3 декабря 2018 3.12.18 12 1639

Красный, Зелёный, а теперь ещё и Синий. немного мыслей о видоекартах Intel

-2

Когда в апреле этого года компания Intel анонсировала дискретные видеокарты собственного производства многие отнеслись немалой долей скепсиса и сарказма к такому решению. Я слышал много шуток про то что это будет Intel GMA в корпусе титана, и что это бессмысленное решение так как Nvidia и AMD полностью контролируют рынок GPU. Но я был совершенно другого мнения на этот счёт, и вот мой список почему у Intel есть все шансы побороться за кусок пирога.

И первым пунктом будет тот факт, что Intel это более крупная компания чем Nvidia и AMD, даже будучи вместе взятыми, и в отличии от конкурентов Intel обладает собственными производственными мощностями. Это кажется нелепостью, но это факт, У Nvidia и AMD есть только лаборатории по разработке CPU и GPU, но производят свои чипы они силами сторонних компаний, в том числе пользуются заводами Intel. Собственное производство даёт Intel немалое преимущество в себестоимости видеокарт а таке же более надёжный контроль качества, что может стать решающим фактором для тех кто не может себе позволить топовые графические решения.

Вторым пунктом в списке будет то, что Intel не новичок на рынке графических процессоров, и первую дискретную видеокарту Intel i740 произвела в далеком 1998 году. Тогда на рынке видеокарт было не протолкнутся, 3dfx со своими видеокартами Voodoo правили балом, титаны чипостроения, Matrox и Ati которые тогда делали видеочипы для приставок и игровых автоматов, тоже пробивались на рынок ПК, после успехов 3dfx. Однако последнии были не единственным наглым выскочкой и новичком на этом поприще, малоизвестная, основанная всего на год раньше чем 3dfx компания Nvidia тоже сделала ставку на графические процессоры для настольных компьютеров. Итоги этого противостояния нам известны, но Intel не признала тогда за собой поражения, и лишь временно ушла в подполье производя маломощные интегрированные графические решения и совершенствуя свои технологии.

Третий пункт Intel почти во всём первая. Конечно Intel не изобрели GPU, и уж тем более тот факт что Nvidia первая сделала видеокарту для IBM PC отрицать нельзя, но вот в плане внедрения новых технологий, последние лет 10 Intel была первой. Аппаратная поддержка DirectX 10, 11 и 12 в встроенных видеокартах Intel появилась минимум на пол года раньше чем у конкурентов. Тоже самое можно сказать про Vulkan API, OpenGL 3, OpenGL 4 и OpenCL. И это только короткий список в интересующем нас срезе, Intel всегда пытается предугадать новые веяния и быть готовой удовлетворить даже самый экзотичный запрос.

Пункт четвертый, агрессивная политика переманивания кадров. Бум параллельных вычислений (CPU+GPU), вылившийся из него бум криптомайнига и текущий бум на использование GPU в ИИ технологиях принесло огромные деньги AMD и Nvidia, оставив Intel конкретно в пролёте. Прибыли полученные таким образом позволили AMD вернутся на рынок серверных процессоров, а также впервые за 17 лет вновь бороться с Intel на равных на рынке процессоров для настольных компьютеров. На всё это Intel ответила тем, что переманила у AMD ведущего специалистов в области GPU, бывшего главу Radeon Technologies Group и “автора” графической архитектуры Vega Раджу Кодури (Raja Koduri). Вслед за ним вернула в свой стан Тома Форсайта (Tom Forsyth) участвовавшего в работе над графическим ускорителем Larrabee. Не забыла Intel и о успешных маркетологах, Крис Хук (Chris Hook) бывший директор по маркетингу в Radeon Technologies Group и “Гуру маркетинга” Даррен Макфи (Darren McPhee). И завершает эту команду не без известный Джим Келлер (Jim Keller), инженер микропроцессоров автор микроархитектур AMD K7, K8, Zen, процессоров Apple A4 и A5, а также бывший вице президент Autopilot Hardware Engineering в Tesla Motors.

Возможно самый весомый, пятый пункт, эксклюзивные технологии Intel и их партнёров. Как любая огромная корпорация, Intel работает и преуспевает во многих областях и имеет свои эксклюзивные плюшки. Так же Intel тесно сотрудничает с другими лидерами рынка, такими как например компания Micron Technology производителя чипов памяти DRAM NAND 3D Xpoint. Одна из возможных технологий, которая возможно будет в видеокартах Intel это Optane memory, небольшой, к примеру в двукратном объеме от видеопамяти кэширующий ssd. Такой союз позволит обходить проблему долгих загрузок в современных играх, а также хранить текстуры в несжатом виде прямиком на видеокарте что избавит от лишних обращений к диску и это только самые очевидные варианты использования. Также возможно Intel применит в своих видеокартах память стандарта HMC (Hybrid Memory Cube) многослойная оперативная память высокой пропускной способности, конкурент HBM (High Bandwidth Memory) от AMD и Hynix. Ну и на сладенькое ходят слухи что intel планирует использовать технологию EMIB (Embedded Multi-Die Interconnect Bridge),
Которая позволяет объединить несколько самостоятельных процессоров в единый процессорный юнит, использующий единую шину памяти. Данный подход кардинально отличается от класический двухпроцессорных видеокарт, которые по сути своей являются двумя видеокартами на одном текстолите и объединенные SLI мостом, и схож с тем что используется AMD в процессорах Ryzen Threadripper который является сдвоенным\счетверённым Zen.

И заключительный, шестой пункт, вакуум на рынке видеокарт после бума крипто майнинга. Если бум параллельных вычислений и бум на использование технологий GPU в ИИ никак не затронул обычного потребителя, то бум майнинга ударил по обычному потребителю десктопных видеокарт, геймеру. Крипто бум заставил производителей видеокарт отвлечься от усовершенствования собственных технологий, и сконцентрироваться на увеличении объемов производства пытаясь утолить недюжинный спрос на видеокарты. Отсюда “конские” цены на видеокарты среднего звена, неравномерная ценовая градация, и слабый прогресс NexGen видеокарт относительно PastGen’a. Не известно как насколько кардинально изменится ситуация к 2020 году, когда Intel планирует выпустить свои видеокарты, но именно на заполнение появившихся и освободившихся ниш нацелена Intel, укреплением на них и уже после изменение соотношения сил на рынке GPU.

Подведем итог, и попробуем “сыграть в Нострадамуса”. Решение интел освоить рынок видеокарты был не с бухты-барахты. Это было явно осознанное стратегическое решение с конкретными намерениями откусить хотя-бы кусок от тех сверхприбылей AMD и Nvidia которые они заработали в последние годы. Удастся ли им это? Не думаю что с первого раза, возможно даже не со второго но с теми намерениями к третьей попытки Intel 100% смогут занять твёрдую позицию. Я предполагаю что “первое” поколение едва покроет затраты на свою разработку и производство поможет Intel понять свои сильные и слабые стороны относительно конкурентов и уже дальнейшие поколения разойдутся в действительно широкие массы. Какими я вижу видеокарты intel? Ну, наверное очень технологичную в плане свистелок-перделок и эксклюзивных технологий, наверняка с многослойной памятью и очень простым GPU который с подъёмом в модельном ряде будет представлен в дуо, квадро, гекса и возможно даже окта варианте. По ценовому диапазону думаю Intel постарается занять свою позицию между AMD и Nvidia при этом в плане производительности постарается перегнать обоих, что явно с первого раза не получится. Стоит ли ждать и покупать видеокарты Intel? Если вы готовы к экспериментам то да, если нет то лучше оставайтесь на том, на чём привыкли. Жду ли я? Жду, но не сами видеокарты, а изменения рынка которые непременно за ними последуют. на этом всё, надеюсь статья была для вас хоть капельку полезной и интересной


Лучшие комментарии

Xpoint тоже не из дешевых, сама интел говорила, что если и ставить их память как оперативную, только в случае моделирования огромной задачи для ученых, латентность всё равно СЛИШКОМ ВЫСОКА, что бы использовать её как On Board память. А использовать её как кэш солюшен слишком дорого и бесполезно ибо у тебя игра будет быстрее текстуры стримить только если нужно их 2й раз загрузить(НЕ ДЛЯ НОВЫХ АССЕТОВ, А ИМЕННО ЗАГРУЗИТЬ В ТЕКСТУРНУЮ ПАМЯТЬ ЕЩЕ РАЗ). Да и посмотри сравнение с тем же Samsung 970 Pro, скорости равные, латентность ниже, но не настолько низкая что бы использовать как дешевую альтернативу текстурной памяти, да и текстурная память будет быстрее, чем оптейн.
Автор Жжет напалмом, АНАЛитика высосана из пальца. Бум параллельных вычислений GPU+CPU… Если ты про бум который с 2008 года, то он уже давно идет, почти все пользовательские приложения используют и ЦП и ГП(привет браузерам и видеоплеерам, а также в некоторых случаях и аудиоплеерам). А в кластерах такое уже давно. Оптейн давно не только Кэш солюшн, да и какая разница если все текстуры по PCI-E линии грузятся, хоть у тебя будет оптейн, в играх от этого ускорения загрузок не будет, а ставить его как кэш видеокарты не выгодно, если это будет медленней текстурной памяти и его кэша. У оптейна латентность даже не уровня L3, максимум к L4 приблизились, хотя и L4 был не особо нужен в тех же серверных.
Ты понимаешь что суть оптейна не в этом. Это ССД с низкой латентностью, почему остальные производители ССДшник не распаивают на видяхах для подгрузки текстур?
Тогда почему мы всё еще сидим на DDR4 ОЗУ, а не GDDR5 или HBM? Раз процесс физический тот же? Или почему видюхи на DDR4 (привет 1030) В РАЗЫ МЕДЛЕННЕЙ чем GDDR5 если физический процесс тот же? Ты не заметил что ты упускаешь такую вещь как архетиктура памяти?

Насчет долговечности тоже такое себе утверждение, Z-Nand от Samsung который намерен конкурировать с оптейном в нише имеет ТОЧНО ТАКУЮ ЖЕ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ.

«The existing enterprise Optane SSD DC P4800X initially launched with a write endurance rating of 30 drive writes per day (DWPD) for three years, and when it hit widespread availability Intel extended that to 30 DWPD for five years. Intel is now preparing to introduce new Optane SSDs with a 60 DWPD rating, still based on first-generation 3D XPoint memory. Another endurance rating increase isn't too surprising: Intel has been accumulating real-world reliability information about their 3D XPoint memory and they have been under some pressure from competition like Samsung's Z-NAND that also offers 30 DWPD with a more conventional flash-based memory.» © Anandtech.com

Вау интел повысят в следущем продукте живучесть АЖ В 2 РАЗА на ТОМ ЖЕ ПОКОЛЕНИИ. А знаешь почему? Потому что контроллер изменят, память по другому будет работать, тоже самое может сделать самсунг.

Насчет памяти на борту цитата человека который посчитал какая по сути пропускная способность памяти:
So, just in raw numbers, these seems like it has a long way to go. Correct me if I'm wrong, but we're looking at atenth the bandwidth and athousand times the latency, based on the best case scenario of 2.5GB/s and 20μs.

Still, I'm sure there will be an improvement over going out to disk for some workloads, even if the performance of the actual XPoint chips isn't improved over NVMe drives or the like.
Вот нахуя ставить такую память которая БЛЯТЬ МЕДЛЕННЕЙ ОПЕРАТИВНОЙ в 10 раз и с задержками в 1000 раз выше чем у DDR4, а та же GDDR5 еще быстрее DDR4.Даже как Кэш не годится с такой скоростью, т.к. с 2.5 GB/s не выше стандарта PCI-E 3.0 16x который используется видяхой для стриминга инфы. Если тебе интересно и ты хочешь опровергнуть, посчитай сам задержки и пропускную способность GDDR5 с X-Point. Смысла даже в виде КЭШа нет.
Нус, это официальные названия всех этих событий, я конечно мог бы с этим чё-нибудь сделать, но предпочитаю использовать «официальную» терминологию.
Автор Жжет напалмом, АНАЛитика высосана из пальца
Автор Жжет напалмом, АНАЛитика высосана из пальца
в названии написано что тут просто пара мыслей, аналитика лишь поверхностна.

Оптейн давно не только Кэш солюшн, да и какая разница если все текстуры по PCI-E линии грузятся
Разница в сокращении запросов к диску, это решит проблему подгрузки тектур в играх, когда с начало видишь мыло а потом уже чёткую 4к текстуру.

Если ты про бум который с 2008 года
Я описывал цепь событий начавшаяся с этого бума, которая не мало повлияла на текущее состояние.
Если так. то это название бренда под которой скрывается технология памяти 3D Xpoint изначально разработанная чтобы быть эдакой серединой между DRAM и NAND\NOR. А как использовать память определяется сугубо программными методами. Optane не равно SSD. DRAM память дорогая, хранить текстуры что не поместились в видеопамять в оперативной памяти компьютера довольно затратно, и не всегда надёжно, запусти java или хром и высока вероятность что текстуры дропнутся в своп\подкачу, а то и вообще в null. в RealTime вычислениях важна каждая наносекунда и любой слой памяти ближе жесткого диска никогда не будет лишним.
Забыл добавить, текстурная память != оперативная память, если что там и кэшируется она по другому, НЕ ПРОГРАММНО, А АППАРАТНО. Там память устроена так, что бы хранить матрицы вершин.
Samsung 970 Pro использует 3D NAND, А NAND не долговечен. 3D Xpoint всё равно стоит в 3 раза дешевле чем даже самая дешевая DRAM память, Не важно GDDR6 \ GDDR5 \ DDR4 \ DDR3.

НЕ ПРОГРАММНО, А АППАРАТНО
Аппаратно любая память отличается лишь тем каким ФИЗИЧЕСКИМ процессом мы в ячейку памяти записываем бит, всё остальное это низкоуровневое программирование.
Читай также