Отчет о посещении «Международной конференции разработчиков онлайн-игр в Украине»
Киев повстречал меня классически гостеприимно: вокруг автовокзала, куда и прибыл ваш покорный, медленно просыпалась громадная стройка, слегка сбивающая с толку (и верного направления) неместного. Что ж, пусть через тернии и каменную пыль, но к цели. Пара часов пешком по утреннему городу и неминуемый прыжок в ближайшее такси до Экспоцентра. Следом легкий шок от масштабов самих павильонов и вывески «Продаем саженцы. Недорого», что навела на неприятную мысль об ошибочном месте назначения. Пара телефонных уточнений, и вперед – летящей походкой к зданию за номером девять. Регистрация на ресепшене, краткий обзор остатков выставки «Интернет-Украина 2009» и перемещение на саму «Международную конференцию разработчиков онлайн-игр в Украине» – в небольшой конференц-зал с вывесками рекламного характера и приличным количеством народа. Далее вступительное слово от организаторов мероприятия – Татьяны Краузе и Виктора Андрийчука из Art4Art с плавным переходом непосредственно к докладам. Наиболее важные детали оных – ниже по курсу.
«Коммьюнити в онлайне, привлечение инвестиций, внутренняя валюта игр»
Первым взял слово Алексей DarkGeneral из киевской Unique Games с рассказом о формировании коммьюнити в онлайновых играх. У ребят из UG, к слову, за спиной два проекта: первый – «Земли Героев» – существует более шести лет, сумел набрать активную аудиторию в 200 тысяч человек и является авторским миром в стиле фэнтези, а второй – «К.О.Д. Постапокалиптика» - запущен недавно и пока набирает обороты. Массу внимания уделили привлечению геймеров к самому процессу пост-разработки. К примеру, для создания успешного костяка проекта (из числа простых смертных) нужны не только идеи и просчет наперед, но и игровые сходки, выбор администрации, а также околоигровые разработки. Причем, про те же собрания за пределами онлайнового мира Алексей рассказывал крайне увлеченно – видно было, что опыт организации таких мероприятий имеется. Не остался без внимания и насущный вопрос о Game Master’ах – платить им или же набирать из наиболее активных игроков конкретного проекта. В мирах Unique Games «рекрутингом» занимаются прямо в онлайне – предпочтение отдается опытным пользователям, так как они оказывают существенную помощь в обнаружении багов, да и редко одобряют использование глюков мира соратниками в корыстных целях. По мнению Алексея, даже с читерами можно дружить и не применять кнопку «Бан» слишком часто – обиженные могут запросто утянуть пару десятков своих знакомых в другую онлайн-забаву, а эти двадцать, в свою очередь, заберут своих друзей и… ну вы поняли.
Ключевой момент «коммьюнити от DarkGeneral» - слаженная работа разработчиков и их команды поддержки. Например, в Unique Games десять человек занимаются форумом (и это не только постоянное модерирование), а еще десяток их коллег администрирует внутриигровой чат. Под заключение DarkGeneral высказался о так называемых «трудных игроках», которые были, есть и будут всегда. Их он разделил на четыре группы – консерваторы, словоблуды, революционеры и читеры. Первым может не понравиться любая изменившаяся мелочь – хоть размер шрифта («я теперь очки надену/вообще ослепну!»); вторым палец в рот не клади, а дай поговорить о скорой кончине сервера; третьи натурально уводят камрадов из игрушки, если их обидели админы; четвертые могут быть полезны, но хотя бы иногда должны быть наказаны. Впрочем, Алексей неохотно, но признался, что «шмотки» все-таки продают за реал, и остановить это практически невозможно.
В целом доклад выдался интересный, целостный – многие пункты начинающим разработчикам просто-таки необходимо взять на вооружение.
Далее Денис Довгополый и Глеб Каплун рассказывали об особенностях привлечения инвестиций в игровые проекты. Сразу небольшая оговорка: в Украине настоящих инвесторов нет – экономический факт, плюс люди не заинтересованы в продвижении индустрии развлечений – им больше нравятся судоходство и литейные заводы. Денис, кстати, специально прилетел к нам из Силиконовой Долины, чтобы рассказать об инвестиционной жизни проектов там и «изменить хоть что-то» здесь. Естественно, надежды на светлое будущее в странах СНГ не угасают – амбициозные и готовые давать деньги люди всегда были и всегда будут. Другое дело, что в США вокруг индустрии развлечений творится ажиотаж и паника в хорошем смысле – там за день рассматриваются десятки различных проектов и венчурные капиталисты отбирают лучшие для денежных вливаний. Крайне интересно было послушать рассуждения о перспективах нашей игровой индустрии и, опять же, действительно многие заинтересовались «буржуйским» финансированием. Фактически, в Украине для сбора денег на запуск стоящего проекта нужно попотеть, за границей же с этим проще. Денис, конечно, затронул и отечественный рынок с его перспективами в своем докладе, но в условиях кризисной тряски выводы делать мало, кто решился.
Доклад «Внутренние электронные деньги» оказался небольшим самопиаром – Виталий Куршинов из Unicom Systems представил варианты универсальной валюты, благодаря которой несколько онлайн-проектов могли бы получать прибыль – нечто вроде евро в ЕС и доллара в остальных странах. Конечно же, был представлен весомый аргумент со стороны докладчика – мол, онлайн-миры (раньше или позже) ждет повальная монетизация – практически все «шмотки» и достижения уже сейчас можно купить за реальную валюту только на «черных» вебсайтах. Unicom упрощают прием денег путем создания защищенных онлайн-терминалов для безопасной и мгновенной покупки вещей. Проектам предоставляется место на торговой площадке, собственный «супермаркет» для размещения товаров и удобная система авторизации.
«Работа в команде, интеграция в социальные сети, казуальные онлайновые игры»
Один из лучших докладов конференции – «Teamwork» от Дениса Войхановского из Reaxion. Гость из далекого Минска представил действительно интересный материал, который рассказал участникам о возможности собрать собственную «команду мечты». Причем, это не просто теория, а практика из личного опыта товарища Войхановского. Команда Доктора Хауса, мерцающая позади Дениса, как бы символизировала общую цель спича – Войхановский настолько убедительно рассказывал и показывал, что во время кофе-брейка вокруг него столпилась целая очередь желающих получить совет. Ваш покорный тоже был там и даже получил внятный ответ по построению рабочего дня в игровых конторах.
Денис Войхановский не только рассказал, как построен рабочий цикл в Reaxion, но и подкрепил слова убедительной теорией. Фундаментальная фраза «за Teamwork, если не умеете, лучше вообще не браться» подтвердила, что слепить из разрозненной команды конфетку действительно очень и очень сложно. Другое дело, что благодаря таким людям, как менеджер Reaxion, становятся известны методики сплочения, как то: вся команда в одной комнате, взаимовыручка каждую минуту («Я спрошу у Пети, ты спросишь у Саши…Profit!») и тому подобное. Присутствующим также понравилась красная кепка “Do not disturb”, которая есть у каждого работника Reaxion и символизирует всеобщее отношение к дисциплине. Если бы это была женщина, то можно было бы сказать: команда у нее «под каблуком». Только в самом лучшем смысле.
Следующий доклад – «Интеграция игрового портала в социальные сети» – представляли ребята из регионального отдела польской Gadu-Gadu. На примере собственного флеш-портала и ряда других сайтов они показали удобство технологии OpenID, которая позволяет иметь лишь один аккаунт для любого количества порталов. Ими же разработаны система блогов с собственным мессенджером, который отличается приятной функциональностью (видеозвонки, конференции и т.д.), сайт, где можно создать собственное генеалогическое древо, удобная сеть форумов и – специально для путешественников – целый сайт наиболее кратких маршрутов для увлекательных путешествий по Украине. Стоит добавить, что детища «нашего» подразделения Gadu-Gadu выполнены в форме блогов (правда, не все) – любой желающий может добавить частичку своей информации, которая кому-то может пригодиться. Проекты совсем недавно в Сети, а посещаемость уже очень хорошая – будущее все-таки за инновациями.
На закуску был предложен рассказ о казуальных онлайновых играх, их разработке и монетизации. Докладчик – Виталий Хить – не первый год на рынке, поэтому от теоретических цифр довольно быстро перешел к практике. Рассказал про собственный опыт «колонизации» западных издателей и про абсолютную бесперспективность нашего рынка. Он отметил, что, к сожалению, именно за рубежом работает «правило 15 минут», где люди могут потратить 15-20 евро на казуальную игрушку, которую удалят через те же 15-20 минут. У нас же любители халявы могут потратить час на браузинг по warez-порталам, лишь бы откопать и поиграть безвозмездно.
В конце своей речи Хить предложил создателям браузерных онлайн-миров скооперироваться, потому что его компания не только в курсе тенденций и продвижения, но и в ожидании больших проектов. Опять же, молодые команды были крайне заинтересованы подобным предложением и вовсю пытались урвать минутку внимания Виталия после конференции.
***
В этой статье мы рассмотрели наиболее интересные доклады. Дело в том, что некоторые из пропущенных работ имели сугубо технический характер, а другие оказались действительно неинтересными с точки зрения рядового геймера. Мероприятие «Международная конференция разработчиков онлайн-игр в Украине» имело место быть, и это уже большое событие в жизни страны, которое многими воспринимается на «ура!». И вовсе не стоит забывать об исключительной полезности подобных встреч – на них издатели могут запросто «подцепить на крючок» молодых и талантливых ребят-разработчиков, а последние – прослушать доклады профессионалов и не наступить на аккуратно разложенные грабли игровой индустрии.
Лучшие комментарии