Все игрыSLEEP AWAKEОтзывы
151 1 6 4
SLEEP AWAKE

Рейтинг игры

3.4 8
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
SLEEP AWAKE
Все отзывы к игре
Вчера
0

Картина не складывается

Я прошёл её залпом и у меня довольно смешанные ощущения. И вот почему.

Повествование и сюжет

Игра зацепила меня интересным синопсисом, было любопытно, какую историю расскажут нам разработчики. Однако, к сожалению, потенциально крутая история оказалась довольно невнятной, как будто бы не очень целостной и весьма-весьма психоделичной попыткой в загадочную загадку.

Игра — симулятор ходьбы с претензией на глубокий интересный сюжет. И повествование — самый сокрушительный её недостаток. Возьмём пресловутую психоделику, которой игра напичкана под завязку: с одной стороны, я, конечно, ожидал, что история о мире, где люди не могут спать, будет наполнена сюрреалистичными галлюциногенными визуальными образами, однако, с другой стороны, авторы всё-таки не смогли использовать этот приём грамотно: часто происходящее на экране кажется кашей из образов, которые в конечном итоге так и не складываются в общую картину. Ты смотришь, ждёшь, предполагаешь и надеешься, что вот-вот, и, кажется, всё станет понятно, но... нет. Авторы накидывают смысл за смыслом, но все эти смыслы остаются висеть в воздухе, так и не соединившись. В конце я ловил себя на мысли: «А зачем весь этот сюр был нужен?..»

Можно вспомнить тот же Control (которым разработчики очень сильно вдохновлялись, по крайней мере визуальными приёмами), где сюжет подаётся отрывками, образами, недомолвками и многое непонятно, но там всё равно в конечном итоге ты понимаешь, о чём тебе рассказывают разработчики. В Sleep Awake ты видишь те же самые недомолвки и отрывочные образы, но, как я уже говорил, в единую крепкую картину они не складываются.

Но, тем не менее, дополнительным плюсом хочу выделить, что в игре нет кучи записок. Есть диафильмы, которые можно просматривать в специальных терминалах, и их довольно мало, поэтому от них не устаешь. Также очень сильной стороной игры с точки зрения повествования тут являются реплики главной героини. Всю игру мы слышим её мысли, её мнения и реакции на то, что происходит вокруг неё. И это шикарно озвучено! В итоге создаётся довольно крутая и интимная связь с игроком, оттого ей намного проще сопереживать, она больше чувствуется живым человеком. Это однозначно то, за что игру хочется похвалить.

А теперь о грустном. Сюжет здесь к сожалению очень спорный и разочаровывающий.. Ниже я попробую описать, что конкретно меня смутило (самые главные моменты).

В общем и целом можно разделить историю на две взаимосвязанные и переплетённые части. Первая — главная загадка того, почему пропадают люди. Вторая — история героини и её семьи. Обе эти части в разной степени ощущаются плохо рассказанными.

Мир

По ходу продвижения по сюжету героини мы узнаём о местных фракциях, каждая из которых борется со сном по-своему чтобы выжить, узнаём о местных узурпаторах, и даже о каких-то сейсмических катаклизмах и..... всё. Мир кажется наполненным на детали, но как я уже говорил все эти разные кусочки кажутся бессмысленными, разрозненными, ведь никакого развития они не получают. Они нам НИЧЕГО не говорят о людях и о судьбах, лишь общими мазками обрисовывают картинку в духе "пук пук люди здесь пытаются бороться со сном, тут дистопия и ужас". Нам даже не говорят о том, как устройство этого мира повлияло на жизнь героини. Драма города в котором происходит действие не кажется глубокой, но кажется декорацией, которая лишь пытается быть живой. И у неё не очень получается(

Героиня

Её история кажется более внятной, ей хочется сопереживать. Нам рассказывают о потерях, о том, что она осталась одна, и в целом тема одиночества, наверное, тут центральная. Ты понимаешь сам факт того, почему героиня пытается бороться и искать какие-то решения — из-за её близких (и живых, и мёртвых). Но здесь снова встаёт проблема повествования: ты понимаешь сам факт, однако авторы так старались всё завуалировать и подают всё настолько аморфными кусочками, что одна часть деталей теряется, а то, что остаётся, кажется слишком пресным.

Например, возьмём историю её брата. Разработчики говорят нам: «У нее с братом очень крепкая связь». Мы верим этому, ведь героиня постоянно о нём говорит. Вроде как авторы подразумевают, что их связь глубокая, накидывают много образов, связанных с ним, даже есть большой геймплейный отрывок. Но если его вырезать... ничего не поменяется. Он ни о чём нам по сути не говорит, не рассказывает никакую историю, хоть и пытается это делать. Снова вопрос: «А зачем это всё?». И вот так тут со всем: и с Аммой, которая вроде как является важной частью жизни героини, её наставником в каком-то роде, но мне как игроку было абсолютно всё равно на эту Амму, хоть игра и пыталась меня убедить, что гг действительно в ней нуждается.

Арка с отцом вообще какая-то ерунда. Он ушёл из семьи, никому ничего не сказав, якобы чтобы разобраться в загадке со сном. Героиня думала, что он мёртв. Однако, когда правда всё же вскрывается и девушка стоит в недоумении, не понимая, почему он её бросил, ничего не объяснив, игра не даёт нам НИКАКИХ объяснений его поступка. Ну ушёл и ушёл, всё же ему нужно было спасти мир)). И героиня, главной драмой которой было одиночество, просто как будто бы на это забивает, хотя игра недвусмысленно даёт нам понять, что это действительно для неё важно. Сначала нам дают конфликт, а потом бросают на полуслове. Тот же вопрос: к чему всё это было? 

Разгадка

Может быть, история с ХАШ'ом будет внятной? Нет, к сожалению, здесь всё та же проблема. Психоделика и недомолвки, которые лишь в общих чертах к концу сюжета очерчивают, что к чему, оставляют грустное послевкусие. Разработчики намеренно путали и пускали дым в главную развязку, типа «О-о-о-о, смотрите, как всё непонятно и запутанно», однако в результате ты получаешь вторичненькую историю о похищении людей ради энергии а-ля «Матрица». Однако всю игру нас кормили смесью эзотерики, мистики, даже присутствовали некие ритуалы, и очевидно, разработчики намеренно пускали нам пыль в глаза, чтобы выдать этот внезапный поворот в sci-fi с оммажем на симуляции и порабощение человечества машинами. Только вот связующей ниточки между всей этой мистикой и тем, чем действительно оказался ХАШ, попросту нет. И в итоге опять получается куча образов и смыслов, которые просто остаются в голове невнятной кашей. 

Итого

Сюжет пытается быть сложным, глубоким, но у него не выходит. Ни мир, ни история героини, и даже ни сама разгадка с ХАШ'ами не кажутся в полной мере раскрытыми. Это действительно обидно, потому что концепт игры был действительно интересным, но, видимо, сценаристы задрали для себя слишком высокую планку. Сюжет игры стал для меня полным разочарованием, и наверное он бы им не стал, если бы разработчики изначально не претендовали на сложный многослойный загадочный сюжет.

Геймплей

Как я уже говорил, во главу угла игра здесь ставит сюжет, поэтому геймплейно это симулятор ходьбы с загадками и побегушками от противников. Но всё же разработчики попытались разнообразить игру механиками: в каких-то местах нам будет необходимо задержать дыхание, в других — прятаться в укрытиях. Враги здесь кстати тоже имеют прикольные механики, например на некоторых нельзя смотреть и ориентироваться нужно будет только на HUD. Загадки к сожалению оказались довольно простыми: найди символы, собери предметы и разложи их туда сюда. Играется это дело довольно обычно, но темп игры ощущается хорошо, загадки и исследование чередуются с погонялками от врагов. Здесь разработчикам удалось не укатиться в абсолютное уныние, хоть иногда и встречаются душные моменты где тебе нужно просто долго идти.

Визуальные эффекты, окружение и звук

Дизайнеры уровней и художники по окружению хорошо постарались. Атмосфера и дизайн локаций получились довольно аутентичными, образными и визуально интересными. Ходить и разглядывать мир было довольно занимательно, Краш (город, где происходит действие игры) кажется настоящим, ты в него веришь, хоть он и очень странный. К сожалению, сама игра мало объясняет нам, почему город выглядит так, как выглядит, но чисто с эстетической точки зрения играть в игру довольно приятно.

Не очень сильная сторона игры — звук. Саундтрек мне показался немного странным, но это, наверное, вкусовщина. Моя главная претензия к нему — часто он слишком качовый и под атмосферу, которую диктует внешний вид игры, не очень подходит. Но за что очень хочется похвалить команду, так это за озвучку! Девушка, которая озвучивала главную героиню, сделала это потрясающе. Ты слушаешь и действительно веришь ей, сопереживаешь и проникаешься.

И, наконец, визуальные эффекты. В игре очень много психоделических «видео» вставок, которые, если честно, часто выглядят довольно странно. Сами «видео» — психоделический монтаж + съемка людей (либо реальные футажи, записанные на камеру, либо ИИ). Но снятые на камеру вылизанные футажи людей крупным планом в контексте визуального стиля игры выглядят крайне чужеродно и, если можно так выразиться, кринжово. Это, наверное, тоже вкусовщина, но если брать тот же Control, то там аналогичные психоделические эффекты с футажами людей выглядели стильно и аутентично, а тут мне это резало глаз.

Резюме

Sleep Awake — крайне спорный проект, но тем не менее в него стоит поиграть, если вы любите симуляторы ходьбы с сюжетом. Да, я хаял повествование и сюжет весь свой мини-обзор, но эта игра может во многом удивить, и получить от неё удовольствие — реально. Если вы любите атмосферные симуляторы ходьбы, то поиграть можно. Но не ждите от этой игры действительно глубокой истории, ведь вы можете разочароваться, как это сделал я, так как, к сожалению, у разработчиков получилась перемудрёная графомания. Спасибо что прочли этот мини-обзор!

Атмосфера и визуал локацийСбалансированный для симулятора ходьбы геймплейСуперская озвучка ГГСпорное и перемудрёное повествованиеИстория пытается казаться сложной, хоть она и не такаяДырявый и невнятный сюжет

Лучшие комментарии