
Факты
Музыку к Genesis-версии Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters сочинила Мики Хагасино (Miki Higashino), в те годы известная лишь своему вкладу в саундтрек Contra III: The Alien Wars. В дальнейшем Хагасино приложила руку к двум первым частям JRPG-эпоса Suikoden и экшену 10.000 Bullets для PlayStation 2.
В изданном на территории Страны восходящего солнца SNES-релизе Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters (также известном как Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Warriors) присутствует уникальный секрет — Group Mode. Он разблокируется с помощью необычной вариации Konami Code («Вверх», «Вверх», «Вниз», «Вниз», «Влево», «Вправо», «Влево», «Вправо», L, R) и представляет собой вариацию на тему командного боя (игроки отбирают себе отряд бойцов, по очереди стравливают их и так до победного конца). Каждый матч длится всего один раунд. В Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection открыть «Групповой режим» можно через меню улучшений — соответствующая опция, правда, доступна лишь для японской версии файтинга (регион можно поменять на титульном экране антологии).
В оригинальной версии Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters для Nintendo Entertainment System существует уникальная особенность: игроки могут устроить «зеркальный» матч между всеми персонажами кроме Хотхеда, дракона-пожарного из Китайского квартала. Существует два официальных сюжетных обоснования этому ограничению. В материале из журнала Nintendo Power заявлено, что «дух Дракона не позволяет состояться подобной битве». Руководство пользователя объясняет ситуацию чуть иначе: «в силу особенностей духа Дракона, дуэль между двумя Хотхедами невозможна; это будет сродни закидыванию в один аквариум двух бойцовких рыбок сразу — поверьте на слово, вы не хотите увидеть подобную сцену!» На самом деле бан на битву монстров обусловлен техническими особенностями NES: спрайт персонажа очень большой и даже сам по себе серьёзно нагружает консоль (что выражается в его регулярном мигании во время драк с прочими героями). Впрочем, ещё с 90-х хитрые фанаты обнаружили метод обхода необычного запрета: надо было начать матч против CPU-Хотхеда, завершить его, потребовать реванш, а потом выбрать Хотхеда в качестве своего аватара. Что занятно, у дублёра будет спрайт немного другого цвета (оранжевого, а не жёлтого) — вероятно, планы разработчиков изменились в последний момент. Увы, до 2022 года драконий поединок с участием двух геймеров можно было устроить лишь при помощи устройства Game Genie и кода NNNEZPIE. В итоге бан сняла команда Digital Eclipse: она добавила в сборник Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection три особые настройки — одна убирает регулярные подтормаживания (Remove slowdown), вторая исправляет визуальные баги (Remove sprite flicker), третья снимает запрет с «зеркальных» поединков между Хотхедами (Clash of the Hotheads).
Японская версия SNES-издания Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters вышла на три месяца позже американской и во многих аспектах заметно превосходит оригинал. Основные улучшения — в сюжетном режиме на дирижабле Черепашек-ниндзя красуется их логотип, а сами интерлюдии происходят днём; в меню выбора персонажей игрок может выбрать альтернативный окрас персонажа по нажатию кнопки Start; музыка на титульном экране играет целиком; комментатора и черепах переозвучили (кое-какие аудиоклипы взяли из Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time, чтобы лучше обозначить момент использования конкретных приёмов); портреты некоторых героев (Донателло, Карай и Вингната) перерисовали; характеристики некоторых приёмов слегка подредактировали из соображений баланса; на арене Studio 6 появились разрушающиеся стены. Что занятно, Konami также заметно изменила модель Аски, эксклюзивного персонажа Nintendo-релиза: её костюм стал рискованнее (это заметнее всего, когда она делает атаку и разворачивается к зрителю спиной — в восточной версии она носит на удивление откровенное трико, тогда как в западной Tournament Fighters девушка сражается в шортах), плюс ей нарисовали уникальную победную анимацию, которая подчёркивает анимацию бюста молодой ниндзя. Эти дизайнерские правки в итоге отразились на возрастном рейтинге Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection: поскольку в компиляцию входят сразу две вариации Tournament Fighters (западная и восточная, с подзаголовком Mutant Warriors), антологию выпустили с маркировкой T (Teen, «для подростков») из-за «неприличных элементов».
В настройках Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters для SNES игрок может выбрать скорость игры. По умолчанию в настройках присутствует всего два отвечающих за это пункта (I и II), однако существует и третий, спрятанный за легендарным Konami Code. Для получения доступа к гипербыстрой версии Tournament Fighters надо взять второй контроллер и набрать «Вверх», «Вверх», «Вниз», «Вниз», «Влево», «Вправо», «Влево», «Вправо», B, A на титульном экране. В сборнике Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection сотрудники Digital Eclipse добавили альтернативу: меню улучшений, которое доступно перед запуском файтинга.
Помимо стандартного набора арен (Cafeteria, Mt. Olympus, Pirate Ship, Sky Palace, Noh Stage, Art Museum, Scrapyard, Thunder Dome, Metal Works и Back Alley) на картридже SNES-версии Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters спрятаны две бонусные локации — Studio 6 (предназначенная для сюжетной драки с Крысиным королём) и Metro Train (где происходит заключительная разборка с Карай). По умолчанию они открываются с помощью чит-кода L, R, L, R, L, R, A. В компиляции Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection команда Digital Eclipse также добавила альтернативный вариант разблокировки контента — через меню улучшений, где находится соответствующая настройка. Код, впрочем, по-прежнему работает, и он даже указан во внутриигровом гиде Tournament Fighters.
По умолчанию в сюжетном режиме SNES-издания Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters отсутствует шкала Mutagen, которая отвечает за ультимативный суперприём. В оригинальной версии файтинга снять ограничение можно с помощью чит-кода — на контроллере второго игрока надо нажать «Вверх», «Влево», «Вниз», «Вправо», X, Y, B, A, X, Y, B, A, и X. В сборнике Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection достаточно поменять соответствующую настройку в меню улучшений игры.
Персонажей-боссов в оригинальных версиях Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters для SNES и Genesis/Mega Drive нельзя добавить в ростер бойцов традиционными методами, т.е. с помощью прохождения сюжетных кампаний — но существуют обходные пути этого неудобства. На консоли Nintendo доступ к Крысиному королю и Карай можно получить относительно легко: для этого достаточно лишь ввести соответствующий чит-код (на контроллере второго игрока необходимо ввести комбинацию X, «Вверх», Y, «Влево», B, «Вниз», A, «Вправо», X и «Вверх», после чего требуется зайти в режим Versus и нажать на кнопку «Влево» контроллера первого игрока). С изданием для приставки SEGA ситуация немного сложнее: хотя на скриншоте с задней обложки Tournament Fighters красуется играбельная версия одного из злодеев (т.е. в роли Player 1), долгие годы считалось, что управлять Трицераптроном, Крэнгом и Карай способен лишь CPU. Лишь в 2010 году YouTube-блогер Junanagou доказал, что на самом деле антагонистов всё же можно взять под свой контроль — для этого просто надо изменить кое-какие данные в коде файтинга с помощью созданной энтузиастом программы-трейнера. В компиляции Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection от Digital Eclipse, к счастью, процесс значительно упростили — перед запуском соответствующей версии необходимо лишь выбрать пункт «Играбельные боссы» в меню улучшений отдельно взятого файтинга.
В издании Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters для SEGA Genesis/Mega Drive технически присутствуют два финальных босса. Если пройти сюжетный режим файтинга на недостаточно высоком уровне сложности, последним оппонентом на турнире вытупит клон Карай, ниндзя во служении Шреддера. Сразится с оригиналом, т.е. Реальной Карай, можно лишь на высшем уровне сложности (в настройках он обозначен номером 8), в противном случае девушка появится лишь в финальной катсцене и насмешливо изъявит надежду, что рано или поздно игрок всё же бросит ей вызов по-настоящему. За победу над подлинной злодейкой игры и получение истинной концовки в сборнике Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection полагается достижение G Tournament Champion (G подразумевает Genesis); избиение её копии же ничего не даёт.
Если не считать квартета Черепашек-ниндзя (Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и Донателло), в разных версиях Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters представлены три совершенно уникальных ростера персонажей. Меньше всего бойцов доступно в NES-порте файтинга — помимо главных героев под свой контроль можно взять лишь Кейси Джонса, Шреддера и Хотхеда, дракона-пожарного из нью-йоркского Китайского Квартала (персонаж фигурировал в комиксах компании Archie Comics; Tournament Fighters стал его видеоигровым дебютом). На SNES в турнире участвует гораздо больше героев и злодеев: вместе с титульными черепахами на арене выясняют отношения Кибер Шреддер, Война (всадник Апокалипсиса из Archie Comics), Аска (созданная специально для файтинга героиня; вдохновлена Мицу, персонажем из художественного фильма «Черепашки-ниндзя III»), Кром Дом (андроид из мультсериала 1987 года), Вингнут (тоже из шоу 87 года) и Армаггон (антагонист из Archie Comics), Крысиный король и Карай (девушка-ниндзя и финальный босс сюжетного режима, на момент выхода игры появлялась только в комиксах Mirage Studios). Черепах-двойников в игре обозначают как ЛжеБратьев (Fake Brother); вместо привычного зелёного они окрашены в фиолетовый цвет. И, наконец, в издании для SEGA Genesis/Mega Drive в битвах участвуют четыре главных героя серии, Кейси Джонс, Эйприл О'Нил, Рэй Филлет (мутант из Archie Comics и мультсериала), а также некий Сизиф (уникальный боец, разработанный специально для Genesis-версии Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters). Противостоят им Трицераптрон, Крэнг и две версии Карай (настоящая и её клон). Бойцы-дублёры в этой версии зовутся клонами.
Подобно Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project, в Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters для Nintendo Entertainment System присутствует традиционная для консольных релизов тех времён система защиты: во время запуска игра проверяет строку «© konami» в видеопамяти на предмет взлома. Если система выясняет, что на картридже нелегальная копия файтинга, заключительный поединок со Шреддером становится технически непроходимым: даже если умудриться побить злодея, победа не засчитывается и бой начинается заново.
По словам одного из Мицуаки Огавы (Mitsuaki Ogawa), одного из программистов игры, NES-версия Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters изначально затевалась как симулятор баскетбола. В самый разгар производственного цикла руководство Konami приказало разработчикам адаптировать проект в чистокровный файтинг. Напоминанием об оригинальной спортивной концепции Tournament Fighters служит местный пауэр-ап — большой и очень прыгучий красный шар (мяч), который можно подобрать и кинуть в противника.
В руководство пользователя NES-версии Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters закралась ошибка, граничащая с недосказанностью. В тексте мануала заявлено, что взять появляющийся на арене пауэр-ап (красную сферу, которую сбрасывает дрон с мордой Сплинтера) можно с помощью кнопки B. Это не совсем так: чтобы подобрать оружие необходимо нажать комбинацию клавиш «Вниз» и B. В сборнике Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection студия Digital Eclipse услужливо отметила эту неточность: гид, который можно открыть через меню паузы, описывает правильную последовательность действий и извиняется за промах Konami 90-х.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters стала последней игрой Konami, созданной для Nintendo Entertainment System (NES) и заключительным файтингом, выпущенным на платформе — его премьера состоялась в феврале 1994 года, тогда как производство консоли на Западе официально завершилась в августе 1995-го. Что занятно, это не относится к Famicom, «японской сестре» устройства, поскольку этот заметно упрощённый порт боевика обошёл Страну восходящего солнца стороной, а саму приставку поддерживали в том или ином виде вплоть до 2003 года.
Порт Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters на к тому моменту устаревшую Nintendo Entertainment System, подобно Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project до неё, выпустили лишь в двух регионах из трёх возможных. В данном случае файтинг издали лишь в США и Европе — до Японии эта версия игры так и не добралась.
Подобно всем предыдущим играм про Черепашек-ниндзя от Konami, файтинг выпустили под немного разными названиями в зависимости от региона. Традиционное на западных территориях заглавие, Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, украсило американские коробки и картриджи. В Европе экшен переименовали в Teenage Hero Ninja Turtles: Tournament Fighters — ввиду ассоциаций с насилием и убийствами слово Ninja («Ниндзя») заменили на Hero («Герой», в данном случае скорее «героические»; это была традиционная для серии форма цензуры, которая пошла ещё с мультсериала «Черепашки-ниндзя» 1987 года). Японский релиз окрестили Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Warriors на Super Nintendo Entertainment System (SNES), тогда как местный порт на SEGA Genesis/SEGA Mega Drive оставили как есть, с подзаголовком Tournament Fighters.