30 июня 2009 30.06.09 0 11K

Обзор интересных событий в мире технологий за июнь 2009

Лето началось жаркое в плане событий из мира высоких технологий. Несмотря на начавшийся сезон отпусков, вся индустрия зацвела и запахла новыми анонсами, презентациями и пресс-релизами, а все благодаря выставке Computex Taipei 2009, которая традиционно началась в первых числах июня. IT-журналистика не успевает публиковать репортажи, новостные блоки пестрят яркими заголовками, а количество дискуссий на IT-форумах возрастает в геометрической прогрессии – выставка хоть и продлилась недолго, но шума наделала много и дала повод для рождения множества слухов.

Наиболее обсуждаемым событием ушедшего месяца стало раскрытие подробностей о новой настольной платформе компании Intel – V16, которая работает на 16 ядрах двух процессоров Intel Nehalem-EX. Многие сомневаются в осмысленности использования такого решения, ведь не существует еще обычных домашних приложений, способных загрузить подобный монстр хотя бы наполовину. О том, как комментирует это сама компания, вы узнаете из нашего нового выпуска Цельнометаллического Дайджеста.

Каждый месяц мы собираем для вас самую важную информацию об интересных событиях мира IT, которую важно знать как продвинутому пользователю или геймеру, так и простому всесторонне развивающемуся человеку. Кроме того, вас ждет гвоздь рубрики «Адронный Компьютер» - материал, который поможет вам сделать покупку своей игровой станции простым и увлекательным занятием. Также вы получите ответ на вопрос – нужен ли вам апгрейд существующей системы и если да, то как на этом можно сэкономить и не получить «кота в мешке»?

Главные события месяца

В начале июня стартовало сразу несколько мероприятий: это, прежде всего, тайваньское шоу Computex Taipei 2009; это выставка дисплеев Society for Information Display (SID) Display Week 2009 в Остине, штат Техас; это «игровое» представление интерактивных развлечений E3 Expo в Лос-Анджелесе, штат Калифорния; наконец, это уникальная конференция по современным полупроводниковым технологиям - Semicon Russia-2009, которая стартовала первого июня в Москве.

Наиболее важныи и ярким для индустрии представляется событие Computex Taipei 2009 в Тайбэе, столице Тайваня, которая уже в 29-й раз организовывается Компьютерной ассоциацией Тайбэя (TCA, Taipei Computer Association) и Тайваньской торговой миссией (TAITRA, Taiwan External Trade Development Council). Несмотря на кризис в экономике, выставка удалась красочной и яркой, местами, конечно, некоторые компании, выступавшие в прошлые годы с гигантским размахом, в этом году представили более скромные экспозиции. Но это не помешало крупнейшему IT-шоу Азии в этом году выглядеть внушительно: теперь под неё отведены четыре крупнейшие выставочные площадки города в Taipei World Trade Center, Taipei International Convention Center, NANGANG и TICC.

Что касается фактов, то они таковы: с 2 по 6 июня в рамках Computex были представлены экспозиции более чем 1700 компаниями отрасли на 4600 стендах. По словам организаторов, выставку посетили не менее 35 тысяч потенциальных покупателей из десятков стран всего мира. Не стоит забывать, что в отличие от других мероприятий, Computex прежде всего не столько шоу, сколько ярмарка, на которой заключаются крупнейшие контракты. Практически вся электроника, которую мы увидим к началу осеннего сезона продаж, будет поставлена по контрактам, заключённым в начале месяца. По предварительным подсчётам, в дни выставки будут заключены контракты на общую сумму порядка 20 миллиардов долларов.

Подробную информацию относительно огромного количества новинок и анонсов публиковали самые разные интернет-издания, но самой обсуждаемой новостью стало получение журналистами от Intel сведений о новой настольной платформе Intel V16, которая придет на смену некогда известной Skulltrail. Неподдельный интерес к новой платформе вызвала системная плата с двумя гнездами, способная принимать на борт восьмиядерные процессоры последней разработки Intel Nehalem-EX (именно восьмиядерных, а не четырхъядерных Nehalem-EP).

Собственно благодаря 16 ядрам процессоры смогут обрабатывать 32 потока поступающих данных одновременно, а восемь контроллеров обеспечат суммарную разрядность шины 512 бит, что придаст платформе потенциальный предел пропускной способности памяти до уровня 102.4 ГБ/с (с применением модулей памяти DDR3-1600). Таким образом, настольная система впервые в истории сможет преодолеть отметку пропускной способности в 100 ГБ/с.

Сам же виновник торжества - процессор Nehalem-EX (Beckton) с 8 ядрами и 24 МБ кэш-памяти L3, как выяснилось в дальнейшем ходе комментариев компании, сможет вполне успешно трудиться в завтрашних игровых системах. Суммарный объем кэш-памяти третьего уровня, равный 48 МБ и восемь каналов DDR3, способных работать с максимальным объемом памяти 256 ГБ - теперь достижимый игровой системе предел. «Почему бы и нет?», - считают в Intel. Можно только представить, что за игровой ПК получится, если пару восьмиядерных CPU дополнить парой многопроцессорных карт с поддержкой DirectX 11. Технология Ray-Tracing (трассировка лучей) для оживления виртуальных противников путем наделения их реальным зрением в компьютерных играх – остается лишь вопросом времени.

На различных форумах платформе V16 уже дали прозвище Skulltrail 2, а большинство участников дискуссий посчитали ее реализацию в наше время бессмысленной тратой денег. Однако, как заверила компания Intel, это мнение ей неразделимо, а что касается еще большего количества подробностей, то они будут раскрыты в ходе осеннего мероприятия IDF Fall 2009, которое пройдет в Сан-Франциско в сентябре этого года.

Впрочем, многие события выставки освещали в основном достижения в сфере мобильных технологий – это анонсы новых мобильных графических процессоров NVIDIA, новой мобильной платформы AMD – главного конкурента Intel Atom, а также множества компактных и производительных устройств от других разработчиков и производителей. Но среди пестроты сообщений и заявлений снова выделяется Intel, заявившая о новом позиционировании своих центральных процессоров, о которых компания поведала общественности уже ближе к концу месяца.

Речь идет о торговых марках Intel Core i7, Core i5 и Core i3. Все остальные - Core 2 Duo, Core 2 Quad и другие, использоваться больше не будут. Впрочем, как считает компания, это должно пойти только на пользу потребителю, ведь теперь различить центральные процессоры различных ценовых категорий становится очень просто. Под брендом Core i3 на рынок будут поставлять доступные мэйнстрим-продукты, под маркой Core i5 – производительные модели для игровых станций и требовательных пользователей, а брэнд Core i7 зарезервирован под высокотехнологичные дорогие процессоры, рассчитанные на энтузиастов. Что не менее важно, разделение по категориям будет осуществляться на основе технических характеристик процессоров (рабочей частоты, объему кэш-памяти, количеству ядер и пр.), и не будет никак связано с их архитектурой. То есть, продукты нового поколения будут продаваться как под брендом Core i7, так и под торговой маркой Core i5, а если появятся и маломощные «урезанные» варианты, то и под Core i3. Отметим, что изменения не коснутся бюджетных процессоров семейств Intel Pentium и Intel Celeron.

Еще одно важно заявление сделал глава компании NVIDIA Дженсен Хуан (Jen Hsun Huang), сообщив в своем интервью, что вопреки многочисленным слухам NVIDIA не намерена выходить на рынок x86-совместимых процессоров. «Intel и AMD уже делают это достаточно хорошо, и я не думаю, что мы можем сделать это лучше них. Но я считаю, что мы способны производить лучшие графические процессоры», – сказал руководитель NVIDIA. Он также однозначно опроверг информацию относительно намерений приобрести компанию VIA, о чем многочисленные зарубежные издания пускали слухи уже долгое время.

На вопрос о возможной конкуренции со стороны интегрированной графики Intel Хуан лишь пожал плечами и сказал, что если бы эта графика на самом деле была хороша, то она не была бы бесплатной. Вместе с тем, он отметил важность взаимодействия с Intel, и оценил значительную перспективу использования чипсета NVIDIA ION как с процессорами Atom, так и с Core 2 Duo. А по поводу перехода на 40-нм технологию производства Хуан заявил, что компания вполне серьезно рассматривает возможность партнерства с Globalfoundries (производственная компания, недавно отделившаяся от AMD).

Относительно вопроса о причинах значительных убытков, зафиксированных в первом квартале, Хуан объяснил их двумя основными факторами. Первый – глобальная рецессия, обусловившая снижение спроса. Второй – значительное количество складских запасов, сформировавшееся в третьем квартале прошлого года в соответствии с наблюдавшимся тогда высоким уровнем отгрузок. Но, по словам руководителя NVIDIA, за прошедшие после этого два квартала объем складских запасов удалось значительно снизить, что уменьшило возможные риски на будущее.

hard_june_09
hard_june_09

Виртуальная реальность в играх XXI векаВиртуальная реальность - это создаваемый техническими средствами мир, передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и осязание. Самой первой системой виртуальной реальности стала «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), созданная в Массачусетском Технологическом Институте в 1977 году. Эта компьютерная программа симулировала прогулку по городу Аспен штата Колорадо, предоставляя возможность выбрать между разными способами отображения местности: летний или зимний варианты, основанные на реальных фотографиях. Сегодня технологии виртуальной реальности шагнули так далеко вперед и распространены настолько широко, что мы их даже не замечаем в нашей повседневной жизни. Так какая же она, виртуальная реальность 21 века?

Современные технологии виртуальной реальности применяются в самых разных областях человеческой деятельности: военные технологии, медицина, строительство, проектирование и дизайн, добыча полезных ископаемых, самые разные тренажеры-симуляторы, маркетинг и реклама и, конечное же, индустрия компьютерных развлечений. Рыночный оборот технологий виртуальной реальности по данным Virtual Environment Group за последние три года вырос с 15 до 20 миллиардов долларов в год, где наибольшая доля принадлежит области виртуальных развлечений, которая и представляет для нас наибольший интерес.

Итак, наиболее распространенным способом погружения человека в компьютерную игру до сих пор остается использование его зрительных чувств. В этом поможет шлем виртуальной реальности, способный при помощи гироскопов обеспечить широкий угол обзора со стереоэффектом и изменением направления виртуального взгляда вместе с поворотом головы. Основной минус шлема - его высокая стоимость. Но не стоит отчаиваться, ведь плоское изображение монитора тоже может обеспечивать стереоэффект. Например, при помощи предоставления каждому глазу своей картинки путем цветового смещения (анаглиф) или с попеременным отображением каждому глазу своей картинки, что сегодня используется в современных кинотеатрах и 3D-очках компании NVIDIA.

В качестве дополнения к вышеописанному способу используется объемный звук. Сегодня многоканальные акустические системы используются повсеместно, они включают в себя до 8 колонок и позволяют производить более точную локализацию источника звука, чем обычные наушники или стандартная стереосистема. Это дает пользователю возможность ориентироваться в виртуальном мире с помощью слуха. Основным достоинством многоканальной аудиосистемы является ее доступность на рынке.

Однако реалистичные изображение и звук вам помогут узнать виртуальный мир лишь со стороны, так как возможности повлиять на события в нем у вас пока нет. Самые разные игровые манипуляторы с обратной связью, заменяющие стандартные мышь и клавиатуру, готовы помочь вам в этом. Конечно, руль с педалями и штурвал всем нам уже хорошо знакомы, но перчатки виртуальной реальности, которые позволяют игре отслеживать при помощи видеокамер перемещение рук игрока, остаются до сих пор экзотическим способом управления. Перчатки также могут быть составной частью целого костюма виртуальной реальности, отслеживающего изменение положения всего тела и передающего тактильные, температурные и вибрационные ощущения. Подобного рода «манипуляторы» доступны на рынке, но распространяются по очень высокой цене.

Современные устройства виртуальной реальности, несмотря на свою высокую технологичность, все еще далеки от совершенства. Описанные выше способы воздействия на органы чувств человека не могут передавать данные напрямую в нервную систему и получать из нее ответную реакцию. Однако сегодня успешно ведутся разработки в области создания способа передачи данных непосредственно к нервным окончаниям или даже сразу в головной мозг посредством мозговых интерфейсов. Сегодня подобная технология уже применяется в медицине для замены утраченных чувствительных способностей, но пока она слишком дорога для повседневного применения и не достигает качества обмена данными, приемлемого для виртуальной реальности, хотя и является предположительной основой для управления компьютерными играми будущего.

Анонсы и новинки

В секторе настольных компьютеров ожидается многочисленное пополнение «в лице» 45-нм процессоров компании AMD. На данный момент в списке 45-нм процессоров компании значатся лишь несколько четырехъядерных моделей серии Phenom II X4 8xx и трехъядерные модели серии Phenom II X3 7xx. Но уже к третьему кварталу текущего года список интегральных микросхем, изготовленных по новейшему технологическому процессу производства, существенно пополнится. Причем это будут далеко не топовые решения, а обычные доступные для самого широкого круга покупателей недорогие продукты: начиная с четырехъядерных Athlon II X4 6xx и трехъядерных Athlon II X3 4xx, заканчивая двухъядерными решениями серий Phenom II X2 5xx и Athlon II X2 2xx. Главной целью, которую преследует компания AMD, переводя производство указанных процессоров с 65-нм техпроцесса на 45-нм технологию, является желание снизить себестоимость интегральных микросхем. Тем самым, и без того недорогие устройства в очередной раз упадут в цене, повышая собственную конкурентоспособность по сравнению с аналогами компании Intel.

Рынок оперативной памяти покидает стабильное финансовое состояние из-за возрастающего заказа на DRAM-модули производителями компьютеров, что приводит к подорожанию этой продукции и снижению спроса на и без того непопулярную память DDR3. Поэтому сегодня разработчики оптимистично смотрят в сторону изобретения новых типов памяти. Так, весьма перспективная разработка под названием Phase-change Random Access Memory (PRAM) интересна своей потенциально высокой скоростью работы. Она примерно в 30 раз быстрее современной флэш-памяти, а для ее перезаписи не требуется стирание предварительных данных, что не приводит к износу. В итоге память типа PRAM обещает быть более долговечной, чем флэш-устройства – срок ее службы более чем в 10 раз больше.

Для приближения сроков реализации PRAM-модулей на рынке объединились два гиганта Samsung и Numonyx (подразделение компании Intel). Обе компании объявили о совместной разработке спецификаций новых продуктов, получивших обозначение PCM (Phase Change Memory). Как утверждается, память нового поколения поможет производителям компьютеров, мобильных устройств и встраиваемых систем удовлетворить требованиям повышения производительности и снижения энергопотребления. Создание общей аппаратно-программной платформы PCM даст возможность упростить разработку продукции и сократить связанные с ней затраты времени. Изготовители конечной продукции смогут быстро переключаться между компонентами производства разных компаний.

Как мы уже сказали, ключевыми преимуществами PCM над используемыми сейчас технологиями памяти является потрясающе высокое быстродействие и надежность, и низкое энергопотребление. Партнеры рассчитывают завершить разработку спецификации, поддерживающей стандарт JEDEC LPDDR2, в текущем году, а появление продукции, удовлетворяющей ее требованиям, ожидается уже в 2010-ом.

В связи с вышеописанными событиями не забыла напомнить о себе и компания Rambus, специализирующаяся на разработках в области высокоскоростной памяти, которая продемонстрировала реализованную «в кремнии» полную подсистему памяти XDR, работающую на скоростях до 7.2 Гбит/с. Местом демонстрации разработки стала профильная конференция Denali MemCon 2009.

В состав подсистемы вошли представленные в начале года чипы памяти XDR DRAM плотностью 1 Гбит производства Elpida и контроллер памяти XIO. По данным компании, контроллер XIO показал себя энергетически более эффективным, чем контроллер GDDR5. Разница достигает трех с половиной раз. В то же время, по совокупной пропускной способности связка XDR+XIO может вдвое превзойти GDDR5 при том же энергопотреблении. Наконец, контроллер памяти XIO поддерживает два режима работы, обеспечивающие поддержку памяти XDR DRAM и памяти нового поколения XDR2 DRAM. Кроме того, в контроллере реализованы технологии Fully Differential Memory Architecture (FDMA), FlexLink C/A и Enhanced FlexPhase, повышающие целостность сигналов и сокращающие количество контактов. Стоит напомнить, что память XDR, активно продвигаемая Rambus, уже нашла применение в некоторых высокопроизводительных приложениях, включая игровую консоль Sony PlayStation 3, проекторы DLP, разработку Teradici PC-over-IP, ноутбуки Qosmio и другие продукты Toshiba.

Закончим тему анонсов громким достижением специалистов компании Samsung Electronics, которые завершили разработку первого в мире модуля памяти DDR3 объемом 32 ГБ, предназначенного, прежде всего, для серверных систем. Как сообщается в официальном пресс-релизе, в конструкции модуля используются микросхемы памяти DDR3 производства Samsung плотностью 4 Гбит, изготавливаемые по нормам «50-нанометрового класса». Напряжение питания микросхем DDR3 DRAM составляет 1.35 В. По словам производителя, снижение напряжения питания микросхем позволит существенно уменьшить энергопотребление модулей памяти и сократить выделение тепла. В свою очередь, повышение плотности памяти сокращает затраты на модернизацию и обслуживание вычислительной техники.

На этом июньский выпуск Цельнометаллического Дайджеста StopGame подходит к концу. Дальше вас ждет вторая не менее интересная часть рубрики, которая настоятельно рекомендуется к ознакомлению всем желающим приобрести новый компьютер для игр или улучшить существующий, а также тем, кто хочет всегда идти в ногу со временем и при этом не растратить попусту все свои деньги.

К началу лета стабилизировавшийся рынок компьютерных комплектующих снова начал колебаться. Оперативная память в преддверии больших заказов производителями компьютеров к школьному сезону начинает дорожать. В первую очередь это касается нового типа памяти DDR3, на DDR2 цены еще стабильны, поэтому StopGame рекомендует тем, кто еще не успел установить в свои системы 2 и более гигабайт памяти, сделать это сейчас по относительно невысоким ценам. Пользуясь небольшим спадом в спросе на компьютерную продукцию, многие компании экспериментируют со спорными релизами. Так, например, в компании NVIDIA произведенный ребрендинг продукции в апреле уже отразился на российском рынке: GeForce GTS 250, заменившая GeForce 9800 GTX+ повсеместно заполонила полки магазинов. Тем же путем пошла и компания Intel, раскидав все свои процессоры в три именных категории: Core i3, Core i5 и Core i7, о чем вы могли узнать из предыдущего блока рубрики. Пока в России процессоры продаются под старыми именами, мы не стали применять новые в наших таблицах. Компания AMD продолжает скидывать цены на свои процессоры и видеокарты, что придает ее продукции особенную популярность на нашей стороне глобуса в эти нелегкие времена.

В остальном, что касается новинок, то после многочисленных анонсов на Computex, в индустрии наблюдается небольшое затишье. Невысокие цены на качественную и проверенную продукцию, которая доступна в большинстве российских магазинах - в очередной раз у нас есть возможность все это изучить и собрать лучшие конфигурации.

Чтобы наши читатели не сомневались в методах StopGame выбора комплектующих, которые тем или иным энтузиастам могут оказаться не по вкусу, мы напоминаем, что редакция ни в коем случае не навязывает вам свой выбор. Однако читателю следует понимать, что нами выбираются комплектующие стандартизированного качества с наиболее актуальными сегодня параметрами (например, видеокарты без заводского разгона, процессоры с неразлоченным коэффициентом и память со стандартными таймингами) и предлагаются по наиболее выгодной рыночной цене.

Так, изучая наши таблицы с комплектующими разных производителей, читатель видит перед собой эталон игровой системы в выбранном ценовом сегменте - то, от чего нужно отталкиваться при выборе. В конечном счете, можно выбирать и разогнанные варианты видеокарт или их аналоги, и процессоры с меньшим/большим количеством кэша, с другой частотой, но при всех самостоятельных изменениях, всегда можно посмотреть общую картину будущей системы, а главное - ее стоимости. Получается некий конструктор, который вы будете собирать сами, но за каждый «кирпичик» отдавать свои деньги, а StopGame вам будет советовать какая из деталей лучше подходит для получения оптимального результата за меньшие деньги. Поскольку проблема экономии и выбора особенно важна, то это обязательно учитывается в наших таблицах.

I. «Ничего лишнего». Категория игровой платформы за 500 долларов.

Компьютеры этой категории отлично справляются с современными играми и являются стандартом игровой системы начального уровня, к которой следует стремиться при наличии более слабых машин. В данном ценовом сегменте очень сложно выбрать лучшие компоненты из огромного их разнообразия на рынке. Однако у нас получилось собрать систему из современных комплектующих, которые прослужат долго, предоставят запас на несколько стадий апгрейда и позволят, не отставая от технологического прогресса, сэкономить деньги на приобретении дорогих новинок.

Устаревший морально процессор AMD Athlon 64 X2 6000+ наконец теряет звание эталона производительности для центрального звена в игровой системе начального уровня. Несмотря на его невысокую стоимость, устанавливать процессор технологического уровня 2006-го года в систему 2009-го года уже не лезет ни в какие ворота. В связи с этим компания AMD в свое время с удовольствием представила ему отличную замену - Athlon 64 X2 7850, который использует более тонкий технологический процесс в производстве, а также имеет улучшенные технические характеристики, правда, за счет меньшей частоты.

Как мы уже сказали выше, компания NVIDIA выпустила обновленный вариант видеокарты GeForce 9800GTX+ под названием GeForce GTS 250, обладающий более тонким технологическим процессом производства и улучшенными техническими характеристиками. По сути ничего сверхнового, но производительность немного выше, греется намного меньше, а цена прежняя, поэтому поводов для отказа от замены мы не нашли.

II. «Что б мало не показалось». Категория игровой платформы за 1000 долларов.

Игровые системы второй категории справляются с любыми современными задачами, будь то игра с требовательной графикой либо аппаратный рендеринг 3D сцен. Если вы намерены выставлять в играх высокие разрешения и настройки одновременно, то это именно ваш выбор. В данную категорию вводятся комплектующие, совсем недавно выбывшие из разряда новинок. Как правило, это происходит из-за появления на рынке более новых и производительных решений. Компании Intel и AMD ведут ожесточенную конкурентную борьбу за преимущество в этом сегменте.

Для сборки таких конфигураций мы выбираем самые производительные процессоры, достаточные для компьютерных игр объемы скоростной оперативной памяти и доступные, но мощные видеокарты. Все вместе это создает необходимый запас производительности, благодаря которому вы не будете вспоминать про апгрейд в течение ближайшего года. Чтобы избежать проблем в играх, в основных конфигурациях системы мы избегали установки нескольких графических ускорителей в режимах SLI/CrossFire, однако стоит отметить, что в некоторых случаях предлагается возможность установить вторую видеокарту, тем самым двукратно увеличив производительность графической подсистемы, о чем вы можете узнать из графы «Апгрейд в перспективе».

Лидерами категории по прежнему остаются процессоры Core 2 Quad Q9400 и AMD Phenom II X3 710. Небольшое снижение цен на оперативную память в мае месяце позволило нам установить в обе системы современную оперативную память DDR3 объемом 4 Гб. Как сегодня мы уже объяснили, этот тип памяти начал дорожать, в связи с чем мы вынуждены предупредить читателей, что к концу июля цены на эту память могут кардинально измениться. В графе «Апгрейд в перспективе» теперь предлагается к приобретению файловое хранилище – жесткий диск объемом 1000 Гб, на который поместится вся ваша коллекция, собранная на оптических носителях. Надежные терабайтные жесткие диски Western Digital сегодня более приемлемы к покупке, чем Seagate Barracuda, в продукции которых встречаются низкокачественные терабайтные жесткие диски. Как и в прошлый раз, из-за возросшего потребления энергии новыми компонентами, мы предлагаем более мощный 750-Вт блок питания, в отличие от того, который поставляется в стандартной комплектации корпуса.

Важно напомнить еще и то, что если вы являетесь обладателем материнской платы с разъемом AM2+, то уже сейчас у вас есть возможность установить в свою систему процессор следующего поколения Phenom II в исполнении AM3, который совместим с разъемом AM2+, хоть и работает на нем с ограниченными возможностями. Поэтому покупая Phenom II или Athlon II и устанавливая его в разъем AM2+ нужно учитывать, что в дальнейшем придется менять и материнскую плату на более современную с разъемом AM3 и вследствие смены платформы - покупать новые модули памяти DDR3.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также