38 2 105 39
Teenage Mutant Ninja Turtles (1989)

Рейтинг игры

3.5 106
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Teenage Mutant Ninja Turtles (1989)

Факты

Формально персонажи Teenage Mutant Ninja Turtles не могут передавать друг другу особое оружие, однако на практике любая Черепаха может поделиться с другой бумерангом. Для этого достаточно его эпикировать, бросить, выйти в меню выбора героя, поменять его, а потом вернуться в игру и перехватить инструмент, когда он начнёт лететь обратно.

В Teenage Mutant Ninja Turtles на выбор доступно четыре персонажа, каждый со своими уникальными характеристиками. Самая очевидная из них касается оружия: Леонардо вооружён мечом, Рафаэль использует ограниченные в радиусе действия саи, Микеланджело предпочитает нунчаки, а Донателло избивает врагов палкой — самым дальнобольным и по умолчанию сильным оружием в игре. Однако в игре есть одна занятная и официально незадокументированная механика: сила Лео и Микеланджело напрямую зависит от уровня их здоровья. Если HP персонажей упадёт ниже 50%, их атаки будут наносить врагам в два раза больше урона. В самом экшен-платформере про это нигде не говорится, а единственный вероятный намёк на суперспособность черепах спрятан в мануале — там говорится, что «храбрость Микеланджело вас удивит».

По слухам, в оригинальной Teenage Mutant Ninja Turtles для Nintendo Entertainment System и Famicom работает так называемый Konami Code — легендарный чит-код, в 80-х и 90-х ставший визитной карточкой издательства Konami. В данном случае комбинация кнопок «Вверх», «Вверх», «Вниз», «Вниз», «Влево», «Вправо», «Влево», «Вправо», B, A, Start увеличивает количество Попыток (Continues) с 2 до 4. Код необходимо набрать на титульном экране. К сожалению, в сборнике Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection чит по каким-то причинам не активируется.

Разработка Teenage Mutant Ninja Turtles велась параллельно ещё одному проекту по мотивам мультсериала «Черепашки-ниндзя». Издательство Konami приобрело лицензию на знаменитый бренд вскоре после премьеры шоу в 1987 году, и чтобы охватить сразу несколько прибыльных рынков, компания запустила производство сразу и консольной игры для Nintendo Entertainment System/Famicom, и экшена для аркадных автоматов. Оба боевика вышли в 1989 году, и, как ни странно, под одним и тем же названием — Teenage Mutant Ninja Turtles в США и Teenage Mutant Hero Turtles в Европе. Платформер, впрочем, опередил своего куда более прямолинейного аркадного собрата на пять месяцев (они вышли в мае и октябре 89-го соответственно). Некоторое время спустя второй релиз портировали на NES под названием Teenage Mutant Ninja Turtles II: The Arcade Game.

Помимо оригинальных платформ (Nintendo Entertainment System/Famicom, Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, MS-DOS, MSX, ZX Spectrum, PlayChoice-10) Teenage Mutant Ninja Turtles также доступна в составе сборника Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection. В это издание вошли американская и японские NES/Famicom-версии игры, а также цифровые версии их обложек, мануалов, рекламных постеров, гида и даже отсканированные копии дизайн-документов (последние, увы, целиком на японском языке). Хотя фанаты могут пройти экшен «как есть», авторы порта (сотрудники Digital Eclipse) добавили в него множество улучшений и упрощений, от перемотки времени и сохранений до возможности отключить знакомые каждому владельцу ретро-консоли мигания спрайтов и подтормаживания в особо сложных (т.е. перегруженных объектами) сценах.

Оригинальная Teenage Mutant Ninja Turtles по праву считается одним из самых известных бестселлеров консоли Nintendo Entertainment System (NES). К весне 1990-го она продалась миллионным тиражом только в США, а к концу года Konami удалось реализовать свыше 4 млн копий игры по всему миру. Дальнейшие финансовые успехи экшен-платформера неизвестны.

Хотя премьера Teenage Mutant Ninja Turtles состоялась после выхода второго сезона одноимённого мультсериала, сюжет игры технически основан на событиях первых эпизодах. В частности, Шреддер и его клан «Нога» сначала похищают Эйприл О'Нил (как в открывающем эпизоде шоу), потом мастера Сплинтера (в духе второго эпизода), а потом угрожают героям особым оружием, способным трансформировать мутантов в их исходные формы (что в целом соответствует пятому эпизоду). Правда, несмотря на относительную близость к первоисточнику и обилие отсылок, концовка экшена откровенно противоречит финалу сезона: в сериале Черепахи уничтожают ретромутагенную пушку (тем самым сохраняя статус-кво команды для будущих приключений), тогда как в его интерактивной адаптации после драки с Шреддером с её помощью Сплинтера превращают обратно в человека.

Несмотря на популярность «Черепашек-ниндзя» в конце 80-х, игру выпустили под разными названиями в зависимости от региона. Американская версия, которую издала фирма Ultra Games, как была Teenage Mutant Ninja Turtles, так ей и осталась. В Великобритании и ряде европейских стран Ninja в заглавии заменили на Hero — в те годы правила цензуры диктовали, что слово «Ниндзя» ассоциируется с насилием и жестокостью, а подростков от такого надо оберегать. Впрочем, это отнюдь не вина Palcom и Image Works, компаний, заведовавших дистрибуцией платформера в Европе: с лёгкой руки стражей моральных ценностей оригинальный мультсериал тоже окрестили Teenage Mutant Hero Turtles. Но любопытнее всего с игрой обошлись в Японии: там её переименовали в Geki Kame Ninja Den (Fierce Turtle Ninja Legend или Legend of the Radical Ninja Turtles в грубом переводе на английский язык; по-русски это звучит как «Легенда о крутых ниндзя-черепахах»). Столь непривычное название обусловлено тем, что в 1989-м году бренд ещё официально не дебютировал в Стране восходящего солнца, а исходный мультсериал ещё не перевели — игра Konami фактически стала первым знакомством местной публики с Черепашками-ниндзя и их друзьями. Этим объясняются и отдельные вольности локализаторов: например, в японской версии Эйприл О'Нил из простой репортёрши, которая познакомилась с героями совершенно случайно, превратилась в дочь мастера Сплинтера.