Факты
Разработчики Namco X Capcom провели в игре лёгкие и поверхностные, но в то же время отчётливые параллели со сказкой «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll). Помимо общей тематики путешествий в необычные миры аллюзия нагляднее всего выражена в форме главного героя кроссовера, агента Shinra Рэйдзи Арису. Имя персонажа служит прямой отсылкой к Алисе (Arisu/Alice), что обыгрывается в заглавии его музыкальной темы (Arisu in Fluxtown), а также первых главах с участием Арису в Project X Zone (Arisu in Wonderland) и Project X Zone 2: Brave New World (Arisu in Chainland).
Сегодня тактическую RPG с ордами легендарных персонажей индустрии знают как Namco X Capcom, однако в 2003 году у Monolith Soft были совсем другие планы на проект — и маскоты Capcom в них, что символично, даже не фигурировали. Отправной точкой для студии стало надвигающееся 50-летие Namco: разработчики предложили легендарной компании отметить грядущий юбилей эпическим кроссовером её самых ярких и известных брендов. Та охотно схватилась за идею и авторы Xenosaga запустили (довольно сложное и тернистое, как выяснилось позднее) производство. Ростер персонажей игры быстро разросся до 100 героев и злодеев, но Monolith этого показалось мало: ей хотелось сделать ещё более масштабный, поистине захватывающий эпос. Тогда-то руководству Namco и пришла идея привлечь к делу своего главного индустриального соперника — издательство Capcom. Как выразился Кэйдзи Инафуне (Keiji Inafune), сотрудник последней, а также продюсер Onimusha и Mega Man, корпорация просто не могла упустить возможность поработать с другой компанией такого же уровня над каким-то общим проектом. Для создателей Resident Evil и Street Fighter это был уже второй подобный опыт после файтингов SNK vs Capcom.
В 2005 году издательство DNA Media Comic выпустило одноимённую мангу по мотивам тактической RPG. В отличие от другой подобной продукции, комикс-версия Namco X Capcom не пересказывает события игры, а лишь рассказывает немного разрозненные истории с участием засветившихся в кроссовере персонажей Namco и Capcom.
Хотя Namco X Capcom затевалась как юбилейный релиз и не более того, игра стала первой частью полноценного сериала, причём сериала весьма запутанного по части хронологии — и это даже без учёта проблем с запуском на Западе. Формально сиквелом и духовным наследником тактической RPG считается дилогия Project X Zone, однако на самом деле история противостояния агентов Shinra и оперативников Ouma продолжилась сначала в Super Robot Wars OG Saga: Endless Frontier, потом в Super Robot Taisen OG Saga: Endless Frontier Exceed, и лишь после этого в двух эксклюзивах Nintendo 3DS. Из пяти глав этого многоступенчатого кроссовера лишь три (оригинальная Endless Frontier, Project X Zone и Project X Zone 2: Brave New World) вышли за пределами Японии, и лишь одна (самая первая) на консоли Sony.
Чтобы сделать кроссовер как можно более аутентичным в глазах фанатов, Monolith Soft озаботились наймом узнаваемых сэйю для ключевых героев различных серий. Хотя в некоторых случаях без новых актёров обойтись не получилось (впервые заговорившего в Marvel vs Capcom Капитана Коммандо, например, озвучил другой артист), разработчикам удалось сохранить многие старые голоса звёзд Namco и Capcom.
Поскольку Namco X Capcom была важным проектом для всех участвующих в разработке компаний, в его производстве участвовало несколько ветеранов индустрии. Оригинальные музыкальные партии для игры, к примеру, написал Юдзо Косиро (Yuzo Koshiro), композитор Beyond Oasis и сериала Streets of Rage. Позвать на помощь такую легенду предложил режиссёр и сценарист кроссовера Сотитиро Моризуми (Sōichirō Morizumi), которому очень нравилось творчество музыканта. В итоге Косиро и Моризуми сочинили песню Brave New World, которая стала главной темой не только двух созданных для игры персонажей (агентов организации Shinra Рэйдзи Арису и его напарницы Сяому), но и всей серии целиком.
За дизайны всех ключевых персонажей Namco и Capcom отвечал Такадзи Кавано (Takuji Kawano), один из художников сериала SoulCalibur. Именитый файтинг, к слову, в игре представлен в первую очередь воином Хэйсиро Мицуруги и куноити (женщиной-ниндзя) Таки.
Открывающий Namco X Capcom ролик нарисовала знаменитая компания Production I.G. Что немаловажно, режиссёром и аниматором выступил Хироюки Имаиси (Hiroyuki Imaishi) — в прошлом сотрудник Gainax, в дальнейшем основатель студии Trigger, автор знаменитых аниме «Гуррен-Лаганн» и Kill la Kill, а также создатель хитового сериала «Киберпанк: Бегущие по краю» (Cyberpunk: Edgerunners) по мотивам видеоигры Cyberpunk 2077.
Несмотря на успех Namco X Capcom в Японии, Namco предпочла не выпускать кроссовер за пределами страны. Компания так официально и не озвучила причины этого решения — поклонники считают, что всему виной слишком большой фронт работ для локализаторов (в игре очень много текста), вероятные сложности с лицензированием отдельных персонажей (многие из которых на тот момент были неизвестны на Западе) и относительно низкая привлекательность такого специфического релиза для массовой публики в США и Европе. К счастью, у эксклюзива PlayStation 2 всё же существует перевод — фанатский, от команды TransGen. Адаптация тактической RPG на английский язык заняла у 10 энтузиастов и 13 тестеров чуть больше двух лет, но, к сожалению, их труды сложно назвать безупречными: вышедший в 2008 году фан-патч изобилует различными ошибками разной степени грубости, как грамматическими, так и смысловыми. В 2016-м пользователь сайта Romhacking.net взялся за полировку текста и даже получил одобрение одного из членов TransGen.
X из названия Namco X Capcom читается не как буква X, а как слово Cross (т.е. «Кросс»). Аналогично с дилогией Project X Zone, Street Fighter X Tekken и некоторыми другими кроссоверами, в которых так или иначе участвовала компания Capcom.