
10 июня
Где моя ложка
В середине нулевых, на самом пике флэш-квестов, «Субмашина» уже стояла особняком от большинства поделок в жанре «выйти из комнаты», представлявших собой типичные симуляторы побега из туалета, где ключ условно делался из обломков ёршика и рулона туалетной бумаги Отличали серию увлекательная запутанная инженерия вручную отрисованных уровней, прекрасный художественный стиль и нескладные отрывки мутного сюжета, разбросанные тут и там. Теперь же, когда все части вышли в рамках этого замечательного полного переиздания, оценим их по всей строгости и посмотрим, чего стоит главная вселенная Матеуша Скутника на рынке с более серьёзной конкуренцией.
Стиль и атмосфера. Лучше всего «Субмашине» подходит сравнение с интерактивным артбуком. Не загадками и даже не историями берёт игра, а именно ощущением скитаний, блужданий по тёмным запутанным лабиринтам заброшенных, запустевших локаций (вполне лиминальных ещё до того, как это стало модно). Тут и там попадаются намёки на следы чьего-то присутствия, но очень отдалённые, вкупе с зацикленной изолированностью местных миров вызывающие чувство меланхолии и лёгкой тревогиПолностью поддерживает антураж и звуковое сопровождение. Потрясающий без преувеличений эмбиент-саундтрек и эффекты, услышав которые один раз, вы не сможете забыть. Приятно, что можно переключиться между новыми и классическими звукамиВ истории поднимаются довольно интересные и даже философские темы с вкраплениями и научной фантастики, и теологии, и мифологии. Да и основная суть «Субмашины» в целом оригинальна и будет особо мила душам любителей постсоветских «гигахрущёвок»Отдельно отмечу качество переиздания. Включены все игры серии, в том числе аддоны. Секретов для поиска самым оголтелым охотникам хватит с лихвой. Часть неприятного пиксельхантинга была сокращена, за что спасибо. Тут и там немного изменились уровни и загадки. Что абсолютно восхитило, так это новое вступление и переходы между главами; путешествие стало ощущаться цельным. Картинка, особенно у старых частей, местами, может быть, стала слегка размыленной, но мне это редко бросалось в глаза. В целом – добротный расширенный ремастер, со своими нюансами, но плюсами перевешивающий и заслуживающий внимания и поддержки каждого фаната. Хотя бы ради новой части, которая, внимание, спойлер, БУДЕТ!Хоть у местной вселенной и наблюдается попытка выстроить какой-никакой лор, в нём намеренно оставлены слишком много пробелов (хотя темы поднимаются интересные и даже философские). Сюжет прост и схематичен; мы в роли безымянного героя (и то, перспектива тут довольно условная) сначала попадаем непонятно куда, потом пытаемся оттуда выбраться, находя тут и там редкие и скудные свидетельства других исследователей и пленников. Хотя концовка в чём-то даже немного интригует, за сюжетной составляющей сюда, увы, идти незачемЗагадки очень простые; более того, в переиздании часть из них была облегчена явными визуальными подсказками, из-за чего любой мало-мальский челлендж свёлся к периодическим проблемам с пиксельхантингом. Кому игра точно зайдёт, так это любителям карт и лабиринтов – рисовать свои схемы и делать заметки придётся. Да и оригинальный подход к пусть и казуальным паззлам встречаетсяНу слишком уж много бэктрекинга. Особенно в поздних частях, которые, чем длиннее становятся, тем чаще в них приходится наворачивать по два, а то и по три-четыре круга по всем уровням, и это ещё можно ведь пропустить какой-нибудь малозаметный предмет, тут даже рисование карты не поможет
Лучшие комментарии