25 апреля 2019 25.04.19 2 44K

Spider-Man: Friend or Foe (PC) — Обзор от Хэмилтона | Реквием по былому

+3

Ностальгический обзор одной из самых веселых игр про Человека-Паука, но только с оговоркой насчет того, что у вас есть компания для прохождения этой игры! Внимание: в обзоре присутствует «фирменный юмор» автора, а также, по вине автора, упущены некоторые важные геймплейные элементы, просьба не кидаться тапками! Приятного просмотра/чтения!

 

Текстовая версия обзора

Итак, прошел уже примерно год с того дня, как я выложил свой первый ностальгический обзор (речь о дате выхода первого ролика из серии ностальгических обзоров, а именно о 29 апреля 2018 года, прим. автора). Да, его посмотрело (и прочитало) не так много человек, и, если вдруг вы его пропустили – советую ознакомиться. Я же все это время анализировал проделанную работу, будь то работа над текстом, монтаж, озвучка и т.п. Может быть, этим роликом (статьей) я исправлю то, что было сделано в том видео плохо, а может быть, я не сделаю ничего – мне самому об этом пока что ничего не известно. Однако вы же смотрите это видео (читаете эту статью), а значит, я не поленился и сделал его. И знаете, с моей стороны было бы немного нечестно упустить еще одну игру про Человека-Паука, которую также считают довольно спорной, а некоторые умудряются ее очернять похлеще, чем того же Паука 2004 года для ПК. Эту игру, кстати, я тоже в свое время проходил довольно часто, потому что выбора между играми в то время у меня особо и не было. И эта же игра имеет проблемы, из-за которой нормальный человек, который в наше время уже пресытился чем-то более-менее играбельным и попросту не скучным, не стал бы даже трогать эту игру, и скорее всего даже ничего бы о ней не знал. Но, тем не менее, она существует, и сегодня эта игра станет гостем моей «передачи». Встречайте – Spider-Man: Friend or Foe!

Итак, давайте разбираться, почему эта игра получила в итоге отношение к себе как к игре, которая оценивается, обычно, на 6 или 6,5 из 10. Что сделало, или наоборот, не сделало игру такой, чтобы перепроходить ее или просто в нее играть было бы интересно? Давайте вернемся на мгновение в воображаемую осень 2007 года. Знающие или попросту умеющие в интернет люди знают о меметичности этого времени, поэтому распинаться на эту тему и шутить о сгоревшем Сентябре и т.п. я не буду, однако я бы дал ему характеристику «год сиквелов». В кино показывали ленты типа «Пираты Карибского Моря: На краю света», «Шрек Третий», «Крепкий Орешек 4», вторую часть «Фантастической Четверки», фильм «28 недель спустя», «Гарри Поттер и Орден Феникса» и много других сиквелов, триквелов, квадриквелов и прочих -иквелов как в кино, так и в игровой индустрии. И, конечно же, выходит третья часть похождений паутиноголового от Сэма Рейми, по которой в мае того же года вышла одноименная игра, о которой мы как-нибудь еще поговорим, возможно, что снова через год. И хитрецы из Activision, которые выступали издателем третьего Паука, а также второго, о чем я забыл упомянуть в обзоре на второго Паука (или нет, автору 22 года, маразм крепчает), решили подзаработать еще немного денег на популярном персонаже. Как это сделать? Ну, запилить игру, в которой они объединили бы все три фильма от Рейми, добавили бы пару-тройку новых персонажей, которые по идее могли бы появиться в квадриквеле от того же Рейми, и… Что же получилось в итоге? В итоге 2 октября 2007 года вышла игра «Spider-Man: Friend or Foe», в переводе на старославянский: «Человек-Паук: Друг или Враг», экшн-адвенчура, представленная кооперативным бит-эм-апом. Разработкой занималась студии «Beenox Interactive» и «Next Level Games», и в итоге игра вышла на 6 игровых платформах: ПК, PS2, PSP, Nintendo DS, Wii и Xbox 360. Проект, в какой-то мере, был амбициозным, потому что здесь задействовались персонажи всех фильмов трилогии (не смотря на смерть каждого, кроме главного героя), и можно было поиграть как за Паука, так и за какого-нибудь Зеленого Гоблина или Венома. Тем более это игра была как для одиночного, так и для совместного прохождения, а это априори успех, потому что ничто не делает игру веселее, чем кооперативное прохождение. Однако игра хоть и получила оценку «выше среднего», что значило играбельность без кринжа, но не вызвала должного ажиотажа и любви к себе.

Как говорится, «ничего не предвещало беды...»

Начинается же игра с того, как Паука, мирно стоящего на крыше и наслаждавшимся видами ночного Нью-Йорка, атакует что-то вроде Зловещей Шестерки местного разлива, в которую вошли Зеленый Гоблин, Др. Октопус, Веном и Песочный Человек. Немного позже к месту событий подлетает Гарри Осборн, который Новый Гоблин, и, дабы увеличить шансы на победу, Паук объединяется с Гарри, стильно раскидывают их и приземляются на эту же крышу, чтобы передохнуть. Вдруг неожиданно для всех образовавшуюся компанию атакуют непонятного вида существа, смахивающие на Венома, что Паук умело и в своем стиле подмечает. Однако Веном, не оценивший шутку Паучка, кидается на этих существ, и они в тот же миг куда-то с ним телепортируются. Знатно офигев, Паук не успевает опомниться, как всех вокруг уже своровали, и казалось бы – подать аперитив, сейчас Паучка будут кушать, но тут, будто орлы во Властелине Колец, на помощь Пауку прилетает Вертоносец Щита и забирает того на борт.
Внутри Паука встречает Ник Фьюри и вводит его, а вместе с ним и нас, в курс дела. На землю, оказывается, упало 5 метеоритов с необычными формами жизни, заключенными в их осколках. Сами существа являются чем-то вроде осязаемой голограммы, а потому именуются фантомами, и т.к. эти метеориты и их содержимое похожи на то, как попал на Землю в свое время Веном, то фантомы задействуют его визуальный образ. Короче говоря – фантомы как симбиоты, только в отличие от того же Венома они все еще заключены внутри осколков, и их физическую оболочку формирует какая-то технология. Так или иначе, а захватили фантомы злодеев и союзников Паука не просто так. Каждому из захваченных ими злодеев была дана одна цель – охранять осколки фантомов в пяти частях света, на которые упали метеориты, а нам, в лице Человека-Паука и его союзников, будь то его коллега-супергерой или старый враг, нужно найти эти осколки и доставить их на вертоносец ЩИТа для дальнейшего изучения. И на этом с завязкой сюжета я закончу, потому что этого в целом достаточно для понимания происходящего, а мы, по старой традиции, после долгого предисловия переходим к разбору геймплейных элементов.

Собственно, игровой процесс заключается как раз в гулянии по разным частям планеты и раздачи тумаков фантомам. Ждать какого-либо откровения от здешних драк не стоит, так как они в большинстве своем примитивны. Но, как по мне, это идет игре в плюс, хотя бы потому, что при довольно простом управлении персонажем сложные комбинации приемов, как в каком-нибудь условном «Devil May Cry», заставляли бы игрока испытывать дискомфорт от драк. Здесь же все довольно просто и понятно, от чего, как по мне, бегать по локациям и бить морды врагам не надоедает. Боевая система состоит из обычных ударов, из которых можно составлять нехитрые комбинации, и захвата противников, при которых также можно проворачивать комбинации. Например, если во время захвата нажать на прыжок, персонажем, которым вы управляете, будет произведен прием, при котором противник будет поднят в воздух и брошен о землю. Если при захвате нажать кнопку захвата еще раз, то противник будет выкинут в толпу врагов или за пределы локации, и т.д. Кроме того, Человек-Паук может, как ни странно, пользоваться паутиной трех видов, о которой мы поговорим немного позже, а его союзники могут пользоваться особыми приемами, которые открываются в магазине во время прокачки, и выглядят они по своему стильно и убийственно, что добавляет динамичности к геймплею. Еще в драках персонажам можно пользоваться различными усилителями, такими как «Увеличенный урон» или «Неуязвимость», действующие по несколько секунд и имеющихся в инвентаре по три штуки. Также во время драк вашим героем будет накапливаться шкала комбо, которая, по сути, ни на что не влияет, кроме набора очков, и сбрасывается, если персонажа убивают во время очередной стычки.

Сами же стычки будут проходить на 5 игровых локациях с четырьмя главами в каждой. Это японский город Токио, остров Тангароа, египетский Каир, родина всея вампиров и прочих вурдалаков Трансильвания и Непал. Каждая из локаций представляет собой стандартный бит-ем-ап уровень в трехмерной проекции, в котором нам предстоит отбиваться от фантомов и получать с них местную валюту в виде желтых сфер, которые также можно выбивать с лежащих на земле ящичков, щедро разбросанных по всем локациям. Также из ящичков вам будут выпадать и красные сферы, при поглощении которых подконтрольный персонаж будет восстанавливать здоровье. Еще один способ восстановить здоровье, кстати – это аптечка, покупаемая в магазине за 15 желтых сфер в размере до 5 штук, но это так, к слову. Что до локаций, то они в большинстве своем линейны и представляют собой путешествие из точки А в точку Б с попутными драчками, впрочем, как и в любом другом бит-ем-апе. Однако на уровнях также можно найти различные секретные комнаты с ящиками, служащими как дополнительный способ фарма валюты, и закрытые секции, для которых нужны специальные ключи-модули. Открывая эти секции, мы сначала отбиваемся от новой порции мобов, а затем открываем новую карту для версус-режима, о котором мы поговорим чуть-чуть попозже. По окончанию каждого уровня идет подсчет общей суммы желтых сфер, т.к. они даются не только вам, но и вашему напарнику, и в эту сумму также входят различные пункты, за которые в общей сложности дают от 75 до 150 сфер. Это нахождение ключей-модулей и открытие арен для версус-режима, а также нахождение разбросанных на уровнях ДНК, которые открывают доступ к дополнительному контенту, будь то концепт-арты локаций, персонажей или противников. Также по 500 сфер дают за победу над боссом в первый раз и по 250 во все последующие, если вам вдруг заблагорассудится прокачать всех персонажей.

К слову о прокачке. Она представлена здесь в двух видах: прокачка персонажей, будь то сила, количество жизней и уровень стойкости, а также спецприемы для напарников, и прокачка одного из трех режимов паутины для Человека-Паука, открывающихся на протяжении игры. Это обычная паутина, способная притягивать к себе объекты типа ящиков или врагов, паутина в виде твердых снарядов, которой Человек-Паук стреляет в противников, и липкая паутина, с помощью которой можно связывать фантомов. Также сферы можно тратить на покупку всяких усилителей для игры, будь то «Неуязвимость», «Увеличение урона», аптечка и спецприем, при котором Паук и его напарник проводят уникальную атаку, уничтожающую всех противников на карте. Правда, покупать их не обязательно, потому что все эти усилители можно получить, разбивая те самые ящички, щедро разбросанные по уровню, или же находить их в специализированных «секретках» путем обшаривания всех углов карты, о чем сама игра вам никогда не скажет и вообще это выясняется опытным путем.

Прокачка персонажа и одного из вида паутин:

И раз уж я до сих пор не заговорил о противниках, к ним и перейдем. В игре, как вы могли заметить по футажам, присутствуют определенные виды фантомов: маленькие в виде летающей головы, фантомы среднего размера как Человек-Паук, например, большие фантомы, размером чуть больше того же Венома, и гиганты-боссы, на которых очень удобно тратить парные спецприемы. Также стоит упомянуть, что в каждой локации один раз встречается установка, которая наполняет локацию поблизости фантомами, и она, по сути, является аналогом большого фантома. Правда, парный спецприем отнимает у нее только половину здоровья, отчего приходится быстрее добивать эту установку. Дизайн фантомов на каждой локации свой, сделанный специально под настроение и характер локации. В Токио фантомы похожи на роботов, на острове Тангароа – на островитян, в Египте – на мумии и египетских жрецов, в Трансильвании – на сказочных и даже жутких монстров местного фольклора, будь то восставший труп или оборотень, например. Только в Непале фантомы выглядят так же, какими были представлены во вступительном ролике.
Присутствуют тут и битвы с боссами, в ходе которых нам надо… просто побить босса. Я бы мог сказать, что эти битвы получились интересными, и отчасти так оно и есть. Например, мне всегда нравилась битва с Носорогом и Зеленым Гоблином, а также финальная битва, футажа с которой у меня по понятным причинам нет. В остальном же – это просто трехэтапное в плане разделения мнимой сложности битвы действо, в конце которого подконтрольный босс лишиться налепленного на него устройство контроля разума, который будет в итоге разбит в одной и той же катсцене, а сами боссы будут страдать от отсутствия памяти.

Что до союзников, с которыми вам придется взаимодействовать, то здесь их 13 штук: в самом начале с нами могут путешествовать Серебряный Соболь или Бродяга, а по мере прохождения открываются Черная Кошка, Доктор Октопус, Зеленый Гоблин, Скорпион, Железный Кулак, Носорог, Ящер, Песочный Человек, Блейд и Веном. И как бы предсказуемо это не было, после битвы с большей частью из них мы и получим союзников.
Ну и последнее, о чем я хотел бы упомянуть в блоке про геймплей, это версус-режим, потому что было бы странным опускать его в обзоре про кооперативный бит-ем-ап. Да, он тут есть, и представляет он собой по сути обычный файтинг со всеми имеющимися героями, представленными в игре, за исключением Ника Фьюри и финального босса, конечно. Проходят бои на одной из выбранных игроками локаций, среди которых затесалась крыша одного из нью-йоркских небоскребов. И знаете, это действительно веселый режим, но на буквально пару боев. Причина тому – не особый челлендж при соперничестве, особенно если вы вдруг выберете того персонажа, за кого вы играли на протяжении всей игры. Да даже если вы выберете вдруг персонажа, которым ни играл никто из вас, вы все равно сможете надавать люлей и, вполне возможно, победите в схватке из-за стандартного управления на всех персонажах. Это вам не МК, где нужно учить комбинации и спецприемы, дабы одержать победу. Тут достаточно быть быстрее и хитрее, и иногда сильнее. Также особый минус этого режима в том, что если вы вдруг не прокачивали остальных персонажей, кроме тех, на которых проходилась игра, то вас будут драть, как Тузик грелку, из-за вашей картонности и недостатка второй спецспособности, что, согласитесь, не так уж и весело. Но с другой стороны, если вы «особый хардкорщик» – то победа фуллового Венома за, скажем, нулевого Скорпиона, доставит вам неимоверное удовольствие! Ну и теперь, когда мы поговорили об основных геймплейных особенностях, можно перейти к остальным её составляющим.

Меню выбора персонажа в версус-режиме и момент из матча:

И начнем мы, как водится, с графики. Вообще графика в этой игре мне нравится. Многие, конечно, остались графикой в игре недовольны, ибо как так можно? Игра 2007 года, в котором вышли такие игры, как Человек-Паук 3, первый Ведьмак, первый Ассассин, первый Портал, первый Крайзис, четвертая Колда и много других крутых в визуальном исполнении игр, выдает нам непонятно нарисованных персонажей и мыльные локации, алло! И вот с одной стороны это недовольство вполне себе обоснованное, а с другой – абсолютно нелогичное, ибо стоит вспомнить, для какой платформы разрабатывалась игра изначально, и с какой в итоге портировалась. Да, с приставки PS2, которой и не нужны были всяческие графические навороты. И вот уж чем-чем, а стилистикой игра запоминается, во всяком случае, для меня. Тот же технологичный Токио или околосредневековая и мрачная Трансильвания подарили мне очень приятную атмосферу при прохождении игры. Да и многие противники, и герои в игре проработаны неплохо, как по мне.
Теперь перейдем к звуковой составляющей этой игры. Как по мне, работа со звуком здесь проделана добротная. Это касается как звуков окружающего мира, который хорошо влияет на атмосферу во время прохождения, так и озвучки персонажей, голоса которых подобраны, на мой взгляд, вполне идентично. Единственное, к чему можно придраться, это к какому-то странному поведению громкости игры. Ну, например, во время непосредственного прохождения игры звук может быть на одном уровне громкости, а при включении катсцены он может резко становиться громче. Ну или звук при активации парного спецприема. Не то чтобы это было дико не комфортно, просто странно, как по мне. Что до музыки игры – то это одна из самых любимых моих игр про Паучка в этом плане. Треки вполне себе стильно написаны, и музыка присутствует как в спокойные моменты, так и во время битвы, что, несомненно, является естественной, но очень влияющей на динамику частью игры. Более того, для каждой локации треки были проработаны и в этническом или атмосферном плане, из-за чего на том же острове мы слышим какие-то культурные мотивы островитян, а в Непале – музыку, присущую какому-нибудь буддистскому храму. Не все, конечно, музыкальные темы запоминаются, но уверяю вас – в некоторые из них невозможно не влюбиться. Например, тема Рино, которая играет во время драки с ним или музыка из второй главы в Трансильвании. Да, пусть не вся музыка в игре запоминается, но она хороша.

Есть в игре и спорные моменты, например, использование той же неуязвимости или повышение урона. Покупать их нет смысла, по большей части, т.к. они выпадают вам с каждого десятого ящика, а используются они только в битвах с боссами и иногда при уничтожении установок. О нахождении спецприемов я вообще молчу, потому что о том, что спецприемы можно найти на локации, а не тупо купить, игрок должен догадаться сам. Сами локации, кстати, хоть и выглядят трехмерными, но на самом деле являются типичными уровнями из какого-нибудь условного «Streets Of Rage», где вы должны идти по прямой только вправо и отбивать толпы врагов. Да и камера оставляет желать лучшего, особенно в тех случаях, когда твой напарник дерется в другом углу локации. Плюс ко всему локации хоть и красочные, но пустые. По сути – это голая арена с разбросанными ящиками и врагами. При этом, опять же, все нарисовано в стилистике данной местности, и нарисовано недурно, хочу отметить. Та же Трансильвания является одной из любимых моих локаций из-за стилистики и мрачности, вложенной художниками в разработку уровней. Про встречу с пафосным Блэйдом, раскидывающим фантомов в мрачном старинном особняке, или Веномом, который хочет сожрать Паучка на заброшенной часовне, я вообще молчу, ибо они сразу же запоминались. Ну и тут у меня был небольшой блок про халтуру, которую проделали с Новым Гоблином, заявленным еще в катсцене, но я оставлю его для тех, кому захочется пройти игру самому и открыть его, пусть для вас это будет сюрпризом.
Еще одним минусом для тех, кто все-таки захочет познакомиться с этой игрой, но не особо может в английский язык, заключается в том, что игра не переведена на русский язык. Ну, т.е. есть неофициальный пиратский перевод, и он на самом деле неплохой, но не более того. Кроме этого, в игре отсутствуют какие-либо субтитры, из-за чего, например, людям, которые знают английский недостаточно хорошо, как я, сложнее уследить за диалогами между персонажами во время игры или в катсценах. С другой стороны, игра на звание самой сюжетной и самой проработанной из всех игр про Паучка не претендует, так что это даже не минус в какой-то степени. А, ну и еще тут каждый раз демонстрируют свежеприбывших фантомов, которым мы будем задницы надирать, но это так, скорее особо бесящий факт.
Наиболее спорным же моментом, как по мне, является сюжет игры. Ну, т.е. как такового его и нет, по сути, да и зачем в битемапе сюжет, но он как бы и есть, потому что иначе бы похождения Паука и его приятелей не было бы логически обосновано. В общем, сюжет так себе, чуть хуже среднего, который спасают только редкие вкрапления юмора в различных сценах.

Подводя итог всему вышесказанному, к плюсам игры можно приписать простой, но увлекательный геймплей, проработанный мир, неплохую музыку, большое разнообразие персонажей, как играбельных, так и в плане противников, ну и, в принципе, все. Минусами игры можно смело считать ее продолжительность, которая, конечно, больше раза в три по сравнению с тем же «Человеком-Пауком 2» для ПК, но все равно не особо большая, однообразность и репетитативность геймплея, который, опять же, неплохой, но после 3-4 часов непрерывной игры начинает надоедать, Сюжет, который как бы и есть, но как бы и нет, ну и, пожалуй, все.
Что же мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем простенький бит-ем-ап на пару раз, скучный местами из-за низкой реиграбельности, отсутствия интересных ответвлений сюжета и однообразных уровней и противников, но с интересным визуалом и неплохой музыкой – и не более того. Идея с объединением врагов Человека-Паука и его самого в теории могла выстрелить, будь все грамотно реализовано. Тем не менее, игра будет довольно веселой для прохождения в компании друзей под прохладные напитки и закуску на пару часиков, потому что кооп – это, зачастую, весело. Я же все еще принимаю эту игру со всеми ее недостатками и, как было в случае с Человеком-Пауком 2 на ПК, также иногда качаю ее и фанюсь с приятным чувством ностальгии вместо товарища для кооперативного прохождения, отчего «Spider-Man: Friend or Foe» занимает почетное место среди моих любимых ностальгических игр и получает оценку 6,5 из 10
.
Ну а всем, кто досмотрел (или дочитал) до этого момента — большое спасибо за это! Если вам понравилось видео (или статья) – то поддержите его лайком и комментарием, а также расскажите друзьям о нем, если у вас есть те, кто в свое время играл в эту игру. Не забудьте также посмотреть (прочитать) предыдущий обзор, и ознакомиться с видео-версией обзора. Желаю всем хорошего настроения, ну а с вами был Хэмилтон, и мы обязательно увидимся в следующий раз! Пока!


Spider-Man: Friend or Foe

Платформы
PC | PS2 | PSP | X360 | NDS | WII
Жанры
Дата выхода
2 октября 2007
263
3.1
198 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ну такое. Про геймплей рассказано мало, графика все еще отстой, а одной музыкой сыт не будешь. Про Нового Гоблина упомянул только когда рассказывал про сюжет (и то затянул), а ведь он играбельный персонаж. Мистерио вообще не упомянул, хотя это антагонист игры… а, ну да. В общем какая игра — такой и обзор!
Читай также