
Total war: Star wars
Ох и повидала далекая-далекая галактика всяких бед. Одна гражданская война, вторая, третья, Дисней с его Кейтлин Кеннеди... Хотя конечно и хорошего было немало: трилогия приквелов, Андор с Изгоем Один, старые Battlefront-ы, Академия джедаев, Республиканские коммандо. Единственное чего было маловато, так это стратегий. Была одна, некий клон Age Of Empires, но судя по футажам он ну слишком уж клон, да и какой же Star Wars без космоса. И вот тут знающие люди выдергивают из кобуры бластер с названием Empire at War и разносят эти аргументом все недовольные лица.
Моя история с этой игрой тянется вообще со школы, я уже тогда любил ЗВ и стратегии, так что сам факт совмещения этих двух сущностей приводил в экстаз. И я помню, что сама игра тоже отнюдь не разочаровывала: миниатюрные космические корабли устраивают эпичнейшие баталии над планетами, в то время как на самих планетах огромные AT-AT разносили базы повстанцев при поддержке орд штурмовиков. Уф. Но, вспоминая те времена знакомства с игрой, осознаю, что я в общем-то ведь ни разу даже ни одну кампанию не допрошел до конца, все время где-то застревал. Да и в режимах завоеваний ни разу не повидал экрана финальной статистики. Почему-то я все время ее забрасывал, не дойдя до желанной победы. Из-за чего - отвечу позднее.
Пока же вижу необходимым рассказать что здесь вообще происходит. Сразу оговорюсь - тут я обозреваю только базовую игру, без Forces of Corruption, так как там судя по всему контента как в полноценном сиквеле. Возвращаясь к сути, заголовок не с проста отсылает к Total War, хотя и назвать Empire at war полноценным ее клоном ну никак нельзя. Игра делится на три этапа: первый - галактическое управление, второй - битвы на орбите и третий - наземные сражения. В галактическом режиме перед нашим взором раскинулась вся галактика со всевозможными планетами: Татуин, Корусант, Альдераан, даже Тарис и Манаан из KotOR имеются, а всего их порядка 40 штук. Здесь мы отстраиваем оборону, возводя космостанции и наземные структуры, набираем армию и даже понемногу занимаемся шпионажем и диверсиями. Этот режим похож даже скорее на стратегии Парадоксов (Europa Universalis или Hearts of Iron) тем, что процесс происходит не пошагово, а в реальном времени, только здесь все значительно-значительно проще - на орбитах можно строить только станции, улучшая их (ну и парочку вспомогательных строений вроде радаров), а на земле это в основном разного рода казармы, одно здание добычи ресурсов и разные оборонительные сооружения, вроде генераторов щита или огромных турелей. Но на самом деле даже этого достаточно, чтоб заниматься менеджментом было интересно. Сторон тут, предсказуемо две - повстанцы и империя (есть еще пираты, но в основной игре, без Forces of Corruption, их едва ли можно назвать полноценной стороной конфликта, так, наполнителем для планет). Так или иначе мы собираем флот, подготавливаем наземные отряды и летим покорять миры.
И вот тут начинается уже более знакомая многим стратегия в реальном времени. В первую очередь происходит сражение флотилий на орбите, и это просто восторг любого фаната ЗВ. Даже небольшие баталии, задействующие небольшие крейсеры и космостанцию, поражают своей кинематографичностью, что уж говорить о битвах где сходятся по несколько линкоров Мон-Каламари и имперских Разрушителей, там вообще происходит визуальный экстаз, даже не смотря на графику 2006 года. Еще и контролировать это все интересно - звенья истребителей бодро охотятся друг за другом и за бомбардировщиками, те же в свою очередь пытаются пробиться к торпедным аппаратам станций или ангарам линкоров, крейсеры шустро летают по орбите, уничтожая мелочь и, подобно стае гиен набрасываясь на здоровяков. Ну а здоровяки величественно плывут на встречу друг к другу, поливая все вокруг цветастым штормом лазеров. Самое вкусное, что у хотя бы сколько-то крупных кораблей не просто полоска ХП, а есть конкретные функциональные точки, которые могут быть разрушены. Двигатели, ангары, турели всех мастей - все это служит для своих целей и при уничтожении неплохо так бьет по эффективности боевой единицы. Уничтожишь ангар станции или линкора - тебе перестанут досаждать истребители и бомбардировщики (после того как уничтожишь уже вылетевшие), уничтожишь генератор щита - судно будет останется без восполняемой полоски щитов и будет уже намного более легкой мишенью, ну а каждая турель действительно стреляет, так что уничтожив ее, судно потеряет уже в огневой мощи. Короче - восторг.
А еще неслабое такое напряжение. Все вышеописанное нужно успевать контролировать, помня о мелочах, вроде того, что если отправить все свои истребители в зону, где все еще есть крейсеры, ты их очень быстро лишишься, ну или что если не успеешь обнаружить и расстрелять ракетные канонерки противника - твоим большим кораблям очень быстро придется туго, ведь ракетам и торпедам плевать на щиты. И вот тут я начал понимать, почему в детстве не смог пройти ни одной кампании: если просто в тупую кидать все войска на одну цель, не проводя микроконтроль, то даже самую выгодную битву можно спокойно проиграть. Ну а искусство микроконтроля лично я освоил лишь недавно, и то на совсем уж базовом уровне. Здесь наверное можно выделить первый небольшой минус - порог входа тут ощутимый и новичкам стратегий тут очень быстро дадут понять, что нужно учиться играть, а без этого остается только сливать флотилии и армии в самых выгодных боях. Но на мой личный взгляд, если уж осваивать RTS, то ради Empire at war.
Ну да ладно, победа на орбите одержана, спускаем десант. И вот тут особенно остро чувствуется, насколько хорошо была проработана оборона в галактическом режиме. На все планеты армий не напасешься (даже на приграничные), а вот установленный на планете генератор щита или турболазеры могут легко перевернуть исход боя. Не раз было, что я побеждал буквально парой отрядов пехоты и легких танков, просто за счет того, что все AT-AT были разнесены на подходах здоровенными турболазерными турелями. И наоборот, спускаясь на планету, я не был готов, что на ней уже стоят три завода по производству тех же AT-AT и генератор щита в придачу, защищающий от бомбардировок. Так что огромные армии в итоге просто разбивались о 3-4 огромных шагохода. Тут все еще осложняется тем, что у атакующих войск есть предел численности - мы можем высадить одновременно лишь несколько отрядов, зачастую 3-4, а дальнейший десант будет доступен только после захвата точек высадки или разгрома предыдущей волны. В итоге, даже не смотря на то, что тут нет такой истории как на орбите, где нужно грамотно уничтожать ключевые части юнитов, здесь все равно требуется достаточно существенный контроль и тактика. Зачастую конечно можно попытаться задавить зерг-рашем, но в основном лучше сначала высадить скоростные юниты, способные уничтожить генераторы или заводы (в случае первых отключатся все большие оборонительные сооружения, в случае вторых у врага не будет восполнения армии), а уже потом высаживать артиллерию и тяжелые танки и меситься в открытом бою. А еще есть мелочи, вроде погодных условий, местного населения, обладающих определенными симпатиями (могут выступать на стороне империи, а могут и на стороне повстанцев, зависит от планеты), площадок для строительства маленьких турелей или исцеляющих устройств, которые тоже могут не слабо так помочь. Добавьте сюда то, что каждая планета - отдельная карта, задизайненная вручную и требующая своего подхода и тактики, и получим крутую, затягивающую и комплексную стратегию в реальном времени, заслуживающую внимания не только от фанатов ЗВ, но и ото всех любителей RTS в целом.
И я на самом деле долго пытался понять, что во мне разжигает эти восторги - ностальгия по школьным временам и любовь к ЗВ или все же отменное качество игры. И пожалуй скажу что и то, и другое. К самой игре конечно можно попридираться, например, сюжет тут очень пунктирный, обе кампании - скорее затянувшееся обучение на пути к игре в завоевание галактики, или в целом не слишком мудрый ИИ, который даже на высокой сложности может пренебрегать очевидными тактиками, или автосейвы, сохраняющие прогресс только при выходе из игры (пару раз на этом обжигался, особенно в начале кампаний, когда из-за небольшой оплошности приходилось возвращаться на часы игры назад). Но я пожалуй оставлю это все за скобками - игра, что 20 лет назад, что сегодня дарит уникальный опыт, недоступный пожалуй ни в одной другой стратегии, и, что важнее, опыт этот крайне положительный. Да и с точки зрения вселенной ЗВ это тоже значимый продукт - нигде больше нельзя взять под контроль армаду разрушителей и разнести к чертям флот повстанцев собственноручно, а потом еще и жахнуть по их никчемной планетке Звездой смерти. Восторг, короче.
Лучшие комментарии