25 апреля 2010 25.04.10 0 12K

Обзор интересных событий в мире технологий на начало весны 2010-го года

Унылые серые зимние дни уже позади. Отпраздновав всевозможные праздничные гуляния и проведя последующие похмельные замечательные выходные, журналисты вновь принялись повсеместно освещать эпичные релизы, многообещающие анонсы и, конечно же, столь необходимые читателю скандалы. Пищи для них было предостаточно и в области IT, ведь традиционно наступление марта сопровождается громкими «железными» событиями, после которых обязательно происходит летнее затишье перед катастрофой школьным осенним сезоном. Потухшая активность индустрии во время отпусков снижает обороты денег на рынке. Разработчики и производители в своих лабораториях готовят для нас очередные новаторские проекты, а также доделывают то, что не успели представить весной. Поэтому избыточное желание компаний оказаться на вершине пьедестала победителя – это отнюдь не сезонное обострение, а вполне оправданное желание сорвать денежный куш лидера, который осенью позволит представить еще больше новинок. С наступлением сентября поджаренные летним солнцем люди, как правило, начинают что-то покупать. К этому моменту все представители IT-индустрии должны быть во всеоружии, чтобы обуздать этот спрос. Не будем далеко забегать вперед, ведь сегодня у нас есть о чем поговорить – вопреки сомнениям скептиков, пессимистичным прогнозам и расстроенным комментариям сторонников продукции компании NVIDIA, постоянные отсрочки и переносы релиза новых видеокарт серии GeForce GTX 400 наконец прекратились. Релиз состоялся, первые поставки уже произведены. Но так ли все радужно на самом деле? Об этом и о многом другом сегодня вы узнаете из очередного выпуска «Цельнометаллического Дайджеста».

Анонс и выпуск NVIDIA GeForce GTX 480/470

В основе обоих 3D-ускорителей возложен графический процессор GF100, выпускаемый по нормам 40 нм, он содержит более трех миллиардов транзисторов. Встроенные контроллеры памяти способны работать с памятью типа GDDR5. Предусмотрен вывод видеосигнала по интерфейсам Dual Link DVI (два порта), HDMI и DisplayPort. Тактовые частоты компонентов в случае 3D-карты GeForce GTX 480 следующие: блок растеризации - 700 МГц, шейдеры (480 шейдерных блоков) - 1401 МГц, память - 924 (эффективная - 3696) МГц. Ширина шины памяти равна 384 разрядам, объем памяти типа GDDR5 составляет 1536 МБ. Карта оснащена двумя разъемами Dual Link DVI-I и одним Mini HDMI. Максимальное поддерживаемое разрешение - 2560х1600 пикселей. Предусмотрено использование 3D-карты в составе многопроцессорной графической подсистемы в режиме SLI. Потребляемая мощность 3D-карты равна 250 Вт. Питание подается по двум дополнительным разъемам — восьмиштырьковому и шестиштырьковому. В корпусе ПК карта занимает два посадочных места. Производителем установлена рекомендованная цена 19000 рублей для российского рынка, 479 евро для Европейского региона и 499 долларов для США.
Младшая модель GeForce GTX 470 отличается урезанным до 448 количеством шейдерных блоков и более скромными значениями частот. Частота ядра равна 607 МГц, шейдерных блоков - 1215 МГц, памяти - 837 (эффективная 3348) МГц. До 320 битов сокращена разрядность шины памяти. В меньшую сторону отличается объем памяти - он равен 1280 МБ. Карта располагает тем же набором разъемов для подключения мониторов, как и старшая модель. Потребляемая мощность равна 215 Вт, что позволило обойтись двумя шестиштырьковыми разъемами. Размещение карты в корпусе ПК потребует двух посадочных мест. Для российского рынка рекомендованная производителем цена примерно равна 15000 руб. Европейские покупатели могут рассчитывать на ценник 349 евро, а в США за карту рекомендовано просить 349 долларов.
Как видите, стоимость даже на уровне рекомендованной цены остается высокой для такого продукта. Острая конкуренция с AMD на ценовом уровне ставится под сомнение. Чтобы не пустословить, давайте ознакомимся с главными функциональными особенностями данных видеокарт.

Возможности видеокарт серии NVIDIA GeForce GTX 400

Конкурентная серия 3D-адаптеров ATI Radeon 5000 также поддерживают разрекламированные DirectX 11, Shader Model 5.0 и тесселяцию. Тогда в чем же дело: бренд, качество, магия? Попробуем разобраться. Вот что нам говорит сама компания NVIDIA о своем детище, а мы прокомментируем общую позицию пользователей по каждому из элементов.

1. Высокая производительность графического чипа GF100.
Разработчик буквально заявляет: «В среднем, на 27 процентов выше производительность, чем у существующих на рынке конкурентов, в приложениях DirectX 11. С настройками 19x12 4xAA/16xAF процессор GTX 480 на 61 процент быстрее в Metro 2033, на 89 процентов в UnigineHeavenv2 и на 29 процентов быстрее в Battleforge, чем ближайший соперник». Стоит отметить, что ближайшим соперником считается Radeon 5870. Впрочем, столь оптимистичный довод частично оправдался в многочисленных независимых лабораториях журналистских изданий. В синтетических тестах Radeon 5870 и GeForce GTX 480 показывают примерно одинаковую производительность с незначительным перевесом в сторону последней. В реальных условиях тяжелых компьютерных игр таких, как Crysis, Metro 2033, S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти GTX 480 опережала на десяток процентов - и это, неудивительно, меньше тех цифр, о которых говорит NVIDIA.

2. Масштабируемый движок обработки геометрии NVIDIA PolyMorph Engine, созданный с нуля для тесселяции в DirectX 11.
Данная фича обеспечивает увеличение полигонов игровых моделей прямо «на лету». То есть некогда «квадратные» головы персонажей и автомобильные колеса остались в прошлом. Включив опцию тесселяции, игрок увидит сглаженные углы низкополигональных 3D-моделей. Но если раньше ее невозможно было обрабатывать в режиме реального времени, то теперь это становится вполне съедобной игровой графической настройкой. На деле это вполне приятно выглядит, и наверняка найдет популярность применения в будущих играх с поддержкой DirectX 11. Тесселяция, как правило, имеет несколько уровней, максимальный из которых требует больших ресурсов видеокарты.

3. Высокоскоростной антиалиасинг 32x, сглаживающий грани моделей и улучшающий вид картинки.
На деле вряд ли будет применяться вкупе с остальными возможностями графики (например, тесселяцией), поскольку порядочно съедает ресурсов. Раньше был доступен максимальный уровень сглаживания 16xQ. Его было достаточно для максимального улучшения визуального состояния игры.

4. Поддержка интерактивной трассировки лучей для создания ультрареалистичных сцен.
Если предыдущие три пункта еще можно отнести к особенностям конкурентной серии Radeon 5000, наделенной теми же возможностями DirectX 11, то трассировка – это уже эксклюзивная возможность чипа GF100. Говоря проще, применяя трассировку, мы избегаем процесса интерполяции полигонов и можем получать сложные и красивые 3D-сцены. Десять лет назад трассировка была очень медленным процессом, требовалось часами ждать получения несложной сцены. Со временем производительность вычислительной техники возросла, и время обработки таких сцен пропорционально уменьшилось. Сейчас благодаря новым возможностям серии GeForce GTX 400 трассировка лучей стала возможна в реальном времени.

5. Новая технология NVIDIA 3D Vision Surround, которая расширяет игровое поле на три монитора в полноценном стереоскопическом 3D режиме, создавая еще более реалистичное погружение.
Разработчик заявляет, что в сочетании с беспроводными активными затворными очками NVIDIA 3D Vision технология 3D Vision Surround позволяет с головой уйти в игровую среду. Программное обеспечение NVIDIA автоматически конвертирует свыше 400 игр в стереоскопический 3D режим без необходимости устанавливать специальные патчи. Как показывает практика, играть с таким устройством действительно интереснее, но глаза при этом устают сильнее - дискомфорт имеет место быть. Телевизоры уже научились выдавать стереокартинку без использования очков, и когда их распространение будет повсеместным, тогда технологии превращения обычного 2D-изображения в объемное станут намного популярнее. А сейчас это остается прерогативой желающих заработать на хорошо забытой миром технологии.

6. Улучшенные возможности NVIDIA PhysX, способной вносить в игры дополнительную динамику трехмерным объектам и расширять интерактивность окружения.
Как заявляет NVIDIA, графический процессор GF100 работает с PhysX вдвое быстрее по сравнению с предыдущим поколением чипов. При этом новый планировщик GigaThreadTM в несколько раз быстрее переключается между графикой и физикой, позволяя отрисовывать более сложные эффекты в режиме реального времени.

И вновь NVIDIA предлагает PhysX в качестве главного преимущества своей продукции перед достижениями AMD. Правда на этот раз есть и еще один козырь – способность графического процессора осуществлять трассировку лучей. Поддержка данной технологии пока вызывает некоторые сомнения, ведь компьютерных игр с ней пока не существует и даже не планируется в ближайшем будущем. На данный момент PhysX хоть и применяется в современных играх все чаще, но завоевать сердца геймеров, не готовых переплачивать сотню-другую долларов за его наличие, пока не получается. И, кстати говоря, сорвавшийся старт продаж новой серии видеокарт подтверждает эти слова.

Что говорят о поколении Fermi в мире?

Прежде всего, стоит привести любопытные комментарии AMD относительно анонса новых видеокарт NVIDIA. Представитель компании Дейв Эрскайн (Dave Erskine) сказал следующее: «ATI Radeon HD 5970 даже спустя четыре месяца после выхода остается неоспоримым лидером по уровню производительности. ATI Radeon HD 5870 спустя те же шесть месяцев после выхода остается абсолютным победителем в своей ценовой категории. Добавив к этому полную линейку графических карт DirectX 11 наряду с передовыми функциями, такими как впечатляющая технология ATI Eyefinity, мы уверены в том, что графические карты ATI Radeon продолжают быть лучшим выбором для пользователей, желающих иметь наиболее совершенные и эффективные графические продукты».

С началом поставок первых образцов партнерским компаниям NVIDIA в Интернете незамедлительно стали публиковать первые результаты тестирования новинок. Уровень шума и температура графического ядра видеокарты GeForce GTX 480 неприятно поразили как самих тестирующих, так и наблюдателей. Несмотря на достаточно высокие показатели производительности решений, вопрос об их недостатках начал активно обсуждаться повсеместно. На нескольких сайтах были выложены видеозаписи, демонстрирующие ревущий гул, который создает турбина флагманского ускорителя NVIDIA. Многие лаборатории делали вывод, что уровень шума GeForce GTX 480 примерно соответствует таковому у референсной двухчиповой видеокарты GeForce GTX 295 предыдущего поколения. Если говорить о температуре графического процессора новинки, достигающей 84 градуса по Цельсию даже во время простоя, то NVIDIA знает об этой проблеме и пообещала выпустить обновление BIOS, чтобы подкорректировать режим работы вентилятора. Поступили также предложения использовать видеокарту GeForce GTX 480 для приготовления яичницы во время игры в Crysis на максимальных настройках. Такие попытки, впрочем, не увенчались успехом - съедобный вид блюдо так и не приобрело даже спустя 45 минут.

С еще одной серьезной проблемой NVIDIA столкнулась уже после начала поставок в магазины. Обещанные 12 апреля видеокарты на прилавки так и не поступили. Более того, цены на предзаказы продавцы установили намного выше, чем рекомендовались разработчиком. К примеру, в некоторых российских розничных торговых сетях стоимость GeForce GTX 480 достигает 28000 рублей. В Европе и США примерно та же картина. Более массовая волна поставок графических адаптеров начнется только в самом начале мая, то есть примерно через месяц. Данная ситуация не может не радовать AMD, которая пока чувствует себя просто отлично в таких условиях на рынке графических решений.

Очевидно покупать по такой высокой цене недоработанный продукт покупатель не будет. Есть приемлемая альтернатива у AMD, на которую все больше людей готовы согласиться. В любом случае NVIDIA ситуацию так просто оставлять не намерена, и в Сети уже появились слухи о разработке новых решений для среднего сегмента и доработке существующих высокопроизводительных моделей.

NVIDIA 3DTV Play: 3D-игры по-крупному

Помимо злополучных видеокарт, NVIDIA анонсировала свою новую технологию 3DTV Play, которая позволит подключать компьютеры и ноутбуки с видеокартами компании GeForce к 3D-телевизорам с целью насладиться по-настоящему объемными играми на большом экране. NVIDIA 3DTV Play поддерживает все новейшие модели 3D-телевизоров с интерфейсом HDMI 1.4, и может автоматически конвертировать более 400 игр, чтобы геймер мог насладиться трехмерной картинкой и на своем большом телевизоре. Кроме того, одними играми возможности новой технологии не ограничиваются - тут и декодирование, и воспроизведение контента Full HD Blu-ray 3D, просмотр потокового 3D-видео, демонстрация трехмерных фотографий на экране телевизора. Пакет 3DTV Play уже можно приобрести - его рекомендованная розничная цена составит 40 долларов, а владельцам систем NVIDIA 3D Vision оно будет доступно бесплатно. Разработчик уточняет, что для поддержки Blu-ray 3D необходимо купить совместимое программное обеспечение от Corel, CyberLink, ArcSoft или Roxio.

Начало войны властей с пользователями трекеров

Март 2010-го года неприятно запомнился многим пользователям сети Интернет. Рунет был буквально всполошен чередой неприятных событий, которые заставляли пользователей не забывать о проблеме распространения нелицензионного контента и ответственности за данные деяния. Наиболее обсуждаемым событием ознаменовалась приостановка деятельности крупнейшего русскоязычного торрент-трекера Torrents.ru. Напомним, 16 февраля делегирование домена Torrents.ru было приостановлено на основании постановления следственного отдела прокуратуры по Чертановскому району города Москвы. Как выяснилось позже, во всем оказался виноват житель Москвы, скачавший программу Autodesk AutoCAD посредством вышеупомянутого ресурса. Между тем, сайт Torrents.ru был недоступен совсем недолго, и спустя всего пару часов заработал по новому адресу - RuTracker.org.

Не успели привыкнуть пользователи к новому адресу, как произошло еще одно подобное событие. 17 марта в помещении дата-центра файлообменного портала iFolder.ru появились следователи из 3-й ЧС ГСУ при ГУВД Москвы. Они предъявили протокол о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью поиска улик, размещенных незаконных порнографических материалов на сайте iFolder.ru. Администрация сервиса предложила сотрудникам оказать максимальное содействие в поиске и получении нужной информации, а также в установлении личности пользователя, который ее разместил. Однако сотрудники милиции отказались и попытались вывезти все оборудование «Агавы», размещенное в этом дата-центре, для проведения собственной экспертизы. В результате переговоров вывоз оборудования удалось предотвратить, но в качестве альтернативы сотрудники МВД выключили и опечатали все сервера проекта iFolder. Президент РФ Дмитрий Медведев призвал соответствующие структуры провести проверку законности произведенных действий по отношению к iFolder. В дальнейшем ситуация была урегулирована и сервис восстановил работу.

На этом тема борьбы с нелицензионным контентом не закончилась, наоборот, она с завидной периодичностью освещается в газетах и на телевидении. О готовности борьбы с пользователями торрент-трекеров заявили представители органов внутренних дел. Так, начальник отдела УБЭП ГУВД по Москве Николай Назимок в ходе пресс-конференции отметил, что пользователи, скачивающие с трекеров и файлообменников контрафактное ПО и медиаконтент (фильмы, музыка, игры), сами являются распространителями пиратской продукции.

К настойчивым действиям правоохранительных органов присоединились Гильдия продюсеров и холдинг «Система Масс-медиа», которыми было предложено внести поправки в Гражданский кодекс, призванные закрепить ответственность интернет-провайдеров за скачиваемый их абонентами пиратский контент. Активисты предлагали ввести возможность привлечения провайдеров к ответственности по Административному, Гражданскому и Уголовному кодексам. В частности, по статье 146 УК за нарушение авторских и смежных прав максимальное наказание составляет шесть лет лишения свободы.

Так или иначе, предложенный Гильдией продюсеров и холдингом «Система Масс-медиа» (СММ) проект был отправлен на доработку. Согласно комментариям одного из чиновников Министерства культуры, проект содержит нормы административного, а не гражданского права. Для того чтобы поправки были приняты, необходимо или вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, или разработать проект отдельного закона об обороте контента в интернете. Таким образом, с законодательной точки зрения пока ничего меняться не будет.

Что касается наказания самих пользователей, то интересно, каким же образом российские власти собираются бороться с пользователями торрент-трекеров. Ведь только один трекер RuTracker.org (ранее torrents.ru) насчитывает 4 миллиона 700 тысяч пользователей, большая часть из которых хотя бы раз скачивали нелицензионный контент. А ведь подобных сайтов насчитывается более тысячи. Впрочем, владельцы файлообменных сервисов в последнее время также уделяют все большее внимание данной проблеме. Например, администрация одного из крупнейших в мире файловых хостингов RapidShare объявила о намерениях блокировать учетные записи пользователей - якобы они занимаются незаконным распространением и скачиванием нелегального контента (музыка, фильмы, игры, программное обеспечение).

Активная борьба с пиратским контентом ведется не только в России. Для интернет-пользователей из Великобритании понедельник 12 апреля окрасился в черные цвета. Произошло это потому, что в стране был принят закон под названием «Digital Economy Bill». Документ очень похож на американский закон «Об авторском праве» (Digital Millennium Copyright Act, DCMA). Следить за исполнением закона будет независимая организация, финансируемая правительством страны под названием OfCom. В юрисдикцию организации войдут вопросы регистрации доменов в Интернете, система рейтингов видеоигр, соблюдение авторских прав, вопросы деятельности торрент-трекеров и онлайн-сервисов, предоставляющих услуги хранения файлов. Начиная с 2012 года, OfCom обретет полномочия, которые позволят ей приостанавливать или полностью прекращать доступ в Сеть отдельным пользователям. Также совместно с правообладателями компания планирует заняться выведением «на чистую воду» миллионов британских пользователей, скачивающих нелегальный контент. Если после получения письма с предостережением, пользователь не начнет снижать объем скачиваемой нелегальной информации, OfCom сможет полностью запретить ему доступ к Сети.

Кроме частных лиц, положения закона распространяются на частные предприятия, общественные организации и образовательные учреждения. Они теперь несут полную ответственность за информацию, распространяемую через собственные сети. В связи с этим многие предприятия сферы услуг вынуждены будут сократить или полностью отказаться от предоставления клиентам бесплатного доступа в Интернет. Британский политик от лейбористской партии Питер Мендельсон (Peter Mandelson), благодаря которому документ обрел законную силу, убежден: «Соблюдение требований закона приведет к увеличению налоговых поступлений за счет предотвращения пиратства и повышения объемов продаж легальной продукции». В то время как его оппоненты убеждены, что документ подтверждает наличие сговора между правящей партией и представителями крупного бизнеса, что в конечном итоге отразится на благосостоянии простых граждан. И оппоненты в данном случае не могут быть неправы – ведь кому действительно выгодно делать преступниками миллионы людей во всем мире с целью получения максимальной прибыли?

Покорение нанометров или успех TSMC и GlobalFoundries

Пока мир решает, какая из новых видеокарт лучше, а интернет-серферы следят за судьбой бесплатных развлечений в виде пиратского контента, индустрия высоких технологий ищет новые прорывы. В прошлом году на рынке появились первые графические процессоры, изготовленные по 40-нм технологическому процессу. Данное достижение, как известно, позволяет снизить тепловыделение готовых чипов, что идут в наши с вами видеокарты, а также увеличить производительность за счет заводского разгона уже «холодных» решений. Но основной партнер разработчиков видеокарт в лице компании Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) - не смог без осложнений перейти на новый техпроцесс. В результате случились задержки с поставками видеокарт на базе 40-нм процессоров, как первого поколения (представленные в самом начале года), так и нового поколения графических адаптеров с поддержкой DirectX 11.

По всей видимости, теперь проблемы решены. Как заявили со ссылкой на представителей тайваньского чипмейкера ведущие сетевые СМИ, инженерам все-таки удалось довести выход годных микросхем до того уровня, на котором существовало производство по 65-нм технологии. Компания TSMC решила не раскрывать информацию о собственных технологических проблемах, ограничившись лишь несколькими сложнонаучными опусами на эту тему. Но теперь поскольку все проблемы успешно решены, объемы поставок 40-нм интегральных микросхем должны возрасти до приемлемого уровня.

Решив главную свою проблему, компания TSMC теперь может сосредоточить внимание на следующих поколениях техпроцесса. Речь идет о 28-нм проектных нормах, для которых тайваньский чипмейкер уже подготовил новые производственные помещения - фабрику Phase 5. Планируется, что в строй новая фабрика вступит уже в третьем квартале 2010-го года - именно тогда с конвейера сойдут первые 28-нм интегральные микросхемы. В более далекой перспективе TSMC рассчитывает ввести в строй дополнительный завод Phase 6, входящий в состав того же комплекса Fab 12 и предназначенный для выпуска 22-нм интегральных микросхем.

Емкость оптических носителей возрастет до 128 Гб

В свое время формат Blu-ray одержал победу над конкурентным HD DVD в войне стандартов, но до сих пор так и не смог завоевать популярность среди обычных пользователей - мешает довольно высокая цена как самих дисков, так и оптических приводов. Естесственно со временем ситуация меняется к лучшему - все большее количество портативных ПК комплектуется соответствующим дисководом, да и домашние проигрыватели уже в изобилии на полках магазинов. К основным аргументам в пользу выбора Blu-ray добавился еще один: теперь максимальная емкость дисков будет составлять 128 Гб.

Ассоциация по продвижению оптического формата хранения данных на дисках Blu-ray расширила спецификации этой технологии, добавив к ним два новых стандарта: BDXL (читаемые и записываемые Blu-ray-диски высокой емкости) и IH-BD (Blu-ray-диски с разнородной внутренней структурой). Для массового рынка особый интерес представляет первый стандарт, ведь диски BDXL могут содержать до 100 Гб данных в случае перезаписываемых накопителей и 128 Гб для дисков однократной записи. Новый формат будет обратно совместим с обычными Blu-ray-дисками - теперь дело за выпуском соответствующих приводов и самих дисков. Соответственно первое время их цена будет крайне высока, но ожидается также и снижение на существующие приводы, которые не способны воспроизвести подобного объема диски.

Очевидно, создание новых стандартов вносит сумятицу в критерии выбора носителей для записи мультимедиа контента высокого качества. Более того, путаница несет только убытки создателям. Поэтому вопрос о том, как скоро Blu-ray приживется в наших с вами сердцах, остается открытым и сейчас.

На этом наш весенний выпуск «Цельнометаллического Дайджеста» подошел к концу. В ближайшее время ожидайте выпуск «Адронного компьютера», из которого вы узнаете много интересного о наиболее оптимальной конфигурации игровой системы на текущий месяц.

Примечание по стереокартинкам:Метод перекрестного взгляда (The cross-eyed method).
Разместите палец между глазами и экраном монитора и взгляните на его кончик. Вы увидите три не сфокусированных изображения на заднем фоне. Все они должны быть одного размера, если это не так сдвиньте палец слегка вперед или назад. Сосредоточьтесь на среднем изображении плавно убирая палец из поля зрения. Среднее изображение постепенно сфокусируется, и вы увидите объемное 3D стерео изображение. Это очень распространенный способ просмотра стереопары. Если не получается, то не нервничайте, главное расслабиться. Отдохните и повторите еще раз – у вас получится.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также