, тем лучше память отработает свой объем и так далее. Для компьютера на базе AMD мы подобрали самый производительный четырехъядерник в серии Phenom II X4 - модель 965. В основе системы Intel в очередной раз размещен Core i5-750, обладающий завидными техническими характеристиками и остро конкурирующий со своим соседним оппонентом.
Системная плата. Среди дорогостоящих системных плат всегда выделялись решения от компании ASUS, зарекомендовавшей себя в качестве надежного производителя. Сегодня как раз наблюдается небольшой спад цен на ее продукцию, поэтому мы склонны рекомендовать к концу года именно этот бренд. Для процессоров AMD сейчас вводятся усовершенствованные чипсеты серии AMD 8xx. Наиболее привлекательными будут решения на базе AMD 870, которые благодаря отсутствию поддержки Crossfire и SLI технологий обладают весьма красивым ценником. Мы вновь рекомендуем модель ASUS M4A87TD/USB3 для взыскательных пользователей. Ничего лишнего и максимум производительности – разве это не чудо? Для другой системы отлично подойдет решение ASUS P7H55 на базе современного чипсета Intel H55. Эта материнская плата способна принять на борт любой процессор под сокет LGA1156, что нам собственно и нужно для шустрого Intel Core i5-750 или даже Intel Core i7-860 в перспективе.
Оперативная память. Каждый ПК, основной заботой которого является воспроизведение компьютерных игр с высокими настройками дальности, количества ботов в кадре и других элементов геймплея, должен быть обеспечен скоростной и качественной оперативной памятью с большим объемом гигабайт на борту. Центральные процессоры с разъемом AM3, как правило, не поддерживают наборы модулей с частотой свыше 1600 мгц. Для системы на базе AMD мы установили стабильный 1333-МГц набор от компании Corsair, славящейся качественными планками ОЗУ. Для компьютера на базе Intel были выбраны скоростные 1600-МГц модули от OCZ. Оба набора обеспечены теплоотводящими радиаторами, которые продлят срок службы чипов.
Видеокарта. Мощная графическая подсистема позволяет забыть о таких вещах, как низкие и средние настройки графики в играх, а также сопутствующих выкрученным на максимум ползункам видеоопций тормозах. Но чтобы познать все прелести геймерского счастья придется раскошелиться на добротный 3D-ускоритель. Недавно поступившие на полки магазинов Radeon HD 6870 с хорошим ценником обладают прекрасной производительностью и совсем новым почти не греющимся видеочипом. Конкурировать ей предстоит с GeForce GTX 470, который показывает несколько меньшую скорость обработки 3D графики за ту же цену. Но это не остановит настоящего поклонника PhysX эффектов и других возможностей CUDA. Оба 3D-ускорителя способны справиться со всеми последними графическими технологиями – DirectX 11 им «вшит» прямо в мозги.
Жесткий диск. Как мы уже говорили, жесткий диск порой оказывается чуть ли не важнее всех остальных компонентов игрового ПК. Для системы начального уровня можно ограничиться выбором винчестера от Hitachi. Но в категории «Чтоб мало не показалось» мы выбираем более дорогое устройство хранения данных от Western Digital. Объема 750 Гб хватит как под системный раздел, так и под игровой – жаловаться не на что, ведь и скорость приемлемая, поэтому долгие загрузки игровых уровней останутся лишь в вашей вечной памяти.
Доступный апгрейд. Когда выходит какой-нибудь очередной Crysis с невероятными системными требованиями, тогда начинают вылезать наружу все недостатки существующей игровой системы. Вдруг оказывается, что видеокарта уже не тянет высокое разрешение картинки со сглаживанием, текстуры подгружаются не так быстро как хотелось бы, а центральный процессор и вовсе может отказаться от обработки многочисленных орд ботов под управлением навороченного искусственного интеллекта. В этой ситуации может быть два пути – либо смириться и продолжать играть в прошлогодние хиты и зачитываться чужими впечатлениями на форумах и в рецензиях, либо попытаться заменить устаревшую деталь компьютера и наслаждаться красивой графикой самому. Что именно из всех комплектующих тормозит работу всей системы, помогут выяснить различные программы диагностики.
Если со временем «устал» работать центральный процессор, то в случае с системой на базе AMD мы предлагаем присмотреться к топовой шестиядерной модели Phenom II X6 1090T. За ее охлаждение желательно ответственность перенести на хороший кулер вроде Zalman CNPS7500-Cu. На базе Intel неплохо было бы установить практически равноценную модель Core i7-860. Тут хоть и четыре ядра, но их общая производительность не уступает конкуренту.
Как сегодня уже было сказано, место самой производительной одночиповой видеокарты NVIDIA, которое до некоторых пор занимала GeForce GTX 480, принадлежит теперь GTX 580. Стоимость последней в странах СНГ устанавливается на уровне 640 долларов (порядка 20 000 рублей), но со временем, когда ажиотаж вокруг новинки несколько спадет, она снизится. А пока у нас есть возможность приобрести по вполне вменяемой цене ее младшего собрата. Продукция AMD не остается в стороне. Radeon HD 5870 за последние месяцы в наших странах подешевела более чем на 60 долларов. Впрочем, серия Radeon HD 5000 уходит в прошлое – ей на смену спешат «радеоны» линейки HD 6000.
Не забывайте, что вы можете обращаться за конкретной помощью в выборе той или иной конфигурации или за советом как в этой теме, так и в соответствующем разделе на нашем форуме. Мы будем рады вашему активному участию в развитии рубрики и постараемся ответить на все ваши вопросы и предложения.
Лучшие комментарии