Русский квест - это, по всей видимости, уже жанровое новообразование. Потому, что речь идет не просто об адвенчурах российского производства. Мы говорим об особой разновидности низкобюджетных проектов, которые настолько нехороши во всем, кроме сценария, что диву даешься - откуда берутся в бездарной команде разработчиков те умные и талантливые ребята, которые составляют сюжет и пишут диалоги? Как правило, русский квест держится на юморе, только им, единым, и жив.
Уфимская студия "Муха" своего постоянного персонажа Буратилло впервые вывела на сцену, то бишь, на рынок, в формате мультсериала. И это было неплохо. Во всяком случае, смешно, бредово (в хорошем смысле этого слова!), интересно. Но, всяко полено знай свой шесток: попытка игроизации, доверенная печально известным разработчикам из "Сатурн-плюс" была изначально обречена если не на провал, то, по крайней мере, на весьма сомнительный результат.
Что же ты наделал, папа Карло…
О сюжете адвенчуры нельзя даже сказать, что он сделан "по мотивам" бессмертного произведения Толстого (не Льва). Скорее, каким-то боком слегка причастен. Буратилло к своему инфантильному и легкомысленному прототипу имеет крайне отдаленное отношение. В версии "Мухи" папа Карло опрометчиво выбирал материал для выстругивания своего первенца. Не стоило, наверное, создавать деревянного мальчика из бывшей плахи. Вот и получилось - то, что получилось. Буратилло - типичный "герой нашего времени", он очень любит деньги, совсем не прочь поразвлечься с красивыми девчонками, с легкостью обманывает всех, кого выгодно "нагреть" и большую часть времени проводит в состоянии, вынуждающем заподозрить его в употреблении какой-то очень забористой травы. Ко всему прочему, говорящее поленце находится в постоянном розыске с самого начала игры и вынуждено регулярно скрываться с очередной локации, куда глаза глядят. Если в течение нескольких первых эпизодов Буратилло еще носится с утопическими идеями (светлое будущее, социализм, золотой ключик там), то жестокая действительность, увы, очень скоро возвращает его на бренную землю, где правят бал "жирные бабки". Вот добыванием этих самых престарелых женщин, то есть, простите, денежных знаков, деревянный мальчик и будет заниматься на протяжении практически всего нашего с ним игрового знакомства.
Нет никакой вилки! Даже платиновой.
Оценивая работу создателей "Буратилло", поневоле приходится допускать некоторую двойственность. Потому что если разработчикам хочется оторвать руки, то сценаристам можно с уверенностью вынести благодарность. Комментарии Буратилло к предметам и явлениям окружающего мира - прекрасны, а диалоги - вообще сказка. Ребята из "Мухи" перепародировали все, до чего дотянулись. Например, черепаха (наверное, Тортилла), которая достает из необъятных подштанников платиновые вилки и гнет их взглядом, заметив нашего героя, сообщает ему, что он - избранный. Сам Буратилло уморительно рассуждает про светлое будущее, от которого ему, понятное дело, нужен ключик. Отперев, наконец, заветную дверцу, за которой, как мы помним из первоисточника, должен скрываться кукольный театр, поленце натыкается на полный… коммунизм. Там два пионера с каменными лицами строгают какую-то деревянную доску, на стене - портрет Маркса. Вы заказывали светлое будущее? Нате!
Между тем, у разработчиков из "Сатурн-плюс" ни с личным счастьем, ни со светлым будущим, видимо, не сложилось. Вся игровая часть адвенчуры получилась из рук вон. Загадки, в большинстве своем, дурацкие и не поддаются логическому вычислению совсем. Как, например, можно догадаться, что для отпугивания отморозка Дуремара Буратилло нужно… поесть меду? Тогда он превратится в улей и налетевшие невесть откуда пчелы прогонят врага. Пиксельхантинг просто убивает. Поиск активных точек на экране составляет 50% времяпровождения геймера.
Оставшуюся половину игрочасов занимает слепой перебор предметов по методу научного тыка. Добавим к этому отсутствие озвучки прекрасных диалогов (вместо слов каждый персонаж произносит несколько характерных звуков - один и тот же набор, вне зависимости от смысла реплики), а также надоедливый звуковой фон практически в каждой сцене и получим типичный продукт "Сатурн-плюс" во всей его красе.
***
"Буратилло" вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны - уморительные диалоги, живой, веселый сюжет и харизматичный главный герой однозначно заслуживают похвалы. С другой - откровенно флешевая графика и, мягко говоря, слабая разработка квестовой части могут совершенно убить желание играть.
Поклонникам "русского квеста" или фанатам студии "Муха" проект, возможно, придется по душе. Для остальных же процесс прохождения "Буратилло" может оказаться просто скучным.
Плюсы: сценарий.
Минусы: все остальное.
Лучшие комментарии