
Игра с большим потенциалом, требующая большой полировки
Уже довольно давно я следил за Norland и периодически поигрывал в него. Это, без сомнения, интереснейшая игра последнего времени, часто именуемая "Средневековым RimWorld", хотя, как по мне, она пошла чуть глубже оригинальной римки, являясь куда ближе к условному Dwarf Fortress.
- Графоний: простой и мультяшный. В целом, довольно приятно сделан, за кажущимся минимализмом скрывается внимание к деталям. Пешки выполняют действия, танцуют, бухают, играют и так далее. Здания снаружи выглядят средне-минималистично, но внутри неплохо проработаны 10/10
- Музыка и звук. Хороши, музыка отлично погружает в атмосферу, а разные эффекты(типа звуков колокола для обозначения смены времени суток) обеспечивают достойное погружение. Однако до сих пор встречается баг, при котором во время игры более 2-х часов все звуки в игре с некоторым шансом пропадают после начала нового дня(чинится перезапуском игры). В остальном довольно неплохо. 8/10 так как баг существует с демо-версии и, так и не был починен.
- Атмосфера и сюжет. По сути, мы управляем небольшой провинцией распавшейся империи(по технологиям напоминающей Священную Римскую, а по политике — просто Рим). Наша задача — разрастись до крупного союза городов/вассального государства и дать отпор Церкви Святой Софии — доминирующей религии и органу власти, которая свои функции более не выполняет как надо, но властвует, жестоко подавляя бунты и любое инакомыслие(особенно в вопросах веры). В целом, атмосфера хорошая — стиль игры, музыка и мелкие детали(вроде красиво оформленных письменных ответов Лордов на твои действия) доставляют удовольствие. 10/10
- Геймплей. Самая сочная и спорная часть игры. По сути у нас концепция Dwarf Fortress(к ней она куда ближе, чем к Римке по глубине механик), но с углубленной дипломатией. Проблема в том, что многие механики плохо работают в деталях. Разберём на примере веры: относительно неё у всех персонажей игры(от крестьян до лордов) может быть лишь 3 состояния — "фанатик"(получает сильную положительную эмоцию 24/7(то есть гораздо реже впадает в депрессию), является подстилкой Епископа(о нем позже), не боится смерти и превыше вашей власти ценит власть церкви. Далее нейтралитет(нет бонусов, но и штрафов нет). Вслед за ним — "Агностик"(то есть, отрицающий всесильную природу божественных сущностей(не путать с атеизмом, где обычно отрицается возможность существования бога). Агностик получает постоянную негативную эмоцию 24/7, зато не может сразу стать фанатиком). Кажется, что выгоднее всего, либо поддерживать большой уровень фанатиков и дружить с церковью, либо сохранять баланс между всеми тремя. Однако тут в дело вмешивается Епископ. Видите ли, когда население вашего города достигает 30-40 человек, церковь присылает к вам Епископа. Его задача — пресекать ересь, оказывать религиозные услуги и докладывать церкви о происходящем у вас. Он по умолчанию фанатик, требует отдельный дом, а в случае чего может поднять восстание фанатиков против вашей власти. А о прибавлении числа фанатиков он позаботится ещё как. Проблема в том, что Епископ для вас почти бесполезен: он не выполняет почти никаких полезных функций, а если ему не будут целовать пятки ваши лорды — поднимет бунт среди фанатиков(коих к моменту бунта как правило будет уже около 1/5 части вашего населения) с целью ослепить не нравящегося ему лорда. А если лорд уже слепой — казнить его незамедлительно. Варианта у вас по сути 3:
1) Вы строите храм ударными темпами и внимательно следите за количеством фанатиков. Это, как правило, требует покупки 2-х книг(1-ая, собственно, нужна чтобы исследовать храм. Вторая очень редкая и нужна для того, чтобы создавать агностиков и понижать число фанатиков), которые могут просто не быть у каравана(а он кстати с вами не будет иметь дел при низких отношениях с церковью)
2) Подавить мятеж войсками/убить Епископа пока он спит и т.д. К этому моменту(если вы купили достаточно книг(около 3-5)) у вас уже должно быть от 5 до 10 солдат, вооруженных чем попало. Этого вполне себе хватит чтобы отбить нападение черни и убить епископа(который, кстати, почти всегда носит тяжелые латы и имеет навык боя выше 10, а это означает, что он в одиночку может положить 2-3 неплохо обученных бойцов и остаться относительно целым). Проблема в том что, скорее всего, после этого против вас вызовут инквизицию, либо наложат запрет на торговлю с вами и тогда ваша жизнь усложнится многократно. Ибо инквизиция состоит из 10-25 бойцов с высокими навыками боя и превосходной экипировкой, то есть — почти гарантированно сожжёт до тла ваш городишко и казнит всех лордов.
3) Попытаться умаслить Епископа до того, как он поднимет бунт. Это значит, что вам нужно будет регулярно(раз в 1-3 дня) посылать лордов, с которыми у него отношения приближаются к отметке в -25, на "поболтать", или поохотиться на плотоволков, или ещё как-то с ним вести дружбу. И тут ещё одна проблема — гарантированно хорошие впечатления при этих действиях будут лишь в случае охоты которая является довольно опасным делом.
Ещё игра предлагает "Вызов на дуэль", который не понизит ваши отношения с церковью, но если вы не убьёте Епископа на ней — его отношение к лорду, что победил его, понизятся ЕЩЁ сильнее, что означает ещё более высокий шанс бунта.
По итогу церковь для вас скорее паразит, чем то, с чем вы можете сосуществовать. С одной стороны, это должно подталкивать вас к уничтожению церкви, но с другой — это выглядит как недоработанная механика, которая сильно усложняет ваш игровой процесс. И таких недоработок много: например, вы не можете отказаться, если вам предлагают вступить в чей-то союз городов — вы должны будете где-то три дня прождать, пока предложение не закроется само. Если вы передадите власть другому лорду — это должно обнулить ваши дип. отношения с соседями, а бывший король возненавидит нового. Однако, нигде не сказано, что этот трюк не действует на города, считающие вас ничтожествами или то, что снять ненависть невозможно, и вы теперь обязаны вечно умасливать не только Епископат, но и одного из своих лордов. Из-за такого вороха недоработок я ставлю геймплею в текущем виде 6 из 10. Он хороший, но слишком сильно нуждается в полировке.
Итого 7.5/10. Хорошая игра, но требует очень сильной полировки механик. Разработчики вкладывают в проект душу, а потому сказать "Берите только по скидке" у меня язык не повернётся.
Лучшие комментарии