Не просто контурные карты
Честно, с каждым разом запуская новую для себя игру Paradox, я думаю, что в этот раз меня уже не удивить, я представляю насколько аддиктивны и масштабны их игры, но каждый раз я понимаю, что ошибался. Если Age of wonders и Cities: Skylines захватывали внимание на долгие десятки часов, поражали своей проработанностью, то Crusader kings 2 дала понять, что все что было до этого - детские игрушки и ничего более.
Сразу разберемся со слоном в комнате - CK2 обладает весьма серьезным порогом вхождения, особенно для тех, кто про гранд стратегии до этого лишь слышал. Включая игру будьте готовы к куче механик и суровому реализму - это вам не тотал вар, где на стратегической карте геймплей сводится к тому, чтобы послать армию побольше на интересующую тебя территорию. Здесь нельзя просто взять и начать воевать с соседом - у тебя обязательно должен быть повод отхватить то или иное графство. Повезло, если это варварские племена, против которых можно легко и просто объявить священную войну без штрафов к престижу, золоту или благочестию, однако, если твой сосед такой же правоверный католик, то жди проблем - за просто пограничный спор на тебя обозлится и церковь и другие правители. Так что будь добр, либо плети интриги, чтобы заиметь права на графство, либо пытайся эти права сфабриковать (что зачастую тоже ни разу не быстро). В свое время, лет 10 назад, когда я впервые зашел в CK2 именно эта деталь и не позволила мне играть дальше - после тотал вара я просто не разобрался как вообще тут расширять свои зоны влияния.
А как оказалось, расширять их можно не только военным путем. Те же интриги здесь играют огромную роль. Вполне себе можно стать королем или даже императором построив продуманную цепь браков и планомерно покушаясь на других претендентов на престол. Еще твой дед был скромным графом, а ты уже стал королем и даже без единого объявления войны (хотя справедливости ради это занимает порядочно времени и требует серьезного планирования).
А, да, наверное основная особенность CK2 - это то, что игрок олицетворяет собой далеко не все государство, а только одного конкретного персонажа. Вообще все время пока я играл, у меня не пропадала ассоциация, что это частенько напоминает, внезапно, The Sims - ты точно также развиваешь именно конкретного персонажа, решая будет он вдумчивым управленцем, маршалом без страха и упрека или хитрым интриганом. И при всем при том, нельзя забывать, что мир влияет на персонажа в не меньшей степени, чем игрок - цепь событий вполне может внести серьезные коррективы в планы, просто потому, что персонаж внезапно поддался похоти или после проигрыша в войне словил депрессию. Многие события зависят от генератора случайностей, хотя и жестко привязаны к чертам правителя - варианты реакции на событие у отличного управленца, но плохого дипломата, могут и будут отличаться от вариантов у персонажа-интригана, не отличающимся сильными интеллектуальными способностями.
Вообще, лучше всего CK2 описывается историями, которые генерируются в процессе игры. Я например начал за простого графа в Ирландии, но пока я был занят покорением соседних земель, персонаж вдруг стал задумываться о жизни и смерти. Созвав совет, он принял решение искать ключ к бессмертию. Один из советников, мастер над шпионами, спустя несколько лет поисков, привел ко двору старуху, занимавшуюся алхимией (не удивляйтесь, благодаря дополнениям, в CK2 будет присутствовать элемент мистики, впрочем его можно и отключить). Старуха предложила персонажу пройти три испытания, по итогу которых он должен был изготовить философский камень. Первым было задание украсть пуд соли с рынка (что для короля, которым на тот момент персонаж уже стал, конечно не слишком подобающе), вторым - изготовить алхимическую субстанцию посреди ночи, а третьим добыть загадочный минерал в шахтах, в которых по легендам водились призраки. Так или иначе со всем персонаж успешно справился и в итоге получил желаемое бессмертие. Я как игрок сначала подумал, что это просто означает хорошее здоровье, однако, шли годы, персонажу стукнуло уже 100 лет, что для тех времен очень много, а персонаж и не думал не то что подыхать, но даже впадать в маразм, даже его боевые навыки не ухудшались (у других персонажей обычно годам к 60-70 уже появлялось приличное количество недугов, приводящих к смерти). В итоге персонаж покорил Ирландию, чуть-чуть Шотландию и немного Уэльс, а пал он от рук разбойников, которых подослал его же собственный советник, которому видно надоела несменяемость власти. Казалось бы на этом интересная история кончилась, но нет, оказывается наследник, который все это время мерз на северных островах, заделался сатанистом, что открыло ему доступ к темным ритуалам, веселым оргиям и другим прелестям жизни. Так что после смерти первого персонажа я сразу же окунулся в пучины культизма и даже смог дослужиться до верховного жреца. А со временем даже удалось заделать некое подобие антихриста, правда антихрист оказался девочкой и потом потерялся среди подданных, так что о её судьбе я поведать не смогу. Зато смогу поведать о том, как спустя много десятилетий потомок этих ребят растерял почти все земли (все из-за моей же оплошности, когда я назначил наследование старшим ребенком только в одном из трех королевств), но оказалось, что наследник у него уже правит огромным куском Африки (все из-за успешного крестового похода несколько поколений назад, однако как из Болгарии мой род перебрался в Африку история умалчивает), так что в итоге, растеряв все земли в Британии я внезапно стал играть императором Нубии (в последствии правда переименованной в Южную Ирландию). Так что в итоге к концу средневековья мой род правил всей Африкой, немного Аравией, немного Испанией и все же умудрился вернуть себе часть земель Ирландии. И все это за одну династию.
И вот такие цепочки событий игра подбрасывает в каждом забеге. Однако, я заметил, что мне гораздо интереснее играть за маленьких правителей, вроде графов, пробивая себе путь на вершину политического Олимпа. За огромные империи забот конечно много, но многие из них довольно быстро превращаются в рутину - здесь подмажь вассала, тут откуси кусок от соседей, тут с бунтом разберись. Но это отнюдь не портит впечатление от игры, ведь это все еще песочница, позволяющая очень многое.
Конечно, можно сказать, что при наличии CK3 CK2 уже устарела - и графика простовата, и, говорят, в следующей итерации еще больше симсоподобных механик, но я считаю что они вполне заслуживают существовать параллельно. Как минимум в моем случае сыграло роль то, что у второй части гораздо более демократичная модель распространения - бесплатная основа, а все дополнения за гроши по подписке (133 рубля - даже бургер на эти деньги не купишь). А вот тройка, в силу своей свежести требует серьезных вложений, что может остановить многих. Так что пока мы ждем, когда устареет уже тройка и тоже перейдет на подписочную модель, вполне себе можно и нужно наслаждаться великолепием второй части.
Лучшие комментарии