
Факты
Специально для релиза в Европе Activision и Neversoft по неизвестным причинам слегка переработали саундтрек Tony Hawk's Pro Skater: из игры выкинули композиции Euro-Barge группы The Vandals, Screamer (Nothing To Me) от Speedealer и Vilified группы Even Rude. Освободившееся место заняли три новых песни местных (т.е. британских) музыкантов — Ain't Got Time to Waste от AiM (feat. YZ), Le Hot от Кенни МакЛауда (Kenny MacLeod), также известного как Grand United, и Blue Thunder группы Aquasky.
В Европе (а также Новой Зеландии и Австралии) компания Activision выпустила Tony Hawk's Pro Skater под достаточно необычным для серии названием Tony Hawk's Skateboarding. По слухам, от термина Pro Skater отказались из-за вероятных ассоциаций с катанием на коньках (Ice Skating) — правообладатели испугались, что геймеры не разглядят доску под ногами Тони Хоука (Tony Hawk) и решили избавиться от слэнгового сокращения американского спорта. Ребрендинг, впрочем, провели на скорую руку: на фоне некоторых меню хита можно разглядеть оригинальный логотип THPS с неочевидным по мнению издателя словосочетанием. Что ещё комичнее, в японской версии игры на титульном экране красуется европейское заглавие — при том, что в Стране восходящего солнца её издали с американским заголовком на коробках.
В файлах первой Tony Hawk's Pro Skater присутствует много неиспользованного контента — например, 25 уникальных дизайнов для досок, большая часть которых представляет собой вариации логотипов Activision (издателя) и Birdhouse, компании Тони Хоука (Tony Hawk) и Пера Велиндера (Per Welinder). Кроме того, на диске можно найти четыре не доживших до релиза уровня: Downhill, Freeway, Classic Concrete and Suburbia. Downhill, как следует из названия — достаточно линейный уровень в духе Downhill Jam, где игроку надо лихо спускаться под гору и делать различные трюки по дороге к финишной черте; его убрали ввиду излишней схожести с аркадным автоматом Top Skater от SEGA. Хотя несколько лет спустя локация с тем же названием всё же попала в порты Tony Hawk's Pro Skater 3 для PlayStation и Nintendo 64, за пределами общей концепции общего между прототипом и трассой в декорациях Рио-де-Жанейро очень мало. На Freeway же игрокам предстояло кататься по стройплощадке и прилегающему к ней мосту; хотя официально карту так и не доделали, её можно «вернуть» в PC-версию Tony Hawk's Pro Skater 2 с помощью модов. Classic Concrete использовалась разработчиками для тестирования физики на разных типах поверхности (т.е. это не полноценный уровень). Suburbia была ранней версией уровня Streets и не имеет никакого отношения к одноимённой локации из Tony Hawk's Pro Skater 3.
Легендарный «Трюк 900» Тони Хоука (Tony Hawk), который заключается в прыжке с халфпайпа и совершении двух с половиной разворотов в воздухе (т.е. прыжке на 900 градусов) появился в Tony Hawk's Pro Skater невероятно поздно — более того, если бы авторы игры промедлили, он мог не попасть в неё вообще. Оригинальная Pro Skater разрабатывалась с 1998 года, и Activision поставила Neversoft очень строгий дедлайн: THPS просто обязана была быть готова к Рождеству 1999 года. Студия взялась за дело ударными темпами, и уже летом 99-го проект вышел на заключительную стадию производства — его начали готовить к отправке сертификацию Sony (производителю PlayStation), а это означало, что к этому моменту все его механики и трюки должны были быть полностью доделаны. Однако 27 июня Хоук совершил невероятное: на пятых «Всемирных экстремальных играх» он с десятой попытки сумел первым в мире сделать в воздухе тот самый разворот на 900 градусов, трюк, который другим атлетам удалось повторить лишь пять лет спустя. По словам спортсмена, сразу после мероприятия он срочно позвонил в Neversoft и попросил их добавить в THPS тот самый прыжок на 900: было бы очень странно, если бы такое достижение не отразили в новом релизе с Tony Hawk's в названии. Несмотря на возможные сложности из-за грядущей сертификации, представители студии отреагировали на запрос моментально. Более того, Тони Хоук утверждает, что команда с энтузиазмом взялась за дело: как ему сказали по телефону, «Уже взяли в работу. Ты крут». Премьера Tony Hawk's Pro Skater на оригинальной PlayStation состоялась 29 сентября 1999 года — всего через три месяца после установки рекорда. 900 в итоге стал одним из известных трюков Тони, причём не только в игре, но в жизни.
В оригинальной Tony Hawk's Pro Skater есть одна небольшая странность, связанная с двумя бонусными персонажами. Одного из них, толстого полицейского по имени Officer Dick (Офицер Дик), можно открыть честным путём — для этого достаточно просто собрать разбросанные по уровням 30 секретных кассет. Второй скейтер, Private Carrera (Рядовой Каррера), добывается лишь с помощью чит-кода. Что любопытно, её место в ростере напрямую связано с копом: если игрок уже разблокировал пухлого офицера, Каррера займёт его место в списке доступных героев. Вернуть Дика на место можно лишь если ввести код ещё раз или перезагрузить сохраненённую игру. Иными словами, Офицер Дик и Рядовой Каррера — взаимоисключающие друг дружку спортсмены.
Когда Activision поручила Neversoft создать симулятор скейтбординга, у проекта ещё не было своего «лица», т.е. человека, чьё имя можно и фотографию можно было поставить на обложку — в те годы это ещё не практиковалось, особенно с более экстремальными видами спорта. Более того, поначалу команда даже не искала себе консультанта: она просто намеревалась сделать игру в духе Top Skater, аркадного автомата от SEGA. Однако по ходу разработки студия (у которой не было опыта в жанре) поняла: ей не хватает экспертизы; она нуждалась в знатоке, способном трезво оценить геймплей и, если повезёт, даже подать дизайнерам какие-нибудь идеи для механик. Как только на руках коллектива появился готовый прототип Pro Skater, руководство Neversoft обратилось к Activision с просьбой наладить контакт с Тони Хоуком (Tony Hawk) — к тому моменту уже признанной (пускай и в узких кругах) звездой уличного спорта и человеком с в целом безупречной репутацией. Тот с энтузиазмом отозвался на предложение, правда, не бесплатно. Осенью 1998 года Хоук заключил договор с издателем, согласно которому он передал компании право использовать своё имя и внешность для рекламы в обмен на роялти (т.е. он выторговал себе не один общий чек на большую сумму, а договорился о регулярных выплатах помельче на основе процента с продаж каждой копии получившейся игры). Несмотря на витиеватости бизнес-стороны проекта, Тони и сотрудники Neversoft быстро нашли общий язык. Более того, знаменитость с головой влилась в производство: гость студии проходил различные билды, для воспроизведения которых ему подарили модифицированную PlayStation, делился советами и соображениями на тему геймдизайна, а также позвал в грядущий хит других звёзд скейбординга, чтобы расширить ростер доступных персонажей. Так родилась Tony Hawk's Pro Skater, игра, которая популяризовала скейтборды и, что иронично, сделала умеренно знаменитого в 90-х Тони Хоука иконой не только спорта, но и поп-культуры в целом.
Tony Hawk's Pro Skater — вовсе не первая игра Neversoft с узнаваемой звездой в центральной роли: за год до Pro Skater компания сделала Apocalypse, старомодный экшен, в котором Брюс Уиллис (Bruce Willis) сражается со всадниками апокалипсиса. Оба релиза, что занятно, объединяют не только знаменитости на обложках, но и технологии под капотом: две первые части THPS созданы на движке прошедшего через производственный ад боевика, и первые геймплейные тесты симулятора скейтбордиста устраивали на локациях из забытого ныне эксклюзива PlayStation.
Хотя Tony Hawk's Pro Skater считается одной из самых известных релизов оригинальной PlayStation, хит Neversoft портировали и на другие платформы — правда, зачастую с серьёзными правками. До Nintendo 64, например, Pro Skater добралась серьёзно урезанной: помимо технических сокращений (вырезанных роликов, а также серьёзно урезанного списка лицензированной музыки) под нож попало насилие (а именно кровь, которую убрали от греха подальше), а также различные «хулиганские» особенности игры вроде названий некоторых трюков и биографии персонажа Private Carrera (ей изменили возраст, превратив её из молодой девушки в 41-летнюю женщину). Цензура обусловлена новым возрастным рейтингом E for Everyone («Для всех»; оригинал, между тем, выпустили с рейтингом T for Teen, т.е. «Для подростков»). Переизданием для Dreamcast занималась команда Treyarch, которая в дальнейшем сделала Tony Hawk's Pro Skater 2X; вместо удаления контента разработчики взяли на себя улучшение визуального ряда — они нарисовали новые текстуры (в том числе с логотипом студии) и сделали новые высокополигональные модели спортсменов. В 2003-м, спустя 4 года после запуска, Ideaworks3D адаптировала THPS под N-Gage, мобильные телефоны Nokia; в силу технических ограничений из портативной версии шедевра выкинули часть контента, в том числе несколько песен (Here and Now, New Girl и Superman). Также существует Tony Hawk's Pro Skater для Game Boy Color, однако с исходным релизом её роднят лишь название и тематика.
Оригинальная Tony Hawk's Pro Skater насчитывает 12 играбельных персонажей, многие из которых основаны на реальных людях, преимущественно звёздах скейтбординга вроде самого Тони Хоука (Tony Hawk). Есть, впрочем, два исключения: Officer Dick (толстый коп, которого можно добавить в ростер лишь собрав все 30 секретных кассет в режиме «Карьера»), а также Private Carrera (девушка в военной форме, доступ к которой открывается лишь с помощью чит-кода). Но и тут не всё так просто: по слухам, Carrera вдохновлена Азией Каррерой (Asia Carrera), известной в 90-х звездой фильмов для взрослых — в пользу этих домыслов говорят дизайн её доски, а также биография с весьма двусмысленными шутками (часть которых заметно смягчили в порте для Nintendo 64). Сами разработчики настаивают, что это просто домыслы: по словам Хоука и сотрудника Neversoft Ральф Д'Амато (Ralph D'Amato), многочисленные совпадения случайны — мол, девушку придумал и смоделировал художник персонажей Ноэл Хайнс (Noel Hines), который, так уж вышло, очень любит свой автомобиль Porsche 911 Carrera. Разумеется, подобные объяснения никого не переубедили: городская легенда быстро разнеслась по геймерскому сообществу и вскоре дошла до самой Карреры. Ей, заядлому геймеру с большим стажем в Quake III: Arena, польстило такое внимание, поэтому глава Neversoft пригласил артистку на эксклюзивный тур по офису компании. Разработчикам это очень понравилось. Всего Private Carrera появилась в серии четырежды: в Tony Hawk's Pro Skater, в Tony Hawk's Pro Skater 2, в улучшенном переиздании оригинальной дилогии Tony Hawk's Pro Skater 2X, а также в Tony Hawk's Pro Skater 3, после чего рядового Карреру отправили на пенсию. К сожалению, девушку не включили в ростер спортсменов Tony Hawk's Pro Skater 1+2.