Эксплуатация ходовых брэндов – типичное явление для Paradox Interactive. На сегодняшний день шведы «оттюнинговали» абсолютно все свои стратегические творения, начиная со средневекового Crusader Kings и заканчивая относительно современным Hearts of Iron. Однако больше всего в этом плане повезло Europa Universalis: фантазии разработчиков хватило на три полноценных произведения и парочку аддонов. Но даже в пяти проектах авторы не сумели полностью охватить всю временную линию историко-военных конфликтов – нетронутым остался античный период. Собственно, в исправлении этого недоразумения и заключается основная миссия Europa Universalis: Rome – новой глобальной скандинавской головоломки.
Древнеримское ответвление серии трудно причислить к когорте экспаншенов – слишком велик обоз доступных нововведений – но и полноправным продолжением назвать крайне трудно, так как по большому игра является слегка переработанной, в соответствии со сменой антуража, Europa Universalis 3. Впрочем, ни тот, ни другой факт не мешают Rome быть увлекательной продуктом.
Роль сингл-развлечений исполняют исторические кампании, завязанные на различных ключевых событиях времен становления Римской империи. Разумеется, главная позиция здесь отдана апеннинскому сценарию – на достижение мирового господства может уйти несколько недель, все зависит от выбранного уровня мастерства AI. Куда скоротечней «побочные задания», предлагающие выжить в экстремальных условиях – со скудной казной и минимальным количеством городов – хотя и здесь можно «зависнуть» надолго.
По сравнению с третьей частью Europa Universalis: Rome существенно сдала в плане масштабности происходящего на экране. Вместо всего земного шара теперь придется довольствоваться Европой, Ближним Востоком и частью Африки. Как результат, значительно поредели ряды доступных для управления цивилизаций. В общей сложности число упоминающихся в игре народностей переваливает за отметку в 50, разительно же отличающихся друг от друга наций насчитывается не больше десяти.
Говорить про визуальные аспекты игры не имеет особого смысла. Балом по-прежнему правит псевдотрехмерная карта, на которой схематическими значками и фигурками обозначаются населенные пункты, армии и строения. Несколько в лучшую сторону изменился тематически оформленный интерфейс – вся важная информация была вынесена на передовую, плюс появились удобные фильтры.
В экономико-политеческой системе Rome пошла по пути глобализации. Часть микро-действий, отвлекавших виртуальных правителей от куда более интересных занятий, перепрыгнула на плечи к компьютерным помощникам, а остальные стали отнимать значительно меньше времени благодаря повсеместной автоматизации геймплейной механики. Правда, торговые пути, играющие ключевую роль в материальном благосостоянии страны, придется прокладывать вручную. И если на первых порах установление деловых связей между провинциями выглядит весьма любопытно, то на поздних стадиях, когда число используемых маршрутов переваливает за все допустимые границы, исключительно утомляет.
Социальная сфера регулируется при помощи религии. Принесение в жертву скота и возведение новых храмов откусывают изрядную долю от городского бюджета. Будучи совсем ущемленным в денежных средствах можно прибегнуть к заказу предсказаний. Впрочем, здесь все целиком и полностью зависит от цыганского фактора: кому-то оракулы накличут полезный бонус, а кто-то лишится ценной репутации.
***
Europa Universalis: Rome удалось удержать планку качества на заданной предшественниками высоте. Это по-прежнему интересный, глубокий и продуманный проект. Настораживает лишь тот факт, что Paradox Interactive упорно не желает сворачивать с проторенной дорожки, а ведь излишний консерватизм, как известно, к добру не приводит.
Плюсы: затягивающий геймплей; огромное количество игровых возможностей.
Минусы: блеклая картинка; слабоватый искусственный интеллект.
Лучшие комментарии